Семинар-практикум для педагогов на тему: «Уголок природы в учреждении дошкольного образования»

Одним из условий реализации системы экологического образования в учреждении дошкольного образования является правильная организация развивающей предметной среды, которая должна способствовать развитию ребенка в целом.

Библиотека материалов Дум Думыча

«Уголок природы в учреждении дошкольного образования»


Семинар-практикум

для воспитателей дошкольного образования

 

Косенкова И.И.,

Заместитель заведующего

по основной деятельности

ГУО «Ясли-сад № 7 г.Кричева»



ПЛАН

семинара-практикума:



1.Экологический тренинг для педагогов.

2. «Экологические пространства» в разных возрастных группах:

2.1. Уголок природы

2.2. Огород на окне

2.3. Дидактические игры на экологическую тематику

3. Практикум: «Банк идей».

4.Подведение итогов. Рефлексия. Форма «Светофор»






















Материалы к семинару –практикуму

«Уголок природы в учреждении дошкольного образования»

Задание 1.Экологический тренинг для педагогов.

Вопросы раздаются каждому участнику.

  1. Что означает термин «экология»?

  2. Проблемы экологии во всем мире, нашей стране, республике, родном городе

  3. В чем сущность экологического воспитания детей? Почему на Ваш взгляд, им надо заниматься с дошкольного возраста?

  4. Влияние экологии на здоровье детей?

  5. В чем вы видите причины небрежного, порой безжалостного отношения детей к природе? В чем конкретно берете вину на себя как воспитатель?

  6. Роль педагога в экологическом воспитании дошкольников?

  7. В какой совместной деятельности с детьми Вы можете практически способствовать охране природы?

  8. Какая, на ваш взгляд, должна здесь проводиться работа с родителями?

  9. Перечислить классиков русской, зарубежной литературы, воспевающих природу в своих произведениях

  10. Назвать пословицы, поговорки о природе?

  11. Вспомнить народные приметы

  12. Прочитать наизусть стихи о природе

Музыкальная пауза и подведение итогов тренинга.

















Материалы к семинару –практикуму

«Уголок природы в учреждении дошкольного образования»


Задание 2.

«Экологические пространства» в разных возрастных группах.

В настоящее время проблемы экологической среды приобрели первостепенное значение. Поэтому особо остро встала задача более широкого экологического воспитания и образования всего населения. Первоначальное значение при этом должно придаваться экологическому воспитанию и образованию детей дошкольного возраста.

Ознакомление дошкольников с природой – это процесс формирования у детей реалистических представлений об окружающей природе (живой и неживой), основанных на чувственном опыте и воспитании правильного отношения к ней. Одним из условий реализации системы экологического образования в учреждении дошкольного образования является правильная организация развивающей предметной среды, которая должна способствовать развитию ребенка в целом. С этой целью создаются в каждой группе все необходимые условия для проведения системной работы. Это и уголок природы с календарем наблюдений за погодой, и живой уголок, и огород на окне, и др.

2.1.Уголок природы в группе.

В учреждении дошкольного образования уголки природы создаются: 

для организации деятельности детей:

 постоянного общения детей с растениями и животными;

проведения интересных наблюдений за растениями и животными;

 организации труда детей по уходу за животными и растениями в течение всего года;

для организации игровой деятельности;

для организации экспериментальной деятельности детей;

для умственного развития детей:

в уголке природы сосредотачивают внимание на небольшом количестве объектов (наиболее типичных), что обеспечивает более глубокое их познание в процессе наблюдений и ухода за обитателями уголка природы; постепенно у детей формируются представления о животных и растениях (внешний вид, название, повадки, условия существования, потребности, особенности строения);

дошкольники имеют возможность длительно рассматривать обитателей уголка природы, осуществлять трудовые навыки и умения, а это в свою очередь способствует развитию важных качеств ума – наблюдательности, любознательности на основе представлений и умений, которые приобретают дети, формируется познавательный интерес к природе;

формируются такие мыслительные процессы, как анализ, синтез, сравнение, классификация;

для нравственного воспитания детей:

формируются важные нравственные качества, такие как доброта, отзывчивость, ответственность, добросовестность, трудолюбие;

формируются нравственные (бережное, заботливое, гуманное, осознанное, сознательное и т.д.) отношения к природе

 дети упражняются в оказании помощи, содействия растениям и животным;

для эстетического воспитания детей:

красивые, яркие, здоровые растения и животные способствуют развитию эстетического восприятия, эстетических чувств;

для трудового воспитания:

формируются представления об орудиях труда по уходу за растениями и животными;

формируются навыки и умения ухода за растениями и животными. 

Один из элементов развивающей предметной среды группы – уголок природы, неотъемлемая часть которого – календарь погоды. В данном календаре дети фиксируют систематические наблюдения за одними и теми же явлениями природы, прослеживают различные изменения растений, животных, явлений неживой природы, а также условия, при которых эти изменения произошли. Отображение событий значками, схематически или детскими рисунками имеет значение, прежде всего, для эффективности самого наблюдения – ребенок возвращается к тем представлениям и впечатлениям, которые он получил. Ведение календаря развивает наблюдательность детей, совершенствует их способность к анализу, выделению главного и второстепенного.

2.2.Огород на окне.

Особое место в ознакомлении детей с природой принадлежит огороду на окне. Здесь мы знакомим детей с огородными культурами, с историей их происхождения, с этапами их роста и созревания. Дети в группе являются основными хозяевами огорода в течение всего года; они сажают овощные культуры на зелень и выращивают рассаду, ухаживают за ними, собирают урожай, а затем заносят свои впечатления в журналы наблюдений за ростом растений. Рассказывая детям об овощных и злаковых культурах, необходимо подчеркнуть, насколько сложен труд земледельца. Обратить внимание на то, чтобы они уважительно и бережно относились ко всему, что создано этим трудом. Одновременно отметить и радость этого труда на земле. Но понять это ребенок может только тогда, когда сам будет выращивать на подоконнике зелень (зеленый лук, укроп, и др.). Выращивая растения, ребенок входит в мир живой природы, который ломать он уже не будет, а будет только беречь. Так формируются навыки экологической культуры.

2.3.Дидактические игры на экологическую тематику.

Составление картотеки дидактических игр на экологическую тематику в разных возрастных группах.



Материалы к семинару –практикуму

«Уголок природы в учреждении дошкольного образования»

Задание 3.

Банк идей:

предложить всем участникам пополнить «Банк идей», ответив на вопрос: «Как уголки природы сделать маленькими оазисами в группах?»




Материалы к семинару –практикуму

«Уголок природы в учреждении дошкольного образования»

Задание 4.

4.Подведение итогов. Рефлексия.

Светофор

Красный – что не понравилось, ошибки; желтый – сомнения; зеленый – что понравилось



























7


Материалы подготовил(а): Косенкова Инна Ивановна

Скачать

2020-09-20

Чтобы добавить отзыв, войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь на сайте – легко и быстро.

Регистрация

Обратная связь

Отправить нам сообщение