Технологическая карта урока русский язык во 2 классе по теме «Окончание как часть слова»

Технологическая карта разработана для урока по русскому языку во 2 классе. Тема урока: «Окончание как часть слова».УМК «Начальная школа 21 века» («Русский язык. 2 класс», авторы С.В.Иванов, А.О.Евдокимова)
Материалы подготовил(а): Юлия Олеговна Яглова.

Библиотека материалов Дум Думыча

Технологическая карта урока (предмет) русский язык во 2 классе

Тема урока «Окончание как часть слова»

УМК «Начальная школа 21 века» («Русский язык. 2 класс», авторы С.В.Иванов, А.О.Евдокимова)

Технологическая карта урока

Тема урока

Окончание как часть слова

Тип урока

Изучение нового материала

Цель урока

формирование у учащихся представлений об окончании как изменяемой части слова и его роли в словообразовании

Основные термины и понятия

Родственные (однокоренные) слова, корень

Информационно-образовательная среда

Ресурсы

Межпредметные связи

(наименование предмета и тема)


УМК «Начальная школа 21 века» (С.В.Иванов, А.О.Евдокимова) учебник 2 класса.

Раздаточный материал (буклет с распечатанным кроссвордом). Плакат с вопросами: Что такое окончание? Где стоит окончание в слове? Зачем нужно окончание? Как обозначают окончание в словах? Компьютерная презентация. Учебник «Русский язык. 2 класс», авторы С.В. Иванов, А.О. Евдокимова.

Литературное чтение «Сборник загадок»

Окружающий мир (Животные, деревья, грибы, цветы, времена года)

Планируемые результаты

Предметные

умение находить и выделять окончание как часть слова;

понимание понятия «форма слова»


Метапредметные

познавательные – умение работать с информацией, используя работу со словарём;

умение анализировать языковой материал, обобщать полученные результаты, доказывать своё мнение;

умение ставить перед собой цель под руководством учителя.

​ регулятивные – умение ставить перед собой учебную задачу (под руководством учителя), планировать свою деятельность;

умение принимать и удерживать учебную задачу в течение всего урока;

умение осуществлять контроль своих действий.

коммуникативные – умение высказывать своё мнение, слушать и понимать других;

умение работать в статической группе, взаимодействовать с партнёром.


Личностные

осознание себя частью коллектива, своей значимости в процессе открытия нового знания;

формирование познавательного интереса к новому учебному материалу.


Этапы урока

Формируемые УУД, компоненты ФГ

  1. Мотивационно-ориентировочный этап

    1. Приём, используемый для создания мотивационной основы учебной деятельности (подчеркните нужное: игровая ситуация; проблемный вопрос, проблемная ситуация, ситуация затруднения, антиципация, учебно-познавательная или учебно-практическая,др.).


Учитель: В сегодняшнем уроке мы поговорим о том, из чего состоят слова. Для этого нужно кое-что запомнить.

(На доске написаны слова «лесник, лесной, лесочек, перелесок».)
-Прочитай слова.
-Как я могу назвать эти слова одним словом?
-Почему их можно назвать однокоренными?
-Найдите и выделите корни этих слов.
-Что мы знаем о части слова «корень»?
Дети: Однокоренные (родственные).
-Есть общие части и близкие значения.
-Лес корень (обозначен дугой).
-Это основная часть слова и содержит значение слова. Нет слов без корней.

Познавательные УУД:

- извлекать информацию из иллюстраций, текста.

Коммуникативные УУД:

- слушать собеседника и понимать речь других;

- строить устное высказывание в соответствии с коммуникативной задачей;

Регулятивные УУД:

- планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Компоненты ФГ:


Коммуникативная грамотность, Информационная грамотность,

Литературная грамотность,




    1. Мотивационная основа включения учащихся в учебную деятельность (подчеркните нужное: познавательный интерес, желание помочь персонажу, стремление применять свои знания, получить практический (личностно значимый) результат, потребность в самоутверждении, самореализации, получении удовольствия).
      Учитель: Сегодня мы познакомимся для вас новой частью слова. Как она называется, вы найдете её, разгадывая кроссворд.
      Разгадывать кроссворд вы будете в парах. Давайте вспомним правила работы в парах.
      (Дети получают листы кроссвордов на свои парты и решают их попарно.)
      -Посмотрите, как пара справилась с задачей. Проверьте ответы на экране и исправьте все обнаруженные ошибки. (Каждая пара по очереди читает загадку и дает ответ. Слово открывается на экране.)
      -Какое слово получилось?
      Дети: -Помимо корня слово содержит еще и буквы. Вероятно, это означает, что осталось еще несколько деталей. Только мы их еще не знаем. -Да.
      Дети: -Окончание.


Познавательные УУД:

- анализировать различные объекты;


Коммуникативные УУД:

- оформлять свои мысли в устной форме;

- высказывать свое предположение;


    1. Цель учащихся (цель учебной деятельности – УД):

Предположите, о чём пойдёт речь на уроке?

(О новой части слова.). Какую цель мы поставим перед собой?



Регулятивные УУД:

- принимать и сохранять учебную цель;


Компоненты ФГ:

Информационная грамотность,

Литературная грамотность,


    1. Учебная задача (УЗ):

Сформулируем для себя задачу урока.

Узнать о новой части слова.)

- Что бы вы хотели о ней узнать?

1. Как называется?

2. Какая это часть?

3. Для чего служит?

4. Как обозначается?


Регулятивные УУД:

- планировать свою деятельность на уроке;

- принимать и сохранять учебную цель и задачи;

Компоненты ФГ:

Литературная грамотность,

Информационная грамотность

  1. Поисковый этап

    1. Беседа с опорой на имеющийся опыт детей, нацеленная на создание учащимися плана предстоящей деятельности (определение шагов для достижения цели, решения учебной задачи)

Окончание и есть та новая часть слова, которую мы будем сегодня изучать.

Окончание – это очень важная часть слова. Как вы думаете, что мы обязательно должны о ней знать?

Познавательные УУД:

- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);


Компоненты ФГ: Литературная грамотность,

Информационная грамотность

    1. Составляемый учащимися (при участии педагога) план:

На доске учитель вешает плакат с четырьмя вопросами:

Что называется окончанием?

Где оно находится в слове?

Для чего нам нужно окончание?

Как же обозначается окончание в словах?

Учитель: -Сегодня мы постараемся найти ответы на эти вопросы


Укажите форму фиксации плана ( графическая)

.

Коммуникативные УУД:

- слушать и понимать речь других;

Регулятивные УУД:

- планировать свою деятельность на уроке;

- определять последовательность действий на уроке;

- принимать и сохранять учебную цель и задачи;

Компоненты ФГ:

Информационная грамотность,

Литературная грамотность

  1. Практический этап


    1. Реализуемый пункт плана. Работа с учебником.

-Выполним второе упражнение по учебнику (устно) стр.69

Догадайтесь, какая форма слова используется в каждой группе?

Зачем они нужны?


-Дети читают (стр. 69, упр.2), отвечают на вопросы

- В каждой группе слова одинаковые, но формы слов разные.

-При смене формы слова, получается связное предложение.


Открываем учебник на стр. 70, читаем «Тайну языка». Что вы узнали?

2. Форма организации учебной деятельности – решение практической задачи

Дети: -Окончание - это переменная часть слова;

-Заканчивается в конце слова;

-Окончание помогает  образовать новое слово;

-Конец слова обозначается квадратом.

Дети: - Выводы из учебника соответствуют нашим выводам.

3. Содержание проводимой работы – учащиеся по одному проговаривают вывод.

4. Предполагаемый итог работы (открытие нового знания, создание нового алгоритма, выявление закономерности).

Познавательные УУД:

- осуществлять актуализацию личного жизненного опыта;

Коммуникативные УУД:

- слушать и понимать речь других;

- строить понятные для собеседника высказывания;

Компоненты ФГ:

Информационная грамотность,


Познавательные УУД:

- извлекать необходимую информацию из текста;

- ориентироваться в учебнике;

Коммуникативные УУД:

- строить диалогическую речь;

- строить устное высказывание в соответствие с коммуникативной задачей;

- слушать и понимать речь других;

- договариваться о совместной деятельности в паре, умение находить общее решение;

- осуществлять работу в паре (группе);

Регулятивные УУД:

- сознательно организовывать свою познавательную деятельность;

делать выводы по результатам работы;

Компоненты ФГ:

Читательская грамотность,

Коммуникативная грамотность,

Социальная грамотность,

Литературная грамотность

  1. Рефлексивно-оценочный этап

    1. Рефлексия, нацеленная на выявление учащимися факта и способов достижения цели, решения УЗ

Выполним упражнение 3 на странице 69.

Прочитайте, сколько форм слова сад вы встретили в тексте?

Выпишите все формы слова сад. Подчеркните одной чертой часть слова, которая не меняется, а ту которая меняется - двумя.

- Сделаем вывод. Для чего же служит окончание? (Для связи слов.)

Личностные:

формирование самооценки и взаимооценки,

осознание обучающимися своей учебной деятельности.



Компоненты ФГ:

Литературная грамотность,

Социальная грамотность,

Читательская грамотность,

Коммуникативная грамотность


    1. Оценка учащимися (самооценка) достижения результатов, их значения для дальнейшего обучения, повседневной жизни, развития учащихся.

- Поработаем самостоятельно. Спишите текст. Дополните предложения недостающими окончаниями, употребив слово лиса в разных формах.

(На экране текст. В нём пропущены окончания.

В норе лис_. У лис_ пушистый хвост. Про лис_ есть много сказок. Мы любуемся лис_.)

- Проверим, как вы справились с самостоятельной работой. Зачитайте свой текст и назовите окончания у слова лиса.

- У кого возникли затруднения?


Пора подвести итоги.

- Какую задачу ставили?

- Достигли её?

- Какая часть слова называется окончанием?

- Для чего нужно окончание?


Возьмите листочки с лесенкой. Оцените свою работу на уроке.


- Кто считает, что на уроке он узнал новое, ему было интересно и всё получилось - рисует солнышко на верхней ступеньке.


- Кто считает, что на уроке он узнал новое, было интересно, но не всё получилось – рисует солнышко на ступеньке ниже.


- Кто считает, что на уроке ему было трудно и не понятно – рисует солнышко на нижней ступеньке.





Личностные:

формирование самооценки и взаимооценки,

осознание обучающимися своей учебной деятельности.



Компоненты ФГ:

Литературная грамотность,

Социальная грамотность,

Читательская грамотность,

Коммуникативная грамотность



Материалы подготовил(а): учитель начальных классов Юлия Олеговна Яглова

Скачать

Чтобы добавить отзыв, войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь на сайте – легко и быстро.

Регистрация

Обратная связь

ОБЖ и ЗОЖ

Тесты окр мир 2-4 класс

написать письмо

Отправить нам сообщение