Сценарий мероприятия по ментальной арифметике "Новогодняя ярмарка знаний"

Цель: максимальное развитие интеллектуальных и творческих способностей детей.
Основные задачи:
- формирование навыков устного счета без использования электронных вычислительных устройств;
- развитие памяти и внимания через выполнение заданий на онлайн-платформе;
- развитие мелкой моторики для активации внутреннего интеллекту-ального и творческого потенциала ребенка;
- развитие познавательной активности через применение технологий деятельностного подхода;
- развитие лидерских качеств.

Библиотека материалов Дум Думыча
















СЦЕНАРИЙ МЕРОПРИЯТИЯ ПО МЕНТАЛЬНОЙ АРИФМЕТИКЕ «НОВОГОДНЯЯ ЯРМАРКА ЗНАНИЙ»

















Разработчик:

Конищева Инна Александровна

Педагог дополнительного образования

МБУ ДО «Центр»ЛУЧ»









1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1 Пояснительная записка.

Одной из приоритетных задач современного образования является выявление и развитие способностей каждого ребенка в максимально возможном диапазоне его индивидуальных ресурсов.

Это обусловлено кардинальными переменами, происходящими в социально-экономическом развитии нашей страны. Потребность общества в людях, способных нестандартно решать проблемы, вносить новое содержание во все сферы жизнедеятельности постоянно растет.

Социальный заказ государства и общества на сохранение и приумножение интеллектуального и творческого потенциала страны ставит перед современной педагогикой задачу по созданию условий, обеспечивающих выявление и развитие детской одаренности, через внедрение инновационных образовательных технологий, привлечение ресурсов дополнительного образования, непрерывный поиск новых форм и методов работы.

Результатом поиска уникальных образовательных технологий по всему миру стал курс «Ментальная арифметика».

«Ментальная арифметика» - это программа развития умственных способностей и творческого потенциала детей с помощью арифметических вычислений на японских счетах Абакус, решения нестандартных задач, выполнения творческих заданий.

Курс «Ментальная арифметика» строится на принципах деятельностного подхода, что позволяет развивать у обучающихся учебно-познавательный интерес, формировать ключевые компетенции.

В основе курса лежит уникальная восточная методика устного счета, история которой насчитывает уже более шести столетий. Технология обучения устному счету с помощью счетов Абакус (Соробан) по сей день остаётся обязательной в начальной школе в Японии и ряде других азиатских стран. Помимо этого, на сегодняшний день в Японии работает более 25 000 частных учебных заведений по обучению устному счету.

Сравнительные исследования ученых показали, что те учащиеся, которые обучались счёту с помощью соробана, более успешно впоследствии овладевали математикой, а также показывали более высокие результаты в других предметных областях, по сравнению с теми, кто обучался счёту по традиционной системе, принятой в Европейских странах.

По результатам исследования уровня математической грамотности (TIMSS) школьники из азиатских стран традиционно занимают первые места в рейтинге. В числе лидеров учащиеся из Сингапура, Кореи, Тайваня, Гонконга и Японии.

В отличие от занятий в традиционной школе, где ребенок на одном уроке, например, математике, задействует в основном левое полушарие головного мозга для логических расчетов, а на следующем уроке, например, ИЗО, работает в основном правое полушарие головного мозга, то есть мыслит творчески,

на уроках ментальной арифметике, одновременно задействуются оба полушария головного мозга – ребенок представляет абакус – задействует правое полушарие головного мозга и делает логические расчеты, подключая левое полушарие головного мозга. Ребенок с малых лет привыкает к такому стилю мышления, то есть в решении любых жизненных вопросов он будет задействовать синхронно оба полушария головного мозга, что приводит к генерации новых идей и очень эффективному выходу из любых жизненных ситуаций.


1.2 Актуальность


Почему же столь древняя методика получает свое повсеместное распространение по всему миру именно сегодня? Это напрямую связано с развитием технологий и изменениями, в связи с этим на рынке труда и в экономике в целом. Повсеместное использование машинного труда, гаджетов и роботов поставило ребром вопрос: зачем нужен человек, если его можно заменить? Более того приобрела широкую популярность фраза: «если человека можно заменить – его нужно заменить». Решение данной проблемы напрашивается само собой: человек имеет преимущество перед компьютером или роботом в одном главном аспекте - творчество. Потому что только человек способен придумать решение задачи множеством разных, неизвестных ранее способов; потому что только человек обладает эмпатией и способен принимать во внимание объективные и субъективные факторы в принятии решений; и только человек способен творить и изобретать. И все эти умения необходимы человеку сегодня вне зависимости от его сферы деятельности. Вот почему так важно сегодня иметь гармонично развитое творческое и рациональное начало.

Ментальная арифметика – это уникальная методика гармоничного развития умственных и творческих способностей, которая содействует более полному раскрытию интеллектуального и творческого потенциала ребенка. Согласно исследованию, современных ученых, изучение нового стимулирует работу головного мозга. Чем больше мы тренируем свой мозг, тем активнее работают нейронные связи между правым и левым полушариями. И тогда то, что прежде казалось трудным или даже невозможным, становится простым и понятным. Наиболее интенсивное развитие головного мозга происходит у детей от 4 до 12 лет. Навыки, приобретенные в этом возрасте, быстро и легко усваиваются и сохраняются на долгие годы. Именно поэтому они могут оказать значительное влияние на успешное будущее ребенка.

На начальных этапах занятий ментальной арифметикой используется абакус (счеты). В дальнейшем дети производят вычисления в уме, создавая мысленный образ абакуса. Работа на абакусе развивает мелкую моторику пальцев, которые в свою очередь связанны с уровнем интеллекта. Любой взрослый может развить способности, но фундамент закладывается именно до 12-13 лет.

 Таким образом, ментальная арифметика способствует:

  • Развитию межполушарного взаимодействия;

  • Развитию навыков быстрого счета и наиболее полному раскрытию интеллектуального и творческого потенциала;

  • Развитию уверенности в собственных силах;

  • Улучшению внимательности и концентрации внимания;

  • Развитию способностей к изучению иностранных языков.

1.3 Цель и задачи

Целью мероприятия «Новогодняя ярмарка знаний» является максимальное развитие интеллектуальных и творческих способностей детей, а также возможностей восприятия и обработки информации, через использование методики устного счета.

Основные задачи:

- формирование навыков устного счета без использования электронных вычислительных устройств;

- развитие памяти и внимания через выполнение заданий на онлайн-платформе;

- развитие мелкой моторики для активации внутреннего интеллектуального и творческого потенциала ребенка;

- развитие познавательной активности через применение технологий деятельностного подхода;

- развитие лидерских качеств.


1.4 Материально-методическая база:


- абакус демонстрационный;

- абакусы ученические;

- ментальные карты ученические;

- подготовленные задания по ментальной арифметике (для каждого учащегося);

- карандаши простые;

- компьютер или ноутбук (с выходом в сеть Интернет);

- проектор;

- стол, оформленный в стиле «ярмарочного лотка»;

- денежные единицы «медальки»;

- подарки.










2. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

2.1 Ход мероприятия:


Педагог: Добрый день, дорогие ребята и уважаемые родители! Наступает Новый год - время чудес и приключений! И мы с Вами сегодня совершим небольшое путешествие…

В старину на Руси очень любили проводить народные ярмарки. Ярмарки считалась праздником, а народная мудрость гласит: любая душа празднику рада.  Ярмарки в старину бывали разные – весенние, летние, осенние и зимние.



А мы сегодня побываем на необычной ярмарке. Сегодня у нас новогодняя ярмарка знаний. А продавать, ребята, вы будете свои знания по ментальной арифметике. И, за каждое выполненное задание, вы будете получать особые денежные знаки – «медальки», которые вы сможете на нашей необычной ярмарке обменять на подарки.

Прежде чем мы отправимся в путешествие, нам надо размять наши пальчики. Выполним 2 упражнения, чтобы наши пальчики были готовы быстро работать.


Учащиеся выполняют кинезиологические упражнения на межполушарное взаимодействие:

«Колечко» - одновременно на двух руках делаем «колечко»: соединяем большой палец с указательным, потом со средним, с безымянным, с мизинцем. Потом – в обратном порядке. Главное в выполнении упражнения – синхронность движений.

«Ухо-нос» - зажимаем левой рукой кончик носа, правой – ухо. Нужно одновременно отпустить руки, хлопнуть в ладоши, поменять положение рук.


Педагог: Молодцы!!! Мы размяли наши пальчики и готовы отправиться в путь.

Итак, задание №1: диктант (на абакусе, Младшие товарищи (помощь 5) +/-2 1 разряд 5 действий). За полностью выполненное задание можно получить 2 «медальки». (предварительно раздать детям подготовленные бланки для ответов)


примера

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10


2

4

-2

-3

7

4

2

3

-4

-2

8

-2

-2

3

-4

7

-2

-2

4

-3

5

-2

4

-3

2

3

3

-2

4

-6

9

-3

-2

4

-7

6

-2

3

-4

2

1

4

-2

3

-4

8

-4

3

-2

-2

ответ

8

3

3

4

6

2

1

5

2

3


Педагог: Молодцы!!! Все справились с заданием! И получаете по 2 «медальки»!


Задание №2: диктант (ментально, +/- 2 разряда 3 действия, на нижних косточках). За полностью выполненное это задание вы также сможете получить 2 «медальки». (предварительно раздать детям подготовленные бланки для ответов)


примера

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10


13

31

-23

22

12

-21

14

-12

31

33

-21

12

24

-11

31

11

32

-21

34

-13

21

43

-22

13

13

31

-32

44

-23

12

ответ

21

13

33

24

44

22

42

34

12

33




Педагог: И снова все справились с заданием!!! Молодцы!!! И зарабатываете ещё по 2 «медальки».


На ярмарке люди не только покупали и продавали товары, но и играли в игры и веселились. Я приглашаю всех поиграть в русскую народную игру «Золотые ворота. (родители присоединяются к игре)


(Правила игры «Золотые ворота»

Если играющих меньше 20 человек, то выбираются двое игроков, которые встают друг напротив друга, берутся за руки и поднимают их вверх, образуя «ворота».

Если собралось очень много игроков, то выбираются 4 человека, которые встают в круг, берутся за руки и поднимают руки вверх, образуя «двойные ворота» с входом и выходом.

Остальные игроки встают цепочкой (берутся за руки или кладут руки на плечи друг к другу) и проходят под воротами.


Игроки-ворота напевают:

Золотые ворота
Пропускают не всегда
Первый раз прощается
Второй запрещается
А на третий раз
Не пропустим вас!


или другой вариант

Золотые ворота
Проходите господа
Первой мать пройдет
Всех детей проведет
Первый раз прощается
Второй раз запрещается
А на третий раз
Не пропустим вас
.


На последних словах ворота резко опускают руки и ловят тех, кто оказался под ними. Пойманные образуют новые «ворота».

Игра заканчивается, когда всех игроков поймают.)


Педагог: А теперь мы с вами возвращаемся к заданиям, чтобы заработать ещё «медалек».


Задание №3: диктант на память (на абакусе, Младшие товарищи (помощь 5) +1 1 разряд 4 действия). (предварительно раздать детям подготовленные бланки для ответов). За полностью выполненное задание можно получить 3 «медальки».




примера

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10


7

-3

1

-3

3

4

-3

1

4

1

-2

3

8

-4

1

-2

9

-5

1

-4

1

3

1

-4

7

-4

1

1

4

1

-3

4

8

-4

1

-4

2

4

-2

1

ответ

2

5

6

3

1

1

5

6

1

5


Педагог: Молодцы!!! Все справились и с этим заданием!

И у нас ещё одно задание, за которое можно получить 3 «медальки».


Задание №4: Решение примеров на онлайн тренажёре ментального счёта. (рекомендуемый онлайн тренажёр ментального счёта ) (Параметры решения примеров выставляются по тематическому плану)


Педагог: Я вас поздравляю с успешным выполнением всех заданий! И приглашаю всех на нашу ярмарку!!!

(учащиеся выбирают подарки)






2.2 Список литературы для педагога:

  1. Ментальная арифметика «Абакус», сложение и вычитание, Москва 2014г., 68 с.

  2. Артур Бенджамин, Майкл Шермер «Магия чисел. Моментальные вычисления в уме и другие математические фокусы». Издательство: Манн, Иванов и Фербер, 2013,500с.

  3. Электронные ресурсы:

club


2.3 Список литературы для родителей и детей:

  1. Ментальная арифметика для всех. Малсан Би 2017г.

2) С. Эрташ «Ментальная арифметика. Сложение и вычитание»

3) Артур Бенджамин, Майкл Шермер «Магия чисел. Моментальные вычисления в уме и другие математические фокусы». Издательство: Манн, Иванов и Фербер, 2013,500 с.

4) А. Бенжамин «Матемагия, Секреты ментальной математики»-М.2016г.

5) М. Воронцова «Математический гений: методика считать – раньше, чем ходить» М.-2017г.




Материалы подготовил(а): Конищева Инна Александровна

Скачать

Чтобы добавить отзыв, войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь на сайте – легко и быстро.

Регистрация

Обратная связь

ОБЖ и ЗОЖ

Тесты окр мир 2-4 класс

написать письмо

Отправить нам сообщение