Словарные слова (комплексное занятие в игровой форме для младших школьников)

Разработка урока Словарные слова
«Путешествие в Страну словарных слов»
ЦЕЛЬ: Проверить знание словарных слов у учащихся, применяя разнообразные методы и приёмы словарно –орфографической работы.
ОБОРУДОВАНИЕ:
• карта путешествия,
• карточки со словарными словами в форме рыбок,
• игры задания;
• мультимедиа
• бортовые журналы для команд
Задачи:
1. Повторение и обобщение знаний
2. Закрепление и обобщение знаний учащихся.
3. Способствовать развитию интеллектуальных способностей учащихся: речь, внимание, память, мышление, наблюдательность.
4. Способствовать формированию умения работать в группах, активности.
5. Воспитание интереса к русскому языку.
Создать ситуации для:
1. повышение интереса учащихся к изучаемому предмету;
2. для развития умений использовать научные методы познания;
3. для развития умения структурировать информацию;
4. для развития коммуникативных способностей учащихся, навыков взаимодействия в группе.

Библиотека материалов Дум Думыча

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1 поселка Братского муниципального образования Тихорецкий район

Краснодарский край, Тихорецкий район, поселок Братский, улица Школьная, 20




Конспект открытого занятия

по русскому языку в 3 классе
по теме: «Словарные слова»

«Путешествие в Страну словарных слов »

(комплексное занятие в игровой форме для младших школьников )























Катина Светлана Александровна, учитель начальных классов, МБОУ СОШ №1 пос. Братского



Тихорецкий район

2019















ЦЕЛЬ: Проверить знание словарных слов у учащихся, применяя разнообразные методы и приёмы словарно –орфографической работы.

ОБОРУДОВАНИЕ:

  • карта путешествия,

  • карточки со словарными словами в форме рыбок,

  • игры задания;

  • мультимедиа

  • бортовые журналы для команд

Задачи:

  1. Повторение и обобщение знаний

  2. Закрепление и обобщение знаний учащихся.

  3. Способствовать развитию интеллектуальных способностей учащихся: речь, внимание, память, мышление, наблюдательность.

  4. Способствовать формированию умения работать в группах, активности.

  5. Воспитание интереса к русскому языку.

Создать ситуации для:

  1. повышение интереса учащихся к изучаемому предмету;

  2. для развития умений использовать научные методы познания;

  3. для развития умения структурировать информацию;

  4. для развития коммуникативных способностей учащихся, навыков взаимодействия в группе.

Ход урока.



Организационный момент.

Обеспечение мотивации и организации внимания учащихся.

Добрый день, мои друзья!

Очень рада видеть всех.

Ждет сегодня вас успех.

А еще скажу я вам: улыбнитесь всем гостям.

Соберитесь, подтянитесь и тихонечко садитесь.



  • Психологический настрой

  • -Ребята, я приветствую вас! Для начала предлагаю познакомиться друг с другом. Для этого каждый по очереди будет называть свое имя.

  • Но если произнести свое имя мрачно и тихо, то можно представить, как неприятно будет вашему собеседнику.

  • Поэтому так важно украсить свое приветствие улыбкой, приветливым жестом или фразой, которая непременно порадует другого человека.

  • Самое главное – показать свое доброе расположение к каждому участнику нашей встречи. Итак , начинаем!

  • -Меня зовут, Светлана Александровна.

  • Ученики представляются.

  • Чтобы во время занятия общение было корректным, ребята записывают свои имена на карточках и выставляют около себя.


- Садитесь. Посмотрите, друг на друга. Улыбнитесь. Я рада видеть ваши улыбки. Пусть этот день принесёт вам радость общения.

-Вас ждёт интересный, полезный урок.

-Прочитайте пословицу на доске (Повторение – мать учения)

-Эта пословица будет девизом нашего урока. Почему? (Ответы детей)

Озвучивание целей и темы урока: ( Задача собрать как можно больше букв в конце путешествия получается словосочетание :словарные слова)



-Сегодня мы с вами совершим путешествие в страну Русского языка. А вы сегодня не ученики, а путешественники. Нам необходимо будет дойти до главного города этой страны, помогать нам будет добрый , весёлый и очень грамотный человечек – Мудрейкин. Он немножко волшебник, немножко проказник.

Слайд с портретом Мудрейкина

А попадут в эту страну , только те, кто выполнит все задания правильно и сможет собрать все буквы с названием этого города .

- Это я , Мудрейкин! Я пришёл. Сейчас я вам кое-что расскажу.Дорога будет не лёгкая, вам пригодятся знания, придётся много трудиться.

В нашем клубе существуют правила, которые обеспечивают хорошую и интересную работу. Какие это правила? (Работаем дружно, выслушиваем ответы друг друга и др.)

Введение в тему.

- В путь! Дорога наша пролегает через Таинственный лес

Пойдём в лес, побродим по тропинкам.

Слайд 2

(отгадки в составе которых есть сочетания -ОРО-) Пойдём в лес, побродим по тропинкам.

Читаю вам загадку, отгадку записываем, ставим ударение.


1. Посреди двора стоит копна.

Спереди вилы, сзади метла.



2. Маленький мальчишка

В сером армячишке

По дворам шныряет,

Крохи собирает.



3. Бела, как снег;

Черна, как жук.

Зелена, как луг.

Вертится, как бес,

Возвращается в лес






Чем похожи все слова ответы?

(в этих словах встречается словосочетание –ОРО- )

-Молодцы, мы прошли Таинственный лес.

Отправляемся дальше.

Через речку-ручеек

Жердочка проложена,

Через речку-ручеек

Перебраться можно,

Чок-чок каблучки

По дощатой стежке,-

Не промочим башмачки,

Не простудим ножки!

-На нашем пути Река родственных слов.

Что бы её преодолеть необходимо выполнить следующее задание:

Подберите возможно большее число родственных слов.

(Родственные слова подбираются к словам с непроверяемыми гласными)

- Ура! Мы с вами преодолели Реку, отправляемся дальше.

Впереди Остров Кроссвордов.

Разгадываем кроссворды , кто быстрее.

(в кроссворд вкючены словарные слова с двумя буквами –о-)

Чем похожи все слова ответы?

(встречаются две буквы-о-)

Ребята, наш друг Мудрейкин попал в ловушку. Надо его выручить.

Конкурс капитанов

(чистоговорки)

Сказочная поляна

На поляне он живёт

Носит шубу круглый год.

Шуба серая – для лета,

Для зимы другого цвета.

Кого мы называем зайцем? Объясните значение слова «Заяц».

(приметные ответы по командам)

Заяц – 1. Небольшой пугливый зверёк семейства грызунов.

2. Безбилетный пассажир или зритель.

Проникший куда-нибудь без билета.

Едет зайка, рассуждает,

Рассуждает и не знает:

Если я купил билет,

Кто я заяц или нет?”

Почему же заяц призадумался? Кого мы ещё называем зайцем?

Пассажира, не имеющего билета, или зрителя, проникающего без билета куда-либо.

Что вы можете сказать о характере зайца? Какой он?

Трусливый.

Подберём слова, близкие по значению к слову “трусливый”.



Робкий, несмелый, боязливый, пугливый.



Сосед зайчишки

Летом бродит без дороги

Между сосен и берёз,

А зимой он спит в берлоге,

От мороза прячет нос.



Медведь.

В слове “медведь” 6 звуков, 7 букв.

А кто из вас знает, почему этого косолапого сладкоежку назвали “медведь”?

В каком словаре мы можем найти ответ?

потому, что он знает, ведает, где найти в лесу мёд.

Запись в тетрадях:

Медведь – мёд, ведающий = “знающий, где есть мёд”.

Отправляемся в путь дальше.

Вот мы и подошли к Волшебному озеру. Смотрите, какие там плавают рыбки. Чтобы переплыть это озеро, надо вставить пропущенные буквы в слова

Город мастеров

Каждой команде было дано задание: нарисовать рисунок к словарному слову, составить четверостишие( заготовки напечатаны на полосках ).

Синтаксический лес.

Остановка по требованию

(физкультминутка)

На нашем пути – топкое болото, кое-где видны слова-кочки, но не на все можно наступать. Слова, в которых пишется ь, – ловушки. Нужно выписать только слова-кочки без ь. Если вы допустите ошибку, утонете. Будьте внимательны.

Декабрь, ладонь, МОРКОВЬ, КРОВАТЬ, ЯНВАРЬ,

Впереди – дремучий лес, кишащий дикими зверями и змеями. Если вы правильно вставите удвоенные согласные, то мы преодолеем это препятствие.

КЛАСС, КОЛЛЕКТИВ, И ДР.



ФЕВРАЛЬ, УЧИТЕЛЬ, СЕНТЯБРЬ, ОКТЯБРЬ,

В конце путешествия ребята выставляют словосочетание СЛОВАРНЫЕ СЛОВА

МУДРЕЙКИН

-Здравствуйте, дорогие ребята. Я рад приветствовать вас в своём городе. Очень рад, что вы прошли все испытания на своём пути. И мне хотелось узнать, что нового и интересного вы узнали в путешествии по моей стране? (встретились со словами)

-Чем похожи все эти слова? ( Это словарные слова)

-Какие слова называются словарными?

(Это слова с непроверяемыми написаниями, их следует запомнить или проверить написание по словарю)

-Что помогло вам в вашем путешествии?

Наше путешествие- соревнование подошло к концу .

-Как вы думаете, удалось наше сегодняшнее путешествие?



Судейская бригада подвела итог.

-Уважаемые судьи, скажите, пожалуйста, показали ли дети те качества что написаны у нас на доске, которые учитывались в соревновании: знание, понимание, остроумие, интерес, быструю реакцию?

Огласите, пожалуйста, результаты.

Вручение призов.

Всем большое спасибо за участие в уроке.

Рефлексия.

Самооценка собственного эмоционального состояния на уроке.

  1. Я все понял, но у меня остались вопросы

  2. Я все понял.

  3. Я ничего не понял.

- Молодцы, ребята, вы сегодня хорошо потрудились! И в итоге я хочу, чтобы вы сами дали оценку нашему уроку. Перед вами лежат солнышки и тучки.

- Кому было интересно на занятии, кто узнал много нового и интересного, у кого хорошее настроение поднимите солнышко, а кто скучал на занятии, кому было неинтересно – поднимите тучку.

- На этом наше занятие окончено. Спасибо за внимание! До новых встреч!



































ПРИЛОЖЕНИЕ

Конкурсы для капитанов – Можем внятно, чётко, быстро произносить скороговорки - чистоговорки,

Зелёный сектор

  • Составьте слова, переставляя буквы.

Урбуз(арбуз), ребёза(берёза), КОРВОМЬ(морковь).

  • Подумай, о каком звере идёт речь.

Летом наедается, зимой высыпается. (медведь)

Гладишь-ласкается,

Дразнишь-кусается.

(собака)

  • Замени каждое словосочетание словом, которое обозначает признак предмета.

Лист с берёзы - …(берёзовый)

Молоко от коровы - …(коровье)

Нора зайца - …(заячья)

Гнёзда ворон -…(вороньи)

Крик воробьёв-…(воробьиный)

  • Соедини стрелками прилагательные с подходящими по смыслу существительными, чтобы получились правильные словосочетания.

    косолапый

    лисица

    Трусливый

    медведь

    хитрая

    заяц

    шустрый

    корова

    большая

    воробей



  • Придумай как можно больше глаголов.

Что делает? Ворона, сорока, воробей, заяц, медведь,

Лисица, растение, огурец, орех, петух, помидор, пшеница, сирень, собака, яблоко.

  • Назови одним словом

Ворона, сорока, воробей, петух (птицы)

Лисица, медведь, заяц, собака (звери)

Огурец, орех, пшеница, сирень, яблоко (растения)

  • Назови лишнее слово

Петух, лисица, собака, заяц, медведь

Огурец, помидор, сирень

Малина, земляника, пшеница

  • Ответь письменно одним словом

-первый месяц года.

-двенадцатый месяц календарного года.

-шестой день недели

-часть горизонта, где заходит солнце

-день перед сегодняшним

-второй месяц осени, десятый месяц года.

-отечество, родная сторона

-погода с низкой температурой воздуха







Желтый сектор-

  • Быстрый диктант.

Под диктовку запишите не все слово, а только одну букву ударного слога.













Материалы подготовил(а): Катина Светлана Александровна

Скачать

2019-11-14

Мне нравится | 0

Чтобы добавить отзыв, войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь на сайте – легко и быстро.

Регистрация

Обратная связь

Отправить нам сообщение