Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста (буклет)
Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе различных видов художественной деятельности. В буклете раскрываются: цели, задачи, приёмы, а так же игры и упражнения по развитие творческих способностей детей; рекомендации для педагогов и родителей; игровые образовательные ситуации.
Материалы подготовил(а): Юдина Валентина Николаевна.
Библиотека материалов Дум Думыча
РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ
Для развития творческих способностей дошкольников необходимо создать условия:
Подготовить необходимые материалы для творчества и найти время для игры с ними.
Вызвать желание у ребенка проявлять инициативу, развивать интерес к окружающему миру.
Проявлять терпение к неожиданным идеям и решениям.
Поддерживать ребёнка, когда он находится в процессе творческого поиска.
Проявлять интерес к совместной продуктивной деятельности и экспериментированию с художественными материалами.
Проявлять симпатию к попыткам ребёнка выразить свои впечатления в продуктивной деятельности и желанию сделать ее понятной для окружающих
ВЫВОД
Целенаправленная продуктивная художественно- творческая деятельность способствует развитию творческих способностей дошкольников. Использование наряду с традиционными нетрадиционных приемов художественной деятельности стимулируют творческую активность, мышление, воображение, «погружают» ребенка в атмосферу творчества.
Роль педагога, во-первых: сформировать способность СМОТРЕТЬ и ВИДЕТЬ; ЧУВСТВОВАТЬ, ПОЗНАВАТЬ, ТВОРИТЬ; вооружить детей умениями (что можно сделать, из чего, с помощью каких материалов и оборудования);
во-вторых: вовлечь родителей в активную совместную деятельность.
Только так у ребёнка возникнет желание проявлять творчество в самостоятельной продуктивной деятельности.
Художественная деятельность –это вид культурной практики, который может быть организован в форме совместной практической деятельности взрослого с детьми, где взрослый является не только самым умным и самым знающим, но и самым творческим участником, каждый раз по –новому выполняет знакомые детям задания.
Свою деятельность осуществляю
через создание игровых образовательных ситуаций,
на одних - дети погружаются в мир
красоты, открывают для себя красоту окружающего мира, природы, предметов искусства, знакомятся с жанрами искусства (портрет, натюрморт, пейзаж) например «Мир натюрморта», «Секреты художника портретиста», «Как цвет помогает понять настроение картины?»;
на других – осваивают новые способы действий с материалами, экспериментировали с цветом, с
разными фактурами «Можно ли рисовать без красок?», «Как слепить бусы из муки?».
Игровые образовательные ситуации состоят из трех частей:
чтобы заинтересовать совместной деятельностью детей в первой части провожу
постановку игровой проблемы, игровой
мотивации (кому-нибудь помочь, исправить чьи – то ошибки).
Во второй части происходит обогащение детского творческого опыта. Вместе с детьми мы рассматриваем произведение искусства и обсуждаем его, или активизирую детскую деятельность на создание какого–либо продукта детского творчества.
В третьей части обобщаю полученный опыт, обыгрываем ситуацию и она плавно перетекает в игру. Вместе с детьми мы отправляемся в путешествие или сказку, по дороге выполняя творческие задания, помогая персонажам
Муниципальное образовательное автономное учреждение СОШ № 24г. Орска (дошкольные группы корпус №4)
ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ
Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе различных видов художественной деятельности
Автор-составитель:
Юдина Валентина Николаевна
Воспитатель 1 категории
Орск, 2020г.
ЦЕЛЬ РАБОТЫ
Создание условий для развития художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе продуктивной деятельности, нацелить детей на деятельность творческую, оригинальную связанную прежде всего с воображением.
ЗАДАЧИ
Знакомить с художественными особенностями и конструктивными возможностями различных материалов .
Упражнять в преобразовании материалов в различные конструкции (складывание, сминание , формовка, соединение нескольких образов в одно целое и др .).
Содействовать освоению базовых и нетрадиционных техник рисования, лепки, художественного конструирования и труда .
Развивать художественное восприятие, наглядно- образное мышление, творческое воображение и художественный вкус.
Поддерживать проявления инициативности, индивидуальности, рефлексии .
Активизировать творческие проявления в процессе собственной продуктивной деятельности в ходе создания выразительного оригинального образа .
Воспитывать уверенность, самостоятельность, инициативность в продуктивной художественной деятельности .
Вовлекать родителей в совместную творческую деятельность, повышать их педагогическую компетентность в области художественно-эстетического развития детей.
ПРИЁМЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ
Для активизации творческого воображения и мышления использую следующие приемы:
Приемы ТРИЗ-технологий, например даю детям задание нарисовать рисунок по фантазийным темам «Пейзаж – пойди туда, не знаю куда», «Портрет пришельца»; рисование по необычным словам, которые придумывают сами дети, «Снегоеды», «Зайцемух»;рисование и лепка по ассоциативным темам «Грусть», «Злость», Радость»
Экспериментирование с изобразительными материалами и техниками.
Это игры–опыты по смешиванию цветов, опыты с фактурными отпечатками, опыты с бумагой, рисование молоком, соком овощей и фруктов.
Использование нетрадиционных техник изображения, которые стимулируют творчество, вызывают интересные ассоциации.
В рисовании: ладонная и пальцевая техники, гратаж, кляксография, ниткография, монотипия, рисование акварелью по мокрому листу, печатание штампами,листьями.
В лепке: соленое тесто, бумажной массы, фольги, репейника.
В ручном труде: сочетание разных по фактуре материалов (ваты, бумаги, салфеток, природных материалов, соленое тесто);использование пищевых продуктов (круп, макаронных изделий, яичной скорлупы, окрашенного песка и других материалов
ИГРЕ И УПРАЖНЕНИЯ ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ
Упражнения и игры, способствующие освоению детьми свойств изобразительных материалов и правил использования инструментов;
Игры разработанные психологом В.В.Степановой типа «Дорисуй» и другие игры для развития воображения, фантазии и творческих способностей.
Игры на развитие мелкой моторики (пальчиковые игры), игровые упражнения на развитие умений создавать простые формы (игровые ситуации «Наматывание нитки на клубок», «Лепим колобки »);
Упражнения, способствующие развитию умений связывать элементы рисунка (мазки, линии, штрихи) с предметами окружения
Использование приемов сотворчества (дети выполняют рисунок на подготовленном воспитателем силуэте, дорисовывают элементы) и создания коллективных композиций;
Применение нетрадиционных техник и материалов: рисование ладошками, пальцами, штампами, аппликация обрывками цветной бумаги и дорисовка, наклеивание ватных шариков, ниток, толченой скорлупы, лепка из разноцветного теста с нанесением рисунка штампами или последующим раскрашиванием ;
Игры и упражнения, способствующие формированию сенсорного опыта детей: тактильное и зрительное обследование предметов и игрушек; - Рассматривание привлекательных игрушек, предметов быта ;
Материалы подготовил(а): воспитатель Юдина Валентина Николаевна
Мне нравится | 0