Справочник по русскому языку для начальных классов
Справочник предназначен для скрытой дифференциации младшего школьника. Используется учащимися в затруднительных положениях при решении проблемы. При постоянном применении в перспективе у детей формируются необходимые ЗУНы для решения поставленных перед ними проблемных ситуаций без опоры на данное методическое пособие.
Библиотека материалов Дум Думыча
ГУ Песчанская СОШ № 2
Земзюлина Л.В.
Павлодар, 2015
Здравствуй, дорогой дружочек!
Этот справочник составлен специально для тебя. Когда ты еще не успел всё выучить, или просто позабыл кое- что, или знаешь, но не уверен, что правильно думаешь - открой его и ты найдёшь ответы на интересующие тебя вопросы.
Справочник поможет тебе не только вспомнить правило, но и даст совет как сделать работу над ошибками, потому что в нем содержится список изученных тобою орфограмм.
Я желаю тебе успехов в учебе, не бойся заглядывать в справочник, потому что когда ты все выучишь- справочник останется лежать на книжной полочке в твоем шкафу.
Удачи тебе, мой дорогой второклассник!
ЗВУКИ РЕЧИ
звуки мы слышим и произносим
СЛОГ
Слог - это самая маленькая произносительная единица речи, которая состоит из одного или нескольких звуков.
Слог – это один гласный звук или гласный в сочетании с одним или несколькими согласными звуками, которые в процессе говорения произносятся одним выдыхательным толчком: я-ма, до-ро-га, у-че-ник.
Запомни СКОЛЬКО В СЛОВЕ ГЛАСНЫХ - СТОЛЬКО И СЛОГОВ
со-ба-ка - 3 слога юр - та - 2 слога соль - 1 слог
ПЕРЕНОС СЛОВ
Слова переносятся с одной строки на другую по слогам:
МА-ШИ-НА БЕ-РЁ-ЗА ШКОЛЬ- НЫЙ СОЛН- ЦЕ УЧЕ-НИК
ЗАПОМНИ: НЕЛЬЗЯ ПЕРЕНОСИТЬ ИЛИ ОСТАВЛЯТЬ ОДНУ БУКВУ, ДАЖЕ ЕСЛИ ОНА ОБРАЗУЕТ СЛОГ!
ЯГО - ДА ОЛЕНЬ ПОЯ - ВИ- ЛАСЬ ОГО - РОД ПОЯ - СОК
ЗАПОМНИ: БУКВЫ Ъ, Ь, Й НЕЛЬЗЯ ПРИ ПЕРЕНОСЕ ОТДЕЛЯТЬ ОТ ПРЕДЫДУЩЕЙ БУКВЫ, НУЖНО ОСТАВИТЬ ЭТИ БУКВЫ НА СТРОКЕ - НЕ ПЕРЕНОСИ ИХ!
МАЙ-КА ЧАЙ - НИК ПОДЪ - ЕЗД ОБЕЗЬ - ЯНКА ПОЙ- ДЁМ
ЗАПОМНИ: ПРИ ПЕРЕНОСЕ СЛОВ С ДВОЙНЫМИ СОГЛАСНЫМИ ОДНУ БУКВУ ОСТАВЛЯЙ , А ВТОРУЮ ПЕРЕНОСИ.
ОСЕН-НИЙ КАС - СА ШОС - СЕ СУБ - БОТА
Орфограмма № 1.
С очетания ЖИ-ШИ пишем только с буквой И.
ж
ираф ужи
машина камыши
----------------------------------------------------------------------------
С очетания ЧА-ЩА пишем только с буквой А .
чайка чайник
чашка
роща щавель
-----------------------------------------------------------------------------------------------------
Сочетания ЧУ-ЩУ пишем только с буквой У.
чугунок щука
чучело
РНО. Выпиши слово и подбери еще три слова на такую же орфограмму, запиши их, выдели орфограмму.
НАПРИМЕР.
чудеса плачу чумазый чучело
Орфограмма № 2.
Сочетания - ЧК-, -ЧН-, -НЧ-, -ЩН- пишутся без мягкого знака.
печка почка
ручка дочка
птенчики овощной ансамбль
речной причал
песочные часы
РНО. Выпиши слово и подбери еще три слова на такую же орфограмму, запиши их, выдели орфограмму.
НАПРИМЕР.
девочка ручка печка ночка
Орфограмма № 3.
Безударная гласная в корне слова непроверяемая ударением.
К этой орфограмме относятся слова, в которых нужно запомнить правописание безударной гласной в корне слова, потому к этим словам невозможно подобрать проверочное слово.
К этой группе слов относятся словарные слова.
Выучи их правописание по словарику в конце учебника "Русского языка".
РНО
Прочитай слово с ошибкой, сверь по словарю написание. Запиши слово три раза.
Составь и запиши с этим словом предложение.
ОБРАЗЕЦ:
фамилия фамилия фамилия фамилия
Моя фамилия Иванов.
Орфограмма № 4.
Безударная гласная в корне слова проверяемая ударением.
Безударный гласный вызвал сомненье?
Ты, его, дружок, поставь под ударение!
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
АЛГОРИТМ
1. Определи проблему (слабую позицию)
2. Вспомни правило проверки безударного гласного
3. Измени слово так, чтобы на этот гласный падало ударение ( чтобы этот гласный стоял в сильной позиции)
4. Какой гласный стоит под ударением, такой же пишется и без ударения ( какой в сильной позиции, такой пиши в слабой позиции)
НАПРИМЕР
1. зв (е,и) зда
2 . нужно изменить слово так, чтобы сомнительный гласный стоял в сильной позиции
3. меняю слово ЗВЁЗДЫ, в сильной позиции стоит Ё
4. в слове ЗВЕЗДА напишу безударный гласный Е, потому что в сильной позиции стоит Ё.
РНО.
Выпиши слово с ошибкой, рядом через дефис запиши проверочное.
Составь три словосочетания с этим словом и запиши их.
Н АПРИМЕР.
ц веточный - цветик цветочный магазин цветочная поляна цветочное поле
Орфограмма № 5
Правописание парных согласных в конце слова.
Звук согласный проверяй!
Рядом гласный подставляй.
|
|
|
? |
- |
|
|
|
|
|
АЛГОРИТМ
1. Определи орфограмму
2. Вспомни как проверить парный согласный в конце слова.
3. Подбери проверочное слово так, чтобы после согласного стоял гласный
4. Выдели парный согласный в сильной позиции проверочного слова
5. Вставь парный согласный в слабую позицию.
НАПРИМЕР
1. гла (с,з)
2. Правило: чтобы проверить парный согласный в конце слова нужно изменить слово так, чтобы после согласного стоял гласный.
3. Подбираю проверочное слово так, чтобы после согласного стоял гласный - глаза
4. В сильной позиции слышу звонкий парный согласный З
5. Значит, в слове глаз на конце слова пишу звонкий З
РНО.
Выпиши слово с ошибкой, рядом через дефис запиши проверочное.
Подбери три слова на эту орфограмму. Запиши их с проверочными словами.
НАПРИМЕР.
с ад - сады жираф - жирафы снег - снега тетрадь - тетради
Орфограмма № 6
Правописание парных согласных в середине слова.
Звук согласный проверяй!
Рядом гласный подставляй.
|
|
|
? |
- |
|
|
|
|
|
АЛГОРИТМ
1. Определи орфограмму
2. Вспомни как проверить парный согласный в середине слова.
3. Подбери проверочное слово так, чтобы после согласного стоял гласный
4. Выдели парный согласный в сильной позиции проверочного слова
5. Вставь парный согласный в слабую позицию.
НАПРИМЕР
1. гла (с,з) ной
2. Правило: чтобы проверить парный согласный в корне слова нужно изменить слово так, чтобы после согласного стоял гласный.
3. Подбираю проверочное слово так, чтобы после согласного стоял гласный - глаза
4. В сильной позиции слышу звонкий парный согласный З
5. Значит, в слове глазной в середине слова пишу звонкий З
РНО.
Выпиши слово с ошибкой, рядом через дефис запиши проверочное.
Подбери три слова на эту орфограмму. Запиши их с проверочными словами.
НАПРИМЕР.
в арежка - вареженька лодка - лодочка кружка - кружечка шубка - шубейка
Орфограмма № 7.
Мягкий знак на конце слова.
Мягкость согласного на письме показывают буквой Ь.
тюлень пень
осень олень
РНО.
Выпиши слово с ошибкой. Рядом запиши еще три слова с этой орфограммой.
НАПРИМЕР.
лень тень фонарь тетрадь
Орфограмма № 8.
М ягкий знак в середине слова.
корова
Зорька пальто
полька галька
РНО.
Выпиши слово с ошибкой. Рядом запиши еще три слова с этой орфограммой.
НАПРИМЕР.
зорька горький польза Эльза
Орфограмма № 9.
Разделительные мягкий и твердые знаки.
ЗАПОМНИ
Разделительные мягкий и твердый знаки пишутся после приставки на согласную перед гласными Е, Ё, Я, Ю.
подъемный кран обезьянка
РНО.
Выпиши слово с ошибкой. Рядом запиши еще три слова с этой орфограммой.
НАПРИМЕР.
подъезд съезд объявление объедки
семья друзья листья соловьи
Орфограмма № 10.
Перенос слов.
ЗАПОМНИ
Слово с одной строки на другую переносится по слогам. НЕЛЬЗЯ переносить одну букву , или оставлять; нельзя отделять букву Й, Ь, Ъ от буквы, за которой они стоят в слоге.
П ри переносе слов с двойными согласными одна буква остается на строке, а другая переносится.
ч ай-ка паль-то ван-на
РНО.
Выпиши слово с ошибкой. Рядом запиши еще три слова с этой орфограммой.
Орфограмма № 10.
Большая буква в именах собственных.
ЗАПОМНИ
Н АПРИМЕР
кошка Мурка Иванов Данил Иванович
конь Савраска река Иртыш
РНО.
Выпиши слово с ошибкой. Рядом запиши еще три слова с этой орфограммой.
РАЗБОР СЛОВА ПО СОСТАВУ
1. ВЫДЕЛЯЕМ ОКОНЧАНИЕ
2. ВЫДЕЛЯЕМ ОСНОВУ СЛОВА ( ЧАСТЬ СЛОВА БЕЗ ОКОНЧАНИЯ)
3. ВЫДЕЛЯЕМ КОРЕНЬ
4. ВЫДЕЛЯЕМ ПРИСТАВКУ ( ЕСЛИ ЕСТЬ)
5. ВЫДЕЛЯЕМ СУФФИКС ( ЕСЛИ ЕСТЬ)
Н АПРИМЕР
м орозн ое
РНО
Выпиши слово, сделай правильно разбор по составу. Подбери еще три слова с таким составом. Выдели части слова.
ПАМЯТКА
1. Чтобы правильно выделить часть слова окончание, нужно изменить слово так, чтобы изменилось и его окончание. Изменяемая часть слова - это и будет окончание.
Н апример: Чтобы выделить окончание в слове ЗАЙЦА подберем однокоренные слова ЗАЙЦЕМ ЗАЙЦУ О ЗАЙЦЕ. Изменяемая часть - это окончание. Выделим его знаком
з айц а зайц ем зайц у о зайц е
2. Чтобы правильно выделить главную часть слова корень, нужно подобрать родственные слова и определить одинаковую часть слов - это и будет корень.
Н апример: Чтобы выделить корень в слове ПОДБЕРЁЗОВИК подберем однокоренные слова БЕРЁЗА БЕРЕЗОВЫЙ БЕРЕЗКА. Одинаковая часть слов - это и будет корень. Выделяй его знаком .
подберёзовик берёза берёзовый берёзка
3. Теперь выделим приставку - это часть слова перед корнем ( если есть) . Приставку выделяют знаком .Например:
п одберёзовик
4. Если есть суффикс, выделим его знаком .
Н апример:
подберёзовик
РНО
Выпиши слово с ошибкой, рядом напиши еще три слова с таким же составом.
Материалы подготовил(а): Земзюлина Лариса Владимировна
Мне нравится | 3