«Суд над Бабой Ягой» сценарий, конспект коммуникативного вида деятельности для детей
Цель: отработка умения оценивать людей не по внешнему виды, а по их поступкам.
Задачи: приобрести в коммуникативном виде деятельности следующие умения:
• использовать различные виды чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое);
• производить информационно-смысловой анализ текста;
• формулировать краткие высказывания, адекватно передающие прочитанную информацию;
• устанавливать причинно-следственные связи;
• участвовать в диалоге.
Материалы подготовил(а): Елена Анатольевна Садыева.
Библиотека материалов Дум Думыча
Суд над Бабой Ягой
Цель: отработка умения оценивать людей не по внешнему виды, а по их поступкам.
Задачи: приобрести в коммуникативном виде деятельности следующие умения:
использовать различные виды чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое);
производить информационно-смысловой анализ текста;
формулировать краткие высказывания, адекватно передающие прочитанную информацию;
устанавливать причинно-следственные связи;
участвовать в диалоге.
Ход мероприятия
- Добрый день. Наш разговор я хочу начать с пословицы.
Не всё то золото, что блестит.
- Прочитайте пословицу. Как вы её понимаете.
- Главным героем сегодня у нас будет один герой русских народных сказок. А кто это, скажите вы мне. Для этого вам нужно отгадать загадку.
В
лесу живёт одна старушка.
Есть
у неё чудо избушка.
Она
летает на метле.
Детей
ворует на заре.
И
костяная у неё нога,
Зовут
её…
Правильно. Баба Яга.
- Какое чувство у вас вызывает это сказочный персонаж.?
- Почему?
- Мы с вами познакомимся с семью разными русскими народными сказками, и вам нужно будет оценить поступки Бабы Яги в них.
Порядок выбора сказок предоставляю вам. Для этого вам нужно бросать кубик, какая грань выпадает, ту сказку мы и будем читать.
Работа со сказками
(Возможен вариант, что фрагменты сказок читают сами дети).
Сказки:
Царевна-лягушка
Гуси-лебеди
Баба Яга
Василиса Прекрасная
Баба Яга и заморышек
Баба Яга и Иван Царевич
Финист ясный сокол
- Сейчас нам нужно принять решение, Баба Яга отрицательный герой или положительный. Подумайте.
- На столе стоят два сосуда (ёмкости), одна «положительный» герой, другая «отрицательный». Вам нужно оценить поступки Бабы Яги, о которых мы сегодня говорили. Но своё мнение вы не высказывает, а оцениваете Бабу Ягу. В каждый сосуд каждый из вас положит столько фасолинок, на сколько вы оценили поступки Бабы Яги. В Сосуд «отрицательный герой», кладём тёмные фасолины. В Сосуд «положительный» - белые.
- Мы прочитали фрагменты семи русских народных сказок. Изменилось ли ваше отношение к Бабе Яге? Почему?
- Прочитайте пословицы.
- Какая из них подходит к теме сегодняшнего разговора. Объясните своё мнение.
Не суди по арбузу по корке, а о человеке по платью.
Не по виду суди, а по делам гляди.
Криво дерево, да яблоки сладкие.
Дело не в названии, а в содержании.
Обучающиеся высказывают своё мнение.
Подводится итог занятия.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Русская народная сказка «Царевна-лягушка»
Долго ли, коротко ли, прикатился клубочек к лесу. Там стоит избушка на курьих ножках, кругом себя поворачивается.
- Избушка, избушка, стань по-старому, как мать поставила: к лесу задом, ко мне передом.
Избушка повернулась к нему передом, к лесу задом. Иван-царевич взошёл в неё и видит - на печи, на девятом кирпичи, лежит Баба-яга, костяная нога, зубы - на полке, а нос в потолок врос.
- Зачем, добрый молодец, ко мне пожаловал? - говорит ему Баба-яга. - Дело пытаешь или от дела лытаешь?
Иван-царевич ей отвечает:
- Ах ты, старая хрычовка, ты бы меня прежде напоила, накормила, в бане выпарила, тогда бы и спрашивала.
Баба-яга его в бане выпарила, напоила, накормила, в постель уложила, и Иван-царевич рассказал ей, что ищет свою жену, Василису Премудрую.
- Знаю, знаю, - говорит ему Баба-яга, - твоя жена теперь у Кощея Бессмертного. Трудно её будет достать, нелегко с Кощеем сладить: его смерть на конце иглы, та игла в яйце, яйцо в утке, утка в зайце, тот заяц сидит в каменном сундуке, а сундук стоит на высоком дубу, и тот дуб Кощей Бессмертный, как свой глаз, бережёт.
Иван-царевич у Бабы-яги переночевал, и наутро она ему указала, где растет высокий дуб.
Русская народная сказка «Гуси-лебеди»
Долго она бегала по полям, по лесам. День клонится к вечеру, делать нечего – надо идти домой. Вдруг видит – стоит избушка на курьей ножке, об одном окошке, кругом себя поворачивается. В избушке старая баба-яга прядёт кудель. А на лавочке сидит братец, играет серебряными яблочками.
Девочка вошла в избушку:
– Здравствуй, бабушка!
– Здравствуй, девица! Зачем на глаза явилась?
– Я по мхам, по болотам ходила, платье измочила, пришла погреться.
– Садись покуда кудель прясть.
Баба-яга дала ей веретено, а сама ушла. Девочка прядёт – вдруг из-под печки выбегает мышка и говорит ей:
– Девица, девица, дай мне кашки, я тебе добренькое скажу.
Девочка дала ей кашки, мышка ей сказала:
– Баба-яга пошла баню топить. Она тебя вымоет-выпарит, в печь посадит, зажарит и съест, сама на твоих костях покатается.
Русская народная сказка «Баба Яга»
— Здравствуй, тетушка!
— Здравствуй, племянница! — говорит баба-яга. — Что тебе надобно?
— Меня мачеха послала попросить у тебя иголочку и ниточку — мне рубашку сшить.
— Хорошо, племяннушка, дам тебе иголочку да ниточку, а ты садись покуда поработай!
Вот девочка села у окна и стала ткать. А баба-яга вышла из избушки и говорит своей работнице:
— Я сейчас спать лягу, а ты ступай, истопи баню и вымой племянницу. Да смотри, хорошенько вымой: проснусь — съем ее!
Русская народная сказка «Василиса Прекрасная»
Вот однажды купцу понадобилось уехать из дому на долгое время по торговым делам. Мачеха и перешла на житье в другой дом, а возле этого дома был дремучий лес, а в лесу на поляне стояла избушка, а в избушке жила баба-яга; никого она к себе не подпускала и ела людей, как цыплят.
— Фу, фу! Русским духом пахнет! Кто здесь?
Василиса подошла к старухе со страхом и, низко поклонясь, сказала:
— Это я, бабушка! Мачехины дочери прислали меня за огнем к тебе.
— Хорошо, — сказала баба-яга, — знаю я их, поживи ты наперед да поработай у меня, тогда и дам тебе огня; а коли нет, так я тебя съем!
— Что ж ты ничего не говоришь со мною? — сказала баба-яга. — Стоишь как немая?
— Не смела, — отвечала Василиса, — а если позволишь, то мне хотелось бы спросить тебя кой о чем.
— Спрашивай; только не всякий вопрос к добру ведет: много будешь знать, скоро состаришься!
— Я хочу спросить тебя, бабушка, только о том, что видела: когда я шла к тебе, меня обогнал всадник на белом коне, сам белый и в белой одежде: кто он такой?
— Это день мой ясный, — отвечала баба-яга.
— Потом обогнал меня другой всадник на красном коне, сам красный и весь в красном одет; это кто такой?
— Это мое солнышко красное! — отвечала баба-яга.
— А что значит черный всадник, который обогнал меня у самых твоих ворот, бабушка?
— Это ночь моя темная — всё мои слуги верные! Василиса вспомнила о трех парах рук и молчала.
— Что ж ты еще не спрашиваешь? — молвила баба-яга.
— Будет с меня и этого; сама ж ты, бабушка, сказала, что много узнаешь — состаришься.
— Хорошо, — сказала баба-яга, — что ты спрашиваешь только о том, что видала за двором, а не во дворе! Я не люблю, чтоб у меня сор из избы выносили, и слишком любопытных ем! Теперь я тебя спрошу: как успеваешь ты исполнять работу, которую я задаю тебе?
— Мне помогает благословение моей матери, — отвечала Василиса.
— Так вот что! Убирайся же ты от меня, благословенная дочка! Не нужно мне благословенных.
Вытащила она Василису из горницы и вытолкала за ворота, сняла с забора один череп с горящими глазами и, наткнув на палку, отдала ей и сказала:
— Вот тебе огонь для мачехиных дочек, возьми его; они ведь за этим тебя сюда и прислали.
Русская народная сказка «Баба Яга и заморышек»
Заехали молодцы за тридевять земель; смотрят: на крутой горе стоят белокаменные палаты, высокой стеной обведены, у ворот железные столбы поставлены. Сосчитали — сорок один столб. Вот они привязали к тем столбам своих богатырских коней и идут на двор. Встречает их баба-яга:
— Ах вы, незваные-непрошеные! Как вы смели лошадей без спросу привязывать?
— Ну, старая, чего кричишь? Ты прежде напой-накорми, в баню своди, да после про вести и спрашивай.
Баба-яга накормила их, напоила, в баню сводила и стала спрашивать:
— Что, добрые молодцы, дела пытаете иль от дела лытаете?
— Дела пытаем, бабушка!
— Чего ж вам надобно?
— Да невест ищем.
— У меня есть дочери, — говорит баба-яга, бросилась в высокие терема и вывела сорок одну девицу.
Тут они сосватались, начали пить, гулять, свадьбы справлять.
Вечером пошел Заморышек на своего коня посмотреть. Увидел его добрый конь и промолвил человеческим голосом:
— Смотри, хозяин! Как ляжете вы спать с молодыми женами, нарядите их в свои платья, а на себя наденьте женины; не то все пропадем!
Заморышек сказал это братьям; нарядили они молодых жен в свои платья, а сами оделись в женины и легли спать. Все заснули, только Заморышек глаз не смыкает. В самую полночь закричала баба-яга зычным голосом:
— Эй вы, слуги мои верные! Рубите незваным гостям буйны головы.
Русская народная сказка «Баба Яга и Иван Царевич»
Задумала Баба Яга Ивана-царевича погубить. Села она в ступе и полетела во дворец.
Опустилась Баба Яга около ворот, ступу в кустах спрятала, а сама превратилась в чёрную кошку и полезла через ограду.
Сел Иван-царевич на своего любимого коня, а кошке велел рядом бежать.
Бежит кошка рядом с конём да колючки ему под ноги подбрасывает. Раз конь укололся, второй, третий... совсем идти не может - сильно ноги исколол.
Делать нечего. Пришлось Ивану-царевичу слезать с коня.
- Не горюй, Иван-царевич, - говорит ему кошка.
- Здесь недалеко два озера есть: одно - с мёртвой водой, там Баба Яга умывается, другое - с живой, которая твоему коню нужна. Подожди меня немного, я мигом за живой водой сбегаю.
Побежала кошка на озеро, а Иван-царевич думает: "Что же это кошка флягу для воды не взяла? Пойду, догоню ее".
Догнал Иван-царевич кошку возле самого берега, смотрит, а та лапу в воду опустила и превратилась в Бабу Ягу.
Хлопнула Баба Яга в ладоши, и появилась на берегу фляга, точь-в-точь такая же, как у Ивана-царевича. Наполнила Баба Яга фляжку мёртвой водой, ударилась о землю три раза и снова чёрной кошкой стала.
"Вот оно что!" - подумал Иван-царевич.
Схватил он кошку за хвост и бросил в мёртвое озеро.
Русская народная сказка «Финист ясный сокол»
И вот выходит Марьюшка на поляну и видит: стоит избушка на курьих ножках — вертится.
Говорит
Марьюшка:
—
Избушка, избушка, встань к лесу задом,
ко мне передом! Мне в тебя лезть, хлеба
есть.
Повернулась избушка к лесу задом,
к Марьюшке передом. Зашла Марьюшка в
избушку и видит: сидит там баба-яга —
костяная нога, ноги из угла в угол, губы
на грядке, а нос к потолку прирос.
Увидела
баба-яга Марьюшку, зашумела:
—
Тьфу, тьфу, русским духом пахнет! Красная
девушка, дело пытаешь аль от дела
лытаешь?
—
Ищу, бабушка, Финиста—ясна сокола.
— О
красавица, долго тебе искать! Твой ясный
сокол за тридевять земель, в тридевятом
государстве. Опоила его зельем
царица-волшебница и женила на себе. Но
я тебе помогу. Вот тебе серебряное
блюдечко и золотое яичко. Когда придешь
в тридевятое царство, наймись работницей
к царице. Покончишь работу — бери
блюдечко, клади золотое яичко, само
будет кататься. Станут покупать — не
продавай. Просись Финиста — ясна сокола
повидать.
Поблагодарила Марьюшка бабу-ягу
и пошла. Потемнел лес, страшно стало
Марьюшке, боится и шагнуть, а навстречу
кот. Прыгнул к Марьюшке и замурлыкал:
—
Не бойся, Марьюшка, иди вперед. Будет
еще страшнее, а ты иди и иди, не оглядывайся.
Потерся кот спинкой и был таков,
а Марьюшка пошла дальше. А лес стал еще
темней.
Шла,
шла Марьюшка, башмаки железные износила,
посох поломала, колпак порвала и пришла
к избушке на курьих ножках. Вокруг тын,
на кольях черепа, и каждый череп огнем
горит.
Говорит
Марьюшка:
—
Избушка, избушка, встань к лесу задом,
ко мне передом! Мне в тебя лезть, хлеба
есть.
Повернулась избушка к лесу задом,
к Марьюшке передом. Зашла Марьюшка в
избушку и видит: сидит там баба-яга —
костяная нога, ноги из угла в угол, губы
на грядке, а нос к потолку прирос.
Увидела
баба-яга Марьюшку, зашумела:
—
Тьфу, тьфу, русским духом пахнет! Красная
девушка, дело пытаешь аль от дела
лытаешь?
—
Ищу, бабушка, Финиста — ясна сокола.
—
А у моей сестры была?
—
Была, бабушка.
—
Ладно, красавица, помогу тебе. Бери
серебряные пяльцы, золотую иголочку.
Иголочка сама будет вышивать серебром
и золотом по малиновому бархату. Будут
покупать — не продавай. Просись Финиста
— ясна сокола повидать.
Поблагодарила Марьюшка бабу-ягу
и пошла. А в лесу стук, гром, свист, черепа
лес освещают. Страшно стало Марьюшке.
Глядь, собака бежит:
—
Ав, ав, Марьюшка, не бойся, родная, иди.
Будет еще страшнее, не оглядывайся.
Сказала и была такова. Пошла Марьюшка,
а лес стал еще темнее. За ноги ее цепляет,
за рукава хватает… Идет Марьюшка, идет
и назад не оглянется.
Долго ли, коротко ли шла — башмаки
железные износила, посох железный
поломала, колпак железный порвала. Вышла
на полянку, а на полянке избушка на
курьих ножках, вокруг тын, а на кольях
лошадиные черепа; каждый череп огнем
горит.
Говорит
Марьюшка:
—
Избушка, избушка, встань к лесу задом,
а ко мне передом!
Повернулась
избушка к лесу задом, а к Марьюшке
передом. Зашла Марьюшка в избушку и
видит: сидит баба-яга — костяная нога,
ноги из угла в угол, губы на грядке, а
нос к потолку прирос. Сама черная, а во
рту один клык торчит.
Увидела
баба-яга Марьюшку, зашумела:
—
Тьфу, тьфу, русским духом пахнет! Красная
девушка, дело пытаешь аль от дела
пытаешь?
—
Ищу, бабушка, Финиста — ясна сокола.
—
Трудно, красавица, тебе будет его
отыскать, да я помогу. Вот тебе серебряное
донце, золотое веретенце. Бери в руки,
само прясть будет, потянется нитка не
простая, а золотая.
—
Спасибо
тебе, бабушка.
—
Ладно, спасибо после скажешь, а теперь
слушай, что тебе накажу: будут золотое
веретенце покупать — не продавай, а
просись Финиста — ясна сокола повидать.
Поблагодарила Марьюшка бабу-ягу и
пошла, а лес зашумел, загудел: поднялся
свист, совы закружились, мыши из нор
повылезли—да все на Марьюшку. И видит
Марьюшка — бежит навстречу серый волк.
—
Не горюй, — говорит он, — а садись на
меня и не оглядывайся.
Материалы подготовил(а): Елена Анатольевна Садыева
Мне нравится | 0