Упражнения по формированию исследовательских умений и навыков в рамках предмета «Окружающий мир»

Данное дидактическое пособие было создано на основе материала, представленного в работе «Формирование исследовательских умений и навыков обучающихся в четверто классе в рамках предмета «Окружающий мир»., а также с учетом календарно-тематического планирования к УМК «Мы и окружающий мир» Н.Я. Дмитриевой, А.Н. Казакова.
Также, к каждому виду упражнений прописаны методические рекомендации, направленные на снятие трудностей, которые могут возникнуть в ходе работы над ними.

Библиотека материалов Дум Думыча


Упражнения по формированию исследовательских умений и навыков в рамках предмета
 «Окружающий мир» - Рисунок 1








Упражнения по формированию исследовательских умений и навыков в рамках предмета

«Окружающий мир» к УМК «Мы и окружающий мир» (4 класс) Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казакова

в условиях реализации ФГОС

(Дидактическое пособие)














Упражнения по формированию исследовательских умений и навыков в рамках предмета
 «Окружающий мир» - Рисунок 2



























Автор

Табакова Марина Александровна

МОУ Болтинская СОШ

Рыбинского района Ярославской области

учитель начальных классов








Упражнения по формированию исследовательских умений и навыков в рамках предмета
 «Окружающий мир» - Рисунок 3
Введение


Не так давно все российские школы осуществили переход на новый Федеральный государственный стандарт начального общего образования, в котором одно из центральных мест, несомненно, занимает проблема развития исследовательских навыков у учащихся. В данных условиях возрастает интерес к личности, имеющей основы и навыки исследовательского характера, способной самореализоваться, создать что-то новое или преобразовать.

Давно выяснено, что каждый ребенок от природы любознателен и полон желания учиться и именно на начальной ступени обучения он стремиться к творчеству, познанию и активной деятельности. В данном аспекте, исследовательская деятельность является одним из важнейших способов получения ребенком представления об окружающем мире. Но, к сожалению, не смотря на возрастные особенности количество материала, включающего задания на развитие исследовательских умений и навыков у младших школьников, очень мало.

Данное дидактическое пособие было создано на основе материала, представленного в работе «Формирование исследовательских умений и навыков обучающихся в четверто классе в рамках предмета «Окружающий мир»., а также с учетом календарно-тематического планирования к УМК «Мы и окружающий мир» Н.Я. Дмитриевой, А.Н. Казакова.

Также, к каждому виду упражнений прописаны методические рекомендации, направленные на снятие трудностей, которые могут возникнуть в ходе работы над ними.

Упражнения по формированию исследовательских умений и навыков в рамках предмета
 «Окружающий мир» - Рисунок 4
Упражнения по формированию исследовательских умений и навыков в рамках предмета
 «Окружающий мир» - Рисунок 5








Упражнения по формированию исследовательских умений и навыков в рамках предмета
 «Окружающий мир» - Рисунок 6

Упражнения по формированию исследовательских умений и навыков в рамках предмета
 «Окружающий мир» - Рисунок 7

2



Упражнение №1 «Многознайка»

Цель: определение учащимися тем, которые, на их взгляд, ближе и интереснее.

З

Упражнения по формированию исследовательских умений и навыков в рамках предмета
 «Окружающий мир» - Рисунок 8
адание:

Учитель начинает предложение с таких слов « А я могу рассказать вам много интересного о…», каждый ученик должен продолжить предложение и затем выбирается тот ответ, который более всего подходит к теме урока. Ученик, который дал его, рассказывает всё, что он знает по данной теме. Другие учащиеся дополняют его ответ (при необходимости).



Упражнение № 2 «Угадай - ка»

Цель: развитие догадки и логического мышления

З

Упражнения по формированию исследовательских умений и навыков в рамках предмета
 «Окружающий мир» - Рисунок 9
адание:

Учитель предлагает одному из учащихся посмотреть на картинку (слово) и изобразить то, что там нарисовано (написано), другие учащиеся должны догадаться, о чём идёт речь.




Упражнения по формированию исследовательских умений и навыков в рамках предмета
 «Окружающий мир» - Рисунок 10

Упражнения по формированию исследовательских умений и навыков в рамках предмета
 «Окружающий мир» - Рисунок 11




Упражнения по формированию исследовательских умений и навыков в рамках предмета
 «Окружающий мир» - Рисунок 12

3





Упражнение №3 «Где я? Кто я?»

Ц

Упражнения по формированию исследовательских умений и навыков в рамках предмета
 «Окружающий мир» - Рисунок 13
ель: развитие догадки и логического мышления

Задание:

Учитель предлагает прослушать небольшой музыкальный отрывок и нарисовать или написать то, что представили себе учащиеся. Затем результаты демонстрируются всему классу и обсуждаются. Выделятся главная тема.


Упражнение №4 «Представь себе!»

Цель: развитие воображения и дивергентного мышления, умения видеть проблемы

Задание:

Учитель называет слово с общим названием или предложение. Учащиеся должны нарисовать то, что они представили. Все рисунки поясняются учащимися после завершения упражнения.




Упражнения по формированию исследовательских умений и навыков в рамках предмета
 «Окружающий мир» - Рисунок 14





Упражнения по формированию исследовательских умений и навыков в рамках предмета
 «Окружающий мир» - Рисунок 15

4



Упражнение №5 «Словесная картина»

Цель: развитие воображения и дивергентного мышления, умения видеть проблемы

Задание:

Учитель рассказывает историю, связанную с темой урока. Учащиеся должны нарисовать то. Что они себе представляют. После обсуждения получившихся «картин», выделятся главная идея рассказа и тема урока.


Упражнение №6 «Продолжай - ка»

Цель: развитие умения наблюдать и анализировать

Задание:

1)Учитель начинает предложение, учащиеся продолжают, поясняя свой вариант;

2

Упражнения по формированию исследовательских умений и навыков в рамках предмета
 «Окружающий мир» - Рисунок 16
) Учитель рассказывает историю, но оставляет её незаконченной. Учащиеся должны написать продолжение, закончив определенными словами, которые учитель предварительно озвучил.

























Упражнения по формированию исследовательских умений и навыков в рамках предмета
 «Окружающий мир» - Рисунок 17

5




Упражнения №7 «По следам идем и ответ найдем»

Цель: развитие логического и аналитического мышления

Задание:

Учитель организует работу в парах (в малых группах). На карточках написаны этапы или цепочки, которые необходимо разложить в правильной последовательности. Результаты проверяются, обсуждаются и корректируются.

Упражнения по формированию исследовательских умений и навыков в рамках предмета
 «Окружающий мир» - Рисунок 18

Упражнения по формированию исследовательских умений и навыков в рамках предмета
 «Окружающий мир» - Рисунок 19


Упражнения по формированию исследовательских умений и навыков в рамках предмета
 «Окружающий мир» - Рисунок 20

Упражнения по формированию исследовательских умений и навыков в рамках предмета
 «Окружающий мир» - Рисунок 21



Упражнения по формированию исследовательских умений и навыков в рамках предмета
 «Окружающий мир» - Рисунок 22


Упражнения №8 «Я не я»

Цель: развитие умение видеть проблемы

Задание:

Учащиеся читают рассказ по определенной теме. После прочтения им предлагается рассказать историю от имени одного из героев и какой бы она была, если бы он её рассказывал.


Упражнения по формированию исследовательских умений и навыков в рамках предмета
 «Окружающий мир» - Рисунок 23


















Упражнения по формированию исследовательских умений и навыков в рамках предмета
 «Окружающий мир» - Рисунок 24

6



Упражнение№9 «Кто я? Что я?»

Цель: развитие умение видеть проблемы

Задание:

На доске предлагается спайдограмма, которую необходимо заполнить. (Можно заполнить середину, написав тему, а также можно сделать подписи под стрелками, дав возможность учащимся определить тему по ассоциации)

Упражнения по формированию исследовательских умений и навыков в рамках предмета
 «Окружающий мир» - Рисунок 25

Упражнения по формированию исследовательских умений и навыков в рамках предмета
 «Окружающий мир» - Рисунок 26
Упражнения по формированию исследовательских умений и навыков в рамках предмета
 «Окружающий мир» - Рисунок 27

Упражнения по формированию исследовательских умений и навыков в рамках предмета
 «Окружающий мир» - Рисунок 28

Упражнения по формированию исследовательских умений и навыков в рамках предмета
 «Окружающий мир» - Рисунок 29
Упражнения по формированию исследовательских умений и навыков в рамках предмета
 «Окружающий мир» - Рисунок 30
Упражнения по формированию исследовательских умений и навыков в рамках предмета
 «Окружающий мир» - Рисунок 31
Упражнения по формированию исследовательских умений и навыков в рамках предмета
 «Окружающий мир» - Рисунок 32

Упражнения по формированию исследовательских умений и навыков в рамках предмета
 «Окружающий мир» - Рисунок 33



Упражнение №10 «Я такой!»

Цель: развитие умения наблюдать и анализировать

Задание:

Н

Упражнения по формированию исследовательских умений и навыков в рамках предмета
 «Окружающий мир» - Рисунок 34
а­зывается предмет. Например: стол. Задача учащихся - называть как можно больше возможных признаков этого предмета. Так, например, стол может быть: красивым, большим, новым, высоким, пластмассовым, письменным, детским, удобным и др. Выиграет тот, кто выделит и напишет как можно больше признаков этого предме­та. Учитель может организовать работу над данным упражнением как индивидуально, так и в группах.

Упражнения по формированию исследовательских умений и навыков в рамках предмета
 «Окружающий мир» - Рисунок 35
Упражнения по формированию исследовательских умений и навыков в рамках предмета
 «Окружающий мир» - Рисунок 36

Упражнения по формированию исследовательских умений и навыков в рамках предмета
 «Окружающий мир» - Рисунок 37

Упражнения по формированию исследовательских умений и навыков в рамках предмета
 «Окружающий мир» - Рисунок 38
Упражнения по формированию исследовательских умений и навыков в рамках предмета
 «Окружающий мир» - Рисунок 39

Упражнения по формированию исследовательских умений и навыков в рамках предмета
 «Окружающий мир» - Рисунок 40

Упражнения по формированию исследовательских умений и навыков в рамках предмета
 «Окружающий мир» - Рисунок 41
Упражнения по формированию исследовательских умений и навыков в рамках предмета
 «Окружающий мир» - Рисунок 42




Упражнения по формированию исследовательских умений и навыков в рамках предмета
 «Окружающий мир» - Рисунок 43
Упражнения по формированию исследовательских умений и навыков в рамках предмета
 «Окружающий мир» - Рисунок 44


Упражнения по формированию исследовательских умений и навыков в рамках предмета
 «Окружающий мир» - Рисунок 45

7





Упражнение №11 «Зачем нам нужен…»

Цель: развитие умение видеть проблемы

Задание:

Учащимся предлагается какой-нибудь хорошо знакомый предмет, с хорошо известными свойствами. Это может быть, например, карандаш. Задание - найти как можно больше вариантов нетрадиционного, но при этом реального использования этого предмета.

Упражнения по формированию исследовательских умений и навыков в рамках предмета
 «Окружающий мир» - Рисунок 46
Упражнения по формированию исследовательских умений и навыков в рамках предмета
 «Окружающий мир» - Рисунок 47


Упражнения по формированию исследовательских умений и навыков в рамках предмета
 «Окружающий мир» - Рисунок 48
Упражнения по формированию исследовательских умений и навыков в рамках предмета
 «Окружающий мир» - Рисунок 49
Упражнения по формированию исследовательских умений и навыков в рамках предмета
 «Окружающий мир» - Рисунок 50
Упражнения по формированию исследовательских умений и навыков в рамках предмета
 «Окружающий мир» - Рисунок 51
Упражнения по формированию исследовательских умений и навыков в рамках предмета
 «Окружающий мир» - Рисунок 52

Упражнения по формированию исследовательских умений и навыков в рамках предмета
 «Окружающий мир» - Рисунок 53






Упражнение№12 «Я вижу…»

Цель: развитие умения выявлять проблему

Задание:

Учащимся предлагается рассмо­треть какой-нибудь хорошо знакомый им объект и сказать, что видят их глаза в данную минуту.

Упражнения по формированию исследовательских умений и навыков в рамках предмета
 «Окружающий мир» - Рисунок 54





Упражнения по формированию исследовательских умений и навыков в рамках предмета
 «Окружающий мир» - Рисунок 55

8





Упражнение №13 «А может быть…»

Цель: развитие умений выдвигать гипотезы

Задание:

Учитель задает наводящий вопрос по теме урок (Например: Почему бывают день и ночь?), учащиеся должны сделать предположение, начав свой ответ со слов: «А может быть…».

Упражнения по формированию исследовательских умений и навыков в рамках предмета
 «Окружающий мир» - Рисунок 56


Упражнение№14 «Полезный – бесполезный»

Цель: развитие умений анализировать и выдвигать гипотезы

Задание:

Учитель сначала предлагает ряд слов (предметы мебели, растения, животные и т.д.) и предлагает определенную ситуацию. Учащиеся должны выделить полезные и бесполезные предметы. К тем предметам, которые оказались бесполезными учащиеся должны придумать условия, пи которых и они бы стали полезными. Возможно и действие от обратного если учитель задает вопрос: «При каких условиях эти же предметы могут быть совершенно беспо­лезны и даже вредны?»







Упражнения по формированию исследовательских умений и навыков в рамках предмета
 «Окружающий мир» - Рисунок 57

9




Упражнение№15 «Почемучка»

Цель: развитие умений анализировать и выдвигать гипотезы

Задание:

Учитель предлагает дать объяснения определенным событиям: сначала – самые правдоподобные, затем – самые неправдоподобные (Например: листья на дереве пожелтели).

Упражнения по формированию исследовательских умений и навыков в рамках предмета
 «Окружающий мир» - Рисунок 58

Упражнение №16 «Что скрывает черный ящик»

Цель: развитие умения задавать вопросы

Задание:

Учитель прячет в коробку предмет, непосредственно связанный с темой урока. Учащиеся должны задавать вопросы, которые помогут догадаться, что лежит в ящике. Но вопросы должны быть такими, чтобы ответ на них был «Да» или «Нет».

Упражнения по формированию исследовательских умений и навыков в рамках предмета
 «Окружающий мир» - Рисунок 59



Упражнения по формированию исследовательских умений и навыков в рамках предмета
 «Окружающий мир» - Рисунок 60

10




Упражнение №17 «Кто о чем»

Цель: развитие умения задавать вопросы

Задание:

У

Упражнения по формированию исследовательских умений и навыков в рамках предмета
 «Окружающий мир» - Рисунок 61
ченику, вышедшему к доске, учитель да­ет несколько карточек с вопросами. Он, не читая вопроса вслух и не показывая, что написано на карточке, громко отвечает на него. Например, на карточке написано: «Вы любите фрукты?» Учащийся от­вечает «Я люблю яблоки». Всем остальным надо угадать, ка­кой вопрос был задан.







Упражнение №18 «Кто лишний?»

Цель: развитие умений классифицировать

Задание:

Учителем предлагается логический ряд, где необходимо выбрать лишнее слово или картинку. Возможен вариант, когда лишние слова можно объединить по какому- либо принципу.



Упражнения по формированию исследовательских умений и навыков в рамках предмета
 «Окружающий мир» - Рисунок 62

Упражнения по формированию исследовательских умений и навыков в рамках предмета
 «Окружающий мир» - Рисунок 63


Упражнения по формированию исследовательских умений и навыков в рамках предмета
 «Окружающий мир» - Рисунок 64





Упражнения по формированию исследовательских умений и навыков в рамках предмета
 «Окружающий мир» - Рисунок 65

Упражнения по формированию исследовательских умений и навыков в рамках предмета
 «Окружающий мир» - Рисунок 66








Упражнения по формированию исследовательских умений и навыков в рамках предмета
 «Окружающий мир» - Рисунок 67

11





Упражнение№19 «Я начну, а ты продолжи»

Цель: развитие умений классифицировать

Задание:

Учитель предлагает логический ряд. Объединенный по какому-либо принципу, учащимся предлагается его продолжить.

Упражнения по формированию исследовательских умений и навыков в рамках предмета
 «Окружающий мир» - Рисунок 68
Упражнения по формированию исследовательских умений и навыков в рамках предмета
 «Окружающий мир» - Рисунок 69
Упражнения по формированию исследовательских умений и навыков в рамках предмета
 «Окружающий мир» - Рисунок 70
Упражнения по формированию исследовательских умений и навыков в рамках предмета
 «Окружающий мир» - Рисунок 71
………


Упражнение №20 «Ошибочка вышла»

Цель: развитие способности к наблюдению и умению анализировать

Задание:

Учитель предлагает картинку или рассказ, включающие в себя ошибки. Учащиеся должны найти их и объяснить своё решение.


Упражнение №21 «Что тут не так»

Цель: развитие способности к наблюдению и умению анализировать

Задание:

Учитель предлагает учащимся посмотреть на картинку в течении минуты и постараться все запомнить. Затем предлагает, измененный вариант и просит сказать, что изменилось.

Упражнения по формированию исследовательских умений и навыков в рамках предмета
 «Окружающий мир» - Рисунок 72
Упражнения по формированию исследовательских умений и навыков в рамках предмета
 «Окружающий мир» - Рисунок 73



Упражнения по формированию исследовательских умений и навыков в рамках предмета
 «Окружающий мир» - Рисунок 74

12




Упражнение №22 « Все по группам»

Цель: развитие умений классифицировать

Задание:

Прочитайте предложенные ниже названия растений и их групп.

  • корова

  • бабочка

  • насекомые

  • комар

  • животные

  • собака

  • млекопитающие


Заполните схему, так чтобы она отражала классификацию животных:


Упражнения по формированию исследовательских умений и навыков в рамках предмета
 «Окружающий мир» - Рисунок 75


Упражнение № 23 «Докажи мне»

Цель: развитие умения обосновать

Задание:

Учитель предлагается ряд предметов (слов). Учащиеся называют существенные признаки и свойства предметов и доказывают, почему они нам необходимы в жизни.

Упражнения по формированию исследовательских умений и навыков в рамках предмета
 «Окружающий мир» - Рисунок 76




Упражнения по формированию исследовательских умений и навыков в рамках предмета
 «Окружающий мир» - Рисунок 77

13






Упражнение № 24 « Кто куда»


Цель: развитие умений классифицировать

Задание:

Распредели растения на три группы, подпиши названия этих группы


Упражнения по формированию исследовательских умений и навыков в рамках предмета
 «Окружающий мир» - Рисунок 78




Упражнения по формированию исследовательских умений и навыков в рамках предмета
 «Окружающий мир» - Рисунок 79

14




Методические рекомендации к упражнениям

  • важно самого ученика сделать активным участником образовательного процесса;

  • учитель работает рядом и вместе с детьми, осуществляя поддержку, консультирует по возникающим вопросам;

  • в процессе исследования ключевую роль играет вопрос, т.к. он направляет мышление ребёнка на поиск решения проблемы;

  • содержание исследования должно соответствовать возрасту и возможностям, а также реальному уровню знаний учащихся;

  • тема должна заинтересовать и увлечь ребёнка и с её выбором не стоит затягивать;

  • исследовательская работа возможна и эффективна на добровольной основе;

  • на всех этапах работы основной ожидаемый результат – это развитие творческих способностей, приобретение ребёнком новых знаний, умений и навыков;

  • защита исследования - один из главных этапов обучения начинающего исследователя;

  • целесообразно в процессе работы над темой включать экскурсии, прогулки-наблюдения, социальные акции, работу с различными текстовыми источниками информации, подготовку практически значимых продуктов и широкую общественную презентацию (с привлечением родителей и педагогов).










Упражнения по формированию исследовательских умений и навыков в рамках предмета
 «Окружающий мир» - Рисунок 80




P.S.

Упражнения по формированию исследовательских умений и навыков в рамках предмета
 «Окружающий мир» - Рисунок 81
Желаем успехов!


Упражнения по формированию исследовательских умений и навыков в рамках предмета
 «Окружающий мир» - Рисунок 82

15


Упражнения по формированию исследовательских умений и навыков в рамках предмета
 «Окружающий мир» - Рисунок 83
Упражнения по формированию исследовательских умений и навыков в рамках предмета
 «Окружающий мир» - Рисунок 84
Упражнения по формированию исследовательских умений и навыков в рамках предмета
 «Окружающий мир» - Рисунок 85

Упражнения по формированию исследовательских умений и навыков в рамках предмета
 «Окружающий мир» - Рисунок 86
Упражнения по формированию исследовательских умений и навыков в рамках предмета
 «Окружающий мир» - Рисунок 87
Упражнения по формированию исследовательских умений и навыков в рамках предмета
 «Окружающий мир» - Рисунок 88

Рыбинский район, 2022


Упражнения по формированию исследовательских умений и навыков в рамках предмета
 «Окружающий мир» - Рисунок 89
Упражнения по формированию исследовательских умений и навыков в рамках предмета
 «Окружающий мир» - Рисунок 90

Материалы подготовил(а): учитель начальных классов Табакова Марина Александровна

Скачать

Чтобы добавить отзыв, войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь на сайте – легко и быстро.

Регистрация

Обратная связь

ОБЖ и ЗОЖ

Тесты окр мир 2-4 класс

написать письмо

Отправить нам сообщение