Упражнения по формированию исследовательских умений и навыков в рамках предмета «Окружающий мир»
Данное дидактическое пособие было создано на основе материала, представленного в работе «Формирование исследовательских умений и навыков обучающихся в четверто классе в рамках предмета «Окружающий мир»., а также с учетом календарно-тематического планирования к УМК «Мы и окружающий мир» Н.Я. Дмитриевой, А.Н. Казакова.
Также, к каждому виду упражнений прописаны методические рекомендации, направленные на снятие трудностей, которые могут возникнуть в ходе работы над ними.
Библиотека материалов Дум Думыча
Упражнения по формированию исследовательских умений и навыков в рамках предмета
«Окружающий мир» к УМК «Мы и окружающий мир» (4 класс) Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казакова
в условиях реализации ФГОС
(Дидактическое пособие)
Автор Табакова
Марина Александровна МОУ
Болтинская СОШ
Рыбинского
района Ярославской области учитель
начальных классов
Введение
Не так давно все российские школы осуществили переход на новый Федеральный государственный стандарт начального общего образования, в котором одно из центральных мест, несомненно, занимает проблема развития исследовательских навыков у учащихся. В данных условиях возрастает интерес к личности, имеющей основы и навыки исследовательского характера, способной самореализоваться, создать что-то новое или преобразовать.
Давно выяснено, что каждый ребенок от природы любознателен и полон желания учиться и именно на начальной ступени обучения он стремиться к творчеству, познанию и активной деятельности. В данном аспекте, исследовательская деятельность является одним из важнейших способов получения ребенком представления об окружающем мире. Но, к сожалению, не смотря на возрастные особенности количество материала, включающего задания на развитие исследовательских умений и навыков у младших школьников, очень мало.
Данное дидактическое пособие было создано на основе материала, представленного в работе «Формирование исследовательских умений и навыков обучающихся в четверто классе в рамках предмета «Окружающий мир»., а также с учетом календарно-тематического планирования к УМК «Мы и окружающий мир» Н.Я. Дмитриевой, А.Н. Казакова.
Также, к каждому виду упражнений прописаны методические рекомендации, направленные на снятие трудностей, которые могут возникнуть в ходе работы над ними.
2
Упражнение №1 «Многознайка»
Цель: определение учащимися тем, которые, на их взгляд, ближе и интереснее.
З адание:
Учитель начинает предложение с таких слов « А я могу рассказать вам много интересного о…», каждый ученик должен продолжить предложение и затем выбирается тот ответ, который более всего подходит к теме урока. Ученик, который дал его, рассказывает всё, что он знает по данной теме. Другие учащиеся дополняют его ответ (при необходимости).
Упражнение № 2 «Угадай - ка»
Цель: развитие догадки и логического мышления
З адание:
Учитель предлагает одному из учащихся посмотреть на картинку (слово) и изобразить то, что там нарисовано (написано), другие учащиеся должны догадаться, о чём идёт речь.
|
|
3
Упражнение №3 «Где я? Кто я?»
Ц ель: развитие догадки и логического мышления
Задание:
Учитель предлагает прослушать небольшой музыкальный отрывок и нарисовать или написать то, что представили себе учащиеся. Затем результаты демонстрируются всему классу и обсуждаются. Выделятся главная тема.
Упражнение №4 «Представь себе!»
Цель: развитие воображения и дивергентного мышления, умения видеть проблемы
Задание:
Учитель называет слово с общим названием или предложение. Учащиеся должны нарисовать то, что они представили. Все рисунки поясняются учащимися после завершения упражнения.
4
Упражнение №5 «Словесная картина»
Цель: развитие воображения и дивергентного мышления, умения видеть проблемы
Задание:
Учитель рассказывает историю, связанную с темой урока. Учащиеся должны нарисовать то. Что они себе представляют. После обсуждения получившихся «картин», выделятся главная идея рассказа и тема урока.
Упражнение №6 «Продолжай - ка»
Цель: развитие умения наблюдать и анализировать
Задание:
1)Учитель начинает предложение, учащиеся продолжают, поясняя свой вариант;
2 ) Учитель рассказывает историю, но оставляет её незаконченной. Учащиеся должны написать продолжение, закончив определенными словами, которые учитель предварительно озвучил.
5
Упражнения №7 «По следам идем и ответ найдем»
Цель: развитие логического и аналитического мышления
Задание:
Учитель организует работу в парах (в малых группах). На карточках написаны этапы или цепочки, которые необходимо разложить в правильной последовательности. Результаты проверяются, обсуждаются и корректируются.
|
|
|
|
|
Упражнения №8 «Я не я»
Цель: развитие умение видеть проблемы
Задание:
Учащиеся читают рассказ по определенной теме. После прочтения им предлагается рассказать историю от имени одного из героев и какой бы она была, если бы он её рассказывал.
6
Упражнение№9 «Кто я? Что я?»
Цель: развитие умение видеть проблемы
Задание:
На доске предлагается спайдограмма, которую необходимо заполнить. (Можно заполнить середину, написав тему, а также можно сделать подписи под стрелками, дав возможность учащимся определить тему по ассоциации)
Упражнение №10 «Я такой!»
Цель: развитие умения наблюдать и анализировать
Задание:
Н азывается предмет. Например: стол. Задача учащихся - называть как можно больше возможных признаков этого предмета. Так, например, стол может быть: красивым, большим, новым, высоким, пластмассовым, письменным, детским, удобным и др. Выиграет тот, кто выделит и напишет как можно больше признаков этого предмета. Учитель может организовать работу над данным упражнением как индивидуально, так и в группах.
7
Упражнение №11 «Зачем нам нужен…»
Цель: развитие умение видеть проблемы
Задание:
Учащимся предлагается какой-нибудь хорошо знакомый предмет, с хорошо известными свойствами. Это может быть, например, карандаш. Задание - найти как можно больше вариантов нетрадиционного, но при этом реального использования этого предмета.
Упражнение№12 «Я вижу…»
Цель: развитие умения выявлять проблему
Задание:
Учащимся предлагается рассмотреть какой-нибудь хорошо знакомый им объект и сказать, что видят их глаза в данную минуту.
8
Упражнение №13 «А может быть…»
Цель: развитие умений выдвигать гипотезы
Задание:
Учитель задает наводящий вопрос по теме урок (Например: Почему бывают день и ночь?), учащиеся должны сделать предположение, начав свой ответ со слов: «А может быть…».
Упражнение№14 «Полезный – бесполезный»
Цель: развитие умений анализировать и выдвигать гипотезы
Задание:
Учитель сначала предлагает ряд слов (предметы мебели, растения, животные и т.д.) и предлагает определенную ситуацию. Учащиеся должны выделить полезные и бесполезные предметы. К тем предметам, которые оказались бесполезными учащиеся должны придумать условия, пи которых и они бы стали полезными. Возможно и действие от обратного если учитель задает вопрос: «При каких условиях эти же предметы могут быть совершенно бесполезны и даже вредны?»
9
Упражнение№15 «Почемучка»
Цель: развитие умений анализировать и выдвигать гипотезы
Задание:
Учитель предлагает дать объяснения определенным событиям: сначала – самые правдоподобные, затем – самые неправдоподобные (Например: листья на дереве пожелтели).
Упражнение №16 «Что скрывает черный ящик»
Цель: развитие умения задавать вопросы
Задание:
Учитель прячет в коробку предмет, непосредственно связанный с темой урока. Учащиеся должны задавать вопросы, которые помогут догадаться, что лежит в ящике. Но вопросы должны быть такими, чтобы ответ на них был «Да» или «Нет».
10
Упражнение №17 «Кто о чем»
Цель: развитие умения задавать вопросы
Задание:
У ченику, вышедшему к доске, учитель дает несколько карточек с вопросами. Он, не читая вопроса вслух и не показывая, что написано на карточке, громко отвечает на него. Например, на карточке написано: «Вы любите фрукты?» Учащийся отвечает «Я люблю яблоки». Всем остальным надо угадать, какой вопрос был задан.
Упражнение №18 «Кто лишний?»
Цель: развитие умений классифицировать
Задание:
Учителем предлагается логический ряд, где необходимо выбрать лишнее слово или картинку. Возможен вариант, когда лишние слова можно объединить по какому- либо принципу.
|
|
|
|
|
11
Упражнение№19 «Я начну, а ты продолжи»
Цель: развитие умений классифицировать
Задание:
Учитель предлагает логический ряд. Объединенный по какому-либо принципу, учащимся предлагается его продолжить.
………
Упражнение №20 «Ошибочка вышла»
Цель: развитие способности к наблюдению и умению анализировать
Задание:
Учитель предлагает картинку или рассказ, включающие в себя ошибки. Учащиеся должны найти их и объяснить своё решение.
Упражнение №21 «Что тут не так»
Цель: развитие способности к наблюдению и умению анализировать
Задание:
Учитель предлагает учащимся посмотреть на картинку в течении минуты и постараться все запомнить. Затем предлагает, измененный вариант и просит сказать, что изменилось.
12
Упражнение №22 « Все по группам»
Цель: развитие умений классифицировать
Задание:
Прочитайте предложенные ниже названия растений и их групп.
|
|
Заполните схему, так чтобы она отражала классификацию животных:
Упражнение № 23 «Докажи мне»
Цель: развитие умения обосновать
Задание:
Учитель предлагается ряд предметов (слов). Учащиеся называют существенные признаки и свойства предметов и доказывают, почему они нам необходимы в жизни.
13
Упражнение № 24 « Кто куда»
Цель: развитие умений классифицировать
Задание:
Распредели растения на три группы, подпиши названия этих группы
14
Методические рекомендации к упражнениям
важно самого ученика сделать активным участником образовательного процесса;
учитель работает рядом и вместе с детьми, осуществляя поддержку, консультирует по возникающим вопросам;
в процессе исследования ключевую роль играет вопрос, т.к. он направляет мышление ребёнка на поиск решения проблемы;
содержание исследования должно соответствовать возрасту и возможностям, а также реальному уровню знаний учащихся;
тема должна заинтересовать и увлечь ребёнка и с её выбором не стоит затягивать;
исследовательская работа возможна и эффективна на добровольной основе;
на всех этапах работы основной ожидаемый результат – это развитие творческих способностей, приобретение ребёнком новых знаний, умений и навыков;
защита исследования - один из главных этапов обучения начинающего исследователя;
целесообразно в процессе работы над темой включать экскурсии, прогулки-наблюдения, социальные акции, работу с различными текстовыми источниками информации, подготовку практически значимых продуктов и широкую общественную презентацию (с привлечением родителей и педагогов).
P.S. Желаем успехов!
15
Рыбинский район, 2022
Материалы подготовил(а): учитель начальных классов Табакова Марина Александровна
Мне нравится | 0