Справочник по русскому языку для начальных классов

Справочник предназначен для скрытой дифференциации младшего школьника. Используется учащимися в затруднительных положениях при решении проблемы. При постоянном применении в перспективе у детей формируются необходимые ЗУНы для решения поставленных перед ними проблемных ситуаций без опоры на данное методическое пособие.

Библиотека материалов Дум Думыча



ГУ Песчанская СОШ № 2





Справочник по русскому языку для начальных классов - Рисунок 1





Справочник по русскому языку для начальных классов - Рисунок 2
























Земзюлина Л.В.

Павлодар, 2015







Здравствуй, дорогой дружочек!

Этот справочник составлен специально для тебя. Когда ты еще не успел всё выучить, или просто позабыл кое- что, или знаешь, но не уверен, что правильно думаешь - открой его и ты найдёшь ответы на интересующие тебя вопросы.

Справочник поможет тебе не только вспомнить правило, но и даст совет как сделать работу над ошибками, потому что в нем содержится список изученных тобою орфограмм.

Я желаю тебе успехов в учебе, не бойся заглядывать в справочник, потому что когда ты все выучишь- справочник останется лежать на книжной полочке в твоем шкафу.

Удачи тебе, мой дорогой второклассник!











Справочник по русскому языку для начальных классов - Рисунок 3







Справочник по русскому языку для начальных классов - Рисунок 4


ЗВУКИ РЕЧИ

звуки мы слышим и произносим

Справочник по русскому языку для начальных классов - Рисунок 5

Справочник по русскому языку для начальных классов - Рисунок 6
Справочник по русскому языку для начальных классов - Рисунок 7
Справочник по русскому языку для начальных классов - Рисунок 8
Справочник по русскому языку для начальных классов - Рисунок 9


Справочник по русскому языку для начальных классов - Рисунок 10





Справочник по русскому языку для начальных классов - Рисунок 11




СЛОГ

Слог - это самая маленькая произносительная единица речи, которая состоит из одного или нескольких звуков.

Слогэто один гласный звук или гласный в сочетании с одним или несколькими согласными звуками, которые в процессе говорения произносятся одним выдыхательным толчком: я-ма, до-ро-га, у-че-ник.

Запомни СКОЛЬКО В СЛОВЕ ГЛАСНЫХ - СТОЛЬКО И СЛОГОВ

соаа - 3 слога юр - та - 2 слога соль - 1 слог

Справочник по русскому языку для начальных классов - Рисунок 12


















ПЕРЕНОС СЛОВ

Слова переносятся с одной строки на другую по слогам:

МА-ШИ-НА БЕ-РЁ-ЗА ШКОЛЬ- НЫЙ СОЛН- ЦЕ УЧЕ-НИК

ЗАПОМНИ: НЕЛЬЗЯ ПЕРЕНОСИТЬ ИЛИ ОСТАВЛЯТЬ ОДНУ БУКВУ, ДАЖЕ ЕСЛИ ОНА ОБРАЗУЕТ СЛОГ!

ЯГО - ДА ОЛЕНЬ ПОЯ - ВИ- ЛАСЬ ОГО - РОД ПОЯ - СОК

ЗАПОМНИ: БУКВЫ Ъ, Ь, Й НЕЛЬЗЯ ПРИ ПЕРЕНОСЕ ОТДЕЛЯТЬ ОТ ПРЕДЫДУЩЕЙ БУКВЫ, НУЖНО ОСТАВИТЬ ЭТИ БУКВЫ НА СТРОКЕ - НЕ ПЕРЕНОСИ ИХ!

МАЙ-КА ЧАЙ - НИК ПОДЪ - ЕЗД ОБЕЗЬ - ЯНКА ПОЙ- ДЁМ

ЗАПОМНИ: ПРИ ПЕРЕНОСЕ СЛОВ С ДВОЙНЫМИ СОГЛАСНЫМИ ОДНУ БУКВУ ОСТАВЛЯЙ , А ВТОРУЮ ПЕРЕНОСИ.

ОСЕН-НИЙ КАС - СА ШОС - СЕ СУБ - БОТА



Орфограмма № 1.

С

Справочник по русскому языку для начальных классов - Рисунок 13
очетания ЖИИ пишем только с буквой И.

Справочник по русскому языку для начальных классов - Рисунок 14

ж

Справочник по русскому языку для начальных классов - Рисунок 15
ираф ужи



Справочник по русскому языку для начальных классов - Рисунок 16
Справочник по русскому языку для начальных классов - Рисунок 17


машина камыши

----------------------------------------------------------------------------

С

Справочник по русскому языку для начальных классов - Рисунок 18
очетания ЧАА пишем только с буквой А .

Справочник по русскому языку для начальных классов - Рисунок 19


чайка чайник

чашка

Справочник по русскому языку для начальных классов - Рисунок 20
Справочник по русскому языку для начальных классов - Рисунок 21

роща щавель

-----------------------------------------------------------------------------------------------------

Сочетания ЧУУ пишем только с буквой У.

Справочник по русскому языку для начальных классов - Рисунок 22
Справочник по русскому языку для начальных классов - Рисунок 23


чугунок щука

Справочник по русскому языку для начальных классов - Рисунок 24


чучело



РНО. Выпиши слово и подбери еще три слова на такую же орфограмму, запиши их, выдели орфограмму.

НАПРИМЕР.

чудеса плачу чумазый чучело



Орфограмма № 2.

Сочетания - ЧК-, -ЧН-, -НЧ-, -ЩН- пишутся без мягкого знака.

Справочник по русскому языку для начальных классов - Рисунок 25
Справочник по русскому языку для начальных классов - Рисунок 26


печка почка



Справочник по русскому языку для начальных классов - Рисунок 27


Справочник по русскому языку для начальных классов - Рисунок 28


ручка дочка

Справочник по русскому языку для начальных классов - Рисунок 29




Справочник по русскому языку для начальных классов - Рисунок 30


птенчики овощной ансамбль



Справочник по русскому языку для начальных классов - Рисунок 31


речной причал



Справочник по русскому языку для начальных классов - Рисунок 32

песочные часы





РНО. Выпиши слово и подбери еще три слова на такую же орфограмму, запиши их, выдели орфограмму.

НАПРИМЕР.

девочка ручка печка ночка





Орфограмма № 3.

Безударная гласная в корне слова непроверяемая ударением.

К этой орфограмме относятся слова, в которых нужно запомнить правописание безударной гласной в корне слова, потому к этим словам невозможно подобрать проверочное слово.

К этой группе слов относятся словарные слова.

Выучи их правописание по словарику в конце учебника "Русского языка".

РНО

Прочитай слово с ошибкой, сверь по словарю написание. Запиши слово три раза.

Составь и запиши с этим словом предложение.

ОБРАЗЕЦ:

фамилия фамилия фамилия фамилия

Моя фамилия Иванов.

































Орфограмма № 4.

Безударная гласная в корне слова проверяемая ударением.

Безударный гласный вызвал сомненье?

Ты, его, дружок, поставь под ударение!

Справочник по русскому языку для начальных классов - Рисунок 33
Справочник по русскому языку для начальных классов - Рисунок 34


Справочник по русскому языку для начальных классов - Рисунок 35

Справочник по русскому языку для начальных классов - Рисунок 36



Справочник по русскому языку для начальных классов - Рисунок 37





Справочник по русскому языку для начальных классов - Рисунок 38


АЛГОРИТМ

1. Определи проблему (слабую позицию)

2. Вспомни правило проверки безударного гласного

3. Измени слово так, чтобы на этот гласный падало ударение ( чтобы этот гласный стоял в сильной позиции)

4. Какой гласный стоит под ударением, такой же пишется и без ударения ( какой в сильной позиции, такой пиши в слабой позиции)

НАПРИМЕР

1. зв (е,и) зда

2

Справочник по русскому языку для начальных классов - Рисунок 39
. нужно изменить слово так, чтобы сомнительный гласный стоял в сильной позиции

3. меняю слово ЗВЁЗДЫ, в сильной позиции стоит Ё

4. в слове ЗВЕЗДА напишу безударный гласный Е, потому что в сильной позиции стоит Ё.



РНО.

Выпиши слово с ошибкой, рядом через дефис запиши проверочное.

Составь три словосочетания с этим словом и запиши их.

Н

Справочник по русскому языку для начальных классов - Рисунок 40
АПРИМЕР.

ц

Справочник по русскому языку для начальных классов - Рисунок 41
веточный - цветик цветочный магазин цветочная поляна цветочное поле





Орфограмма № 5

Правописание парных согласных в конце слова.

Звук согласный проверяй!

Рядом гласный подставляй.




?

Справочник по русскому языку для начальных классов - Рисунок 42

-






Справочник по русскому языку для начальных классов - Рисунок 43




АЛГОРИТМ

1. Определи орфограмму

2. Вспомни как проверить парный согласный в конце слова.

3. Подбери проверочное слово так, чтобы после согласного стоял гласный

4. Выдели парный согласный в сильной позиции проверочного слова

5. Вставь парный согласный в слабую позицию.

НАПРИМЕР

1. гла (с,з)

2. Правило: чтобы проверить парный согласный в конце слова нужно изменить слово так, чтобы после согласного стоял гласный.

3. Подбираю проверочное слово так, чтобы после согласного стоял гласный - глаза

4. В сильной позиции слышу звонкий парный согласный З

5. Значит, в слове глаз на конце слова пишу звонкий З

РНО.

Выпиши слово с ошибкой, рядом через дефис запиши проверочное.

Подбери три слова на эту орфограмму. Запиши их с проверочными словами.

НАПРИМЕР.

с

Справочник по русскому языку для начальных классов - Рисунок 44
Справочник по русскому языку для начальных классов - Рисунок 45
Справочник по русскому языку для начальных классов - Рисунок 46
а
д - сады жираф - жирафы снег - снега тетрадь - тетради

Справочник по русскому языку для начальных классов - Рисунок 47






Орфограмма № 6

Правописание парных согласных в середине слова.

Звук согласный проверяй!

Рядом гласный подставляй.




?

Справочник по русскому языку для начальных классов - Рисунок 48

-






Справочник по русскому языку для начальных классов - Рисунок 49




АЛГОРИТМ

1. Определи орфограмму

2. Вспомни как проверить парный согласный в середине слова.

3. Подбери проверочное слово так, чтобы после согласного стоял гласный

4. Выдели парный согласный в сильной позиции проверочного слова

5. Вставь парный согласный в слабую позицию.

НАПРИМЕР

1. гла (с,з) ной

2. Правило: чтобы проверить парный согласный в корне слова нужно изменить слово так, чтобы после согласного стоял гласный.

3. Подбираю проверочное слово так, чтобы после согласного стоял гласный - глаза

4. В сильной позиции слышу звонкий парный согласный З

5. Значит, в слове глазной в середине слова пишу звонкий З

РНО.

Выпиши слово с ошибкой, рядом через дефис запиши проверочное.

Подбери три слова на эту орфограмму. Запиши их с проверочными словами.

НАПРИМЕР.

в

Справочник по русскому языку для начальных классов - Рисунок 50
Справочник по русскому языку для начальных классов - Рисунок 51
Справочник по русскому языку для начальных классов - Рисунок 52
Справочник по русскому языку для начальных классов - Рисунок 53
Справочник по русскому языку для начальных классов - Рисунок 54
Справочник по русскому языку для начальных классов - Рисунок 55
аре
жка - вареженька лодка - лодочка кружка - кружечка шубка - шубейка

Справочник по русскому языку для начальных классов - Рисунок 56
Справочник по русскому языку для начальных классов - Рисунок 57


Орфограмма № 7.

Мягкий знак на конце слова.

Справочник по русскому языку для начальных классов - Рисунок 58
Справочник по русскому языку для начальных классов - Рисунок 59
Мягкость согласного на письме показывают буквой Ь.

тюлень пень

Справочник по русскому языку для начальных классов - Рисунок 60
Справочник по русскому языку для начальных классов - Рисунок 61




осень олень





РНО.

Выпиши слово с ошибкой. Рядом запиши еще три слова с этой орфограммой.

НАПРИМЕР.

лень тень фонарь тетрадь

Орфограмма № 8.

М

Справочник по русскому языку для начальных классов - Рисунок 62
Справочник по русскому языку для начальных классов - Рисунок 63
ягкий знак в середине слова.

корова

Зорька пальто



Справочник по русскому языку для начальных классов - Рисунок 64
Справочник по русскому языку для начальных классов - Рисунок 65


полька галька



РНО.

Выпиши слово с ошибкой. Рядом запиши еще три слова с этой орфограммой.

НАПРИМЕР.

зорька горький польза Эльза



Орфограмма № 9.

Разделительные мягкий и твердые знаки.

ЗАПОМНИ

Разделительные мягкий и твердый знаки пишутся после приставки на согласную перед гласными Е, Ё, Я, Ю.

Справочник по русскому языку для начальных классов - Рисунок 66
Справочник по русскому языку для начальных классов - Рисунок 67
подъемный кран обезьянка



РНО.

Выпиши слово с ошибкой. Рядом запиши еще три слова с этой орфограммой.

НАПРИМЕР.

подъезд съезд объявление объедки

семья друзья листья соловьи



Орфограмма № 10.

Перенос слов.

ЗАПОМНИ

Слово с одной строки на другую переносится по слогам. НЕЛЬЗЯ переносить одну букву , или оставлять; нельзя отделять букву Й, Ь, Ъ от буквы, за которой они стоят в слоге.

П

Справочник по русскому языку для начальных классов - Рисунок 68
ри переносе слов с двойными согласными одна буква остается на строке, а другая переносится.

ч

Справочник по русскому языку для начальных классов - Рисунок 69
Справочник по русскому языку для начальных классов - Рисунок 70
ай-ка паль-то ван-на







РНО.

Выпиши слово с ошибкой. Рядом запиши еще три слова с этой орфограммой.

Орфограмма № 10.

Большая буква в именах собственных.

ЗАПОМНИ

Справочник по русскому языку для начальных классов - Рисунок 71



Н

Справочник по русскому языку для начальных классов - Рисунок 72
Справочник по русскому языку для начальных классов - Рисунок 73
АПРИМЕР





кошка Мурка Иванов Данил Иванович

Справочник по русскому языку для начальных классов - Рисунок 74


Справочник по русскому языку для начальных классов - Рисунок 75
конь Савраска река Иртыш



Справочник по русскому языку для начальных классов - Рисунок 76
кукла Маша
Справочник по русскому языку для начальных классов - Рисунок 77
семья Смирновых

РНО.

Выпиши слово с ошибкой. Рядом запиши еще три слова с этой орфограммой.















Справочник по русскому языку для начальных классов - Рисунок 78

















Справочник по русскому языку для начальных классов - Рисунок 79




















Справочник по русскому языку для начальных классов - Рисунок 80

РАЗБОР СЛОВА ПО СОСТАВУ

1. ВЫДЕЛЯЕМ ОКОНЧАНИЕ

2. ВЫДЕЛЯЕМ ОСНОВУ СЛОВА ( ЧАСТЬ СЛОВА БЕЗ ОКОНЧАНИЯ)

3. ВЫДЕЛЯЕМ КОРЕНЬ

4. ВЫДЕЛЯЕМ ПРИСТАВКУ ( ЕСЛИ ЕСТЬ)

5. ВЫДЕЛЯЕМ СУФФИКС ( ЕСЛИ ЕСТЬ)

Н

Справочник по русскому языку для начальных классов - Рисунок 81
АПРИМЕР

м

Справочник по русскому языку для начальных классов - Рисунок 82
орозн ое

РНО

Выпиши слово, сделай правильно разбор по составу. Подбери еще три слова с таким составом. Выдели части слова.

ПАМЯТКА

1. Чтобы правильно выделить часть слова окончание, нужно изменить слово так, чтобы изменилось и его окончание. Изменяемая часть слова - это и будет окончание.

Н

Справочник по русскому языку для начальных классов - Рисунок 83
апример: Чтобы выделить окончание в слове ЗАЙЦА подберем однокоренные слова ЗАЙЦЕМ ЗАЙЦУ О ЗАЙЦЕ. Изменяемая часть - это окончание. Выделим его знаком

з

Справочник по русскому языку для начальных классов - Рисунок 84
Справочник по русскому языку для начальных классов - Рисунок 85
Справочник по русскому языку для начальных классов - Рисунок 86
Справочник по русскому языку для начальных классов - Рисунок 87
айц а зайц ем зайц у о зайц е

2. Чтобы правильно выделить главную часть слова корень, нужно подобрать родственные слова и определить одинаковую часть слов - это и будет корень.

Н

Справочник по русскому языку для начальных классов - Рисунок 88
апример: Чтобы выделить корень в слове ПОДБЕРЁЗОВИК подберем однокоренные слова БЕРЁЗА БЕРЕЗОВЫЙ БЕРЕЗКА. Одинаковая часть слов - это и будет корень. Выделяй его знаком .

подберёзовик берёза берёзовый берёзка

Справочник по русскому языку для начальных классов - Рисунок 89
3. Теперь выделим приставку - это часть слова перед корнем ( если есть) . Приставку выделяют знаком .

Например:

п

Справочник по русскому языку для начальных классов - Рисунок 90
одберёзовик

4. Если есть суффикс, выделим его знаком .

Н

Справочник по русскому языку для начальных классов - Рисунок 91
Справочник по русскому языку для начальных классов - Рисунок 92
апример:

подберёзовик

РНО

Выпиши слово с ошибкой, рядом напиши еще три слова с таким же составом.



















Справочник по русскому языку для начальных классов - Рисунок 93

















Справочник по русскому языку для начальных классов - Рисунок 94










Справочник по русскому языку для начальных классов - Рисунок 95
Справочник по русскому языку для начальных классов - Рисунок 96
Справочник по русскому языку для начальных классов - Рисунок 97
Справочник по русскому языку для начальных классов - Рисунок 98
Справочник по русскому языку для начальных классов - Рисунок 99
Справочник по русскому языку для начальных классов - Рисунок 100
Справочник по русскому языку для начальных классов - Рисунок 101
Справочник по русскому языку для начальных классов - Рисунок 102
Справочник по русскому языку для начальных классов - Рисунок 103
Справочник по русскому языку для начальных классов - Рисунок 104
Справочник по русскому языку для начальных классов - Рисунок 105







Справочник по русскому языку для начальных классов - Рисунок 106
Справочник по русскому языку для начальных классов - Рисунок 107
Справочник по русскому языку для начальных классов - Рисунок 108
Справочник по русскому языку для начальных классов - Рисунок 109
Справочник по русскому языку для начальных классов - Рисунок 110
Справочник по русскому языку для начальных классов - Рисунок 111



Справочник по русскому языку для начальных классов - Рисунок 112

Справочник по русскому языку для начальных классов - Рисунок 113
Справочник по русскому языку для начальных классов - Рисунок 114
цветёт цветут













Справочник по русскому языку для начальных классов - Рисунок 115

















Справочник по русскому языку для начальных классов - Рисунок 116




















Справочник по русскому языку для начальных классов - Рисунок 117





Справочник по русскому языку для начальных классов - Рисунок 118
Справочник по русскому языку для начальных классов - Рисунок 119







Материалы подготовил(а): Земзюлина Лариса Владимировна

Скачать

Чтобы добавить отзыв, войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь на сайте – легко и быстро.

Регистрация

Обратная связь

ОБЖ и ЗОЖ

Тесты окр мир 2-4 класс

написать письмо

Отправить нам сообщение