«Традиции и обычаи русского народа».

Конспект организованной образовательной деятельности
по познавательному развитию
в рамках реализации авторской программы В. Ремизова «Чаша жизни»

Библиотека материалов Дум Думыча

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Центр образования № 4»









Конспект организованной образовательной деятельности

по познавательному развитию

в рамках реализации авторской программы В. Ремизова «Чаша жизни»


Тема: «Традиции и обычаи русского народа».









Подготовила: воспитатель МБОУ ЦО № 4

Сосновская Оксана Петровна












Тула, 2018






Цель: Приобщение детей к истокам русской народной культуры.

Задачи:

Образовательные:

- Расширять представления детей о народных традициях и обычаях (посиделки, изготовление куклы-моталки, встреча гостей хлебом солью).

- закреплять навыки изготовления куклы из ткани.

- Активизировать словарный запас у детей «народный промысел», горница, предметы быта, посиделки .

Развивать связную, диалогическую речь

- Прививать интерес к народному устному народному творчеству.

- Обогащать духовный мир детей.

Развивающие:

-Развивать словесно-логическое мышление, умение делать умозаключения.

- Развивать мелкую моторику рук.

Воспитательные:

- Воспитывать у детей интерес к русской национальной культуре и народному творчеству.

- Воспитывать чувство патриотизма.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное» , «Художественно-эстетическое» , « Физическое» , «Речевое».

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, продуктивная, художественно - эстетическая, двигательная.


Педагогические технологии:

  • Элементы социоигровой (ритуал начала и окончания НОД).

  • ИКТ (презентация).

  • Игровая (игра-путешествие,


Материалы и оборудование:

Кукла- моталка, старинные предметы быта: русская печь, прялка, самовар, посуда, рушники

- раздаточный материал: на каждого лоскутки ткани, цветные нити.

Дети и воспитатель в русских народных костюмах.


Методы и приёмы

  • наглядный (показ слайдов);

  • словесный (пословицы и поговорки, вопросы и ответы, пояснения, беседа);

  • практический (изготовление куклы-моталки);

  • игровой (сюрпризный момент, создание игровой ситуации (игра – путешествие в старину)

Предварительная работа:

Совместная с детьми деятельность

  • Создание предметно-развивающей среды в группе, оформление интерьера русской избы;

  • разучивание пословиц, поговорок, загадок, примет, небылиц, народных игр;

  • чтение художественной литературы; «По щучьему веленью», «Царевна – лягушка», «Хаврошечка»;

  • разучивание хоровода;

  • проведение бесед о русских традициях и народно декоративно – прикладном искусстве.

  • Беседы: «Что такое Родина»? «Какие русские народные традиции знаете»? «Расскажи о семейных традициях». «Важно ли соблюдать традиции своего народа»? «Игрушки наших бабушек». Обсуждение пословиц: Хлеб - всему голова и др.

  • Познавательно-исследовательская деятельность: Исследование традиционных праздников обычаев и декоративно – прикладного искусства. «Путешествие в прошлое народных костюмов», «история празднования народных календарных праздников. «Истории семейных традиций».

  • Чтение художественной литературы: Загадки, пословицы, поговорки, заклички, народные приметы, небылицы.



Ход НОД: (Посиделки).

Дети с воспитателем в русских национальных костюмах заходят в группу хороводом «Цепочка».

Воспитатель: Ребята, посмотрите друг на друга. В какой мы сегодня одежде? Что одели мальчики, что девочки?

Дети: Сарафаны, косоворотки.

Воспитатель:Правильно. Как можно эти наряды назвать общим словом?

Дети: Русская, народная, традиционная одежда.

Воспитатель: Да. Вспомните, а что девушки надевали на голову?

Дети: Кокошники, платки?

Воспитатель: Кто носил кокошник? Кто платок?

Дети: Девушки не замужем носили кокошники, а замужние – платки.

Воспитатель: Правильно ребята. И сегодня мы с вами нарядились в русскую национальную одежду не просто так. Мы с вами отправимся в путешествие. Но отправимся мы не в дальние страны, а в прошлое нашей страны. Увидим своими глазами как жили люди в старые времена, узнаем что-то новое о традициях и обычаях нашего народа. И какие традиции дошли до наших дней. Давайте сначала вспомним, что такое традиции?

Дети: Обычаи, привычки.

Воспитатель: Какие бывают традиции?

Дети: Семейные , народные.

Воспитатель: Какие в ваших семьях есть традиции?

Дети: ответы детей

Воспитатель:Ну, а мы с вами будем говорить о народных традициях. Хорошо?

Дети: Да.

Воспитатель: Тогда отправляемся в прошлое.

Вместе хлопнули в ладоши

Дружно топнули ногой

Поприветствуем друг друга

Игру в традиции начнем.

Ребята оглянитесь вокруг, на что похожа эта группа?

Дети: На русскую избу.

Воспитатель:Правильно,на русскую избу. Горницу. Кто знает ,что такое горница? Это самая просторная и светлая комната в доме, где хозяева встречали гостей. Почему же нас никто не встречает? Давайте закликать хозяйку.

Хором: Хозяюшка, выходи

Гостей в горнице прими!

Воспитатель:А вот и хозяйка нас хлебом солью встречает

Девочка: Дай Бог тому

Кто к нашему двору,-

Дорогим гостям,

Милым детушкам.

Воспитатель: В нашей стране принято дорогих гостей встречать хлебом и солью. Спасибо хозяюшка за хлеб, соль, за гостеприимство. Эта традиция сохранилась до наших дней. Как вы думаете, почему повелось встречать гостей хлебом, короваем.

Ответы детей

Воспитатель: Вспомните какие вы знаете пословицы и поговорки про хлеб.

Дети: Хлеб - всему голова

Хлеб да водаздоровая еда

Большому куску рот радуется

Ешь пироги, а хлеб вперед береги

Без хлеба – половина обеда

Хлеб бросать – труд не уважать

Будет хлеб – будет и обед

Воспитатель: Правильно ребята. Хлеб во все времена был главной едой на столе и богатых и бедных. Большой труд люди вкладывали, чтобы вырастить хлеб. Поэтому и ценили его как ничто другое. Был и еще такой обычай у русских людей. Сея и убирая урожай на полях, в обеденное время, когда все поедят, мужчины и женщины отдыхали перед дальнейшей работой, а молодые девушки и парни в это время пели песни, водили хороводы и играли в различные игры. Давайте сейчас в одну такую игру поиграем. Называется она «Золотые ворота»:

Золотые ворота

Пропускают не всегда

Первый раз прощается

Второй раз – запрещается

А на третий раз не пропустим вас.

Дети: Это одна светлых и просторных комнат, где хозяева встречают гостей.
Воспитатель: Очень хорошо. А теперь давайте посмотрим как выглядела старинная русская изба.Что самым главным является в доме?

Дети: Печь и стол.

Воспитатель: Почему?

Дети: Печь, как мать родная, она греет, еду варит, спать на ней можно. За столом собиралась вся семья.Его называли – ладонь – божья.

Воспитатель: Правильно. В центре стола всегда сидел отец – глава семьи. Посмотрите ,то мы здесь видим

Дети: посуда ,рушник, матрешки, свистульки

Воспитатель: Да или можно назвать это все предметы быта или народный промысел. Почему эти предметы называют народный промысел, подумайте.

Дети: Потому, что люди сами вышивали ,посуду сами делали, расписывали ложки, игрушки.

Воспитатель: Правильно. Давайте повторим «народный промысел». А это, что за предмет такой дивный?

Дети: Это прялка.

Воспитатель: Для чего она нужна?

Дети: При помощи прялки пряли пряжу, из нее получалась тонкая нить, а из этих ниток вязали теплые вещи.

Воспитатель:Правильно. В те времена девушки сами пряли пряжу, вышивали рушники и рубахи, пекли хлеб. Мужчины из дерева вырезали ложки, скалки, матрешек, плели лапти и корзины из лыка. Все эти вещи называют народным промыслом. Делали они все это зимними вечерами, когдасобирались вместе в одном доме. Ф называлось это посиделками. Повторите. Какие новые слова вы еще запомнили?

Дети: Горница, народный промысел, посиделки

Воспитатель: Посмотрите ,то еще есть в нашей горнице

Дети: Кукла

Воспитатель:Верно. Такую куклу называли «кукла – оберег». Ее делали так же сами, берегли и хранили. Считали, что она оберегала дом от плохих людей. Сегодня мы устроим с вами посиделки и сделаем себе кукол – обереги.

Презентация изготовления кукол - оберегов. ( презентация, изготовление детьми куклы-моталки)

Воспитатель: На славу вы потрудились, славные куклы получились.


10. Итог НОД.

Воспитатель: Ребята, кто узнал для себя, что-то новое, интересное, кому понравились традиции и обычаи русского народа.

Ответы детей.

Воспитатель: Какие народные традиции вам понравились?

Ответы детей.

Воспитатель: Какой вывод можно сделать из нашего путешествия?

Дети: Мы – русский народ должны придерживаться своей культуры, своих традиций и обычаев.

Всё то, что узнали

Мы сохраним.

Традиции русские

Детям и внукам передадим!

Материалы подготовил(а): Сосновская Оксана Петровна

Скачать

Чтобы добавить отзыв, войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь на сайте – легко и быстро.

Регистрация

Обратная связь

ОБЖ и ЗОЖ

Тесты окр мир 2-4 класс

написать письмо

Отправить нам сообщение