Статья на тему: «Виртуальный музей» в детском саду как инструмент успешной социализации и развития детей»

В статье описывается использование виртуальных музеев, новой формы работы с детьми, для успешной социализации и развития ребенка

Библиотека материалов Дум Думыча

«Виртуальный музей» в детском саду как инструмент успешной социализации и развития детей»

Современные дети живут и развиваются в совершенно новых социокультурных условиях, чем их ровесники 25-30 лет назад.

Чрезвычайная занятость родителей, разрыв поколений, отсутствие «дворовой» социализации, изолированность ребёнка в семье и другие тенденции негативно отражаются на социализации современных детей. Процесс социализации детей дошкольного возраста – это усвоение и приобретение базовых навыков взаимодействия между членами общества. Термин «социализация» происходит от латинского слова socialis – общественный, что значит «процесс усвоения определённой системы знаний, норм и культурных ценностей, позволяющих растущему дошкольнику активно и компетентно участвовать в жизни общества».

Социализация необходима в первую очередь для того, чтобы подготовить маленького человека к жизни в группе людей, с которой он столкнется уже очень скоро, когда пойдет в школу.

Именно поэтому на данном этапе важно не изолировать ребенка от общества, а наоборот – посещать с ним детские коллективы, площадки, детский сад, ходить в гости к друзьям и приглашать их к себе.

Социализация необходима для того, чтобы ребенок научился успешно и легко взаимодействовать с другими людьми, строить отношения.

Сегодня уже не вызывает сомнений тот факт, что современный ребенок не такой, каким был его сверстник несколько десятилетий назад, и не потому, что изменилась природа самого ребенка или закономерности его развития. Принципиально изменилась жизнь, предметный и социальный мир, ожидания взрослых и детей, воспитательные модели в семье, педагогические требования.

Главной целью социализации является - становление основ ценностного отношения к элементам социальной культуры: толерантного – к людям разных национальностей, возрастным и гендерным ценностям, бережного и уважительного отношения к собственным этническим ценностям и достояниям истории, гуманного – к людям, природе, окружающему миру.

Основная проблема современного дошкольника – это то, что культурная среда, в которой он развивается, эксплуатация огромного потенциала его памяти происходит в ущерб жизненно необходимому в этом возрасте личностному становлению, социализации. В результате страдает развитие его самостоятельности и инициативности, произвольности, становления творческих потенциалов, воображения и фантазии.

Для совершенствования культурного потенциала современного человека существует множество факторов: чтение книг, посещение театров, кино, музеев и т.д. Увидеть интересные экспонаты, понаблюдать за необычными животными, пройтись по загадочным местам парка в реальном мире является наиболее эффективным способом познать окружающую действительность, особенно если это связано с воспитанием маленького ребенка. Так как для ребенка, особенно дошкольного возраста главным инструментом при обучении и воспитании является именно реальный предмет: игрушка, наглядная картинка, детали конструктора и т.д. Но время идет: развиваются новые технологии, создаются компьютерные программы, электронные игротеки, социальные сети.

Одной из актуальных проблем, является проблема применения инновационных педагогических технологий. В настоящее время лидирующее положение занимают методы и приемы обучения, основанные на использовании современных компьютеров, что привело к коренным изменениям в теории и практике образования. Поэтому в современных условиях для успешной организации учебного процесса перед педагогом встает необходимость поиска новых форм, методов и средств подачи материала. И в связи с тем, что и персональный компьютер и Интернет очень прочно вошли в нашу жизнь, задача педагога заключается в том, чтобы данные средства появились и в системе образования. Ведь и персональный компьютер, и Интернет могут выступать в роли непосредственного помощника педагога.

В современном мире все больше внимания уделяется созданию так называемых виртуальных образовательных пространств, используя которые любой желающий может в виртуальном формате просмотреть книгу, пройти залами музея, поплавать с глубоководными обитателями. Как же можно полезно использовать и организовать электронные пространства и ресурсы для обучения и ознакомления с окружающим начиная уже с дошкольного возраста?

Сегодня в нашу педагогическую практику прочно вошли многочисленные музейно - образовательные программы для воспитанников образовательных учреждений. Музейная педагогика, как научная дисциплина на стыке музееведения, педагогики и психологии, рассматривает музей как образовательную систему, то есть она способна решать образовательную, развивающую, просветительскую и воспитательную задачи. Конечно же, надо понимать, что музейная педагогика не ставит перед собой задачи сформировать из детей специалистов-искусствоведов. Это не главное. Даже знать фамилии известных художников, названия их произведений дети не обязаны. Важно видеть в ребенке гармонично развитую личность. Развивать чувство прекрасного, способность чувствовать и понимать красоту окружающего мира, умение обладать собственным мнением, высказывать свое суждение. Такие занятия побуждают ребенка активно и творчески мыслить, образовательная деятельность в рамках музейной педагогики является эффективным средством по развитию речи современного ребенка. Погружаясь в мир прекрасного, ребенок может значительно обогатить свой словарный запас, высказать все свои мысли и предположения, а потом еще и поразмыслить об увиденном, поделиться впечатлениями с родителями. А после занятия еще и закрепить полученную информацию небольшой творческой работой. Если дети не имеют возможности (из-за разных причин) посетить и познакомиться с настоящими музеями, то на помощь им приходят музеи виртуальные, которые знакомят детей с историческим и культурным наследием нашей родины с использованием современных информационно-коммуникативных технологий. Интерактивные и мультимедийные средства усиливают мотивацию детей, активизируют познавательную деятельность и моделируют различные игровые ситуации. Виртуальный музей в детском саду делает доступным культурное наследие родного края с точки зрения взаимодействия семьи, детского сада и музея.

С развитием компьютерной техники и глобальных сетей появилась возможность проведения виртуальных экскурсий в стенах ДОУ. Такая экскурсия имеет ряд преимуществ перед традиционными экскурсиями:

  • Не покидая здания детского сада можно посетить и познакомиться с объектами, расположенными за пределами ДОУ, города и даже страны.

  • Автоматизация обработки информации об изучаемом объекте повышает производительность работы педагогов.

  • Помогает организовать деятельность педагогов по овладению научными знаниями.

  • Ознакомиться с методами поиска, систематизации и наглядного представления информации с помощью компьютера.

Виртуальная экскурсия является одним из вариантов применения новых информационных технологий в учебном процессе.

Слово экскурсия (excursio) латинского происхождения и в переводе на русский язык означает посещение, какого – либо места или объекта с целью его изучения.

В этом смысле под экскурсией понимается такая форма организации обучения, при которой знания воспринимаются и усваиваются путем выхода к месту расположения изучаемых объектов (природы, музеи, выставки, памятники архитектуры и т.д.) и непосредственное ознакомление с ними.

Экскурсии являются эффективной формой организации учебной работы и в этом отношении имеют ряд существенных дидактических функций:

  • С помощью экскурсий реализуется принцип наглядности обучения;

  • Экскурсии помогают повышать научность обучения;

  • Экскурсии играют важную роль в повышении квалификации педагогов



Материалы подготовил(а): Малахова Надежда Викторовна

Скачать

2019-05-05

Чтобы добавить отзыв, войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь на сайте – легко и быстро.

Регистрация

Обратная связь

ОБЖ и ЗОЖ

Тесты окр мир 2-4 класс

написать письмо

Отправить нам сообщение