Согласные звуки и буквы В, в

Конспект на тему: согласные звуки[в], [в’], буквы В,в
Образовательные задачи: познакомить со звуками [в], [в’], с печатными буквами В,в; учить давать характеристику звуку и букве «в»; учить читать слоги и слова с новой буквой;
Развивающие задачи: развивать фонематический слух, внимание, логическое мышление и речь учащихся;
Воспитательные задачи: воспитывать познавательный интерес к уроку; усидчивость.
Материалы подготовил(а): Трубчанина Анастасия Алексеевна

Библиотека материалов Дум Думыча

Учебный предмет

Литературное чтение

УМК

«Школа России»

Класс

1 «б»

Тип урока

Открытие нового знания

Тема урока

Согласные звуки [в], [в’], буквы В,в

Цель урока

Создать условия для знакомства учащихся с новыми звуками [ в, в' ] и буквами В, в.

Задачи урока

Образовательные: познакомить со звуками [в], [в’], с печатными буквами В,в; учить давать характеристику звуку и букве «в»; учить читать слоги и слова с новой буквой;

Развивающие: развивать фонематический слух, внимание, логическое мышление и речь учащихся;

Воспитательные: воспитывать познавательный интерес к уроку; усидчивость.

Оборудование

М.И.Горецкий «Азбука», презентация в Power Point «Согласные звуки [в], [в’], буквы В,в».

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

Организационный момент

(1 мин.)

Прозвенел уже звонок,

Начинается урок.

- Здравствуйте, ребята! Давайте вместе проверим, все ли необходимое для урока лежит у вас на партах:

- азбука;

- пенал с письменными принадлежностями.

У всех всё есть?

Садитесь. Сегодня урок литературного чтения проведу у вас я. Меня зовут …

Приветствуют учителя. Проверяют готовность к уроку. Садятся.

Цель: Проверка готовности класса; эмоциональный настрой на урок.

Актуализация знаний

(3 мин.)

Вы знаете, сегодня утром со мной произошла удивительная история: под дверью нашего класса я нашла сюрприз, вот этот красивый мешочек, но в суматохе я даже не успела посмотреть, что в нём. Давайте вместе посмотрим?

- Ребята, смотрите, это же буквы. Давайте назовём эти буквы:

А О У Ы И Н Р Л К С

- Назовите буквы гласных звуков?

- Назовите буквы согласных звуков?

- Ребята, а какие звуки называются гласными?




- А какие звуки называются согласными?


- Ребята, какими бывают гласные звуки?

- Согласные?


- Чем на письме обозначаются звуки?









- Давайте





- а,о,ы,у,и


- н,р,л,к,с


- гласные звуки – звуки, которые произносятся свободно, при произношении воздух не встречает преград в виде губ, зубов или языка.

- Звуки, которые при произношении встречают преграду.

- ударными, безударными


- звонкими, глухими; мягкими, твердыми.

- буквами

Цель: повторить необходимые сведения для восприятия нового материала








Учитель достаёт из мешочка и прикрепляет на доску буквы на магнитах.


Определение темы урока

(3мин.)

- Ребята, в мешочке есть что-то еще.

Смотрите, это же загадки. Давайте отгадаем их.

1)«Прилетела на базар, громко всем сказала: «Кар!

Пусть я в школе не учена, но умна,

Ведь я -…»

2) Посмотрите на слайд, скажите что это?


- Произнесем хором слова: ворона, ветка.

-Что общего в этих словах?


-С какой?


- Какой звук стоит в начале этих слов?


- А кто знает, какой буквой мы обозначаем звуки [в], [в’], когда мы их пишем или читаем? Как называется эта буква?

- Правильно, эта буква называется вэ.

- Ребята, попробуйте, сформулировать тему нашего урока?

(Как вы думаете, с какими звуками, буквами мы сегодня познакомимся  на уроке? Подсказка: произнесите первые звуки отгадок к загадкам).




- Давайте


- ворона




- ветка




- слова начинаются с одной буквы

- вэ


- звуки [в],[в‘]



- буквой вэ







- Звуки [в], [в’], буквы В, в




Цель: сформулировать тему урока

Целеполагание

(1 мин.)

- Какую цель поставим на урок?

- познакомиться с новыми звуками [в],[в’] и буквами В,в

Цель: сформулировать цель урока

Планирование

(3 мин.)

- Какие задачи поставим перед собой на урок?






Физминутка

Вы, наверное, устали? Ну, тогда все дружно встали. Ножками потопали,

Ручками похлопали. Покрутились, повертелись и за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем, Дружно до 5 считаем. Открываем, поморгаем и работать продолжаем.

- 1. Узнать, какой буквой обозначается звуки [в],[в‘] на письме; узнать как она выглядит.

2. Учиться давать характеристику звуку и букве в.

3. Научиться читать слоги и слова с новой буквой


Выполняют движения вслед за учителем.

Цель: обдумывание учащимися в коммуникативной форме проекта будущих учебных действий.


Учитель задает наводящие вопросы.

Основная часть

(25 мин.)















































- Итак, мы уже сказали, что звуки [в], [в’] можно обозначить буквой – вэ.

- Откройте с. 69, посмотрите, как выглядят печатные буквы: заглавная и маленькая. На что они похожи?

Звуки [в] и [в’] на письме обозначаются одинаково, одной и той же буквой.

Имя этой буквы в алфавите вэ.

- Мы сказали, что в слове ворона первый звук - ?

- Теперь, давайте дадим характеристику звуку [в].

- Какой он?

- Гласный или согласный?

Докажите, что согласный.

- Мягкий или твёрдый?

Докажите, что твердый.



- Звонкий или глухой?

Докажите.

- Давайте составим по картинке предложение о вороне. Кто назовет это предложение?

- Послушайте начальный звук в слове ветка. Отличается ли он от первого звука в слове ворона?

- Чем?

- Теперь дадим характеристику этому звуку.

- Молодцы!

-А почему две буквы В, в ? Когда В нужна большая, а когда – маленькая?

Физминутка

Дружно встаньте,улыбнитесь,

Выше, выше потянитесь.

Ну-ка, плечи распрямите,

Поднимите, опустите.

Влево, вправо повернулись,

Рук коленями коснулись,

Сели-встали, сели-встали

И на месте побежали.


- Ребята, я совсем забыла вам сказать, что буква В у нас сегодня именинница. И она приглашает нас в путешествие на стадион.

Откройте учебник на с. 68. Посмотрите внимательно на иллюстрацию и скажите, что на ней изображено?

- Какой спортивной игре посвящена иллюстрация?

- Где звери играют в футбол?

- Каких зверей вы заметили на картинке?

- В названии каких зверей спрятан новый звук?

- Как называют спортсмена, который при игре в футбол защищает ворота?

- Скажите, сколько слогов в этом слове?

- Назовите первый слог в этом слове

- Второй слог

Построим схему:

Назовите 1 слог. Есть ли в нем слияние?

Какое?


1 звук [в]:

Согласный или гласный?

Твердый или мягкий?

Значит, какой первый цвет в нашей схеме?

2 звук [р] в слиянии со звуком [а]

звук [р]:

Согласный или гласный?

Мягкий или твердый?

Звук а:

Согласный или гласный?

Значит, какие цвета будут следующими?

Назовите второй слог. Скажите есть ли в нем слияние?

Звук [р] в слиянии со звуком [а].

Звук р:

Согласный или гласный?

Твердый или мягкий?

Звук а:

Согласный или гласный?

Значит, какие цвета будут сейчас?

Вспомним, что мягкий знак не обозначает звука, он только показывает на мягкость согласных.

Звук [р] в сочетании с мягким знаком

Значит, какой цвет будет последним?

- Откройте с. 69 и посмотрите на 1 схему, правильно ли мы составили эту схему?

- Молодцы!

- Теперь послушайте текст:

-Вова, вот твои ворота.

- А тут твои ворота, Слава.

Слава и Вова – вратари.

Они стали в свои ворота.

- Лови, Вова, лови!

- Слава, лови! Лови!

- Найдите в тексте слово, которое подходит к этой схеме. Назовите это слово?

- А почему вы так подумали?

- Какой 1 слог? Какой 1 звук в этом слоге?

Согласный или гласный?

Твердый или мягкий?

Значит, какой цвет первый?

- Какой 2 слог?

Согласный или гласный?

Твердый или мягкий?

- Ребята, вы действительно правильно назвали слово, молодцы!

- Давайте прочитаем эти слова с выделением нового звука.

- А теперь сравним схемы слов вратарь и лови. Скажите, чем отличаются новые звуки в этих словах?

- В каком слове мягкий, в каком твердый?

Физминутка

- Ребята, а теперь прочитаем слоги с буквой «в» на с. 69. Сначала прочитайте каждый про себя.

- Молодцы, кто может прочитать записанные на доске слова с буквой в? Давайте теперь вместе прочитаем эти слова.

- Молодцы, ребята!






- на очки, на крендель, на бабочку, которая сложила крылья





- [в]





-согласный


- твердый

- следующий гласный звук «о» показывает на твердость предшествующего звука

- звонкий, т.к. произносится с голосом.

- Ворона сидит на ветке.







- да

- в слове ветка звук «в» мягкий

- согласный, мягкий, звонкий



Отвечают



















Отвечают



-футбол


- на лесной поляне



- медведь, волк, заяц, лиса, енот


- волк


- вратарь

- 2 слога


- вра


- тарь


- да


- звук [р] произносится со звуком [а] на одном дыхании


- согласный

твердый

- синий





-согласный

- твердый


- гласный

- синий в сочетании с красным



- есть, слияние звука [т] со звуком [а]




- согласный

- твердый


- гласный

- синий в сочетании с красным





- согласный мягкий



- зеленый


- да













- лови

Отвечают(2 слога и т.д.)

- ло


- согласный

- твердый

- синий










- один мягкий, другой твердый







- ва, во, ву, вы, ви






- вил-ка, ван-на, ва-лен-ки


























Учитель выводит на слайд картинку, на которой ворона сидит на ветке.

Подведение итогов

(2 мин.)

- Сегодня вы замечательно поработали.

- Скажите, с какими новыми звуками, и какими новыми буквами мы сегодня познакомились?

- Достигли ли мы цели, которую ставили в начале урока?

- Давайте сделаем вывод. Звуки [в] и [в’] одинаковые или разные? А какой буквой их можно обозначить?



- [в][в’]; В,в.




- да




- разные, один мягкий, другой твердый

- буквой В

Цель: проверить уровень усвоения учащимися пройденного материала.

Рефлексия

(2 мин)

-Что было трудно? Что легко?

-Что больше всего понравилось?


Если на уроке вам было интересно, всё понятно, то поднимите правую руку.

Если вам было неинтересно и многое вы не поняли – левую.

- Спасибо за работу! Урок окончен!


Цель: Самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности



Материалы подготовил(а): учитель начальных классов Трубчанина Анастасия Алексеевна

Скачать

Чтобы добавить отзыв, войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь на сайте – легко и быстро.

Регистрация

Обратная связь

ОБЖ и ЗОЖ

Тесты окр мир 2-4 класс

написать письмо

Отправить нам сообщение