Семинар-практикум для педагогов на тему: «Уголок природы в учреждении дошкольного образования»
Одним из условий реализации системы экологического образования в учреждении дошкольного образования является правильная организация развивающей предметной среды, которая должна способствовать развитию ребенка в целом.
Библиотека материалов Дум Думыча
«Уголок природы в учреждении дошкольного образования»
Семинар-практикум
для воспитателей дошкольного образования
Косенкова И.И.,
Заместитель заведующего
по основной деятельности
ГУО «Ясли-сад № 7 г.Кричева»
ПЛАН
семинара-практикума:
1.Экологический тренинг для педагогов.
2. «Экологические пространства» в разных возрастных группах:
2.1. Уголок природы
2.2. Огород на окне
2.3. Дидактические игры на экологическую тематику
3. Практикум: «Банк идей».
4.Подведение итогов. Рефлексия. Форма «Светофор»
Материалы к семинару –практикуму
«Уголок природы в учреждении дошкольного образования»
Задание 1.Экологический тренинг для педагогов.
Вопросы раздаются каждому участнику.
Что означает термин «экология»?
Проблемы экологии во всем мире, нашей стране, республике, родном городе
В чем сущность экологического воспитания детей? Почему на Ваш взгляд, им надо заниматься с дошкольного возраста?
Влияние экологии на здоровье детей?
В чем вы видите причины небрежного, порой безжалостного отношения детей к природе? В чем конкретно берете вину на себя как воспитатель?
Роль педагога в экологическом воспитании дошкольников?
В какой совместной деятельности с детьми Вы можете практически способствовать охране природы?
Какая, на ваш взгляд, должна здесь проводиться работа с родителями?
Перечислить классиков русской, зарубежной литературы, воспевающих природу в своих произведениях
Назвать пословицы, поговорки о природе?
Вспомнить народные приметы
Прочитать наизусть стихи о природе
Музыкальная пауза и подведение итогов тренинга.
Материалы к семинару –практикуму
«Уголок природы в учреждении дошкольного образования»
Задание 2.
«Экологические пространства» в разных возрастных группах.
В настоящее время проблемы экологической среды приобрели первостепенное значение. Поэтому особо остро встала задача более широкого экологического воспитания и образования всего населения. Первоначальное значение при этом должно придаваться экологическому воспитанию и образованию детей дошкольного возраста.
Ознакомление дошкольников с природой – это процесс формирования у детей реалистических представлений об окружающей природе (живой и неживой), основанных на чувственном опыте и воспитании правильного отношения к ней. Одним из условий реализации системы экологического образования в учреждении дошкольного образования является правильная организация развивающей предметной среды, которая должна способствовать развитию ребенка в целом. С этой целью создаются в каждой группе все необходимые условия для проведения системной работы. Это и уголок природы с календарем наблюдений за погодой, и живой уголок, и огород на окне, и др.
2.1.Уголок природы в группе.
В учреждении дошкольного образования уголки природы создаются:
для организации деятельности детей:
постоянного общения детей с растениями и животными;
проведения интересных наблюдений за растениями и животными;
организации труда детей по уходу за животными и растениями в течение всего года;
для организации игровой деятельности;
для организации экспериментальной деятельности детей;
для умственного развития детей:
в уголке природы сосредотачивают внимание на небольшом количестве объектов (наиболее типичных), что обеспечивает более глубокое их познание в процессе наблюдений и ухода за обитателями уголка природы; постепенно у детей формируются представления о животных и растениях (внешний вид, название, повадки, условия существования, потребности, особенности строения);
дошкольники имеют возможность длительно рассматривать обитателей уголка природы, осуществлять трудовые навыки и умения, а это в свою очередь способствует развитию важных качеств ума – наблюдательности, любознательности на основе представлений и умений, которые приобретают дети, формируется познавательный интерес к природе;
формируются такие мыслительные процессы, как анализ, синтез, сравнение, классификация;
для нравственного воспитания детей:
формируются важные нравственные качества, такие как доброта, отзывчивость, ответственность, добросовестность, трудолюбие;
формируются нравственные (бережное, заботливое, гуманное, осознанное, сознательное и т.д.) отношения к природе
дети упражняются в оказании помощи, содействия растениям и животным;
для эстетического воспитания детей:
красивые, яркие, здоровые растения и животные способствуют развитию эстетического восприятия, эстетических чувств;
для трудового воспитания:
формируются представления об орудиях труда по уходу за растениями и животными;
формируются навыки и умения ухода за растениями и животными.
Один из элементов развивающей предметной среды группы – уголок природы, неотъемлемая часть которого – календарь погоды. В данном календаре дети фиксируют систематические наблюдения за одними и теми же явлениями природы, прослеживают различные изменения растений, животных, явлений неживой природы, а также условия, при которых эти изменения произошли. Отображение событий значками, схематически или детскими рисунками имеет значение, прежде всего, для эффективности самого наблюдения – ребенок возвращается к тем представлениям и впечатлениям, которые он получил. Ведение календаря развивает наблюдательность детей, совершенствует их способность к анализу, выделению главного и второстепенного.
2.2.Огород на окне.
Особое место в ознакомлении детей с природой принадлежит огороду на окне. Здесь мы знакомим детей с огородными культурами, с историей их происхождения, с этапами их роста и созревания. Дети в группе являются основными хозяевами огорода в течение всего года; они сажают овощные культуры на зелень и выращивают рассаду, ухаживают за ними, собирают урожай, а затем заносят свои впечатления в журналы наблюдений за ростом растений. Рассказывая детям об овощных и злаковых культурах, необходимо подчеркнуть, насколько сложен труд земледельца. Обратить внимание на то, чтобы они уважительно и бережно относились ко всему, что создано этим трудом. Одновременно отметить и радость этого труда на земле. Но понять это ребенок может только тогда, когда сам будет выращивать на подоконнике зелень (зеленый лук, укроп, и др.). Выращивая растения, ребенок входит в мир живой природы, который ломать он уже не будет, а будет только беречь. Так формируются навыки экологической культуры.
2.3.Дидактические игры на экологическую тематику.
Составление картотеки дидактических игр на экологическую тематику в разных возрастных группах.
Материалы к семинару –практикуму
«Уголок природы в учреждении дошкольного образования»
Задание 3.
Банк идей:
предложить всем участникам пополнить «Банк идей», ответив на вопрос: «Как уголки природы сделать маленькими оазисами в группах?»
Материалы к семинару –практикуму
«Уголок природы в учреждении дошкольного образования»
Задание 4.
4.Подведение итогов. Рефлексия.
Светофор
Красный – что не понравилось, ошибки; желтый – сомнения; зеленый – что понравилось
Материалы подготовил(а): Косенкова Инна Ивановна
Мне нравится | 0