Самообразование по сенсорному развитию в группе раннего возраста

Цель: Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по данной теме.

Библиотека материалов Дум Думыча

Тема самообразования «Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста» Воспитатель детского сада «Родничок» №1 Карабанова Евгения Александровна Стаж работы 5 лет Первая категория
Сенсорное воспитание – это развитие восприятия ребенка и формирование его представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и так далее
С восприятия предметов и явлений окружающего мира и начинается познание. Сенсорное развитие является условием успешного овладения любой практической деятельностью. А истоки сенсорных способностей лежат в общем уровне сенсорного развития достигаемого в младшем дошкольном возрасте. Период первых 3-х лет – период наиболее интенсивного физического и психического развития детей. В этом возрасте при соответствующих условиях у ребенка развиваются различные способности: речь, совершенствование движений. Начинают формироваться нравственные качества, складываться черты характера. Обогащается сенсорный опыт ребенка посредством осязания, мышечного чувства, зрения, ребенок начинает различать величину, форму и цвет предмета. Возраст раннего детства наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.
Значение сенсорного воспитания состоит в том: является основой для интеллектуального развития; упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром;  развивает наблюдательность; готовит к реальной жизни; позитивно влияет на эстетическое чувство;  является основой для развития воображения; развивает внимание; -дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметнопознавательной деятельности; обеспечивает усвоение сенсорных эталонов; обеспечивает освоение навыков учебной деятельности; влияет на расширение словарного запаса ребенка; - влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.
В качестве средств сенсорного воспитания у детей раннего и младшего дошкольного возраста используются: дидактические игры и упражнения, изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация), конструирование и др.
Актуальность темы заключается в необходимости ее всестороннего изучения, потому что развитая сенсорика – основа для совершенствования практической деятельности современного человека. Она создает необходимые предпосылки для формирования психических функций, имеющих первостепенное значение для возможности дальнейшего обучения. Дети, обладающие сенсорной культурой, становятся способны различать широкую гамму красок, звуков, вкусовых ощущений.
Цель: Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по данной теме. Задачи: Работа над программой профессионального самообразования поможет мне:   научить детей различать основные цвета;  познакомить детей с величиной и формой предметов  сформировать навыки самостоятельной деятельности;  повысить самооценку детей, их уверенность в себе; развить творческие способности, любознательность, наблюдательность;  сплотить детский коллектив.
ГЛАВНЫМ ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЯВЛЯЕТСЯ: Сенсорное воспитание КОТОРОЕ ЛУЧШЕ ВСЕГО РАЗВИВАЕТСЯ У ДЕТЕЙ ВО ВРЕМЯ ИГРЫ
ВЕДЬ ИГРА СТИХИЯ ДЕТЕЙ ИГРАЯ РЕБЕНОК УЧИТСЯ ОСЯЗАНИЮ, ВОСПРИЯТИЮ И УСВАИВАЕТ ВСЕ СЕНСОРНЫЕ ЭТАЛОНЫ
ИГРАЯ РЕБЕНОК ПОЗНАЁТ МИР А ВОСПИТАТЕЛЬ РЕШАЕТ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПО СЕНСОРНОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ, А ИМЕННО: Расширение представлений детей о цвете, форме, величине предметов, успешная реализация воспитательно-образовательной программы, направленной на познавательное развитие детей, формирование у них первичных представлений об окружающем мире, развитие внимание, воображение.
МАНИПУЛЯЦИЯ С ПРЕДМЕТАМИ РАЗЛИЧНОЙ ФОРМЫ И СТРУКТУРЫ ПОЛЕЗНА ДЛЯ ДЕТСКОЙ РУКИ ОНА РАЗВИВАЕТ МЕЛКУЮ МОТОРИКУ ДЕТЕЙ И ПОЛОЖИТЕЛЬНО ВЛИЯЕТ НА ИХ РЕЧЬ
РИСОВАНИЕ ТАК ЖЕ НЕОТЪЕМЛЕМЫЙ ЭЛЕМЕНТ СЕНСОРНОГО ВОСПИТАНИЯ
Перспективное планирование в группе раннего возраста «Звездочки»
Сентябрь Подбор литературы и изучение ее. Мониторинг детей по сенсорному развитию. Дидактическая игра «Спрячь мышку» Цель: развивать представления детей об основных цветах и геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник). Дидактическая игра «Гусеница» Учим детей (особенно раннего возраста) в процессе игры собирать звенья гусеницы, определять цвет, величину; развивать речь. НОД по рисованию «Собираем урожай» Цель: формировать элементарные художественные способности. (фотоотчет)
Октябрь «Поиграем с прищепками» Учить детей подбирать нужные прищепки одного цвета, развивать мелкую моторику рук, тактильные ощущения. «У кого какое платье» Учить младших дошкольников выбирать предметы по слову, обозначающему цвет. Группировать оттенки одного цветового тона. Лото «Цвет» Закреплять знания основных цветов спектра, учить детей соотносить предметы по цвету. «Какого цвета не стало» Учить различать цвета Лепка «Яблоки и груши»
НОЯБРЬ «Угадай, что в мешочке» Цель: учить детей описывать предметы, воспринимаемые на ощупь и угадывать их по характерным признакам. «Посади бабочку на цветок» Учить идентифицировать предметы по двум сенсорным свойствам (цвет и размер) «Игры со счетными палочками» Учить ребенка с помощью счетных палочек выкладывать фигурки: забор, дорожку, грибок счетные палочки Аппликация Украсим салфетку» Развивать мелкую моторику рук (В конце месяца фотоотчет)
ДЕКАБРЬ «Шумящие коробочки» Развивать слуховое восприятие, учить составлять пары одинаковых шумов Парные шумящие коробочки «Широкая и узкая дорожка» Данная игра способствует формированию представления «широкоеузкое» «Построй башенку» Учить ребенка сравнивать несколько объектов по величине (меньше, больше, уже, шире) и располагать их по убывающей величине Деревянный строительный конструктор Рисование «Огоньки ночью» Формировать у детей отношение к цвету как к важней­шему свойству предметов
ЯНВАРЬ Д/и «Украсим ёлочку» Учить группировать оттенки, подбирать их по слову, обозначающему цвет Окраска воды Формировать представление о разных оттенках цвета по светлоте  Лото «Цвет» Закреплять знания основных цветов спектра, учить детей соотносить предметы по цвету
ФЕВРАЛЬ «Подбери чашки к блюдцам» Цель: учить различать цвета и соотносить цвета разнородных предметов  «Сделаем кукле бусы» Закрепить у детей умение подбирать шарики одинакового цвета, соотносить их с цветом шнура, нанизывать бусины одного цвета на шнур такого же цвета.  «Закроем окна у домиков» Закреплять представления о трех геометрических фигурах, учить детей идентифицировать предметы по форме
МАРТ oАппликация «Узор по кругу» Учить располагать узор по краю круга, правильно чередуя фигуры по величине. Понятие вверху, внизу, слева, справа oД/и «Чудесный мешочек» Учить определять материал на ощупь, из которого сделаны вещи Спрячь шар (кубик) в ладошках o«Спрячь шар (кубик) в ладошках» Закрепить представления детей о величине (большой, маленький) и основных цветах спектра (красный, желтый, синий). o «Посади бабочку на цветок» Учить идентифицировать предметы по двум сенсорным свойствам (цвет и размер
АПРЕЛЬ Дидактическая игра «НАЙДИ ТАКОЙ ЖЕ ЦВЕТОЧЕК» ЦЕЛЬ: Продолжать развивать сенсорные способности детей, закрепить 4 основных цвета, умение по показу назвать цветы.  «Спрячь игрушки в коробки» Закреплять представления детей о величине, учить соотносить предметы по данному сенсорному свойству «Подбери лепесточки к цветам» Учить идентифицировать предметы по двум сенсорным свойствам (цвет и размер) «Найди похожую фигуру»
МАЙ Мониторинг детей на конец года Отчет по самообразованию
Работа с родителями! •Консультация «Развитие восприятия цвета детьми раннего возраста». •Беседы о роли развивающих игр для малышей. •Наглядная информация: папкипередвижки («Значение сенсорного воспитания в познавательном развитие детей», «Дидактическая игрушка – в жизни ребенка». •Привлечение к изготовлению игр и пособий для сенсорного развития детей.

Материалы подготовил(а): Евгения Александровна Карабанова

Скачать

2020-02-06

Чтобы добавить отзыв, войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь на сайте – легко и быстро.

Регистрация

Обратная связь

ОБЖ и ЗОЖ

Тесты окр мир 2-4 класс

написать письмо

Отправить нам сообщение