Главная / Библиотека / РУССКИЙ ЯЗЫК

Тема: «Путешествие в страну звонких и глухих согласных звуков русского языка»

Цель:
Дифференцировать формировать и закреплять, а также умение использовать в речи и на письме звонкие и глухие согласные звуки русского языка.
Задачи:
Образовательные:
1. Обобщить знания обо всех звуках русского языка.
2. Закрепить умения и знания разделять на группы звуки русского языка.
3. Закрепить образ дефференциации гласных и согласных звуков.
4. Закрепить образ звонких и глухих согласных.
5. Закрепить навык работы со схемами слов.

Библиотека материалов Дум Думыча

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Казанская школа-интернат № 1 для детей с ограниченными возможностями здоровья»















Тема: «Путешествие в страну звонких и глухих согласных звуков русского языка»
























Учитель-дефектолог

Матвеева Е.В.

2022г.



Цель:

Дифференцировать формировать и закреплять, а также умение использовать в речи и на письме звонкие и глухие согласные звуки русского языка.

Задачи:

Образовательные:

1. Обобщить знания обо всех звуках русского языка.

2. Закрепить умения и знания разделять на группы звуки русского языка.

3. Закрепить образ дефференциации гласных и согласных звуков.

4. Закрепить образ звонких и глухих согласных.

5. Закрепить навык работы со схемами слов.

Коррекционно- развивающие:

1. Развивать моторику артикуляционного аппарата и пальцев рук.

2. Развивать навык фонематического анализа и синтеза.

3. Развивать словесную память, произвольное внимание.

Воспитательные:

1. Воспитывать интерес к изучению родного языка.

2. Воспитывать терпение и упорство, желание достичь хороших результатов.

Пропедевтическая работа.

1. Базовый компонент.

1) Умение отличать буквы от слогов.

2) Умение отличать слоги от слов.

3) Владение звукобуквенным анализом односложных и двусложных слов.

4) Умение правильно ставить ударение в слове.

5) Дифференцировать звонкие звуки от глухих на слух.

6) Использовать эти навыки на письме.

7) Умение использовать схемы слов со звонкими и глухими согласными.

8) Умение зрительно различать печатные и письменные буквы.

Оборудование:

Белые листы А4 и простой карандаш, игра - рыбалка, слова со звонкими и глухими согласными, разрезанные на слоги, эти же слова в крупном шрифте, схемы к этим словам, плакат со всеми звуками русского языка, поделенных на группы, 2-е доски с силовыми кнопками, набор резинок для волос синего и красного цвета (для печатных букв, снежки из синтепона для дыхательной гимнастики.

Ход занятия
1. Организационный момент.

Проверка готовности к занятию. Учащиеся проверяют все ли готово для занятия, настраиваются на работу.

2. Разминка. Артикуляционная и дыхательные гимнастики.

Учитель: встанем возле парты и будем повторять за мной.

Раз, два, три, четыре, пять –все умеем мы считать (дети маршируют)

Раз – согнуться! (наклон вперед) Разогнуться (наклон назад)

Два – повыше подтянуться (дети встают на носочки – руки поднять вверх)

Три – в ладони три хлопка (дети хлопают в ладоши) Головою три кивка - (дети киваю головой)

На четыре – руки шире (руки в стороны,

Пять – руками помахать (махать руками,

Шесть - за парту тихо сесть.

Дети садятся за парты.

Учитель: Ребята какое сейчас время года?

Дети хором. Зима!

Учитель: Дети любят поиграть зимой в снежки, покататься на горке. Вот и наш язычок немного засиделся в своем «домике» и хочет погулять.

Учитель. Ребята откроем широко свои ротики как будто хотим сказать звук «А» показался из окошка веселый язычок. Посмотрел направо, посмотрел налево (Дети высовывают свои язычки и перемещают их сначала вправо, затем влево.

- Язычок выглядывает из окошка и «смотрит на небо» (ребята тянут язычки к носу) какая погода сегодня? Облачно или солнечно? Ух сколько снега намело! Тянем язычок вниз к подбородку.

Учитель: Ребята, а наш язычок сегодня будет делать горку и «заливать» ее. Дети делают упражнение «Горка» (язычок упирается в нижние зубки и выгибается – рот широко открыт)

Учитель: А теперь пора заливать нашу горку. Упражнение «Зальем горку». (верхние зубки скользят вниз по язычку и ротик закрывается) Зальем горку хорошо – повторим 5 раз.

Учитель: Ребята, а сейчас возьмем в руки наши снежки и подуем на них. Не забываем –вдох носом и длинный выдох через рот, щечки не надуваем.

Учитель: ну что позабавился наш язычок, а теперь пора за дело «Делу время, а потехе- час»

3. Цели и задачи занятия.

Произносятся цели и задачи занятия: повторить и закрепить навыки и умения дефференцировать в словах звонкие и глухие согласные звуки.

4. Повторение и обобщение знаний о всех звуках русского языка.

Учитель: Ребята давайте с вами вспомним на какие две большие группы можно разделить все звуки русского языка?

Дети хором. На гласные и согласные звуки.

Учитель. Верно. Давайте вспомним наши гласные звуки и пропоем их.

Учитель показывает на плакат, и дети хором тянут гласные звуки.

Дети – тянут хором гласные звуки верхнего ряда, затем нижнего ряда.

Учитель: Ребята! А кто мне ответит на какие две группы мы можем разделить согласные звуки?

Дети: поднимают руки.

Учитель: Таня, отвечает.

Дети: на звонкие согласные.

Дети: поднимает руку.

Учитель: Данил, отвечает.

Дети: на глухие согласные.

Учитель: все верно! Согласные звуки русского языка мы можем разделить на две группы: глухие и звонкие.

Учитель: Ребята, а давайте покажем как мы можем это показать руками!

Дети встают со своих мест, перечисляют звонкие согласные Б В Г Д Ж З весело поднимают руки вверх и отвечают: Звонкие!

Затем перечисляют глухие согласные : П Ф К Т Ш С берут рукой себя за ухо, наклоняются, как будто прислушиваются и отвечают: Глухие…

Учитель: У каждой звонкого согласного звука – есть парная глухая согласная – давайте произнесем их парами.

Дети хором: Б-П, В-Ф, Г-К, Д-Т, Ж-Ш, З-С.

Учитель: хорошо ребята с этим заданием вы справились. У вас на партах лежат буквы и белый лист бумаги. Сейчас вам надо взять в руки карандаш и разделить горизонтальной линией лист бумаги ровно посередине, на две части. Покажите мне где правая часть?

Дети: Показывают вытянув в сторону правую руку, затем левую.

Учитель: В правую часть листа мы положим те буквы, которые обозначают согласные звонкие буквы, а в левую часть мы положим те буквы, которые обозначают согласные глухие буквы. Работаем.

Учитель: Я вижу все хорошо справились. Теперь возьмите в руки карандаши и напишите на песке листе бумаги – повторив правописание звонких и глухих согласных. И назовем их парами.

Учитель: А теперь уберем наши листочки и продолжим наше путешествие. И в этом нам помогут лягушонок и пингвинчик. Ребята как мы назовем наших друзей?

Дети: Пингвинчик –Тип-тип и Лягушонок – Ква-Ква!

Учитель: Возьмите в руки удочки и поймайте, то что «проглотили» Тип-тип и Ква-ква.

Дети берут в руки удочки и достают слоги.

Учитель: Хорошо, все справились. А теперь из слогов сложите слова.

Дети складывают слова.

Учитель: Саша, перечисли свои слова.

Саша: Горка, корка, криво, грива.

Учитель: Алина, перечисли свои слова.

Алина: Вода, вата, коза, коса.

Учитель: Ребята, а вы заметили сходство и различие в этих словах? В этих словах есть и гласные и глухие согласные.

Учитель: Прежде чем мы приступим к следующему этапу нашего путешествия мы немного разомнемся. Встаньте со своих мест и повторяйте за мной.

Физ. Минутка:

Дети встают возле своих парт и повторяют за учителем.

Учитель: Ветер дует нам в лицо (руками изображаем дуновение ветра, затем поднимаем руки вверх) - закачалось деревцо

Наклонилось деревце- наклон в сторону. Встали прямо и произносим – «Ветерок все выше- выше! Деревцо все ниже – ниже!» Согнуть ноги в коленках, руки вдоль туловища, пальцы рук расставлены в стороны.

Учитель: Садитесь на свои места.

Учитель: Наши друзья Ква-ква и Тип-Тип помогли нам и отправляются в свою сказочную страну. Скажем им до свидание!

Дети: До свидание Тип-тип! До свидание Ква-ква!

Учитель: Ребята, обратите внимание, что лежит на ваших столах!

Дети: Слова и схемы.

Учитель: Верно, слова и схемы. В какой части стола лежат схемы? Ответит Катя.

Катя : Схемы лежат слева вверху.

Учитель: Верно, а в какой части стола лежат слова? Ответит Данил.

Данил: Слова лежат справа вверху.

Учитель: (берет в руки схему) Ребята, давайте внимательно посмотрим на эту схему!

Что обозначает красный кружок?

Дети: Красным кружком мы обозначаем гласные звуки.

Учитель: Правильно Катя. А что обозначаем мы на схеме синим кружком?

Дети: Синим кружком вы обозначаем согласные.

Учитель: Правильно согласные, а если точнее какие именно согласные?

Дети: берут себя за ухо и отвечают – Глухие согласные.

Учитель: Молодцы, Артем и ответил и даже показал. А что это за синий кружок на схеме в котором в середине спрятался еще один кружочек красного цвета?

Дети: Этим кружком мы обозначаем звонкие согласные (Катя поднимает руки вверх)

Учитель: Молодец, Катя! Правильно ответила и наглядно показала. В синем кружочке спрятался

Веселый звонкий голосок! Верно ребята?

Дети отвечают дружно, подняв руки вверх: Да!

Учитель: Ребята, продолжим наше путешествие по волнам звуков.

Возьмите слова, которые лежат слева на столах и подберите к ним соответствующие схемы.

Можно и нужно произносить слова вслух. А каким способом мы можем помочь себе определить какой в слове согласный- звонкий или глухой? Кто знает?

Катя : Я знаю такой способ! Надо положить ладошку на шею, если шея задрожит и загудит – значит это звонкий согласный.

Артем : А если шея «молчит» значит это глухой согласный.

Учитель: Все верно, отличный способ. Уверена вы хорошо справитесь! Приступаем к работе.

Дети читают свои слова, положив руку на шею и внимательно просматривая схемы.

Подбирают схемы для слов и поднимают руку.

Учитель: Я вижу все хорошо поработали и справились на отлично. Теперь немного попишем.

Но прежде сделаем гимнастику для пальчиков.

Пальчиковая гимнастика

Учитель: Повторяйте за мной. Локотки ставим на стол. Руки от запястья до локтя прижимаются – образуя стебель цветка. Начинаем! Пальчики встречаются – бутончик закрывается (по очереди все крайние фаланги пальчиков касаются друг друга и образуют бутончик) Затем – Пальчики прощаются (пальчики отрываем друг от друга и раздвигаем ладони но запястья остаются прижатыми. Цветочек раскрывается.

Учитель: Ребята берем в руки шариковые ручки. И представим как будто птичка клюет зернышки из ваших ладошек. В правую руку возьмем ручку, а левую руку сложим в форме лодочки. И будем изображать как птичка клюет зернышки. Птичка поднимает и опускает «голову» и «склевывает зернышки» из левой ладошки.

Учитель: Ребята мы хорошо подготовились к письму. Теперь приступим. Сядем прямо. Подвинем стулья так, чтобы между нами и партой помещался только кулачок.

Дети берут прописи и прописывают звонкие и глухие парные согласные.

Учитель: Все отлично справились с работой. А теперь, учитель раздает детям 2-е коробочки в которых лежат эластичные резиночки для волос синего и красного цвета. И квадратные доски с силовыми кнопками. Дети составляют из них буквы.

5. Обобщение и закрепление навыка деффенциации звонких и глухих согласных.

Учитель: Ребята, а теперь мы будем сравнивать написание прописных согласных и печатных.

Перед вами доски с безопасными цветными гвоздиками- силовыми кнопками и эластичные резиночки синего и красного цвета. Катя, ты будешь делать букву Ш. Артем, а ты будешь делать букву Ж.

Учитель: Катя, какого цвета ты возьмешь резиночки для твоего задания?

Катя : Я возьму синие резиночки.

Учитель: Только синие? Почему? Красные тебе не пригодятся? Звук «Ш» какой, глухой или звонкий?

Катя : Я возьму только синие, потому что согласный звук «Ш» глухой.

Учитель: Как ты это можешь нам доказать?

Катя : Очень просто. Когда я произношу звук «Ш» я использую прием с ладошкой. Кладу ладошку на шею. Шея спокойная, значит звук «Ш» глухой.

Учитель: Молодец Катя, правильно рассуждаешь. Приступай к работе. Артем, ответь мне, есть ли у звука «Ш» парная согласная?

Артем : Да это звук «Ж»

Учитель: Правильно Артем. Ты тоже используй этот метод чтобы убедиться так ли это?

Артем : Долго произносит звук «Ж» положив ладошку на шею и замечает вибрацию в области шеи.

Учитель: Какого цвета ты будешь использовать резиночки?

Артем : Звук «Ж» согласный, я возьму синие резиночки.

Учитель: Только синие? Ребята, вспомним наши схемы. Для звонких согласных мы использовали только синие кружочки?

Ребята отвечают хором: Нет! В синих кружках для звонких звуков в схемах прятался маленький красный кружочек.

Учитель: Артем, значит тебе понадобится не только синие резиночки для звонкого согласного «Ж».

Артем : Для работы мне понадобятся много синих и одна красная.

Учитель: Приступай к работе, Артем.

Учитель: Ребята, я вижу все справились на отлично с заданием. А теперь повторим. Что мы сегодня выясняли? Какая была тема нашего урока?

Ребята хором: Звонкие (руки весело поднимают вверх) и глухие (держаться за ухо и наклоняют голову в сторону уха) согласные русского языка.

Учитель: Верно! Давайте еще раз назовем их парами.

Дети дружно хором: Б-П, В-Ф, Г-К, Д-Т, Ж-Ш, З-С.

Учитель: Молодцы! Все очень хорошо сегодня поработали.



Материалы подготовил(а): учитель начальных классов Матвеева Елена Владимировна

Скачать


Ещё по данной теме:


Материалы в помощь учителю, родителю по русскому языку

Карточки по русскому языку для 1-2 классов по теме «Мягкий знак – показатель мягкости согласных» (можно скачать и использовать в качестве тренажёра и промежуточного контроля).

Карточки по русскому языку «Парные согласные на конце слов» и «Парные согласные в корне слов» 1 класс, 2 класс, 3 класс (для использования в качестве тренажёра и промежуточного контроля)

Карточки по русскому языку «Непроизносимые согласные в корне слов» 3 класс, 4 класс (можно скачать и использовать в качестве тренажёра и промежуточного контроля).


Чтобы добавить отзыв, войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь на сайте – легко и быстро.

Регистрация

Обратная связь

ОБЖ и ЗОЖ

Тесты окр мир 2-4 класс

написать письмо

Отправить нам сообщение