Главная | Конкурсы и олимпиады Подать заявку, скачать задания, внести ответы, скачать награды с подарками |
Правила участия |
Задания онлайн |
Библиотека | Календарь событий |
Контакты |
Скачивание сейчас станет доступно...
А пока, в помощь коллегам, поделитесь материалом в социальных сетях.
Спасибо! :)
Оплата сейчас станет доступна...
А пока, в помощь коллегам, поделитесь материалом в социальных сетях.
Спасибо! :)
Скачивание сейчас начнется...
Не забудьте поделиться материалом в социальных сетях с Вашими коллегами
<
ВСЕ РАЗДЕЛЫ БИБЛИОТЕКИ
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР
МАТЕМАТИКА
РУССКИЙ ЯЗЫК
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ
МУЗЫКА
ИНФОРМАТИКА
ТЕХНОЛОГИЯ
ЗОЖ и ОБЖ
ИЗО
ФИЗКУЛЬТУРА
АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
ПДД
НЕМЕЦКИЙ ЯЗЫК
СПЕЦИАЛЬНОЕ (КОРРЕКЦИОННОЕ) ОБРАЗОВАНИЕ
ПСИХОЛОГИЯ И СОЦ. ПЕДАГОГИКА
ВНЕКЛАССНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ
АВТОРСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДУМ ДУМЫЧА
ВСЕ РАЗДЕЛЫ БИБЛИОТЕКИ
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР
МАТЕМАТИКА
РУССКИЙ ЯЗЫК
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ
МУЗЫКА
ИНФОРМАТИКА
ТЕХНОЛОГИЯ
ЗОЖ и ОБЖ
ИЗО
ФИЗКУЛЬТУРА
АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
ПДД
НЕМЕЦКИЙ ЯЗЫК
СПЕЦИАЛЬНОЕ (КОРРЕКЦИОННОЕ) ОБРАЗОВАНИЕ
ПСИХОЛОГИЯ И СОЦ. ПЕДАГОГИКА
ВНЕКЛАССНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ
АВТОРСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДУМ ДУМЫЧА
Осуществление комплексного подхода к нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников;воспитание у детей интереса, уважения к истории, культуре, языку русского народа.
Библиотека материалов Дум Думыча
Рекомендации по организации
краеведческой комнаты (мини-музея) в ДОУ.
В России всегда большое внимание уделялось приобщению детей к народной культуре, формированию у них патриотических чувств. Почему так важно с самого детства воспитывать в человеке патриотические чувства? Потому что чем раньше ребенок почувствует свою общность с Родиной, с ее культурой и историей, тем быстрее он научится чтить память о своих предках, тем охотнее будет обращаться в дальнейшем к опыту и знаниям людей, живших много лет назад. В настоящее время жители самых разных регионов нашей страны проявляют все больший интерес к традициям, истории, культуре своей малой родины. В дошкольных образовательных учреждениях решаются задачи по раннему приобщению детей к национальной культуре, познанию её прошлого. В любых предметах быта и трудовой деятельности, в костюмах и фольклорных произведениях ярко проявляется душа народа, его образ жизни. Но как у маленького ребенка развить интерес к истории родной страны? Главное - сделать процесс ознакомления понятным и увлекательным.
Первое знакомство ребенка с художественным словом начинается с малых фольклорных форм: колыбельных песен, потешек, прибауток, считалок, поговорок, скороговорок, песенок-небылиц. И хотя они состоят из нескольких строк, незатейливых по содержанию и простых по форме, - таят в себе не малые жанровые богатства.
Многое о том, как жили люди в старину, детям могут рассказать книги, мультфильмы, кинофильмы. Но, к сожалению, ни те, ни другие, ни третьи не дают ребенку возможности стать живым участником событий, прикоснуться к старине: ощутить тепло русской печки, ухватом достать из нее горшок, убаюкать в колыбельке малыша, шестом колодца – журавля достать ведро воды, запрячь лошадь в телегу. В игре можно воссоздать обстановку прошлых лет и стать не только наблюдателем, но и участником событий. Младший возраст обладает особой благодатной восприимчивостью. У ребенка интенсивно формируются наглядно-образное мышление, эмоциональность, воображение, развивается речь, психическая жизнь обогащается опытом, возникает способность воспринимать мир и действовать по представлению.
Одна из форм ознакомления детей с родным краем, воспитания любви к нему – организация в детских садах краеведческой комнаты (мини-музеев).
Этапы организации краеведческой комнаты (мини-музея)
Создание краеведческой комнаты – трудоемкая работа, которая состоит из нескольких этапов.
Этап 1 – постановка целей, задач перед коллективом, родителями воспитанников детского сада. Этот этап включает в себя проведение таких мероприятий, как:
Совет педагогов;
Совет администрации;
Педагогический совет;
Консультация;
Общее родительское собрание.
Успех работы будет в целом зависеть от заинтересованности в данной проблеме руководителей, педагогического коллектива и родителей воспитанников. Поэтому на начальном этапе при проведении всех мероприятий важно как можно увлекательней изложить саму идею создания краеведческой комнаты.
Этап 2 – предварительная работа с родителями. В этот период проводятся групповые родительские собрания, консультации и индивидуальные беседы. Именно на этом этапе важно донести до родителей, что их вклад в приобщение детей к национальной культуре не может ограничиваться только помощью в организации краеведческой комнаты. Они должны понимать, что их участие необходимо и в дальнейшей деятельности краеведческой комнаты.
Этап 3 – разработка положения о краеведческой комнате (приложение 1) и издание приказа об организации краеведческой комнаты в ДОУ. На этом этапе рекомендуется назначить ответственного организатора – руководителя краеведческой комнаты.
Этап 4 – выбор помещения. Под краеведческую комнату может быть определен :
Уголок в групповой комнате;
Часть музыкального зала;
Часть педагогического кабинета;
Отдельное помещение.
Какой бы вариант не был выбран, необходимо учитывать количество будущих посетителей и экспонатов.
Этап 5 – сбор экспонатов и регистрация их в каталоге (приложение 2). Для сбора выставочного материала можно устроить экспедиции в сельскую местность или попросить родителей и педагогов принести что-то из своих запасов. Нередки случаи, когда разбираясь на чердаке у бабушки, можно обнаружить старую прялку или настоящую колыбель.
Для успешной работы краеведческой комнаты в отношении экспонатов должны соблюдаться следующие условия:
Систематическое пополнение фонда новыми экспонатами;
Бережное отношение, хранение экспонатов;
Грамотное ведение каталога.
На каждый экспонат можно завести карточку, в которой указывается:
Дата, место приобретения экспоната;
ФИО хозяина;
Краткое описание предназначения предмета.
Этап 6 – оформление краеведческой комнаты, которое требует соблюдение нескольких условий:
Получение соответствующих консультаций у сотрудников местных краеведческих музеев;
Оформление с учетом эстетических норм;
Наличие детской мебели для проведения игр, занятий;
Соблюдение правил безопасности (укрепление демонстрационных стендов, стеллажей, витрин, экспонатов, обеспечение свободного доступа к ним);
Соблюдение санитарно-гигиенических форм.
Этап 7 – разработка тематики и содержания экскурсий и занятий (приложение 3) для ознакомления детей с экспонатами. Темы экскурсий и занятий необходимо составлять соответственно возрасту детей.
Этап 8 – разработка перспективного тематического плана работы в краеведческой комнате (приложение 4 ), в котором предусматривались бы не только занятия с детьми, но и мероприятия для родителей и педагогов, а также проведение различных конкурсов и выставок.
Тогда же составляется график работы краеведческой комнаты, который обязательно должен соответствовать режиму дня воспитанников.
Этап 9 – выбор экскурсоводов. В зависимости от темы экскурсии экскурсоводами могут быть педагоги, старшие дошкольники или родители воспитанников. Дети и родители к каждой определенной экскурсии специально готовятся. Ответственный за организацию работы комнаты должен выполнять функции постоянного музейного педагога-экскурсовода.
Этап 10 – открытие краеведческой комнаты с приглашением сотрудников, детей и их родителей.
После организации и открытия краеведческой комнаты нужно еще раз продумать, как сделать ее работу наиболее эффективной. Здесь можно дать несколько рекомендаций. Так, перед каждым занятием или экскурсией с детьми необходимо предварительно подготовить их к восприятию материала. На занятии или экскурсии непременно будут звучать новые для детей слова и понятия, будет рассказано о различных незнакомых им обрядах и обычаях.
Содержание занятия обязательно должно соответствовать возрасту детей. Правильно подобранный материал будет стимулировать интерес дошкольников, облегчая его запоминание.
Для наилучшего закрепления знаний, полученных в краеведческой комнате, имеет смысл проводить интегрированные занятия по разделам реализуемой программы, т.е. давать возможность детям использовать полученные знания на занятиях по ИЗО, развитию речи, ознакомлению с окружающим миром и т.п. Формы работы с детьми в краеведческой комнате могут быть разыми:
Досуги, праздники, викторины, КВН, посиделки, чаепития;
Встречи с интересными людьми (писателями, поэтами, художниками, композиторами и т.п.);
Выставки работ детей по изобразительной деятельности, ручному труду;
Экскурсии, проводимые детьми подготовительной группы;
Конкурс «Юный экскурсовод»;
Театральные постановки, по мотивам народных сказок с использованием экспонатов краеведческой комнаты - предметов быта и одежды.
Наконец, для того чтобы знания дошкольников не забылись после выпуска из детского сада, рекомендуется создать условия преемственности в работе ДОУ и школы. И здесь, помимо принятия соответствующих соглашений между руководителями образовательных учреждений, можно организовать интересные мероприятия для детей, такие как, например, проведение экскурсий дошкольниками для учеников начальной школы, совместные праздники.
Приложение 1
Положение о краеведческой комнате (мини – музее)
Общие положения
Краеведческая комната (мини-музей) – помещение (место) для размещения тематической коллекции экспонатов (предметов быта, одежды, русского народа, игрушек, фотографий).
Работа, проводимая в краеведческой комнате (мини-музее), взаимосвязана с другими видами деятельности детей дошкольного возраста и осуществляется в соответствии с основной образовательной программой дошкольного образовательного учреждения (далее ДОУ)
Краеведческая комната (мини-музей) комплектуется экспонатами при участии администрации ДОУ, воспитателей, родителей (законных представителей) воспитанников, общественности и спонсоров.
Задачи работы с детьми в краеведческой комнате (мини-музее)
осуществление комплексного подхода к нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников;
воспитание у детей интереса, уважения к истории, культуре, языку русского народа.
Организация работы в краеведческой комнате
Для организации краеведческой комнаты (мини-музея) проводятся следующие мероприятия:
формируется актив сотрудников ДОУ, осуществляющий целенаправленную педагогическую, экспозиционную и культурно-просветительскую работу;
назначается ответственный организатор-руководитель краеведческой комнаты (мини-музея) из числа педагогов;
проводится регистрация собранной коллекции экспонатов в каталоге;
выбирается помещение и оборудование, обеспечивающие сохранность экспонатов и их демонстрацию.
Создание краеведческой комнаты (мини-музея) является результатом творческой работы всех заинтересованных лиц (педагогов, родителей (законных представителей) воспитанников).
Решение об открытии краеведческой комнаты (мини-музее) согласовывается с вышестоящими органами, утверждается приказом заведующего ДОУ.
Организационная деятельность с детьми в краеведческой комнаты (мини-музее) проводится по подгруппам в соответствии с режимом дня и расписанием непосредственно образовательной деятельности.
Обязанности руководителя краеведческой комнаты
Руководство краеведческой комнатой (мини-музеем) осуществляется сотрудником ДОУ – ответственным организатором, назначенным приказом заведующего ДОУ.
Руководитель (ответственный организатор) краеведческой комнаты (мини-музея) обязан:
принимать экспонаты, обеспечивать их сохранность, учитывать в каталоге;
изучать педагогическую , краеведческую, художественно-историческую литературу;
планировать и проводить мероприятия (экскурсии, занятия, беседы, досуги, развлечения и др.) с детьми, педагогами и родителями (законными представителями) воспитанников;
проводить экскурсионно-педагогическую, методическую, просветительскую работу с с детьми, педагогами и родителями (законными представителями) воспитанников;
оказывать содействие педагогам в использовании экспонатов краеведческой комнаты (мини-музея) в образовательном процессе;
принимать активное участие в мероприятиях, проводимых вышестоящими органами управления образованием.
Учет и обеспечение сохранности экспонатов.
Все экспонаты учитываются в каталоге;
В случае прекращения деятельности краеведческой комнаты (мини-музея) вопрос о передаче экспонатов другим лицам или учреждениям решается с заведующим ДОУ;
Экспонаты, переданные в краеведческую комнату (мини-музей) родителями (законными представителями) на время посещения их ребенка детского сада, возвращаются им по запросу по окончании пребывания воспитанника в ДОУ.
Приложение 2
Каталог регистрации экспонатов
краеведческой комнаты (мини-музея)
Экспонат |
ФИО лица, передавшего экспонат |
Год поступления |
Дорожки самотканные |
И.И. Иванова, бабушка воспитанника ДОУ. Привезены из г. Заринска, Алт. края. |
2018 |
Сундук |
И.П. Петров, дедушка воспитанника ДОУ. Привезен из поселка новые Зори, Павловского района. Был закопан в землю, найден с домашней утварью в огороде, при вспашке земли |
2019 |
Примерные темы экскурсий и занятий для детей
в краеведческой комнате (мини-музее)
Приложение 3
Экскурсии и занятия |
Содержание |
Обзорные экскурсии |
Торжественное открытие комнаты (мини-музея). Рассказ об экспонатах по мере их поступления (кто подарил, предназначение, описание, свойства и т.д). Путешествие в прошлое. Лучше нет родного края. |
Игры и игрушки |
Игрушки бабушек и дедушек. Театр старинных кукол. Народные промыслы. Моя любимая игрушка. |
Предметы одежды |
Народный костюм в сравнении с современной одеждой. Откуда рубашка пришла. Бабушкин сундучок. Наше смотрите – свое покажите. Лапти скороходы. Народные узоры на предметах одежды. Изделия, связанные бабушкой. Волшебная шкатулка-рассматривание украшений к одежде. |
Головные уборы |
Женский головной убор. Мужской головной убор. Игра «Сравни старинные головные уборы с современными» |
Обувь |
Лапти- лапоточки. Валенки, валенки- не подшиты, стареньки. В красных сапожках пойду я по дорожке. Современная обувь. |
Предметы быта |
Жилища разных народов. Деревянная посуда в сравнении с современной. Старинная мебель. Инструменты-помощники. Золотые руки дедушки. История о часах. |
Современная продукция наших предприятий |
Продукция, выпускаемая предприятиями нашего города (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь и т.д.) |
Русский фольклор |
Потешки, загадки, заклички, считалки, дразнилки, сказки, драматизация сказки. |
Перспективный тематический план
Работы в краеведческой комнате (мини-музее)
Приложение 4
Месяц |
Занятия с детьми средней группы |
Мероприятия с родителями |
Мероприятия с педагогами |
Выставки, конкурсы |
сентябрь |
1. Экскурсия в краеведческую комнату 2.Рассказ об устройстве русской избы (дома) 3. Утварь деревенского дома 4. Музыкальное занятие |
Экскурсия в краеведческую комнату |
Экскурсия в краеведческую комнату |
- |
октябрь |
1.Что я знаю об Алтайском крае 2. Дидактическая игра «Узнай свой город по фотографии» 3. Барнаул-столица Алтайского края 4.Музыкальное занятие |
Оформление информационной папки «Что рассказать детям об Алтайском крае» |
Подготовка фотографий для дидактической игры |
Выставка семейных фотографий «Мы гуляем по Барнаулу» |
ноябрь |
1.Русская кухня (национальные блюда) 2.Посуда деревянная 3. Посуда глиняная 4.Музыкальное занятие |
- |
|
- |
декабрь |
1.Русский национальный костюм 2. Повседневная одежда русского народа 3.Головные уборы, обувь 4.Музыкальное занятие |
|
|
|
январь |
1. Барнаульский зоопарк 2.Театры Барнаула 3. Музеи Барнаула 4. Музыкальное занятие |
|
|
|
февраль |
1.Русские промыслы 2. Дымковские игрушки 3.Хохламская роспись 4.Музыкальное занятие |
|
|
|
март |
1.Русский фольклор (потешки, колыбельные) 2. Русские народные сказки 3.Русские народные песни 4. Музыкальное занятие |
|
|
Выставка фотографий «Я в зоопарке» |
апрель |
1. Россия –моя страна 2. Символика России (герб, флаг, герб) 3. |
|
|
|
май |
Игры-занятия на территории ДОУ: 1.Деревенский двор 2. Русский хоровод 3. Русские народные игры 4. Музыкальное занятие
|
|
|
|
Материалы подготовил(а): Кузнецова Александра Викторовна
Скачать
Мне нравится | 3
Чтобы добавить отзыв, войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь на сайте – легко и быстро.
Отправить нам сообщение
Проект Думскул всегда открыт для отзывов, комментариев, пожеланий и предложений, которые Вы можете отправить, написав нам вот по этим адресам:
НАМ ВАЖНО ВАШЕ МНЕНИЕ!
Здесь ни одно письмо не остается без ответа!
Вместе с dumschool.ru мы сделаем учебный год интересным, легким, увлекательным!
© 2017-2024, Все права защищены
Проект Думскул всегда открыт для отзывов, комментариев, пожеланий и предложений, которые Вы можете отправить, написав нам вот по этим адресам:
НАМ ВАЖНО ВАШЕ МНЕНИЕ!
Здесь ни одно письмо не остается без ответа!
У нас нет выходных!
Вместе с dumschool.ru мы сделаем учебный год интересным, легким, увлекательным!
© 2017-2024, Все права защищены