2.
Мотивация
к
учебной
деятельности.
|
Когда
рядом друзья, они помогут в трудной
ситуации, с ними интересно, весело…
Работая
вместе, нам легче преодолевать
трудности в учебной деятельности.
Сначала
мы повторяем необходимое,
потом
будет задание на пробное действие.
Мы постараемся его выполнить
Мы
подумаем, почему не получилось.
Поставим
цель
Составим
план действий и, работая по плану,
откроем новое знание.
|
Включить
аудиозапись песни «Если с
другом
вышел в путь» (1 куплет).
Как
вы понимаете слова этой песни?
А
как дружба помогает вам на уроках?
Какие
действия вы выполняете, преодолевая
трудности?
Итак,
мы все вместе отправляемся в путешествие
за новыми знаниями.
Вы
будете продолжать делать открытия в
теме «Величины».
Прикрепить
карточку с темой «Величины» на доску.
Итак,
отправляемся в путь.
|
Познавательные
УУД
|
|
|
3.Актуализация
знаний и фиксация индивидуального
затруднения в пробном учебном действии.
|
Повторить
материал, необходимый для открытия
нового.
Это
именованные числа, результат измерения
величин.
В
первую группу относим 39 мин и 30 ч, т.к.
это результат измерения времени.
Секунда,
минута, час, сутки, неделя, месяц, год,
век.
Ко
второй группе отнесем 21 км и 430 м, т.к.
это результат измерения длины.
Километр,
метр, дециметр, сантиметр, миллиметр.
Расстояние
увеличивается.
О
массе, объеме, площади, температуре,
т.е. о величинах.
Их
можно измерить, сравнить, их можно
складывать, вычитать, умножать и
делить, если они выражены в одинаковых
мерках
Автомобиль.
Он
движется быстрее, с большей скоростью.
Скорости.
Да,
в машинах устанавливают спидометры.
Скорость
– это величина.
Быстрее
или медленнее движется объект.
Коля
живет ближе, т.к. расстояние от его
дома до школы меньше.
Нельзя,
т.к. мы не знаем, сколько времени они
тратят на дорогу.
Маша
тратит больше времени.
Нельзя,
т.к. мы не знаем, какое расстояние
девочки проходят до школы.
Скорость.
Выбирайте
правильное определение.
Будем
выполнять задание на пробное действие.
Я
пока не смог найти скорость.
Ответы
детей
Не
могу пока объяснить свой ответ.
|
Что
вы должны сделать в начале пути?
Ребята,
сейчас я буду читать вам задачи. Вы
должны устно решить их и записать в
тетрадях только ответы. Не забудьте
про наименования!
• У
Тани дорога в школу занимает 13 мин, а
у Кати в 3 раза больше. Сколько времени
идет в школу Катя? (39 мин.)
• Друзья
в первый день путешествия прошли 14
км, а во второй день – в 2 раза меньше.
Какое расстояние они прошли за 2 дня?
(21 км.)
• Саше
до бассейна нужно пройти 870 м, а Коле
– 430 м. На сколько метров Коля живет
ближе, чем Саша? (На 440 м.)
• От
Москвы до Нижнего Новгорода письмо
идет 120 ч, это в 4 раза больше, чем до
Владимира. За сколько часов дойдет
письмо от Москвы до Владимира? (30 ч.)
-
Проверим решение задач. Покажите свой
ответ.
(Если
ошибок нет, то задача не разбирается.
Если в классе есть хоть один неверный
ответ, то задача разбирается подробно.)
На
доске появляется ряд именованных
чисел: 39 мин, 21 км, 430 м, 30 ч.
Что
общего у чисел данного ряда?
Разбейте
эти числа на группы.
На
доске числа переписываются по группам.
Назовите
единицы измерения времени в порядке
возрастания.
В
математике принято время обозначать
латинской буквой «t».
На
доске выполняется запись: время – t.
Назовите
единицы измерения длины в порядке
убывания.
Длина
пути, т.е. расстояние, обозначается
строчной буквой «s».
Выполняет
запись на доске: расстояние – s.
Что
происходит с расстоянием во время
движения?
А
о чем еще, в реальной жизни, можно
сказать «увеличивается» или
«уменьшается»?
Что
вы знаем о величинах?
На
доске учитель вывешивает картинки
(велосипедиста и машины)
А
теперь представьте, что вам надо
куда-либо доехать быстрее. Что вы
выберете: велосипед или автомобиль?
Почему?
Что
вы сравниваете у этих объектов?
А
измерить скорость можно?
Если
скорость можно сравнить и измерить,
то какой вывод можно сделать?
Какое
свойство объекта характеризует
скорость?
На
доске открыть задачу № 1
Прочитайте
задачу. Как вы ответите на первый
вопрос?
Можно
ли ответить на второй вопрос?
Итак,
расстояние вы знаете, а время нет, и
поэтому не можем ответить на вопрос:
кто быстрее дойдет?
На
доске открыть задачу № 2
Прочитайте
задачу.
Как
вы ответите на первый вопрос? - Можно
ли ответить на второй вопрос?
Итак,
в этой задаче вы знаете время, но не
знаете расстояние, и поэтому не можете
ответить на вопрос: кто быстрее ходит?
Какая
величина характеризует быстроту
движения?
Так
что же такое скорость?
На
доске открыть варианты ответов
Лишние
варианты убрать, оставить верное
определение скорости.
Скорость
в математике обозначают буквой «v».
На
доске выполняется запись: скорость
– v.
Все
необходимое вы повторили и кое-что
узнали новое, что вы будете делать
дальше?
Верно.
Вам надо рассудить спор двух друзей
Миши и Игоря, они не могут разобраться,
кто из них быстрее бегает на лыжах,
ведь на лыжах спидометры не
устанавливаются. Прочитайте задачу
и ответьте на вопрос.
На
доске карточка с задачей для пробного
действия
Кто
пока не смог ответить на вопрос задачи?
В чем ваше затруднение?
Кто
выполнил, какое имя вы записали?
Кто
сможет обосновать, что ответили
правильно?
В
чем пока ваше затруднение?
|
Коммуникативные
УУД
Познавательные
УУД
|
|
|
5.Построение
проекта выхода из затруднения.
|
Узнать
способ нахождения скорости.
Скорость.
Время. Расстояние.
В
виде правила.
Построить
правило нахождения скорости.
Числовой
луч, определение скорости…
На
числовом луче.
Подумаем,
с помощью, какого арифметического
действия можно найти скорость.
Правило
нахождения скорости.
|
Какова
же цель вашей дальнейшей работы?
Исходя
из данной цели, уточните тему урока?
На доске фиксируется тема урока.
Итак,
вам необходимо построить способ для
нахождения скорости.
В
виде чего может быть записан новый
способ?
Что
вы должны сделать?
Что
вам поможет?
Составим
план ваших дальнейших действий.
Где
обозначите значения расстояния и
времени?
А
потом?
К
какому результату вы должны прийти?
Учитель
на доске фиксирует план действий
|
Познавательные
УУД
Регулятивные
УУД
Личностные
УУД
|
|
6.Реализация
построенного проекта.
|
Можно
посмотреть в учебнике.
Да,
мы сделали правильный вывод.
Чтобы
найти скорость, надо расстояние
разделить на время.
км/ч,
см/мин, т.к. здесь показана взаимосвязь
между единицами длины пути и времени.
Мы
должны вернуться к пробному действию.
Да
Правило
нахождения скорости.
Находить
скорость объекта.
|
По
данному плану работаете в группах.
Вам предлагается карточка с заданием,
прочитайте задания. Есть ли вопросы?
Приступайте к работе.
Проверим
работу (по заданиям карточки).
По
одному представителю от каждой группы
вывешивают на доску числовые лучи с
обозначениями. Ошибки – исправляются.
Одна из групп озвучивает результат
работы.
Как
можно проверить правильность ваших
выводов?
Обратимся
к выводам в учебнике на стр. 3.
Дети
читают вслух правило нахождения
скорости.
Совпал
ли ваш вывод с выводом учебника?
Как
найти скорость?
Давайте
подумаем, в каких единицах измеряется
скорость.
Рассмотрите
следующие единицы измерения и скажите,
в каких из них может измеряться
скорость.
На
доске учитель выполняет следующие
записи:
км
ч кг т/мин км/ч см/мин
кг/км см2
Лишние
записи с доски стереть.
Какие
еще можете назвать единицы скорости?
-
Найдите в учебнике предложение о
единицах измерения скорости и
прочитайте его.
-
На числовом луче скорость обозначается
над стрелкой, показывающей направление
движения объекта.
Учитель
на доске демонстрирует обозначение
скорости 60 км/ч на числовом луче.
На
доске учитель вывешивает эталон
Какой
ваш следующий шаг?
Сможете
справиться с решением задачи?
Что
вам поможет?
Учащиеся
в группах выполняют пробное действие.
Проверьте
по подробному образцу
У
кого получился такой же ответ? (...)
Если
есть неверные ответы, решение задачи
разбирается.
Что
вам позволяет новый способ?
|
Познавательные
УУД
Познавательные
УУД
Коммуникативные
УУД
Личностные
УУД
|
|
7.Первичное
закрепление с проговариванием во
внешней речи.
|
Надо
научиться применять новые знания.
Чтобы
найти скорость космического корабля,
надо расстояние
56
км разделить на время 8 с. Скорость
равна 7 км/с.)
Правило
нахождения скорости, единицы измерения
скорости, быть внимательными при
вычислениях.
Да
Проверим
себя, выполнив самостоятельную работу.
|
Какова
цель вашей дальнейшей деятельности?
№ 3,
стр. 4.
Откройте
учебник на странице 4.
Выполнив
задание № 3, вы узнаете, на каких видах
транспорта можно путешествовать, и
с какой скоростью. Прочитайте задачу
под буквой а).
Вывешивается
картинка с изображением космического
корабля:
Объясните
решение задачи.
Один
ученик объясняет решение задачи,
работая на доске. Остальные дети
записывают решение в тетрадях.
Рядом
с картинкой фиксируем скорость
объектов.
-
Задачи под буквами б) и в) решите в
парах, проговаривая формулу нахождения
скорости.
Одна
пара работает на закрытой доске.
Учитель в случае необходимости
оказывает помощь этим ученикам, в
результате получается подробный
образец.
Проверьте
по образцу.
Рядом
с картинками фиксируем скорость
объектов.
У
кого есть ошибки? В какой задаче?
Почему допущена ошибка?
Что
нужно знать, чтобы не допустить ошибок?
Кто
решил задачи верно? Вы усвоили новый
способ?
Что
будете делать дальше?
|
Личностные
УУД
|
|
8.Самостоятельная
работа с самопроверкой по эталону.
|
Проверить
свои работы.
Это
подробный образец вместе с эталоном.
Мы
сравним свои работы с эталоном для
самопроверки, определим правильность
выполнения задания по подробному
образцу, если нет, то подчеркнем место
ошибки и определим, где нарушено
правило.
|
Выполните
самостоятельно задание № 1 (РТ), стр.
3.
Что
необходимо сделать дальше?
(Эталон
для самопроверки.)
Что
такое эталон для самопроверки?
Как
вы будете проверять себя? На доску
вывешивается эталон для самопроверки
Оцените
свою работу знаками «+» или «?»
У
кого есть ошибки?
Где
вы допустили ошибку?
Что
вы нарушили при применении правила?
Кто
допустил ошибку, проговаривает
решение.
Над
чем вам надо поработать, чтобы не
допускать ошибок? (…)
Не
расстраивайтесь, у вас все получится.
У
кого ошибок нет? Хорошо. Мы все вместе
двигаемся дальше.
|
Познавательные
УУД
Личностные
УУД
|
|