Актуализация
знаний
(3
мин.)
|
Вы
знаете, сегодня утром со мной произошла
удивительная история: под дверью
нашего класса я нашла сюрприз, вот
этот красивый мешочек, но в суматохе
я даже не успела посмотреть, что в нём.
Давайте вместе посмотрим?
-
Ребята, смотрите, это же буквы. Давайте
назовём эти буквы:
А О У Ы И Н
Р Л К С
- Назовите буквы
гласных звуков?
- Назовите буквы
согласных звуков?
- Ребята, а какие
звуки называются гласными?
- А какие звуки
называются согласными?
- Ребята, какими
бывают гласные звуки?
- Согласные?
-
Чем на письме обозначаются звуки?
|
- Давайте
- а,о,ы,у,и
- н,р,л,к,с
- гласные звуки
– звуки, которые произносятся
свободно, при произношении воздух не
встречает преград в виде губ, зубов
или языка.
-
Звуки, которые при произношении
встречают преграду.
-
ударными, безударными
-
звонкими, глухими; мягкими, твердыми.
-
буквами
|
Цель: повторить
необходимые сведения для восприятия
нового материала
Учитель
достаёт из мешочка и прикрепляет на
доску буквы на магнитах.
|
Определение
темы урока
(3мин.)
|
- Ребята, в мешочке
есть что-то еще.
Смотрите, это же
загадки. Давайте отгадаем их.
1)«Прилетела
на базар, громко всем сказала: «Кар!
Пусть
я в школе не учена, но умна,
Ведь
я -…»
2)
Посмотрите на слайд, скажите что это?
-
Произнесем хором слова: ворона, ветка.
-Что
общего в этих словах?
-С
какой?
-
Какой звук стоит в начале этих слов?
-
А кто знает, какой буквой мы обозначаем
звуки [в], [в’], когда мы их пишем или
читаем? Как называется эта буква?
-
Правильно, эта буква называется вэ.
-
Ребята, попробуйте, сформулировать
тему нашего урока?
(Как
вы думаете, с какими звуками, буквами
мы сегодня познакомимся на уроке?
Подсказка: произнесите первые звуки
отгадок к загадкам).
|
- Давайте
- ворона
- ветка
- слова начинаются
с одной буквы
- вэ
- звуки [в],[в‘]
- буквой вэ
- Звуки
[в], [в’], буквы В, в
|
Цель: сформулировать
тему урока
|
Планирование
(3
мин.)
|
- Какие задачи
поставим перед собой на урок?
Физминутка
Вы, наверное,
устали? Ну, тогда все дружно встали.
Ножками потопали,
Ручками похлопали.
Покрутились, повертелись и за парты
все уселись.
Глазки
крепко закрываем, Дружно до 5 считаем.
Открываем, поморгаем и работать
продолжаем.
|
- 1. Узнать, какой
буквой обозначается звуки [в],[в‘] на
письме; узнать как она выглядит.
2. Учиться давать
характеристику звуку и букве в.
3. Научиться
читать слоги и слова с новой буквой
Выполняют
движения вслед за учителем.
|
Цель: обдумывание
учащимися в коммуникативной форме
проекта будущих учебных действий.
Учитель
задает наводящие вопросы.
|
Основная часть
(25 мин.)
|
- Итак, мы уже
сказали, что звуки [в], [в’] можно
обозначить буквой – вэ.
- Откройте с. 69,
посмотрите, как выглядят печатные
буквы: заглавная и маленькая. На что
они похожи?
– Звуки [в] и [в’]
на письме обозначаются одинаково,
одной и той же буквой.
Имя этой буквы
в алфавите вэ.
- Мы сказали, что
в слове ворона первый звук - ?
- Теперь, давайте
дадим характеристику звуку [в].
- Какой он?
- Гласный или
согласный?
Докажите, что
согласный.
- Мягкий или
твёрдый?
Докажите, что
твердый.
- Звонкий или
глухой?
Докажите.
- Давайте составим
по картинке предложение о вороне. Кто
назовет это предложение?
- Послушайте
начальный звук в слове ветка. Отличается
ли он от первого звука в слове ворона?
- Чем?
- Теперь дадим
характеристику этому звуку.
- Молодцы!
-А
почему две буквы В, в ? Когда В нужна
большая, а когда – маленькая?
Физминутка
Дружно
встаньте,улыбнитесь,
Выше, выше
потянитесь.
Ну-ка, плечи
распрямите,
Поднимите,
опустите.
Влево, вправо
повернулись,
Рук коленями
коснулись,
Сели-встали,
сели-встали
И на месте
побежали.
- Ребята, я совсем
забыла вам сказать, что буква В у нас
сегодня именинница. И она приглашает
нас в путешествие на стадион.
Откройте учебник
на с. 68. Посмотрите внимательно на
иллюстрацию и скажите, что на ней
изображено?
- Какой спортивной
игре посвящена иллюстрация?
- Где звери играют
в футбол?
- Каких зверей
вы заметили на картинке?
- В названии каких
зверей спрятан новый звук?
- Как называют
спортсмена, который при игре в футбол
защищает ворота?
- Скажите, сколько
слогов в этом слове?
- Назовите первый
слог в этом слове
- Второй слог
Построим схему:
Назовите 1 слог.
Есть ли в нем слияние?
Какое?
1 звук [в]:
Согласный или
гласный?
Твердый или
мягкий?
Значит, какой
первый цвет в нашей схеме?
2 звук [р] в слиянии
со звуком [а]
звук [р]:
Согласный или
гласный?
Мягкий или
твердый?
Звук а:
Согласный или
гласный?
Значит, какие
цвета будут следующими?
Назовите второй
слог. Скажите есть ли в нем слияние?
Звук [р] в слиянии
со звуком [а].
Звук р:
Согласный или
гласный?
Твердый или
мягкий?
Звук а:
Согласный или
гласный?
Значит, какие
цвета будут сейчас?
Вспомним, что
мягкий знак не обозначает звука, он
только показывает на мягкость согласных.
Звук [р] в сочетании
с мягким знаком
Значит, какой
цвет будет последним?
- Откройте с. 69 и
посмотрите на 1 схему, правильно ли мы
составили эту схему?
- Молодцы!
- Теперь послушайте
текст:
-Вова, вот твои
ворота.
- А тут твои
ворота, Слава.
Слава и Вова –
вратари.
Они стали в свои
ворота.
- Лови, Вова, лови!
- Слава, лови!
Лови!
- Найдите в тексте
слово, которое подходит к этой схеме.
Назовите это слово?
- А почему вы так
подумали?
- Какой 1 слог?
Какой 1 звук в этом слоге?
Согласный или
гласный?
Твердый или
мягкий?
Значит, какой
цвет первый?
- Какой 2 слог?
Согласный или
гласный?
Твердый или
мягкий?
- Ребята, вы
действительно правильно назвали
слово, молодцы!
- Давайте прочитаем
эти слова с выделением нового звука.
- А теперь сравним
схемы слов вратарь и лови. Скажите,
чем отличаются новые звуки в этих
словах?
- В каком слове
мягкий, в каком твердый?
Физминутка
- Ребята, а теперь
прочитаем слоги с буквой «в» на с. 69.
Сначала прочитайте каждый про себя.
- Молодцы, кто
может прочитать записанные на доске
слова с буквой в? Давайте теперь вместе
прочитаем эти слова.
-
Молодцы, ребята!
|
- на очки, на
крендель, на бабочку, которая сложила
крылья
- [в]
-согласный
- твердый
- следующий
гласный звук «о» показывает на твердость
предшествующего звука
- звонкий, т.к.
произносится с голосом.
- Ворона сидит
на ветке.
- да
- в слове ветка
звук «в» мягкий
- согласный,
мягкий, звонкий
Отвечают
Отвечают
-футбол
- на лесной
поляне
- медведь, волк,
заяц, лиса, енот
- волк
- вратарь
- 2 слога
- вра
- тарь
- да
- звук [р]
произносится со звуком [а] на одном
дыхании
- согласный
твердый
- синий
-согласный
- твердый
- гласный
- синий в
сочетании с красным
- есть, слияние
звука [т] со звуком [а]
- согласный
- твердый
- гласный
- синий в
сочетании с красным
- согласный
мягкий
- зеленый
- да
- лови
Отвечают(2 слога
и т.д.)
- ло
- согласный
- твердый
- синий
- один мягкий,
другой твердый
- ва, во, ву, вы,
ви
-
вил-ка, ван-на, ва-лен-ки
|
Учитель
выводит на слайд картинку, на которой
ворона сидит на ветке.
|