Школьные проблемы одаренных детей с ограниченными возможностями здоровья

Чтобы выявить, поддержать и развить внутренний потенциал одаренных детей с ограниченными возможностями здоровья и трудностями в учебной деятельности, необходимо преодолеть целый ряд сложностей и затруднений, возникающих на пути, как самих детей, так и их педагогов. Для этого необходимо провести колоссальную работу: сосредоточить весь педагогический и научный ресурс на существующих проблемах отсутствия на достаточном уровне диагностики, исследований и разработки адаптированных методических и практических материалов в этом направлении. Решение такой непростой задачи позволило бы параллельно устранить и проблему создания условий для интеллектуального и личностного развития таких детей в общеобразовательных школах и обеспечить им благоприятную атмосферу для совершенствования их выдающихся способностей.

Библиотека материалов Дум Думыча

Гилязова Гульназ Графитовна

учитель - логопед

МОАУ СОШ № 9 ГО г. Нефтекамск

Республики Башкортостан


Школьные проблемы одаренных детей

с ограниченными возможностями здоровья

«Если дети – национальное достояние любой страны, то

одаренные дети – её интеллектуальный и творческий потенциал». 

                                                                                 Р.Н. Бунеев.

Сегодня, в период интенсивного развития общества, внедрения инновационных технологий практически во все сферы его жизни, невозможно не отметить значение человеческого ресурса: его творческого и интеллектуального потенциала в данном направлении. Наряду с этим возрастает и потребность в развитии такого потенциала в каждом отдельном человеке. Еще в 70-е годы прошлого столетия психологом Алексеем Михайловичем Матюшкиным была создана концепция творческой одаренности детей, в которой заложена сущность, диагностика, методика и технология работы с такого рода детьми. На современном этапе времени стоит отметить труды психолога Елены Леонидовны Мельниковой, которая создала курс "Психологические основы работы с одаренными детьми". К сожалению, на сегодняшний день, пока нет динамично используемых инструментов выявления детской одаренности, в особенности, когда дело касается детей с ограниченными возможностями здоровья и трудностями в обучении: нет методик, которые могли бы стать значительным подспорьем учителю в работе с такими учениками. Поэтому, так или иначе, значительное число одаренных детей сталкиваются со всевозможными проблемами в период их обучения в школе.

Под одаренностью ребенка понимаются более высокая, чем у его сверстников при прочих равных условиях, восприимчивость к учению и белее выраженные творческие проявления. Понятие «одаренность» происходит от слова «дар» и означает особо благоприятные внутренние предпосылки развития [1, 3].

Вместе с тем ни ранее, ни сегодня не существует определенного стандарта одаренности, так как в каждом ребенке она проявляется индивидуально. Обычно, одаренность, специалистами определяется как выдающиеся способности, потенциальные возможности в достижении высоких результатов, а также наличие ранее имеющихся достижений в одной или нескольких областях. Ученые выделяют такие формы проявления одаренности как:

  • интеллектуальная одаренность - это способность ребенка анализировать, сопоставлять факты, мыслить;

  • социальная одаренность, другое ее название лидерская одаренность - это самая, не вызывающая обеспокоенности форма одаренности, как в кругу семьи так и в школе, которая проявляется высокой степенью успешности сразу в нескольких областях, в основном благодаря исключительной способности устанавливать зрелые, конструктивные взаимоотношения с другими людьми через общение;

  • художественная одаренность (музыкальная, изобразительная, сценическая) проявляется в основном в высоких достижениях в художественной деятельности;

  • психомоторная одаренность демонстрирует в основном достижения спортивных способностей;

  • академическая одаренность проявляется в необычных способностях учиться, например, успешно и достаточно быстро осваивать учебный материал;

  • творческая одаренность проявляется в своеобразном видении мира, отличным от стандартных его представлений;

  • скрытая одаренность, как правило, не замечается окружающими и вызывает тем самым опасение ошибочных заключений об отсутствии у ребенка одаренности.

Наряду с этим следует подчеркнуть, что одаренность может быть как положительным моментом - привилегией, так и источником проблем в школе. В повседневной жизни мы часто слышим слова восторга и восхищения достижениям выдающихся личностей, но мало кто знает, что некоторые из них в свое время имели разного рода проблемы с обучением в их ученические годы. Так, анализ литературы показал, что проблемы с академической успешностью в отношениях с учителями отмечались у А.П. Чехова, М.М. Зощенко и Л.Н. Толстого, в группе риска развития адаптационных нарушений по здоровью состояли И. Ньютон, Ф.Н. Глинка, М.Ю. Лермонтов и другие, а трудности и проблемы с письмом (дислексия) и при чтении (дисграфия) были диагностированы у А. Эйнштейна и Ганса Х. Андерсена, которые к тому же слыли «гадкими утятами» в школе.

Безусловно, в специализированных школах и классах среди детей с ограниченными возможностями здоровья можно встретить учеников с разными видами одаренности. Однако можно с уверенностью сказать, что дети этой категории достаточно хрупки и очень реактивны эмоционально. Им свойственны проблемы в формировании положительной самооценки, а особые условия их развития зачастую приводят к занижению ее уровня в сочетании с нереалистическими ожиданиями. Такая дисгармония может существенно влиять на способность добиваться успеха, полноценное включение их в коллектив сверстников и социализацию.

Не менее проблематичным может стать и сам процесс обучения, если он базируется исключительно на чтении и письме. В данном случае положение одаренных детей, как правило, испытывающих трудности, помимо наличия дисграфии и дислексии, в орфографии, в механическом заучивании, в различении левого и правого в действиях с числами, при всех их стараниях, может значительно усугубляться из-за некорректного отношения к ним одноклассников, а иногда и самих учителей. Это происходит в основном на фоне недопонимания коллективом класса особенностей и возможностей таких детей и незнания причин, из-за которых они не могут выполнить достаточно хорошо, то или иное задание, работу, считая их отстающими в развитии или ленивыми.

Вместе с тем существуют и другие не менее важные проблемы при работе с одаренными детьми с ограниченными возможностями здоровья: во - первых, педагогические кадры, работающие с такими детьми, обучены диагностике и коррекции дефектов и слабостей ребенка, зачастую упускают из вида сильные его стороны, не пытаются развивать их; во - вторых, одаренность этих детей зачастую остается скрытой из-за применения специалистами и учителями имеющегося стандартного набора диагностических инструментов малочувствительных к их особенностям, а если говорить более конкретно, то из-за отсутствия методик, учитывающих специфику развития таких детей.

Сегодня учителя-новаторы при работе с одаренными детьми прибегают к помощи принципов педагогики сотрудничества. Это принципы взаи­мопонимания с детьми; учения без принуждения; трудной цели; опоры для ребенка; оценки как ува­жительного отношения не только к детскому зна­нию, но и к незнанию; поощрения чувства долга и ответственности; самоанализа; применения форм работы, соответствующих особенностям детей; уче­та интеллектуального фона класса и личностного подхода. Говоря об уроке, учитывающем индивиду­альные траектории развития учащихся, сюда следу­ет добавить:

  • отказ от шаблона в организации занятия, от рутины и формализма при его проведении;

  • максимальное задействование учащихся в ак­тивной деятельности;

  • использование в качестве основы эмоциональ­ного тона урока не развлекательности, а зани­мательности и увлечения;

  • поддержку альтернативности, множественности мнений;

  • развитие на уроке функций общения как усло­вия обеспечения взаимопонимания, побужде­ния к действию, ощущения эмоционального удовлетворения;

  • «скрытую» дифференциацию ребят по учеб­ным возможностям, интересам, способностям, склонностям;

  • использование отметки как формирующего (а не только результирующего) инструмента.

Эти принципы задают общее направление педагогическому творчеству, ориентируя на конкретную деятельность обучения [2, 42].

Таким образом, чтобы выявить, поддержать и развить внутренний потенциал одаренных детей с ограниченными возможностями здоровья и трудностями в учебной деятельности, необходимо преодолеть целый ряд сложностей и затруднений, возникающих на пути, как самих детей, так и их педагогов. Для этого необходимо провести колоссальную работу: сосредоточить весь педагогический и научный ресурс на существующих проблемах отсутствия на достаточном уровне диагностики, исследований и разработки адаптированных методических и практических материалов в этом направлении. Решение такой непростой задачи позволило бы параллельно устранить и проблему создания условий для интеллектуального и личностного развития таких детей в общеобразовательных школах и обеспечить им благоприятную атмосферу для совершенствования их выдающихся способностей.

















Использованная литература

  1. Психология одаренности детей и подростков/Под. ред. Н.С. Лейтеса. - М.: Издательский центр "Академия", 1996. - 416 с.

  2. Кириллова И. Группа риска // Здоровье детей. 2013. № 10.

  3. Токарь И.Е. Одаренный ребенок и школьные проблемы // Начальная школа. 2016. № 1.

  4. Федорова Т. Проблемы выявления и поддержки одаренных детей в современной школе. URL: http://ipkold.68edu.ru/component/content/article/40-2010-05-31-12-33-20/1019-26-12-11.html.

  5. Удилова И. Что такое одаренность. URL: http://www.grc-eka.ru/eto/odarennost.html.









Материалы подготовил(а): Гилязова Гульназ Графитовна

Скачать

Чтобы добавить отзыв, войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь на сайте – легко и быстро.

Регистрация

Обратная связь

ОБЖ и ЗОЖ

Тесты окр мир 2-4 класс

написать письмо

Отправить нам сообщение