Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников. «Использование мнемотехнических таблиц для обучения детей рассказыванию сказок»

Сказка ставит и помогает решить моральные проблемы. В ней все герои имеют четкую моральную ориентацию. Они либо целиком хорошие, либо целиком плохие. Это очень важно для определения симпатий ребенка для разграничения добра и зла для упорядочения его собственных сложных чувств. Ребенок почти всегда отождествляет себя с положительным героем, а значит, сказка прививает добро.

Библиотека материалов Дум Думыча

Сказка как средство духовнонравственного воспитания дошкольников. «Использование мнемотехнических таблиц для обучения детей рассказыванию сказок»  «Сказка - ложь, да в ней намёк...»
Сказка ставит и помогает решить моральные проблемы. В ней все герои имеют четкую моральную ориентацию. Они либо целиком хорошие, либо целиком плохие. Это очень важно для определения симпатий ребенка для разграничения добра и зла для упорядочения его собственных сложных чувств. Ребенок почти всегда отождествляет себя с положительным героем, а значит, сказка прививает добро. Зная возрастные особенности детей мы заметили, что не все дети умеют общаться друг с другом, некоторые проявляют склонность к враждебности, нежелание делиться игрушками, помочь товарищу в трудной ситуации. У детей слабо развиты навыки сочувствия, сопереживания. Для решения данной проблемы мы выбрали работу по ознакомлению детей со сказками разных народов, так как считаем, что: «Язык сказки доступен ребенку». Сказка проста и в то же время загадочна. Сказка способствует развитию воображения, а это необходимо для решения ребенком его собственных проблем.
Исходя из этого мы поставили перед собой цель: Развивать и воспитывать в душе каждого ребёнка чувство добра, любви, уважения, сострадания, справедливости. Для достижения цели мы определили, следующие задачи: - Побуждать у детей интерес к народным сказкам. - Создать необходимые условия для знакомства детей с народными сказками. - Формировать представление о добре и зле, показать красоту добрых поступков и их необходимость в жизни людей. - Развивать умение думать, сравнивать, анализировать поступки сказочных героев, учить давать оценку поведению своему и других. - Подобрать книги для чтения направленные на воспитание нравственных качеств детей на примере героев сказок. - Помочь родителям понять ценность сказки, ее особую роль в воспитании дошкольника.
Работа со сказкой состоит из следующих этапов: 1. Знакомство детей со сказкой – чтение, рассказывание, беседы по содержанию, рассматривание иллюстраций – с целью воспитания эмоционального отношения к действиям и героям сказки.  2.  Эмоциональное восприятие сказки детьми – пересказ детьми содержания сказки, подвижные игры с персонажами сказок – с целью закрепления содержания сказок. Данные формы работы над сказкой позволяют узнать, как дети поняли суть сказки.
3. Художественная деятельность – отношение к герою сказки в рисовании – позволяет детям выразить свое отношение к героям сказки, воплотить свои переживания, развивают навыки сопереживания, сочувствия, к судьбе и поступкам героев сказки.  4. Подготовка к самостоятельной деятельности – инсценировка сюжетов из сказок – метод превращения детей в героев сказок способствует не только симпатии, но и пониманию нравственных уроков сказки, умению оценивать поступки не только героев сказки, но и окружающих людей.
Анализируя знания, умения детей стало ясно, что многие дети испытывают сложность в рассказывании различных историй, пересказу сказок. Пересказу сказки принадлежит особая роль в формировании связной речи. Здесь совершенствуется структура речи, ее выразительность умение строить предложения. И особое внимание мы уделили пересказыванию сказок, выбрав метод мнемотехника. Мнемотехника, или мнемоника, в переводе с греческого - «искусство запоминания». Мнемотехника - это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Особое место в работе с детьми занимает использование в качестве дидактического материала мнемотаблицы. Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определённая информация.
Задачи мнемотехнических таблиц: развивать связную речь обогащать словарный запас  развивать мелкую моторику  Речеслуховую и зрительную память  учить последовательности  Воспитывать потребность в речевом общении  логичности  связности изложения развивать мышление, внимание и воображение
Работа по мнемотаблице состоит из четырех этапов: 1. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено; 2. Преобразование из абстрактных символов в образы (объяснение символов таблицы); 3. Рассказ воспитателем сказки с опорой на мнемотаблицу; 4. Пересказ детьми сказки с опорой на символы мнемотаблицы. Если пересказывать с помощью мнемотаблиц, то дети видят всех действующих лиц, и свое внимание ребенок уже концентрирует на правильном построении предложений, на воспроизведении в своей речи необходимых выражений.
Результаты работы при использовании мнемотаблиц:  1. Обогащение словарного запаса у детей;  2. Последовательности и логичность в пересказе сказок; 3. Появилось желание пересказывать сказки – как на занятии, так в повседневной жизни; 4. Сосредоточенность и внимательность при прослушивании сказки; 5. Преодолели робость, застенчивость, научились свободно держаться перед аудиторией.

Материалы подготовил(а): Калитвенцева Любовь Ивановна

Скачать

2019-11-15

Мне нравится | 2

Чтобы добавить отзыв, войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь на сайте – легко и быстро.

Регистрация

Обратная связь

Отправить нам сообщение