Главная / Библиотека / ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

РЕАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ»

В соответствии с требованиями ФГОС ДО речь является одной из главных линий развития ребенка. Благодаря речи ребенок формирует убеждения и взгляды, познает мир, в который приходит. Именно речь помогает ребенку понимать других людей и взаимодействовать с ними.
В дошкольном возрасте расширяется круг общения детей. Становясь более самостоятельными, дети выходят за рамки узкосемейных связей и начинают общаться с более широким кругом людей, особенно со сверстниками. Расширение круга общения требует от ребенка полноценного овладения средствами общения, основным из которых является речь. Высокие требования к развитию речи предъявляет и усложняющаяся деятельность ребенка.

Библиотека материалов Дум Думыча

Главной целью логопедического воздействия в рамках комбинированной группы, включающей детей с ОВЗ (в частности детей с ТНР), является создание системы оптимальных условий, обеспечивающих максимально возможную коррекцию речи детей с ОВЗ с учетом особенностей, возможностей и потребностей каждого ребенка. [Васильева, В.С.]

Эффективность коррекционно-развивающей работы во многом зависит от преемственности в работе учителя логопеда и других специалистов. И прежде всего – учителя-логопеда и воспитателей. Реализация принципа комплексности способствует более высоким темпам общего и речевого развития детей. В основе слаженной работы учителя-логопеда и воспитателей лежат следующие принципы [Васильева, В.С.]:

  • принцип комплексного подхода к организации коррекционно-педагогического процесса;

  • принцип единства диагностики и непосредственного коррекционно-педагогического процесса;

  • принцип сотрудничества между учителем-логопедом, воспитателями и детьми;

  • принцип учёта интересов всех участников коррекционно-педагогического процесса;

  • принцип дифференцированного подхода к логопатам в процессе воспитания у них правильной речи.

Должностные обязанности воспитателя группы комбинированной направленности для детей с ТНР[Васильева, В.С.]:

  1. Создавать коррекционную предметно-пространственную развивающую образовательную среду для преодоления отклонений в развитии воспитанников группы комбинированной направленности для детей с ТНР.

  2. Проводить обследование познавательной, коммуникативной, изобразительной и других видов деятельности и устанавливает их соответствия данной возрастной группе.

  3. Проводить мониторинг усвоения содержания адаптированной образовательной программы дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи.

  4. Планировать и проводить с воспитанниками группы ТНР:

  • образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности;

  • образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов;

  • самостоятельную деятельность детей;

  • участие по заданию учителя-логопеда в реализации коррекционных мероприятий, обеспечивающих коррекцию речи с учетом возрастных и психофизиологических особенностей воспитанников группы.

  1. Проводить систематический контроль за речью детей при осуществлении непосредственно образовательной деятельности, в ходе режимных моментов и самостоятельной деятельности детей.

  1. Вести необходимую документацию по планированию и проведению с воспитанниками группы с ТНР: образовательной деятельности, осуществляемой в процессе организации различных видов детской деятельности, в ходе режимных моментов, самостоятельной деятельности; коррекционных мероприятий (по заданию учителя-логопеда), обеспечивающих коррекцию речи, с учетом возрастных и психофизиологических особенностей воспитанников группы.

  1. Взаимодействовать с педагогическими работниками ДОУ, родителями (законными представителями) воспитанников группы комбинированной направленности по вопросам реализации адаптированной образовательной программы дошкольного образования для детей с ТНР.

  1. Вовлекать в коррекционную работу родителей (законных представителей) воспитанников группы ТНР. Обеспечивать заинтересованность в ее результативности.

  1. Подготавливать ежегодный отчет о результативности усвоения содержания адаптированной образовательной программы дошкольного образования воспитанниками группы для детей с ТНР.

Специфика работы воспитателя в группе комбинированной направленности для детей с ТНР заключается в том, что воспитатель организует и проводит занятия по заданию учителя-логопеда. [Васильева, В.С.]

Вся коррекционно-воспитательная работа в группе проводится как в специальном обучении, так и в свободной от занятий деятельности. Воспитатель, зная содержание не только тех разделов программы, по которым он, непосредственно, проводит занятия, но и тех, которые проводит учитель-логопед, обеспечивает необходимое закрепление материала в разных видах деятельности детей: во всех режимных моментах, на прогулке, в индивидуальном и групповом общении детей, при ознакомлении с художественной литературой, в игровой деятельности.

Ежедневно воспитатели выполняют рекомендации учителя-логопеда по коррекции речевых и неречевых нарушений с каждым ребенком. Это так называемый логопедический или коррекционный час. Продолжительность коррекционного часа 20–30 минут.

Традиционно коррекционный час делится на две части: – коллективные формы работы по изучаемой лексической теме, включающие дидактические игры на пополнение и активизацию словаря; отработку отдельных грамматических категорий, развитие внимания, памяти, мышления, воображения; совершенствование мелкой моторики, координации речи и движений (логоритмики);

Индивидуальные формы работы по заданию логопеда.

Коррекционно-развивающая деятельность в индивидуальной форме проводится воспитателем, как в первой, так и во второй половине дня. Воспитатель занимается индивидуально с теми детьми, фамилии которых логопед записал в специальной тетради для вечерних занятий. Тетрадь (журнал) взаимосвязи учителя-логопеда и воспитателей является обязательной документацией и заполняется ежедневно. В эту тетрадь (журнал) логопед записывает воспитателю задания для логопедической работы с отдельными детьми (от 1 до 3 человек). Например, отдельные артикуляционные упражнения, разбор специально подобранных учителем-логопедом предметных и сюжетных картинок, повторение текстов и стихотворений, отработанных ранее с учителем-логопедом. Можно включать различные варианты упражнений по развитию памяти, внимания, различению звуков, формированию лексико грамматических средств языка. Все виды заданий должны быть знакомы детям и подробно объяснены воспитателям. В графе учета воспитатель отмечает, как усвоен материал детьми, у кого и в связи с чем возникли трудности.

Занимаясь с ребенком автоматизацией звуков, воспитатель обязан помнить, что проговаривание всего фонетического материала должно происходить с обязательным выделением закрепляемого звука голосом – произносить утрированно. Воспитатель не должен пропустить ни одной фонетической, лексической или грамматической ошибки в речи ребенка. Занятие может быть продолжено лишь после того, как ребенок все скажет правильно. Весь речевой материал воспитатель обязательно должен проговаривать громко, четко, медленно, выразительно и добиваться того же от ребенка.

Эффективность коррекционной работы учителя логопеда зависит от умения воспитателей слышать и дифференцировать дефектно произносимый звук от чистого, от умения вслушиваться в речь детей, своевременно ее поправлять, напоминать ребенку правильную артикуляцию поставленного логопедом звука. В игровой и занимательной форме воспитатель проводит логопедический час, логопедические пятиминутки по автоматизации звука, учитывая рекомендации учителя-логопеда, поощряет стремление и желание ребенка произносить звук чисто.

Особое внимание воспитателя обращено на детей с поздним началом речевой деятельности, имеющих отягченный анамнез, отличающихся психофизиологической незрелостью.

Воспитатели принимают активное участие в создании коррекционной предметно-пространственной развивающей образовательной среды в группе, учитывая рекомендации учителя-логопеда. Он советует, какие дидактические игры и упражнения использовать на данном этапе. Только тесная взаимосвязь в работе позволяет добиваться положительных результатов в коррекции речи дошкольников.

Учителю-логопеду необходимо не только научить воспитателей, как работать с каждым ребенком, но и контролировать выполнение своих рекомендаций. Тетрадь взаимосвязи, куда учитель-логопед заносит свои задания, заполняется минимум один раз в неделю. Содержание работы раскрывается по трем разделам:

  • логопедические пятиминутки;

  • игры и упражнения;

  • коррекционно-развивающая деятельность в индивидуальной форме.

Логопедические пятиминутки могут быть использованы воспитателями в разных ситуациях и различных видах деятельности. Пятиминутки должны быть достаточно короткими, не следует их превращать в долгий процесс. Проводить их следует в игровой и занимательной форме на хорошем эмоциональном фоне. Пятиминутки должны соответствовать изучаемой на неделе лексической теме и способствовать развитию всех компонентов речи у детей. Учитель-логопед в свою очередь должен указать цели, задачи, которые преследуются при выполнении каждого задания, и дать подробное их описание.

Игры и упражнения, рекомендуемые учителем логопедом, могут проводиться воспитателями во второй половине дня или использоваться во время динамических пауз.

Учитывая, что у педагогов есть картотеки игр, упражнений на развитие зрительного и слухового внимания (памяти), мелкой моторики, упражнений на развитие координации речи с движением, и каждая карточка в картотеке имеет свой номер, логопеду достаточно указать номер карточки. Это облегчает учителю-логопеду написание ежедневных заданий для воспитателей.

Учитель-логопед наблюдает за работой воспитателя с детьми, отмечая положительные моменты, а также анализирует те виды работы, которые были неудачными и не дали ожидаемого результата. Такие посещения показывают учителю-логопеду полную картину коррекционно развивающей работы, расширяется представление воспитателей о коррекционной работе, они овладевают приема-

ми, методиками, технологиями обучения, которыми владеет специалист.

Вместе с воспитателем в группе постоянно находится помощник воспитателя, который участвует в организации режимных процессов, а также занимает меньшую часть детей, пока воспитатель занят с большинством.

Дети, не имеющие задания учителя-логопеда, заняты настольно-печатными играми, играми по формированию мелкой моторики рук (мозаики, пазлы), логопедическими раскрасками, свободным рисованием, лепкой, конструированием, т.е. теми видами деятельности, которые не требуют в данный момент участия воспитателя.

Воспитатель группы комбинированной направленности для детей с ТНР не должен:

  1. Торопить ребёнка с ответом.

  2. Перебивать речь и грубо одёргивать, а тактично показать образец правильной речи.

  3. Заставлять ребёнка произносить фразу, насыщенную ещё не поставленными у него звуками.

  4. Давать заучивать тексты и стихи, которые ребёнок ещё не может произносить.

Необходимо:

  • постоянно следить за речью детей, воспитывать критическое отношение к своей речи;

  • если звуки поставлены, требовать только правильных ответов, правильной артикуляции.

Речь воспитателя группы для детей с ТНР [Васильева, В.С.]

Речь воспитателя, постоянно находящегося в поле зрения ребенка с речевыми нарушениями, является важным источником, из которого дети черпают образец родного языка, культуры речи. В речи воспитателей не должно быть следующих недостатков:

  1. Нечеткое артикулирование звуков в процессе речи.

  2. Побуквенное произнесение слов, когда слова произносятся не так, как пишутся («что» вместо [што], «его» вместо [ево]).

  3. Произнесение слов с акцентом или характерными особенностями местного говора.

  4. Неправильное ударение в словах.

  5. Монотонная речь, при которой у детей резко снижается интерес к содержанию высказывания.

  6. Ускоренный темп речи, что очень затрудняет понимание речи детьми.

  7. Многословие, наслоение лишних фраз, деталей.

  8. Насыщение речи сложными грамматическими конструкциями, оборотами.

  9. Использование просторечий и диалектизмов.

  10. Частое неоправданное употребление слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами («Катенька, убери чашечку со столика!»).

  11. Засоренность речи словами-паразитами (ну, вот, так сказать и т. д.).

  12. Копирование речи малышей, «сюсюканье».

Взаимодействие с участниками образовательного процесса [Васильева, В.С.]

Комплексный и системный подход к решению пролем, связанных с речевыми нарушениями у дошкольников, является основой для взаимодействия специалистов. Современный взгляд на проблему помощи детям с ТНР предполагает именно целостный комплекс организации психолого-педагогической работы всеми специалистами междисциплинарного взаимодействия.

Совместная деятельность с воспитателями

Эффективность коррекционно-развивающей работы определяется четкой организацией жизни детей в период их пребывания в детском саду, правильным распределением нагрузки в течение дня и преемственностью в работе учителя-логопеда и воспитателя, обеспечение единства их требований при выполнении основных задач программного обучения.

В целом логопедическая работа содержит два вида преемственной взаимосвязи учителя-логопеда и педагогов: в развитии (коррекции) речи и в развитии (коррекции) неречевых психических процессов и функций.

Здесь важно учитывать, что основную работу по формированию правильных первичных речевых навыков проводит учитель-логопед, а воспитатели включаются в нее на этапе закрепления уже в определенной степени сформированных речевых автоматизмов. В то же время воспитатели берут на себя ведущую роль в процессе формирования неречевых психических процессов и расширения кругозора детей, обеспечивают условия для сохранения и поддержания их нравственного и физического благополучия. Без этой взаимосвязи невозможно добиться необходимой коррекционной направленности образовательновоспитательного процесса и построения индивидуального коррекционного образовательного маршрута, преодоления речевой недостаточности и трудностей социальной адаптации детей.

Для удобства работы разрабатываются:

  1. Перспективный план взаимодействия со специалистами.

  2. Тетради взаимосвязи с воспитателями групп комбинированной направленности для организации коррекционно-развивающей работы во второй половине дня.

  3. Звуковой экран, в котором отображают этапы работы над звуками речи у каждого ребенка.

В работе учителя-логопеда и воспитателя есть общая цель: сформировать правильную речь у детей как полнценное средство общения, необходимое для общего развития ребёнка.

Таким образом, успех коррекционно-воспитательной работы в группе комбинированной направленности для детей с ТНР определяется строгой, продуманной системой, суть которой заключается в логопедизации всего учебновоспитательного процесса, всей жизни и деятельности детей. Единственный путь осуществления логопедизации – это тесное взаимодействие логопеда и воспитателя (при разных функциональных задачах и методах коррекционной работы).

Материалы подготовил(а): воспитатель Пугачёва Ольга Александровна

Скачать

Чтобы добавить отзыв, войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь на сайте – легко и быстро.

Регистрация

Обратная связь

ОБЖ и ЗОЖ

Тесты окр мир 2-4 класс

написать письмо

Отправить нам сообщение