учебно-исследовательский проект на тему:"Правильная осанка – залог здоровья"

Данная работа посвящена изучению и профилактике нарушений осанки у школьников. Вопросы заболеваний опорно – двигательного аппарата очень важны в школе, а потому в работе проведено теоретическое и практическое исследование, в которое активно включены школьники и которое направлено на выявление и предупреждение данной патологии.
Проведено исследование, определившее вопросы:
1. Количество детей, имеющих нарушения осанки в покое и при движении.
2. Количество детей, вес ранца которых не соответствует норме.
Работа выполнялась при участии научного руководителя – учителя начальных классов Норкиной Н.А.
Разработана памятка с рекомендациями для учащихся, представлен комплекс упражнений.

Библиотека материалов Дум Думыча

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области

средняя общеобразовательная школа с. Подстепки

муниципального района Ставропольский Самарской области

445143, Российская Федерация, Самарская область, муниципальный район Ставропольский,

сельское поселение Подстепки, село Подстепки, ул. Набережная, д.71-А,

тел./факс. (8482) 23-11-42; podstepki@mail.ru





Исследовательская работа

на тему:

«ПРАВИЛЬНАЯ ОСАНКА – ЗАЛОГ ЗДОРОВЬЯ»
















Работу выполнил:

учащийся 1 «А» класса

Руководитель:

Норкина Наталья Алексеевна

учитель начальных классов




Содержание

стр.

Аннотация

1. Введение…………………………………………………………………................3 - 4

2. Основная часть

Теоретическая часть

2.1. Понятие осанки. Признаки правильная осанка от неправильной осанки...........................................................................................................................4-5

2.2. Влияние неправильной осанки на здоровье ребенка……………...................5

2.3. Причины нарушения осанки……………………………………….....................5

Экспериментальная часть

2.4. Результаты исследований на наличие нарушения осанки учащихся начальных классов ……………………………………………………….....................................6-7

Опыт 1. Изменение осанки при ходьбе…….. ……………………..................................7

Опыт 2. Выявление нарушения осанки………..………………………………………..8

2.5. Результаты проведения замеров «Масса ранца» .……………………................8

3. Заключение…………………………………………………………………………..8-9

4. Список литературы ………………………………………………………... ………….9

5. Приложения

Приложение 1. Результаты исследований на наличие нарушения осанки учащихся начальных классов ………………………………………………. .. ...............................10

Приложение 2. Диаграмма результатов опыта №1

«Изменение осанки при ходьбе» …………………… ……………………... ……......10

Приложение 3. Диаграмма результатов опыта №2

«Выявление нарушения осанки» …………………………………………… ...............11

Приложение 4. Диаграмма результатов замеров массы ранца ……….....................11

Приложение 5. Памятка «Формирование правильной осанки»…………................12








Аннотация


Данная работа посвящена изучению и профилактике нарушений осанки у школьников. Вопросы заболеваний опорно – двигательного аппарата очень важны в школе, а потому в работе проведено теоретическое и практическое исследование, в которое активно включены школьники и которое направлено на выявление и предупреждение данной патологии.

Проведено исследование, определившее вопросы:

  1. Количество детей, имеющих нарушения осанки в покое и при движении.

  2. Количество детей, вес ранца которых не соответствует норме.

Работа выполнялась при участии научного руководителя – учителя начальных классов Норкиной Н.А.

Разработана памятка с рекомендациями для учащихся, представлен комплекс упражнений.






















  1. Введение

В наше время дети с раннего возраста слишком много времени проводят в положении сидя перед компьютерами, телевизорами, на занятиях в школе. Дети стали мало двигаться, а ребенку, чтобы он правильно развивался, необходимо выполнять от 6 до 15 тысяч движений в день. Все это плохо сказывается на осанке. Крепкое здоровье ребенка возможно только при правильной осанке, так как она обеспечивает необходимые условия для работы всех органов и систем организма ребенка.

Актуальность: На каждом уроке учителя говорят ребятам «Сядьте ровно! Следите за осанкой!» Когда мы посмотрели на одноклассников, то увидели, что одни сидели за партами, низко наклонив голову, а другие сутулились. Проведенные опыты показали, что из 66 первоклассников неправильную осанку имеют 46 человек.

Оказалось, что проблема осанки актуальна. Мы заинтересовались этой проблемой: нас волнует вопрос – «Как влияет неправильная осанка на здоровье ребенка? Из-за чего возникает нарушение осанки и как с этим бороться?»

Объект исследования: причины нарушения и способы укрепления осанки школьника.

Предмет исследования: осанка учащихся 1класса

Цель исследования: установить причины нарушения осанки у школьников и найти способы её профилактики

Задачи исследования:

  • Узнать, что такое осанка.

  • Изучить и проанализировать литературу по теме работы.

  • Провести исследование на наличие нарушения осанки учащихся

  • Провести замеры массы ранца.

  • Проанализировать полученные результаты.

Подготовить памятку «Формирование правильной осанки».

Гипотеза: Мы предполагаем, что правильная осанка – это не только красота, но и наше здоровье. Любые изменения в осанке, представляют большую опасность, если они не выявлены на ранней стадии и не приняты меры по их профилактике и лечению. Но если мы будем соблюдать рекомендации и выполнять специальные упражнения, то сможем укрепить свою осанку.

Методы исследования:

  • Изучение и анализ литературы.

  • Наблюдение.

  • Кабинетно - экспериментальные опыты.

  • Проведение замеров массы ранца.

Предполагаемый результат: повышение уровня информированности учащихся.

  1. Основная часть

Теоретическая часть

2.1. Понятие осанки. Признаки правильной осанки и неправильной осанки

Из дополнительной литературы мы узнали, что осанка - это привычная вертикальная поза, вертикальное положение тела человека в покое и при движении.

Осанка бывает двух видов: правильная осанка и неправильная осанка.

У человека с правильной осанкой голова приподнята, плечи развернуты, лопатки не выступают, а живот не выходит за линию грудной клетки.

У человека с неправильной осанкой сведенные вперед плечи, сутулая спина, выпяченный живот.

    1. Влияние неправильной осанки на здоровье ребенка.

Современные люди большую часть времени проводят сидя: работая, отдыхая, обучаясь, ожидая, принимая пищу. Сидячая поза, наиболее удобная для выполнения множества работ, а также обучения – это серьезное испытание для опорно-двигательной системы. Ведь чаще всего осанка страдает при нахождении именно в этом положении!

Мы узнали, как влияет неправильная осанка на здоровье ребенка.

  • Сутулая спина затрудняет нормальные движения грудной клетки.

  • Ухудшается работа органов дыхания, так как грудная клетка сдавлена.

  • Возникают проблемы с пищеварением, кровообращением.

  • Может наступить расстройство нервной системы, появляются головные боли, повышается утомляемость, снижается аппетит.

2.3. Причины нарушения осанки.

Выполняя работу, выяснили, что существует много причин, которые приводят к нарушению осанки.

  • Неправильная рабочая поза при посадке за столом.

  • Длительное сидячее положение.

  • Стояние на одной ноге.

  • Гиподинамия – недостаточная физическая деятельность активность.

  • Неправильное ношение портфеля.

  • Ожирение и другие заболевания.

  • Травмы.

  • Сон на мягкой постели в положении лежа.

  • Нарушения питания (недостаток кальция в организме)

Экспериментальная часть

2.4. Результаты исследований на наличие нарушения осанки учащихся начальных классов

Цель исследований: выявить детей, имеющих нарушения осанки и дать им рекомендации по укреплению осанки.

Предмет исследования: осанка учащихся 1класса

Оборудование: мел, безмен, книга, ранец

Сроки выполнения работы:


Вид деятельности

Кол-во дней

на выполнение

1

Работа с источниками информации.

2 дня

2

Выбор методов исследования

1 день

3

Исследование изменения осанки при движении.

Исследование на наличие нарушения осанки учащихся начальных классов

1 день

4

Измерение массы ранца у учащихся начальных классов

2 дня

5

Изучение результатов. Сравнительный анализ. Составление в программе Excel таблиц и диаграмм

Составление презентации в программе PowerPoint

4 дня

6

Оформление исследовательской работы

5 дней

7

Подготовка и защита исследовательской работы перед одноклассниками

5дня


Итого

20 дней


Исследовательскую работу проводили в течение 20 дней. Из них 3 дня ушло на практическую часть. Проводили опыты на наличие нарушения осанки учащихся начальных классов при ходьбе. С помощью безмена измеряли массу ранца.

Результаты практической работы: «Исследование на наличие нарушения осанки учащихся начальных классов» оформили в таблицу (Приложение 1).

Для того чтобы узнать, какая осанка, проделали несколько опытов.

Опыт 1. Изменение осанки при ходьбе

Ход исследования:

Учащимся было предложено положить на голову книгу и пройти по линии.

Когда осанка оказывалась неправильной – книга падала.

Результаты опыта №1 показаны в диаграмме. (Приложение 2).

Вывод.

В результате проведенных исследований было выяснено, что из 66 учащихся первых классов у 45 первоклассников падала книга, так как у них имеются проявления нарушения осанки. Чем раньше будет выявлено нару­шение осанки, тем легче его исправить. 7

Опыт 2. Выявление нарушения осанки

Ход исследования:

Учащиеся подходили с привычной для них осанкой к стене и вставали к ней спиной. Если тело ребенка соприкоснулось с поверхностью стены в четырех точках - затылок, лопатки, ягодицы, пятки и ладонь не проходила между поясницей и стеной, то мы делали вывод, с осанкой у этих детей все в порядке.

Результаты опыта №2 показаны в диаграмме. (Приложение 3).

Вывод.

По данной методике было обследовано 66 человек, из которых 47 человек имели нарушения осанки.

2.5. Замеры «Масса ранца»

Из дополнительной литературы мы узнали, что ранец с книгами и школьными принадлежностями должен весить не более 2 кг 700г.

Ход исследования:

С помощью безмена (весов) учащиеся измеряли массу своего ранца.

Результаты практической работы показаны в диаграмме. (Приложение 4).

Вывод. В результате измерения массы ранца было выяснено, что из 66 учащихся первых классов вес ранца соответствует норме только у 26 человек, а у 7чел. вес ранца превышает норму почти в 2 раза. Основная причина в том, что ребята носят учебники по тем предметам, которых нет в расписании или приносят с собой игрушки, планшет.

  1. Заключение.


Гипотеза, выдвинутая нами, оказалась верной. Проведенные исследования позволили создать условия для того, чтобы учащиеся задумались о значении осанки. Мы доказали, что любые изменения в осанке, представляют большую опасность, но если мы будем соблюдать рекомендации и выполнять специальные упражнения, то сможем укрепить свою осанку. 8

В ходе исследовательской работы:

  • Узнали, что такое осанка, какие признаки правильной и неправильной осанки.

  • Научились проводить опыты.

  • Узнали, что с помощью программы Excel можно строить таблицы и диаграммы.

  • С помощью программы Word учились набирать текст.

  • В программе PowerPoint делали презентацию.

  • Приобрел опыт выступления перед аудиторией.

Были выработаны рекомендации, которые были оформлены в виде памятки «Формирование правильной осанки» и розданы учителям начальных классов.

Принято решение, что перед началом занятий мы будем выполнять упражнения на укрепление осанки.

4. Список литературы.

Для того чтобы ответить на вопрос, что такое осанка, причины нарушения осанки и как укрепить осанку мною были использованы энциклопедии и сайты в интернете.

  1. Ротенберг Р. Расти здоровым / Детская энциклопедия здоровья.

  2. Буц Л.М. О формировании правильной осанки. М.: 2008.

  3. Интернет – ресурсы:

.

.

5. Приложения.

Приложение 1.


Результаты исследований на наличие нарушения осанки


Класс

Опыт №1

Изменение осанки при ходьбе

Опыт №2 Исследование на наличие нарушения осанки

Есть нарушение осанки

Нет нарушения осанки

Есть нарушение осанки

Нет

нарушения осанки

26чел.

17чел.

9чел.

19чел.

7чел.

20чел.

13чел.

7чел.

14чел.

6чел.

20чел.

15чел.

5чел.

14чел.

6чел.

Всего

45чел.

21чел.

47чел.

19чел.




Приложение 2.


Диаграмма результатов опыта №1.

«Изменение осанки при ходьбе»

учебно-исследовательский проект на тему:

Приложение 3.


Диаграмма результатов опыта №2.

«Выявление нарушения осанки»


Приложение 4.


Диаграмма результатов замеров массы ранца




Приложение 5.

Памятка « Формирование правильной осанки»

Упражнения для исправления осанки


1. И.п. - стоя, ноги на ширине плеч, вдох перед началом движения. 1-2 - наклон вперед до касания пола пальцами, выдох; 3-4 - выпрямиться, вдох.

2. И.п. - то же. Вращения головой слева направо и справа налево, дыхание произвольное.

3. И.п. - то же, но руки в стороны, вдох перед началом движения. 1-2 - поворот корпуса в сторону с отведением рук назад и прогибанием в груди, выдох; 3-4 - вернуться в И.п., вдох.

4. И.п. - то же, но руки на затылке, локти и голова отведены назад, грудь прогнута. 1-40; когда оно отведено назад - вдох, вперед - выдох.

5.Упражнения 1-4 выполнять по 6-8 раз в каждую сторону.

6. И.п.0; 1-2 - наклон влево как можно глубже, вернуться в И.п., вдох; 3-4 - наклон вправо, вернуться в И.п., выдох.

7.И.п. - стоя, ноги на ширине плеч, наклониться вперед. Потряхивать опущенными и полностью расслабленными руками, дыхание произвольное, повторить 4-6 раз.


Правила для поддерживания правильной осанки.


  • Выполнять упражнения по укреплению мышц туловища.


  • Правильно сидеть за партой, не горбиться. Расстояние между грудью и столом равно ширине ладони; опирайся на спинку стула, руки клади свободно.

  • Спать на жесткой постели с невысокой подушкой.


  • Стоять и выполнять различную работу с максимально выпрямленной спиной.


  • Не забывайте о том, что нарушения осанки  возникают из-за недостатка движения!


  • При переносе тяжестей нужно равномерно нагружать руки.


  • Помни! Вес ранца со школьными принадлежностями не должен превышать 2кг 700г.


  • Покупать рюкзаки с жесткой (ортопедической) спинкой и широкими лямками.


  • Спать на жесткой постели с невысокой подушкой.




Материалы подготовил(а): Норкина Наталья Алексеевна

Скачать

2019-11-17

Чтобы добавить отзыв, войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь на сайте – легко и быстро.

Регистрация

Обратная связь

ОБЖ и ЗОЖ

Тесты окр мир 2-4 класс

написать письмо

Отправить нам сообщение