урок математики 2 класс Тема: "Обратная задача"

Библиотека материалов Дум Думыча

8

















урок математики 2 класс
Тема:






Составила и провела

учитель начальных классов

Хмель Л.В.







ГУО «Гимназия №1 г. Копыля имени Н. В. Ромашко»

Тема: Обратная задача

Цели и задачи урока: знакомство детей с новым математическим понятием: «обратные задачи», установление связи между прямой и обратной задачей; совершенствовать вычислительные навыки, развивать внимание, логическое мышление, математическую речь; воспитывать чувство ответственности за свое здоровье; прививать гигиенические навыки.

Ход урока

I. Организационный момент.

Психологический настрой.

Сегодня я приглашаю вас в увлекательное путешествие по математическому лесу. Наше путешествие будет идти под девизом, который написан на слайде. Прочитаем его. 

Чтоб водить корабли.
Чтобы лётчиком стать
Надо прежде всего
Математику знать.
И на свете нет профессии,
Вы смекайте-ка
Где бы нам не пригодилась
Математика.

Это девиз нашего урока. Как вы его понимаете? (Чтобы стать хорошим летчиком капитаном, надо хорошо учиться. Преодолевать трудности, стараться самим добывать знания.)

С каким настроением вы пришли на урок – покажите при помощи сигналов на «Светофорчике». 

Ну, что вперед за знаниями.

II. Актуализация опорных знаний.

Первая наша остановка «Соображай-ка»

1. Индивидуальная работа у доски (на местах работа в парах)

Закрепление знаний состава числа.

Посмотрите, какие чудесные математические ёлочки. Как вы думаете, какое задание я вам хочу предложить? (приложение )

У вас на столах есть карточки с математическими ёлочками

Каждая пара веточек даёт в сумме число на макушке, числа на веточках могут быть однозначные и двузначные.

(У доски 3 ученика – вписывают числа в круги.

Самостоятельная работа на местах в парах.)

 Кто согласен, покажите зелёный сигнал «Светофора», а кто не согласен – красный.

С какой целью выполняли это задание? (повторили состав числа, способы получения чисел 7, 11, 15).

2. Устный счёт 

На поляне растут математические грибы. Эти грибочки необычные они волшебные. Посмотрите, какие числа записаны на шляпках грибов, поставьте их в порядке убывания (уменьшения) и вы узнаете, какое слово спряталось на грибочках

 Ответ: 55, 50, 45, 35, 25, 15.

Что вы знаете о задаче? Назовите основные части задачи (условие, вопрос, решение, ответ). 

III. Гимнастика для глаз.

Остановка «Глазково»

Рисуй глазами треугольник


Рисуй глазами треугольник.

Теперь его переверни Вершиной вниз.

И вновь глазами ты по периметру веди.

Рисуй восьмерку вертикально.

Ты головою не крути,

А лишь глазами осторожно ты вдоль по линиям води.

И на бочок ее клади.

Теперь следи горизонтально,

И в центре ты остановись.

Зажмурься крепко, не ленись.

Глаза открываем мы наконец.

Зарядка окончилась. Ты молодец!

(Дети представляют внешний вид геометрических фигур.)

IV. Постановка темы и цели урока).

Посмотрите, сегодня к нам на урок снова пришел Учёный Математик

Как вы думаете, зачем он к нам пришёл? Что-то он не весёлый. Может быть что-нибудь случилось? (У Математика в руках листочек с буквами).

Оказывается, Математик так спешил к нам, что пока бежал у него по листочку все буквы рассыпались. Поможем Математику расшифровать слово? Поставьте буквы в порядке возрастания их высоты и узнаете слово.
- Какое слово получилось? (Обратные). (
Приложение )

Итак, чем мы будем сегодня заниматься на уроке? (Решать обратные задачи). 

А обратные задачи, это какие?

Попробуёте сформулировать цель урока? (Узнать о том, что такое обратные задачи и научиться их решать).

Остановка «Задачкино»

Задачи на доске  (схемы краткой записи для заполнения учащимися(Приложене).

Прочитайте тексты. Это одна и та же задача? В чём сходство? О чем говориться в задаче? (О листочках). В чём отличие?

  1. На землю с деревьев упало 5 дубовых и 6 кленовых листочков. Сколько всего на земле листочков?

  2. В лесу листопад. На землю с деревьев упало 11 листочков. Кленовых было 6. Сколько на земле дубовых листочков?

  3. В лесу листопад. На землю с деревьев упало 11 листочков. Из них было 5 дубовых. Сколько на земле кленовых листочков?

Прочитайте первую задачу. О чем говориться в задаче? (Дубовых – 5 л., кленовых – 6 л., не знаем сколько всего на земле листочков).

Впишите самостоятельно на карточках данные, которые известны и неизвестны в задаче.

урок математики 2 класс
Тема:

Решите задачу №1.

Прочитайте вторую задачу. О чем говориться в задаче? (О кленовых и дубовых листочках, сколько упало листочков на землю).

Чем задача похожа на предыдущую и чем отличается от неё? (В обеих задачах речь идёт о кленовых и дубовых листочках, и в той, и другой

Запишите кратко условие.

урок математики 2 класс
Тема:

Решите задачу №2.

Что вы можете сказать о решениях этих задач?

Прочитайте третью задачу. Как изменилось ее условие? (Известно, сколько всего упало кленовых и дубовых листочков, и на земле кленовых листочков. Не знаем, сколько дубовых.)

Что надо узнать? Запишите задачу кратко.

урок математики 2 класс
Тема:

Решите задачу №3.

 Внимательно посмотрите на условия этих трех задач. Что вы о них можете сказать? (Они похожи.)

Что одинаково? (Данные, числа.) - Чем отличаются?

Внимательно посмотрите на решения задач. Что одинаково? (Числа.) - Чем отличаются? (Действиями:1) +; 2)0; 3) -.)

Как назовем вторую и третью задачи? (Обратные первой.)

Конечно, это обратные задачи.

В какой форме мы записали задачи? (в форме краткой записи).

Кто может поделиться с Математиком о том, как понял, что такое обратная задача? (Задачи, в которых объект (число) и результат меняются местами (известное становится не известным, а неизвестное известным), называются обратными первой).

 Какую цель ставили? (узнать, что такое обратные задачи)

Какой получили результат? (мы выяснили, что такое обратная задача и решили их).

Что ещё нового мы узнали? В каком виде можно оформить кратко задачу? (схематический рисунок).

Проверили мы наши предположения? Математик говорит, что вы молодцы.

V. Работа по теме урока

Откройте учебник на стр. 39, № 3. 

Остановка «Речная»

 Откройте тетрадь и запишите номер задания № 3.

- Измерь длины отрезков. Составьте задачу по схеме.

( краткое условие на доске)

Решение и ответ задачи запишите самостоятельно.

Составьте обратные задачи (устно). (Коллективное составление с комментированием).

1 вариант: решает задачу с вопросом: Сколько см 1 отрезок?

2 вариант: решает задачу с вопросом: Сколько см 2 отрезок?

Самостоятельная работа. Фронтальная проверка.

 Кому было легко решать задачи, покажите зелёный сигнал «Светофора».

Кто затруднялся при работе с этим заданием, покажите жёлтый сигнал.

С какой целью выполняли это упражнение из учебника? (закрепили умение решать задачи, учились устно составлять и решать обратные задачи).

VI. Остановка «Отдыхайкино»

Раз, два — хлопок в ладоши

Раз, два — хлопок в ладоши,

А потом на каждый счет.

Раз, два, три, четыре –

Руки выше, плечи шире.

Раз, два, три, четыре, пять,

Надо нам присесть и встать.

Руки вытянуть пошире.

Раз, два, три, четыре, пять.

Наклониться — три, четыре,

И на месте поскакать.

На носки, затем на пятки.

Лень отбросить и опять.

Сесть за парту, взять тетрадку,

Выражения решать.

VII. Работа над пройденным материалом

Остановка «Узнайкино»

  1. 2 с.38

VIII. Домашнее задание

С.39 № 6

IX. Рефлексия учебной деятельности

Вспомните девиз нашего путешествия.

Чтоб водить корабли.
Чтобы лётчиком стать
Надо прежде всего
Математику знать.
И на свете нет профессии,
Вы смекайте-ка
Где бы нам не пригодилась
Математика.

Мы сегодня с вами хорошо поработали, и я считаю, что из вас должны получиться хорошие и летчики и капитаны и вы сможете для себя выбрать любую другую нужную профессию. Математические знания важны для всех сфер деятельности.

Посмотрите, как смотрит на нас Математик. Он улыбается.

 Что нового вы узнали на уроке? Чему научились?

Какие задачи называются обратными?

Кто испытывал трудности при работе?

Какие? Что нужно сделать, чтобы их устранить?

Оцените свою работу на уроке при помощи «Светофорчика». 

Молодцы! Спасибо за работу на уроке. Наш помощник Учёный Математик благодарит вас и вручает «медальки» за работу на уроке в виде цветных кленовых и дубовых листочков: зелёный – активно работал на уроке, жёлтый – хорошо работал, красный – работал на уроке, но нужна ещё помощь.


Материалы подготовил(а): Хмель Людмила Викторовна

Скачать

2018-10-23

Мне нравится | 1

Чтобы добавить отзыв, войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь на сайте – легко и быстро.

Регистрация

Обратная связь

Отправить нам сообщение