Словарные слова (комплексное занятие в игровой форме для младших школьников)
Разработка урока Словарные слова
«Путешествие в Страну словарных слов»
ЦЕЛЬ: Проверить знание словарных слов у учащихся, применяя разнообразные методы и приёмы словарно –орфографической работы.
ОБОРУДОВАНИЕ:
• карта путешествия,
• карточки со словарными словами в форме рыбок,
• игры задания;
• мультимедиа
• бортовые журналы для команд
Задачи:
1. Повторение и обобщение знаний
2. Закрепление и обобщение знаний учащихся.
3. Способствовать развитию интеллектуальных способностей учащихся: речь, внимание, память, мышление, наблюдательность.
4. Способствовать формированию умения работать в группах, активности.
5. Воспитание интереса к русскому языку.
Создать ситуации для:
1. повышение интереса учащихся к изучаемому предмету;
2. для развития умений использовать научные методы познания;
3. для развития умения структурировать информацию;
4. для развития коммуникативных способностей учащихся, навыков взаимодействия в группе.
Библиотека материалов Дум Думыча
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1 поселка Братского муниципального образования Тихорецкий район
Краснодарский край, Тихорецкий район, поселок Братский, улица Школьная, 20
Конспект открытого занятия
по
русскому языку в 3 классе
по теме:
«Словарные слова»
«Путешествие в Страну словарных слов »
(комплексное занятие в игровой форме для младших школьников )
Катина Светлана Александровна, учитель начальных классов, МБОУ СОШ №1 пос. Братского
Тихорецкий район
2019
ЦЕЛЬ: Проверить знание словарных слов у учащихся, применяя разнообразные методы и приёмы словарно –орфографической работы.
ОБОРУДОВАНИЕ:
карта путешествия,
карточки со словарными словами в форме рыбок,
игры задания;
мультимедиа
бортовые журналы для команд
Задачи:
Повторение и обобщение знаний
Закрепление и обобщение знаний учащихся.
Способствовать развитию интеллектуальных способностей учащихся: речь, внимание, память, мышление, наблюдательность.
Способствовать формированию умения работать в группах, активности.
Воспитание интереса к русскому языку.
Создать ситуации для:
повышение интереса учащихся к изучаемому предмету;
для развития умений использовать научные методы познания;
для развития умения структурировать информацию;
для развития коммуникативных способностей учащихся, навыков взаимодействия в группе.
Ход урока.
Организационный момент.
Обеспечение мотивации и организации внимания учащихся.
Добрый день, мои друзья!
Очень рада видеть всех.
Ждет сегодня вас успех.
А еще скажу я вам: улыбнитесь всем гостям.
Соберитесь, подтянитесь и тихонечко садитесь.
Психологический настрой
-Ребята, я приветствую вас! Для начала предлагаю познакомиться друг с другом. Для этого каждый по очереди будет называть свое имя.
Но если произнести свое имя мрачно и тихо, то можно представить, как неприятно будет вашему собеседнику.
Поэтому так важно украсить свое приветствие улыбкой, приветливым жестом или фразой, которая непременно порадует другого человека.
Самое главное – показать свое доброе расположение к каждому участнику нашей встречи. Итак , начинаем!
-Меня зовут, Светлана Александровна.
Ученики представляются.
Чтобы во время занятия общение было корректным, ребята записывают свои имена на карточках и выставляют около себя.
- Садитесь. Посмотрите, друг на друга. Улыбнитесь. Я рада видеть ваши улыбки. Пусть этот день принесёт вам радость общения.
-Вас ждёт интересный, полезный урок.
-Прочитайте пословицу на доске (Повторение – мать учения)
-Эта пословица будет девизом нашего урока. Почему? (Ответы детей)
Озвучивание целей и темы урока: ( Задача собрать как можно больше букв в конце путешествия получается словосочетание :словарные слова)
-Сегодня мы с вами совершим путешествие в страну Русского языка. А вы сегодня не ученики, а путешественники. Нам необходимо будет дойти до главного города этой страны, помогать нам будет добрый , весёлый и очень грамотный человечек – Мудрейкин. Он немножко волшебник, немножко проказник.
Слайд с портретом Мудрейкина
А попадут в эту страну , только те, кто выполнит все задания правильно и сможет собрать все буквы с названием этого города .
- Это я , Мудрейкин! Я пришёл. Сейчас я вам кое-что расскажу.Дорога будет не лёгкая, вам пригодятся знания, придётся много трудиться.
В нашем клубе существуют правила, которые обеспечивают хорошую и интересную работу. Какие это правила? (Работаем дружно, выслушиваем ответы друг друга и др.)
Введение в тему.
- В путь! Дорога наша пролегает через Таинственный лес
Пойдём в лес, побродим по тропинкам.
Слайд 2
(отгадки в составе которых есть сочетания -ОРО-) Пойдём в лес, побродим по тропинкам.
Читаю вам загадку, отгадку записываем, ставим ударение.
1. Посреди двора стоит копна.
Спереди вилы, сзади метла.
2. Маленький мальчишка
В сером армячишке
По дворам шныряет,
Крохи собирает.
3. Бела, как снег;
Черна, как жук.
Зелена, как луг.
Вертится, как бес,
Возвращается в лес
– Чем похожи все слова ответы?
(в этих словах встречается словосочетание –ОРО- )
-Молодцы, мы прошли Таинственный лес.
Отправляемся дальше.
Через речку-ручеек
Жердочка проложена,
Через речку-ручеек
Перебраться можно,
Чок-чок каблучки
По дощатой стежке,-
Не промочим башмачки,
Не простудим ножки!
-На нашем пути Река родственных слов.
Что бы её преодолеть необходимо выполнить следующее задание:
Подберите возможно большее число родственных слов.
(Родственные слова подбираются к словам с непроверяемыми гласными)
- Ура! Мы с вами преодолели Реку, отправляемся дальше.
Впереди Остров Кроссвордов.
Разгадываем кроссворды , кто быстрее.
(в кроссворд вкючены словарные слова с двумя буквами –о-)
– Чем похожи все слова ответы?
(встречаются две буквы-о-)
Ребята, наш друг Мудрейкин попал в ловушку. Надо его выручить.
Конкурс капитанов
(чистоговорки)
Сказочная поляна
На поляне он живёт
Носит шубу круглый год.
Шуба серая – для лета,
Для зимы другого цвета.
Кого мы называем зайцем? Объясните значение слова «Заяц».
(приметные ответы по командам)
Заяц – 1. Небольшой пугливый зверёк семейства грызунов.
2. Безбилетный пассажир или зритель.
Проникший куда-нибудь без билета.
Едет зайка, рассуждает,
Рассуждает и не знает:
“Если я купил билет,
Кто я заяц или нет?”
– Почему же заяц призадумался? Кого мы ещё называем зайцем?
– Пассажира, не имеющего билета, или зрителя, проникающего без билета куда-либо.
– Что вы можете сказать о характере зайца? Какой он?
– Трусливый.
– Подберём слова, близкие по значению к слову “трусливый”.
– Робкий, несмелый, боязливый, пугливый.
Сосед зайчишки
Летом бродит без дороги
Между сосен и берёз,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос.
– Медведь.
– В слове “медведь” 6 звуков, 7 букв.
– А кто из вас знает, почему этого косолапого сладкоежку назвали “медведь”?
В каком словаре мы можем найти ответ?
потому, что он знает, ведает, где найти в лесу мёд.
Запись в тетрадях:
Медведь – мёд, ведающий = “знающий, где есть мёд”.
Отправляемся в путь дальше.
Вот мы и подошли к Волшебному озеру. Смотрите, какие там плавают рыбки. Чтобы переплыть это озеро, надо вставить пропущенные буквы в слова
Город мастеров
Каждой команде было дано задание: нарисовать рисунок к словарному слову, составить четверостишие( заготовки напечатаны на полосках ).
Синтаксический лес.
Остановка по требованию
(физкультминутка)
На нашем пути – топкое болото, кое-где видны слова-кочки, но не на все можно наступать. Слова, в которых пишется ь, – ловушки. Нужно выписать только слова-кочки без ь. Если вы допустите ошибку, утонете. Будьте внимательны.
Декабрь, ладонь, МОРКОВЬ, КРОВАТЬ, ЯНВАРЬ,
Впереди – дремучий лес, кишащий дикими зверями и змеями. Если вы правильно вставите удвоенные согласные, то мы преодолеем это препятствие.
КЛАСС, КОЛЛЕКТИВ, И ДР.
ФЕВРАЛЬ, УЧИТЕЛЬ, СЕНТЯБРЬ, ОКТЯБРЬ,
В конце путешествия ребята выставляют словосочетание СЛОВАРНЫЕ СЛОВА
МУДРЕЙКИН
-Здравствуйте, дорогие ребята. Я рад приветствовать вас в своём городе. Очень рад, что вы прошли все испытания на своём пути. И мне хотелось узнать, что нового и интересного вы узнали в путешествии по моей стране? (встретились со словами)
-Чем похожи все эти слова? ( Это словарные слова)
-Какие слова называются словарными?
(Это слова с непроверяемыми написаниями, их следует запомнить или проверить написание по словарю)
-Что помогло вам в вашем путешествии?
– Наше путешествие- соревнование подошло к концу .
-Как вы думаете, удалось наше сегодняшнее путешествие?
Судейская бригада подвела итог.
-Уважаемые судьи, скажите, пожалуйста, показали ли дети те качества что написаны у нас на доске, которые учитывались в соревновании: знание, понимание, остроумие, интерес, быструю реакцию?
– Огласите, пожалуйста, результаты.
Вручение призов.
– Всем большое спасибо за участие в уроке.
Рефлексия.
Самооценка собственного эмоционального состояния на уроке.
Я все понял, но у меня остались вопросы
Я все понял.
Я ничего не понял.
- Молодцы, ребята, вы сегодня хорошо потрудились! И в итоге я хочу, чтобы вы сами дали оценку нашему уроку. Перед вами лежат солнышки и тучки.
- Кому было интересно на занятии, кто узнал много нового и интересного, у кого хорошее настроение поднимите солнышко, а кто скучал на занятии, кому было неинтересно – поднимите тучку.
- На этом наше занятие окончено. Спасибо за внимание! До новых встреч!
ПРИЛОЖЕНИЕ
Конкурсы для капитанов – Можем внятно, чётко, быстро произносить скороговорки - чистоговорки,
Зелёный сектор –
Составьте слова, переставляя буквы.
Урбуз(арбуз), ребёза(берёза), КОРВОМЬ(морковь).
Подумай, о каком звере идёт речь.
Летом наедается, зимой высыпается. (медведь)
Гладишь-ласкается,
Дразнишь-кусается.
(собака)
Замени каждое словосочетание словом, которое обозначает признак предмета.
Лист с берёзы - …(берёзовый)
Молоко от коровы - …(коровье)
Нора зайца - …(заячья)
Гнёзда ворон -…(вороньи)
Крик воробьёв-…(воробьиный)
Соедини стрелками прилагательные с подходящими по смыслу существительными, чтобы получились правильные словосочетания.
косолапый
лисица
Трусливый
медведь
хитрая
заяц
шустрый
корова
большая
воробей
Придумай как можно больше глаголов.
Что делает? Ворона, сорока, воробей, заяц, медведь,
Лисица, растение, огурец, орех, петух, помидор, пшеница, сирень, собака, яблоко.
Назови одним словом
Ворона, сорока, воробей, петух (птицы)
Лисица, медведь, заяц, собака (звери)
Огурец, орех, пшеница, сирень, яблоко (растения)
Назови лишнее слово
Петух, лисица, собака, заяц, медведь
Огурец, помидор, сирень
Малина, земляника, пшеница
Ответь письменно одним словом
-первый месяц года.
-двенадцатый месяц календарного года.
-шестой день недели
-часть горизонта, где заходит солнце
-день перед сегодняшним
-второй месяц осени, десятый месяц года.
-отечество, родная сторона
-погода с низкой температурой воздуха
Желтый сектор-
Быстрый диктант.
Под диктовку запишите не все слово, а только одну букву ударного слога.
Материалы подготовил(а): Катина Светлана Александровна
Мне нравится | 1
Ещё по данной теме:
⭐ Словарные слова 1 класс ─ сорбонки, картинки, загадки (скачать и распечатать)
⭐ Словарные слова для 2 класса ─ сорбонки, картинки, загадки (скачать и распечатать)
⭐ Словарные слова для 3 класса ─ сорбонки, картинки, загадки (скачать и распечатать)
⭐ Словарные слова для 4 класса ─ сорбонки, картинки, загадки (скачать и распечатать)
⭐ Дистанционные олимпиады по русскому языку для начальной школы (1 - 4 классы) с наградами