Социально-коммуникативное развитие дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО
Материал будет полезен старшим воспитателям для выступления с презентацией на методических мероприятиях
Библиотека материалов Дум Думыча
Социально-коммуникативное развитие дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО
Социально-коммуникативное
развитие детей
является
важной проблемой в педагогике и
психологии.
Её актуальность возрастает
в современных условиях в связи с
особенностями социального окружения
ребёнка, в котором часто наблюдаются
дефицит воспитанности, доброты,
доброжелательности, речевой культуры
во взаимоотношениях людей.
В рамках реализации ФГОС ДО в содержании образовательной деятельности дошкольных учреждений более пристальное внимание должно быть уделено достижению целей и решению задач социально-коммуникативного развития.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию. В стандарте указано, что образовательная работа в ДОУ охватывает 5 образовательных областей.
Современное педагогическое взаимодействие ориентируется на формирование способности личности быть мобильной, динамичной, обретающей устойчивость в процессе самореализации. То есть, в образовательно-воспитательном процессе должно происходить социальное развитие (социализация) - «процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом социально-культурного опыта, необходимого для его включения в систему общественных отношений».
Основной целью социально-коммуникативного развития является позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства, для осуществления которой необходимо решение следующих задач:
усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;
становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания,
формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками,
формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в образовательной организации;
формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;
формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Для
успешного социально-коммуникативного
развития должны быть обеспечены следующие
психолого-педагогические условия:
-
построение образовательного процесса
на основе взаимодействия взрослых с
детьми, ориентированного на интересы
и возможности каждого ребёнка и
учитывающего социальную ситуацию его
развития;
- использование в
образовательном процессе форм и методов
работы с детьми, соответствующих их
психолого-возрастным и индивидуальным
особенностям;
- поддержка педагогами
положительного, доброжелательного
отношения детей друг к другу и
взаимодействия детей и взрослых в разных
видах деятельности;
- возможность
выбора детьми материалов, видов
активности, участников совместной
деятельности и общения;
- построение
взаимодействия с семьями воспитанников
в целях осуществления полноценного
развития каждого ребёнка, вовлечение
семей воспитанников непосредственно
в образовательный процесс.
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» реализуется в 4-ех направлениях:
развитие игровой деятельности детей с цель усвоения различных социальных ролей;
трудовое воспитание;
патриотическое воспитание детей дошкольного возраста;
формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Динамичность
социокультурного пространства требует
от современного человека гибких
адаптивных механизмов, формирование и
развитие которых начинается уже в
дошкольном детстве. Одним из таких
механизмов является способность
к коммуникации.
Обладание
коммуникативными навыками позволяет
ребёнку конструктивно организовывать
межличностное взаимодействие с другими
участниками и находить адекватные
решения коммуникативных задач. Отсутствие
коммуникативных навыков и несформированность
умений не только приводит к обратному
результату, но ставит ребёнка в позицию
отвержения со стороны сверстников, что
наносит непоправимый вред его психическому
и морально-нравственному развитию.
Постоянная, непрерывная работа по всем четырем направлениям способствует социально–коммуникативному развитию каждого ребёнка. Дети становятся более раскрепощёнными и самостоятельными, целеустремлёнными и уверенными в себе, общительными, более внимательными и заботливыми по отношению к сверстникам и взрослым; способными к взаимопониманию и сотрудничеству. У детей формируется способность совместно принимать решения и следовать их выполнению.
Материалы подготовил(а): Лубинец Дарья Александровна
Мне нравится | 0