Тела.Вещества.Частицы. Практическая работа №1

Конспект урока по окружающему миру.

Библиотека материалов Дум Думыча

Тема: Тела, вещества, частицы. Практическая работа № 1 «Моделирование расположения частиц в твердом, жидком и газообразном веществе»

Цель: познакомить с телами и их составом.

Планируемые результаты: учащиеся научатся различать тела, вещества, частицы, описывать изученные вещества, доказывать предположения, делать выводы.

Оборудование: стеклянная и керамическая вазы, ложка, мяч, гвоздь, молоко в стакане; кусочек сахара; пластилиновые шарики.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания Графический диктант

Если утверждение правильное, ставьте знак «+», если неправильное, ставьте знак «—».

Природа — это все, что нас окружает. («—».

Природа — все, что нас окружает и существует независимо от человека.)

Природа бывает живая и неживая. («+».)

Снег относится к живой природе. («—».)

Бактерии относятся к живой природе. («+».)

Сердце, легкие, печень — это внутренний мир человека. («—».)

Ветер облака соответствуют связи живое — неживое. («—».)

(После выполнения задания проводится самопроверка. Учитель читает утверждение, ставит знак на доске, ученики проверяют.)

Кто выполнил задание правильно?

Какое утверждение показалось вам наиболее сложным?

III. Самоопределение к деятельности

Сегодня на уроке мы начинаем изучать новый раздел, который называется «Эта удивительная природа».

Откройте учебник на с. 35. Прочитайте, чему мы будем учиться, изучая материалы этого раздела.

Что вы уже научились делать?

Что еще делать не можете?

Сегодня на уроке вы узнаете, что такое тела, вещества и частицы.

IV. Работа по теме урока

1. Беседа

Вспомните, на какие группы можно разделить все предметы, которые нас окружают. (Объекты природы и рукотворные объекты.)

Назовите объекты природы. (Учитель записывает на доске.) Солнце, ель, воробей, гриб, камень.

Назовите рукотворные объекты. (Учитель записывает на доске.) Машина, школа, тетрадь, мяч.

Все эти предметы можно назвать одним словом - тела. (Учитель записывает на доске слово «тела».)

Что такое тела? (Все предметы, окружающие нас.)

Как вы думаете, можно ли все тела разделить на группы? Есть естественные и искусственные тела.

(Учитель записывает на доске.) Тела: естественные и искусственные.

Назовите естественные тела.

Назовите искусственные тела.

Прочитайте текст в учебнике на с. 36.

Какие тела называют небесными или космическими? (Солнце, Луну, планеты, кометы, звезды и т. д.)

(Учитель записывает на доске.)

Тела: естественные, искусственные, небесные.

Вещества

Назовите предметы, стоящие на столе.

(На столе находятся стеклянная и керамическая вазы, ложка, мяч, гвоздь, молоко в стакане. Учитель показывает на стеклянную вазу.)

Что можно сказать об этом предмете? (Это искусственное тело.)

Из чего оно сделано? (Из стекла.) (Учитель показывает на керамическую вазу.)

Что можно сказать об этом предмете? (Это искусственное тело.)

Из чего оно сделано? (Из глины.) (Учитель показывает на ложку.)

Что можно сказать об этом предмете? (Это искусственное тело.)

Из чего оно сделано? (Из алюминия.) (Учитель показывает на мяч.)

Что можно сказать об этом предмете? (Это искусственное тело.)

Из чего оно сделано? (Из резины.) (Учитель показывает на гвоздь.)

Что можно сказать об этом предмете? (Это искусственное тело.)

Из чего оно сделано? (Из железа.) (Учитель показывает на молоко.)

Что можно сказать об этом предмете? (Дети затрудняются с ответом.)

Прочитайте текст в учебнике на с. 37.

Что такое вещество? (То, из чего состоят тела.)

Что такое молоко? (Вещество.)

Некоторые тела образованы одним веществом, но есть тела, которые состоят из нескольких веществ. Например, растения. И них есть вода, сахар, крахмал, глюкоза и другие вещества.

Какие бывают вещества? (Твердые, жидкие, газообразные.)

Вещества: твердые, жидкие, газообразные.

2. Опыт

Ученые установили, что вещества состоят из мельчайших частиц, которые видны только под микроскопом.

Как же можно убедиться, что эти частицы существуют? Давайте проведем опыт.

(Учитель берет для опыта тело, образованное одним веществом, — кусочек сахара. Опускает его в стакан с водой и перемешивает ложкой. Сначала сахар хорошо виден, но постепенно становится невидимым.)

Попробуйте воду на вкус. Какая она? (Она сладкая.) Значит, сахар не исчез, он остался в стакане.

Почему же мы не видим сахар? (Потому что кусочек сахара распался на мельчайшие частицы, из которых он состоял (растворился). И эти частицы перемешались с частицами воды.)

Этот опыт показывает, что вещества, а значит и тела, состоят из частиц.

Скажите, раствор сахара в воде — это вещество или смесь веществ? (Смесь двух веществ.)

Каждое вещество состоит из особых частиц, которые по размеру и форме отличаются от частиц других веществ. Ученые установили, что между частицами есть промежутки. В твердых телах эти промежутки маленькие, в жидкостях — побольше, а в газах — еще больше. В любом теле все частицы находятся в постоянном движении.

(Учитель записывает на доске слово «частицы».)

V. Физкультминутка

Я привстану на носочки,

Хорошенько потянусь.

Раз — наклон, два — наклон,

Словно буква

О свернусь,

И попрыгаю немножко,

И руками покручу,

Постою на правой ножке

И головкой поверчу.

Тихо сяду, улыбнусь

И работою займусь.

VI. Закрепление изученного материала

Выполнение заданий в рабочей тетради № 1 (с. 14).

Прочитайте задание. На какие группы делятся тела?

Выполните задание.

В каком ряду вы закрасили кружок? (В последнем.) №2 (с. 14).

Прочитайте задание. Какие тела называются естественными?

- Какие тела называются искусственными?

- Выполните задание. (После выполнения задания проводится взаимопроверка.) №3(с.14).

- Прочитайте задание. Выполните его.

(После выполнения задания проводится взаимопроверка.) №5(с. 15).

- Прочитайте задание. Вещество соль — твердое, жидкое или газообразное? (Твердое.)

- А природный газ? (Газообразное.)

- Продолжите выполнять задание самостоятельно. (После выполнения задания проводится взаимопроверка.)

VII. Рефлексия

1. Работа в группах

- Прочитайте первое задание в учебнике на с. 39. Выполните его.

- Прочитайте второе задание. Выполните его. Проверьте себя.

- Кто правильно выполнил второе задание?

2. Моделирование

(Учитель раздает детям пластилиновые шарики.)

- Покажите с помощью модели процесс растворения кусочка сахара в воде.

- Изобразите с помощью моделей расположение частиц в твердом, жидком и газообразном веществах.

VIII. Подведение итогов урока

- Что такое тело, вещество, частица?

Домашнее задание

1. Учебник: прочитать текст на с. 36-39, ответить на вопросы раздела «Проверь себя» на с. 39.

2. Рабочая тетрадь: № 4, 6 (с. 15).



Материалы подготовил(а):

Скачать

Чтобы добавить отзыв, войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь на сайте – легко и быстро.

Регистрация

Обратная связь

ОБЖ и ЗОЖ

Тесты окр мир 2-4 класс

написать письмо

Отправить нам сообщение