Урок литературного чтения 2 класс (Н.Рубцов «Про зайца»)🐰

Цель урока: формировать умение анализировать художественные произведения.
Задачи урока: формирование техники чтения и приёмов понимания текста; развитие интереса к самому процессу чтения, потребности читать; введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственных ценностей; воспитание личности со свободным и независимым мышлением; развитие устной речи, обогащение словаря; развитие творческих способностей учащихся. УМК «Гармония».

Библиотека материалов Дум Думыча

Учебный предмет: литературное чтение

Класс: 2

УМК: «Гармония»

Учитель: Нестерова Надежда Николаевна


Тема урока: «Встретились!» (Н. Рубцов «Про зайца»)

Цель урока: формировать умение анализировать художественные произведения.

Задачи урока: формирование техники чтения и приёмов понимания текста; развитие интереса к самому процессу чтения, потребности читать; введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственных ценностей; воспитание личности со свободным и независимым мышлением; развитие устной речи, обогащение словаря; развитие творческих способностей учащихся.

Планируемые результаты обучения

В результате изучения темы обучающиеся:

- познакомятся со стихотворением Н. Рубцова «Про зайца» как одним из видов литературного жанра;

- научатся:

принимать и сохранять учебную задачу;

оценивать правильность выполнения действий;

адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарищей;

основам смыслового восприятия художественных текстов, выделять существенную информацию из текстов;

осуществлять анализ произведений;

формулировать собственное мнение и позицию;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, владеть диалогической формой речи.

Методы обучения: метод творческого чтения, метод объяснительного чтения, анализ и синтез, дискуссия.

Оборудование: презентация, оценочный лист, картинки зайчиков, стихи Н.Рубцова для домашнего чтения, портрет Н. Рубцова, видеозапись «Дед Мазай и зайцы», звукозапись стихотворения «Про зайца», компьютер, медиапроектор.

Ход урока:

Организационный момент. Эмоциональный настрой.

Добрый день, ребята! Посмотрите друг на друга и улыбнитесь!

На части не делится солнце лучистое

И вечную землю нельзя разделить,

Но искорку счастья луча золотистого

Ты можешь, ты в силах друзьям подарить.

- С каким настроением вы пришли на урок, покажите? (дети прикрепляют бабочку на нужный лепесток определенного цвета)

Слайд 1.

/Самоконтроль готовности, развитие волевой саморегуляции. (Л.)/ Цель этапа: концентрировать внимание детей.

Речевая разминка.

Чистоговорка

Ать-ать-ать- много будем мы читать

Лю-лю-лю- сказки очень я люблю.

Гу-гу-гу- всегда другу помогу.

Не хочет косой косить косой. (Прочитать с разной интонацией, темпом)

Слайд 2.

/Осваивают орфоэпические нормы. (П.) Работают над артикуляцией голоса/

Знакомство с темой и целями урока.

- Соберите картинку. Посмотрите на нее и скажите, о каком животном пойдёт речь на уроке?  зайце)

- Скажите, сколько зайцев спрятались на картинке?

Приём «Мозговой штурм»

- Какие литературные произведения об этом зверьке вам знакомы.

- Каким качеством обычно наделён заяц в произведениях (трусливый, осторожный, быстро бегает, пушистый)

Проверка домашнего задания. Слайды 3-5

- С каким произведением вы работали дома?

- К какому жанру отнесете произведение Л.Н. Толстого «Зайцы»? Докажите.

Найдем самого лучшего актера в чтении рассказа.

Поставьте оценки в оценочный лист.

/Учатся строить доказательства на основе изученного текста. Развивают навык быстрого и выразительного чтения. Самооценка подготовки домашнего задания. Принимать, удерживать и реализовывать учебную задачу. (Р.) Развивать навык самоконтроля при оценке чтения. (Р.)

Открытие новых знаний

- Случалось ли вам встретить кого-то неожиданно? Вспомните ваши чувства, которые возникли при этой неожиданной встрече.

- Сегодня нам предстоит «встретиться» с героем еще одного произведения.

Работа над стихотворением про «Зайца» Н. Рубцова.

- Произведение, с которым мы сегодня познакомимся, написал Николай Рубцов. /Краткая биография/ Слайды 7-10

Знакомство с биографией автора (рассказывают заранее подготовленные ученики и учитель)

1уч. 3 января 1936 года в Архангельской области в селе Емецк четвертым ребенком в семье Михаила Андриановича и Александры Михайловны Рубцовых родился мальчик Коля. В 1940 году семья переехала в Вологду, где и застала война. Отец ушел на фронт и погиб в 1941 году. Николаю было всего 6 лет, когда умерла мать.

2 уч. Коля Рубцов был оставлен в Никольском детдоме Тотемского района Вологодской области.

Трудности и утраты были в каждой семье, не обошли они и детский дом. Остро не хватало учебников, тетрадей: писали и на газетах, и на оберточной бумаге, и между строчек старых книг. Учебники передавали из рук в руки. Здесь велось большое хозяйство. Обширные огороды с посадками картофеля, капусты и других овощей; лошади, коровы, свиньи, пчелы – все это хозяйство требовало ухода и трудов. И велось оно совместно силами детей и взрослых, - ребятам приходилось много работать. Впрочем, это было и обычно и привычно в ту пору для каждого. Учителя и воспитанники помнят, что Николай с ранних лет любил животных.

3 уч. Сохранился рассказ учительницы литературы: «Коля любил читать стихи и читал хорошо. Встанет, расставит ноги, смотрит куда-то вдаль и декламирует, а сам, кажется, мысленно, - там, с героями стихотворения». Николай Рубцов окончил семилетку и, по его словам, “рвался к морю”. Но попытка поступить в Рижскую мореходку закончилась неудачей. И он возвращается в Никольское и поступает в Тотемский лесотехнический техникум, потом поступает в горный, но так их и не заканчивает.

4 уч. Работает слесарем, кочегаром, потом 4 года службы на Северном флоте. После этого сдает экстерном экзамены за 10 класс и поступает заочно в Литературный институт им. А. М. Горького. Печататься начинает в 1957 году.

Николай Рубцов погиб в 1971 году 19 января. Но стихи его остались живы, их читают, их любят, потому что они вызывают самые добрые и чистые чувства.


- Послушайте запись произведения, постарайтесь по интонации понять, какие чувства возникли у героя.

Слушаем звукозапись.

Прием «Сундучок вопросов»

- Кто ещё является героем стихотворения (автор)

- Куда бежал заяц?

- Как он отреагировал на встречу с человеком?

- Как вы думаете, с каким намереньем он крикнул (доводы детей: напугать, повеселиться, посмотреть, как быстро бегает заяц)

- Где притаился заяц?

- О чём он думал, притаившись?

- Объясните выражение «Думал, горестно, вздыхая».

- Какой приём использовал автор? (олицетворение)

- Могут зайцы на самом деле так думать?

- Прочитайте, какими словами автор рассказывает о зайце? Обсудите в парах. Самостоятельное чтение стихотворения с пометками (отмечают простым карандашом - бедный, бестолковый, обмер, думал о себе, горестно вздыхал, что нет друзей)

- Какое отношение к зайцу они передают (грусть, сострадание, одиночество).

- Подтвердились ли ваши предположения?

- Как поэт относится к зайцу (сочувствует ему, жалеет, подшучивает).

- Прочитайте, что сказано про дедушку Мазая?

- Можно назвать деда Мазая другом зайцев? Почему?

- Знаете ли вы, о каком дедушке Мазае упоминается в стихотворении?

Видеозапись «Дед Мазай и зайцы» (эпизоды спасения зайцев).

Музыкальная физминутка «Заяц»

Физминутка:

Зайчик беленький сидит и ушами шевелит.

Зайке холодно сидеть, надо лапочки погреть.

Лапки вверх, лапки вниз,

На носочки поднялись, а затем вприсядку,

Чтоб не мёрзли лапки.

- Найдите в тексте строки, подтверждающие, что зайцы очень пугливые.

- Сделайте вывод, почему люди решили, что зайцы пугливые (из наблюдений за природой)

Работа в группах.

Работа над выразительным чтением стихотворения: учащиеся выбирают чувства - с ускорением, быстро, весело, спокойно, со страхом, уверенно, с сожалением.

- С каким чувством надо читать стихотворение? 

Выразительное чтение стихотворения – от группы 1 человек.

- Оценим чтение по пятибалльной системе в оценочном листе.

Приём «Авторский стул»

- Как вы думаете, что хотел донести автор до читателей этим стихотворением (Гуманно относитесь к животным. Они тоже живые существа)

/Отвечают на вопросы к тексту, обсуждая в парах. Читают выразительно, передавая эмоциональный характер текста. Выражают собственное мнение о герое.

УУД: Классифицировать произведения по эмоциональной окраске. (П.)

Воспринимают на слух художественное произведение. (П.)

Формировать нравственную позицию. (Л.)

Высказывать собственное мнение с опорой на текст. (Л.)

Развивать умения оценивать чтение. (Р.)

Характеризовать авторское отношение к героям произведения. (П.)/

- Отличается этот текст от первого? Какой мы можем назвать художественным, а какой научно-познавательным?

- Докажите, что рассказ «Зайцы» научно-познавательный. (Автор сообщает информацию о том, какие бывают зайцы, чем питаются, кто их враги и как спасаются.) Надо ли детям читать такие рассказы? Для чего? А стихотворения?

- Какие чувства вызывает у вас стихотворение Н. Рубцова? (жалость, переживание, сострадание)

- Почему?

/Анализировать произведение, составлять характеристику персонажа. (П.)

Формировать нравственно-этические ориентиры. (Л.)

Соблюдать правила общения. (Л.)

Сравнивать литературные произведения. (П.)/


Рефлексия.

Сегодня на уроке я узнал….

Я научился….

Мне было трудно…

Мне было легко…

- Изменилось ли у вас настроение? Если да, то поменяйте место бабочки на цветке и поясните.

- На столах у вас картинки зайчиков. Что хотите пожелать этому зверьку, напишите и поселите его в лес.

__________________________________

/ Оценивать результаты своей деятельности.

Самоопределение: что и как я буду делать дома. (Р.)/

Домашнее задание (на выбор)

  • Выучить наизусть стихотворение «Про зайца».

  • Прочитать другие произведения, предложенные на листах, подготовить выразительное чтение понравившегося.

  • Нарисовать иллюстрации к стихотворению Н. Рубцова.

  • Подобрать литературные произведения про зайцев, определить их жанр.





Анализ урока


Урок открытия новых знаний. Данный урок связан с предыдущим уроком изучением произведений одной темы (о зайцах), одним модулем (учимся работать с текстом). Основным этапом урока был этап восприятия нового материала. При работе с произведением развивалось умение чувствовать слово поэта, эмоционально воспринимать художественный образ. Обращение к литературоведческим понятиям было ненавязчивым. Содержание учебного материала было отобрано в соответствии с поставленными задачами урока. Распределение времени на этапы урока было рациональным.

В ходе урока были применены разные виды деятельности. Их смена способствовала предупреждению усталости на уроке.

На уроке выбрана фронтальная, парная и групповая формы работы, что способствовало развитию и формированию УУД.

Все задания были ориентированы на развитие диалога с текстом, умения понять «загадки» текста. Руководство учителя при выполнении заданий было пооперационным, инструктирующим.

Учащиеся охотно включались в работу. Вопросы требовали рассуждений, размышлений, доказательств. Учащиеся показали умение строить речевое высказывание в устной форме, выражать свои чувства, мысли, точку зрения. Чтение с пометками использовалось с целью развития медленного «вдумчивого» чтения. Групповая форма работы показала умение ребят сотрудничать и работать в группах. Данная форма работы способствует развитию лидерских качеств, системного мышления, приобретению детьми коммуникативных умений. На уроке была создана доброжелательная атмосфера. Учащиеся выражали вои мысли, описывали чувства на основе личных ощущений.

Выбор домашнего задания соответствует результатам урока. Домашнее задание носит дифференцированный характер.

На этапе рефлексии ребята учащиеся анализируют свою деятельность (свои знания, умения, навыки), осознают причины затруднений в анализе произведения, в выразительном чтении, в умении работать с текстом.

На уроке были использованы приемы технологии развития критического мышления.

Контроль за усвоением знаний осуществляли сами учащиеся, партнеры по группе и учитель.

Материалы подготовил(а): учитель начальных классов Надежда Николаевна Нестерова

Скачать

Чтобы добавить отзыв, войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь на сайте – легко и быстро.

Регистрация

Обратная связь

ОБЖ и ЗОЖ

Тесты окр мир 2-4 класс

написать письмо

Отправить нам сообщение