Родительское собрание в подготовительной группе «Семья на пороге школьной жизни ребёнка»

👨‍👩‍👧Обсуждение точек зрения родителей, педагогов и учителей на роль семьи в предшкольный период жизни ребенка.
Материалы подготовил(а): Маслякова Светлана Николаевна.

Библиотека материалов Дум Думыча

            Родительское собрание

в подготовительной группе на тему:

                     «СЕМЬЯ НА ПОРОГЕ

     ШКОЛЬНОЙ ЖИЗНИ РЕБЕНКА»

  Маслякова С.Н. Воспитатель МДОУ детский сад № 5

« Дюймовочка»

                                     

Форма проведения: практикум, дискуссия.

Цель: обсуждение точек зрения родителей, педагогов и учителей на роль семьи в предшкольный период жизни ребенка.

                         План проведения.

        

  1. Вступительное слово.

  2. Выступление на тему: «Роль семьи в предшкольный период жизни ребенка».        

  3. Задание «Определение степени беспокойства в связи с приближающимся школьным обучением сына или дочери».

  4. Выбор факторов успешной подготовки и адаптации ребенка  к школе. Диспут.

  5. Выступление психолога школы или учителя начальной школы   «Готовность ребенка к школе».

  6. Анализ стереотипов родительского поведения.

  7. Игровое упражнение «Закончить предложение о том, что значит в вашем понимании «хорошо учиться».

  8. Поиск ответов на вопросы на основе примеров из произведений детских поэтов.

  9. Подведение итогов родительского собрания. Принятие решения.

Ход мероприятия

I.        Подготовительный этап

  1. Приглашение на собрание учителя начальных классов.

  1. Оформление наглядности к заданию № 2.        

  2. Подготовка выставки развивающих игр и литературы по теме«Подготовка детей к школе».        

  3. Разработка проекта решения родительского собрания на заседании  родительского комитета.

  4. Раздача анкет для родителей.(определение уровня развития и здоровья ребенка)

  5. Опрос детей и их ответы.

        

  II.        Этап проведения практикума

Ведущий: Тема родительского собрания «Семья на пороге школьной жизни ребенка» выбрана не случайно. Приближается тот день, когда ваш малыш впервые войдет в школьный класс. И сейчас вас волнуют вопросы: А готов ли мой ребенок к школе? Как будет учиться? Как ему помочь, если он встретит первые школьные трудности? Нам необходимо общими усилиями найти возможные пути преодоления трудностей в период адаптации наших детей к школе. Психолого-педагогический феномен «готовность ребенка к школе» складывается из различных видов готовности: физической, личностной, мотивационно-волевой, интеллектуальной, специальной.  С 6 до 7 лет с ребенком происходят значительные перемены - он стремительно растет, у него начинают выпадать зубы. Меняется его поведение. Дети уже готовы расширить круг общения, у них складывается определенный уровень притязаний и даже амбиций. Главное - у них формируется внутренняя готовность быть учеником: они испытывают потребность в подчинении правилам и хотят заниматься общественно значимым делом, польза которого признается всеми взрослыми.

Уважаемые родители! Попробуйте сами определить, готов ли ваш малыш стать первоклассником. А вам пора в школу?

Выступление на тему: « Этап педагогического всеобуча»

Современная специальная  литература  дает нам  множество советов0;развивать речь ребенка, подготовить к обучению грамоте, счету, письму, как проверить, нет ли у него нарушений, мешающих обучению и т. д. Нам  кажется  уместным  поговорить не столько об интеллектуальной, сколько о душевной  психологической готовности  к школе, от которой зависят не только  школьные успехи, но и самочувствие ребенка..  Все мы хотим, чтобы  наши дети росли  здоровыми и успешно учились. Но всегда ли мы  ясно понимаем, как во многом это зависит именно от душевного настроя ребенка.

Год за годом мы все больше убеждаемся  в том, что многие дети  вполне могли бы учиться хорошо, а некоторые - и очень хорошо, если бы... хотели. Одни дети прямо говорят о своем нежелании: учиться, другие испытывают непонятные для взрослых, а тем более  для них самих трудности. Не судить и карать нежелание, а понять его причины  и помочь ребенку хотеть учиться - вот наиболее эффективный путь, хотя и требующий от взрослого немалого душевного участия и труда.

       Иногда источником отрицательных эмоций становятся старшие :брат или сестра, испытывающие трудности в обучении. И вот шестилетний мальчик говорит: «Скоро я пойду в школу, и меня будут все время ругать, как Вовку». От этих слов до прямого нежелания учиться - ровно полшага. Не столь уж редко и взрослые из самых благих убеждений запугивают ребенка: «Ну, что ты вертишься? Вот подожди, пойдешь в школу - там учительница научит тебя сидеть смирно!». Не следует, однако, впадать и в другую крайность, изображая школу местом сплошных радостей и успехов. Мы ведь еще не знаем, как пойдет у ребенка учеба, как сложатся отношения со сверстниками и учителями. Возможно, они будут не безоблачными. И тогда ребенок, ожидавший от школы слишком много приятного и дающегося легко, рискует «сломаться» при первых столкновениях со школьной реальностью.

Итак, первое и основное: не исказите веру ребенка в себя как  будущего школьника ни страхом, ни «розовой» водичкой облегченных ожиданий. Пусть он войдет в школу как в новое, интересное дело - с верой в свои возможности и готовностью испытать себя.

Чтобы сформировать такую веру и такую готовность, мы должны хорошо знать ребенка, трезво оценивать его способности и склонности, представлять пределы его возможностей, все то, чем он одарен, что умеет и к чему склонен. Иными словами, относиться к нему как к себе; мы ведь себя ценим по тому, что можем и умеем, понимая, что мочь и уметь все невозможно.

Школьная готовность предполагает и готовность к большей, чем раньше, самостоятельности ребенка, к сотрудничеству с чужим взрослым и сверстниками без непосредственной поддержки и защиты родителей.

- Я хочу задать вопрос вам, дорогие родители: как вы думаете, что же должен уметь ребенок к 1 сентября?

(Следуют ответы родителей, ведущий  выслушивает и обобщает их.)

Он должен уметь ухаживать за собой, самостоятельно раздеваться и одеваться.

Очень важно приучить ребенка к гигиене: не только к обязательным  утренним процедурам, но и к тому, что следить за собой нужно в течение всего дня - поправить прическу, почистить костюм.

Научите малыша убирать свое рабочее место, уголок, бережно относиться к вещам.

Кроме того, ребенок должен прекрасно понимать, как нужно и можно вести себя со сверстниками и как – со  взрослыми. Причем  важно, чтобы со сверстниками он общался на равных, но с уважением, ведь это его друзья.

Не забывайте, что ребенок должен слушать и читать добрые сказки, смотреть классические российские и советские мультики, слушать и петь песни В. Шаинского, Ю. Чичкова и других наших прекрасных композиторов: все те произведения, в которых воспевается добро, дружба, честность, порядочность.

Чтобы адаптация к школе прошла безболезненно, мы рекомендуем перед школой посещать курсы для будущих первоклассников. Ребятам надо знать, как обратиться к учителю, как ответить на вопрос, научите своих детей здороваться и прощаться, говорить «спасибо» и «пожалуйста». Обучение можно проводить и дома  в  игровой  форме. Например: «Мама дома - просто мама, добрая и ласковая, а на работе она - врач, бухгалтер и поэтому становится там другой  -  строгой, деловой, собранной. У тебя теперь тоже новая роль - роль школьника, и вести себя надо соответственно».

До сих пор школа не требует специальных знаний0;читать, писать. Порой  эти  знания в определенном смысле вредны:  ребенок, который пришел в школу слишком «умным», будет скучать  на уроках. Для 1 класса норма - счет в пределах 10, понятия больше - меньше, этого вполне достаточно. А вот знания предметные, зрительные - как выглядит мир, животные, растения - должны быть обязательно. Очень часто выясняется, что первоклашка не может рассказать о семье, толково объяснить не только где работают родители, но и как их зовут.

Но если вам очень хочется заниматься с ребенком дома, то вам пригодятся наши рекомендации. (Родителям раздаются памятки «Рекомендации родителям» (приложение В).)

Ведущий. Наша встреча носит название «Роль семьи в предшкольный период жизни ребенка». В чем видится каждому из присутствующих проблема дискуссии на данную тему?

(Высказывания родителей.)

Предлагаю родителям выполнить задание: определить степень беспокойства в связи с приближающимся школьным обучением своего сына или дочери. На ваших столах лежат цветные полоски, Прошу выбрать, поднять полоску и обосновать (по желанию) свои выбор.        

(На столах лежат:

  • черная полоска0;

  • синяя полоска0;

  • красная полоска - ощущение радости, чувство уверенности.)

От кого или от чего зависит нормализация в улучшении вашего самочувствия или что должно измениться, чтобы вы чувствовали себя лучше?

       

(Высказывания родителей.)

Обратите внимание - на нашем демонстрационном стенде информация о факторах успешной подготовки и адаптации ребенка к школе.

Факторы успешной подготовки и адаптации ребенка к школе.  

1. Физическое здоровье ребенка.

2. Развитый интеллект ребенка.

3.  Умение ребенка общаться со сверстниками и взрослыми.

4.  Выносливость и работоспособность.

5.  Умение ребенка считать и читать.

6.  Аккуратность и дисциплинированность.

7.  Хорошая память и внимание.

8.  Инициативность, воля и способность действовать самостоятельности.

Ведущий. Задание родителям. Выберите три самых главных, на ваш взгляд, фактора. Пронумеруйте их по степени значимости.

(Для выполнения задания желательно пригласить две пары  родителей из тех, у кого старшие дети уже учатся в школе и у кого только готовятся к школьному обучению.

По итогам выполненного задания следует организовать короткий  диспут с участием педагогов детского сада и учителя школы.)

  1. Выступление учителя начальной школы Ответы на вопросы, интересующие родителей.

 

  1. Продолжение практикума

Ведущий. Часто школьные учителя, психологи обеспокоены трудностями адаптации ребенка к школе и говорят о психогенной школьной  дезадаптации. Это может выражаться в школьных страхах, неврозах у ребенка и др. Предлагаю вам послушать небольшой рассказ матери 10-летнего мальчика.* «Может быть, мы виноваты  - чуть ли не с двух лет твердили, как он пойдет в школу и будет учиться на одни пятерки. Только перед школой мы поняли, что отличником ему не стать. Нет, он не глупый - он обычный: добрый, подвижный, не слишком усидчивый, ну, как многие мальчишки, в школу он шел охотно,  твердо  веря, что будет получать лишь пятерки.  Первая же двойка выбила его из колеи настолько, что потом едва  соображал на уроках, боялся идти в школу - вдруг опять двойка? Конечно, они повторились. С учительницей у него особого контакта не вышло, она как-то больше была расположена к девочкам, а мальчики ее раздражали своей беспокойностью... К пятеркам сын уже и не рвался, но было это не радостно для него. Накажут за что-нибудь его и ребят - всем ничего, отряхнулись и пошли, а он несколько дней сам не свой, напряженный, зажатый. Позже мы с мужем заметили, что он и вовсе теряет веру в себя... Заговори с ним о школе - тускнеет...»

К школьным неврозам могут приводить на первый взгляд безобидные стереотипы родительского поведения. У вас на столах лежат карточки, на которых написаны фразы, довольно часто используемые взрослыми. Попробуем предугадать, каким может быть внушающий эффект этих фраз для ребенка - будущего первоклассника и уже ставшего им, какие чувства и переживания ребенка могут стимулировать такие стереотипы воспитания?*

  • «Вот пойдешь в школу, там тебе...», «Ты, наверное, будешь двоечником!..» (Могут вызывать чувство тревоги, неверия ■! в свои силы, утрату желания идти в школу.)

  • «Знаешь, как мы будем тебя любить, если ты станешь отличником!..» (Крах родительских надежд может стать  источником детских страданий, потери уверенности в родительской любви, а значит уверенности в себе.)        

  • «Учись так, чтобы мне за тебя краснеть не приходилось!»  (Родителям кажется, что их собственное самоуважение зависит от оценок ребенка.. Часто такой непосильный психологический груз приводит ребенка к неврозу.)

  • « Ты обещаешь мне не драться в школе и не бегать, а вести  себя тихо и спокойно?»(Не ставьте перед ребенком невыполнимые цели, не толкайте его на путь заведомого обмана.)      

  • «Попробуй мне только еще сделать ошибки в диктанте!»  (У ребенка под постоянной тяжестью угрозы наказания могут возникать враждебные чувства к родителям, развиваться комплекс неполноценности и др.)

А теперь предлагаю вам игровое упражнение с мячом.

 Ведущий поочередно кидает мяч одному из родителей и предлагает закончить предложенную фразу (можно передавать  какой-либо предмет из рук в руки):

        

  1. С поступлением моего ребенка в школу я мечтаю, чтобы...

  2. С началом школьной жизни ребенок все больше становится....

  3. Когда ребенок говорит, что боится идти в школу, для меня это значит...

  1. Главное в учебной деятельности ребенка - это...

  2.  Готовность своего ребенка к школе я оцениваю по тому, как...

  3.  В моем понимании, хорошо учиться - это...)

А теперь давайте немного расслабимся и обратимся к поэзии. Определите, о каких личностных качествах, необходимых для успешного обучения ребенка в школе, говорится в следующих примерах из произведений детских поэтов.

Таня-неумелочка        

Есть такая девочка0;

Таня-неумелочка.        

И чулочки и сапожки        

Надевают ей на ножки.        

Все могла бы делать Таня,        

Только нет у нас старанья.        

Вот какая девочка0;

Таня-неумелочка.        

Не замечали ли вы за собой склонности занимать аналогичную позицию по отношению к своему ребенку, какая замается взрослыми по отношению к Тане в данном литературном примере? Если да, какие вы предпринимали шаги в связи с этим? (Важно занять правильную позицию по отношении к ребенку, предоставить ему возможность делать самому все, что он может сделать сам. Позиция гиперопеки – делать за ребенка его школьные дела, идти у него на поводу, снисходя к его усталости и пр., может принести впоследствии массу неприятностей и родителю и самому ребенку.)        

                                                                           

                                     

                                     Ссора

Ты меня заобижала.        

А скажи0;

Леденец в руке зажала.

Я же весь не съем!

Я просил совсем чуточек.        

Крошечку просил,        

Осторожно уголочек

Я бы откусил.        

Ну и что ж,

Что он английский -

Этот леденец.        

Был тебе я другом близким.        

Все. Теперь конец.

Ты меня заобижала.        

Уходи. Пора.        

Лучше б кошка забежала        

Просто со двора.        

Молока бы ей из кружки        

В блюдце б я налил.        

О тебе, плохой подружке,        

Сразу бы забыл.        

И. Токмакова        

Как вашему ребенку удается справляться с эмоциональными переживаниями? Испытывает ли он в этом трудности? Как вы ему помогаете в этом? (Несправедливость со стороны друга, сверстника, больно ранит ребенка. Его не столько огорчает то, что он не получил игрушку или не был принят в игру, ;    сколько сам факт нарушения доброжелательных дружеских   отношений.)

 

   Один дома

Я один остаюсь,
Я совсем не боюсь.
За окошком темно.

Это мне все равно.

Свет повсюду включу,

Посижу, помолчу.

Занавешу окно.

Папа с мамой в кино.

Я один остаюсь.

Я совсем не боюсь,

Может в кухню схожу.

За столом посижу.

К чаю пряники есть.

Но не хочется есть...

Кто-то в стенку стучит.

Телевизор молчит.

Я в ответ постучу.

Телевизор включу.

Время быстро пройдет.

К нам чужой не зайдет.

Холодильник урчит.

Кто-то в стенку стучит.

Папа с мамой в кино

Очень-очень давно...

И. Токмакова

-        Назовите, какими средствами пользуется ребенок, чтобы
преодолеть страх? Ваш сын или дочь поступили бы так же
в аналогичной ситуации или как-то иначе? Считаете ли вы целесообразным говорить с ребенком о тех чувствах, которые он испытывает в разных жизненных ситуациях? (Чувство страха. может подавлять ребенка, приводить его к необдуманным поступкам, вызывать бурную эмоциональную реакцию или молчаливое страдание. Важно об этом всегда помнить.)

5. Подведение итогов родительского собрания

Заключительное слово ведущего: Школьная готовность - это способность не только к усидчивому труду, но и к творчеству. Детские самоделки ценны не только тем, что ребенок их сам смастерил, но и тем, что он находит для них разное применение: палка может стать саблей, антенной, копьем, да мало ли чем еще - она-то как раз и побуждает к творчеству. Творческое начало, которым одарены все малыши, может быть хлопотным для взрослых, и поэтому нередко - порой даже полуосознанно - ими подавляется. Мы не всегда чувствуем, насколько оно связано с будущей учебой - не только умением получать знания, но и самостоятельно думать и пользоваться ими.

Полезно обратить внимание и на то, как ребенок реагирует, на похвалу и порицание, победу и поражение. Одних детей неуспех буквально парализует, у других - вызывает бурный протест, а третьих мобилизует и стимулирует на новые усилия. Есть дети, которых похвала побуждает действовать с утроенной энергией, но есть и склонные «почивать на лаврах». При крайних типах реакций ребенка на успех и неуспех надо попытаться их уравновесить. Единых для всех «рецептов» нет и быть не может. Видимо, таким детям уместнее сказать что-нибудь вроде: «Давай-ка сделаем эта еще лучше, ты ведь умеешь». Важно, чтобы обращение  учитывало   реакцию ребенка  и  в любом случае не было обидным.

Школьная готовность - это сплав знаний и навыков, необходимых для успешного обучения, и способности к сотрудничеству и преодолению трудностей, положительного отношения к школе и учебе. Важно душой почувствовать сложность переживаний ребенка  при столь разительном изменении жизни, как посту плени в школу, и помочь ему. Это, ко всему прочему, не только увеличивает его готовность к школе, но и сохранит ему здоровье.

Нашу встречу хочется закончить мудрыми советами Симона Соловейчика из книги «Педагогика для всех».

(Раздает родителям памятки с мудрыми советами.)

Можно предложить в завершение собрания использовать прием «Полезный совет».

Каждый участник практикума получает карточку, в которую вписывает совет воспитателю или другим участникам собрании советы  можно давать в юмористической, афористической форме.

В конце встречи можно предложить родителям домашние игры
для подготовки ребенка к школе. Это могут быть, например:        

  • «Выложи сам» - на умение анализировать форму предметов;

  • Вручение итогов опроса детей по приложению Б.        

  • Заключительное слово ведущего.

  • Раздаются мудрые советы для родителей.

Проект решения родительского собрания

        

  1. Объединить усилия семьи и детского сада в подготовке детей к школе.        

  2. Создать для детей благоприятные условия в предшкольный период жизни (больше времени проводить с детьми на свежем воздухе, чаще общаться с ними, соблюдать режим дня и т. д.)

  3. Осуществить индивидуальные консультации родителей с психологом по желанию.        

  4. Проводить с детьми различные совместные мероприятие познавательной, культурно-досуговой и спортивной направленности.

  5. Играть с детьми в домашние игры, направленные на подготовку к школе.        





Материалы подготовил(а): воспитатель Маслякова, Светлана, Николаевна

Скачать

Чтобы добавить отзыв, войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь на сайте – легко и быстро.

Регистрация

Обратная связь

ОБЖ и ЗОЖ

Тесты окр мир 2-4 класс

написать письмо

Отправить нам сообщение