Урок математики по теме Квадрат 2 класс

Задачи:
дать представление о квадрате как частном случае прямоугольника; сформировать у учащихся представления о существенных признаках прямоугольника и квадрата; научить чертить квадрат на клетчатой бумаге; закреплять умение выполнять вычисления изученных видов; развивать внимание и логическое мышление.

Библиотека материалов Дум Думыча

Урок математики по теме «Квадрат» 2 кл.

Задачи:

дать представление о квадрате как частном случае прямоугольника; сформировать у учащихся представления о существенных признаках прямоугольника и квадрата; научить чертить квадрат на клетчатой бумаге; закреплять умение выполнять вычисления изученных видов; развивать внимание и логическое мышление.

Оборудование: презентация, карточки с примерами, сигнальные карточки, геометрические фигуры, названия пунктов, маски для инсценировки, сигнальные карточки.

Ход урока

(Записать в тетради дату )

I. Организационный момент

Вот звонок нам дал сигнал,

Поработать час настал.

Время зря мы не теряем

И работать начинаем. (слайд 1)

- Сегодня на уроке мы отправимся с вами в математическое путешествие на кораблике.

2. Сообщение задач урока

- Сегодня, друзья, мы отправимся в путь.

Хорошее настроение взять не забудь!

Ждут нас встречи, друзья,

Четырёхугольников семья.

- Итак, мы приблизились к острову Геометрия. А что такое геометрия? (слайд2) (Геометрия – это раздел математики, который изучает свойства различных фигур, их размеры и расположение)

- Мы спускаемся на берег, чтобы совершить исследование данного острова. Впереди нас ждут: лабиринт примеров, ловушки от хитреца, равнина знаний, гора задач, лес примеров, озеро равенств.

-Как думаете, как вы справитесь с этими заданиями? Поднимите сигнальные карточки: зелёный – если справитесь со всеми заданиями, синий – если будут затруднения, красный – если будет трудно.

- Итак, ступаем на остров и постараемся пройти лабиринт примеров.

Игра «Карусель»

- Как вы прошли лабиринт, покажите на сигнальных карточках.

- Хитрец –лисёнок приготовил нам ловушку: сколько здесь квадратов? (9) (слайд 3)

- Оцените, как вы справились с ловушками.

- Подходим к равнине знаний.

Урок математики по теме Квадрат 2 класс - Рисунок 1

- Рассмотрите у себя на партах автомобиль из геометрических фигур. Ваша задача – распределить их на разные группы, по каким-либо признакам. (работа в парах)

(Дети в 1 группы собирают прямоугольники и квадраты, а в другую – круги)

- А теперь 1 группу фигур разделите ещё на 2 группы. (Отдельно складывают прямоугольники, отдельно квадраты. К доске выходит ученик и распределяет по группам.)

- А сейчас, ребята, отгадайте загадку, которая подскажет вам тему сегодняшнего урока.

- Он давно знакомый мой. Каждый угол в нем знаком.

Все четыре стороны одинаковой длины.

Вам его представить рад. Как зовут его? … (квадрат)

- Возьмите в руки квадрат и покажите его мне.

- Какие слова в загадке подсказали вам, что это квадрат?

- Тема урока: Квадрат .

-Как думаете, какие задачи на уроке будут стоять перед нами? (познакомиться с основными свойствами и отличиями квадрата от других четырёхугольников;  научиться чертить квадрат в тетради; закрепить вычислительные навыки).

- На равнине знаний мы узнаем много нового и интересного. (сл.4-8)

Слово квадрат пришло к нам из латинского языка, в этом слове есть часть «квадр», которая означает четыре. А вы знаете слова с данной частью?

Квартет – четыре музыканта, выступающих на сцене.

Квадрига - греческая колесница, запряженная четверкой лошадей.

Квадрацикл – мотоцикл на четырех колёсах.

Квартал – часть города, образованная пересечением четырёх улиц; четвёртая часть года (три месяца).

- Теперь проведём исследование по группам:

1 ряд – сравните углы прямоугольника и квадрата;

2 ряд – сравните стороны прямоугольника и квадрата;

3 ряд – чем квадрат отличается от прямоугольника.

- Что выяснили? Что общего у прямоугольника и квадрата? - В чём различие? (сл.9)

- Какой вывод можно сделать? Что такое квадрат?


- Откройте учебник на стр.44

- Теперь среди этих прямоугольников найдите квадраты. (2, 3, 5).

- Прочитаем определение, что такое квадрат.

(Дети читают определение, проговариваем его хором, затем 1-2 ученика проговаривают самостоятельно)

- Покажите на сигнальных карточках, как вы поняли, что такое квадрат.


Физкультминутка

Сели прямо.

Встали быстро.

Превратились в самолёт

И отправились в полёт.

А под нами распростёрлась

Геометрия-страна

В жизни нам она нужна.

Опустились. Приземлились.

И за знаниями вперёд

Продолжаем мы поход!

- Откройте тетради.

- Начертите в тетради квадрат со стороной 4 см.

- Сколько сторон у квадрата? А почему я сказала длину только одной стороны?


- А перед нами гора Задач. Нам доставили фрукты. Читаем условие задачи №8.

- Покажите зелёную карточку - если задача лёгкая, синюю - если надо немного подумать, красную – если вызывает трудность.

Анализ задачи:

- Что привезли в ящиках?

- Сколько было ящиков с яблоками?

- А с грушами?

- Какой вопрос в задаче?

- Можем ли мы сразу ответить на вопрос? Почему?

- Что нужно сделать, чтоб ответить на вопрос задачи? (рисую схему на доске)

- Сколько ящиков с яблоками известно?

- А с грушами? Что говорится про ящики с грушами? Что значит «это на 3 больше»?

- Что сделать, чтоб узнать, сколько ящиков с грушами?

- Зная, сколько ящиков с грушами, сможем ответить на вопрос задачи?

- Так что мы сначала узнаем? Как?

- Что потом узнаем? Как?

-Сколько действий в задаче?

(Один ученик решает на доске)

- Покажите на карточках, как справились с задачей.


Танцевальная физминутка


- Мы подошли к озеру равенств. № 1, с.44 (расставить скобки, чтоб равенства были верными) – выполняем по вариантам : 1 в.-1-ый столбик; 2 в.–2-ой столбик.

- Покажите на карточках, как думаете справиться с этим заданием.

(На доске с обратной стороны 2 человека выполняют. Проверка)

- Покажите на карточках, как справились.


- Чтоб пройти через лес примеров, нужно проложить тропинку. №7

(дифференциация с правом выбора).

- Что означает стрелка определённого цвета?

- Сколько примеров по схеме должно быть составлено?

- Покажите на карточках, как думаете справиться с этим заданием.

- Вы сами выбираете, по какой схеме «проложите тропинку»: 1-ая схема самая лёгкая, 2-ая – немного сложнее, в 3-ей – вычисления сложные.

Самостоятельно работаем, потом проверим.

- Покажите на карточках, как справились.


- А сейчас послушайте и посмотрите сказку. Только сказка эта не обычная, а геометрическая. (инсценировка)

Автор: -Жила на свете важная фигура. Важность её признавалась всеми людьми, так как при изготовлении многих вещей форма её служила образцом. Кого бы ни встретила она на своём пути, всем хвалилась.

Прямоуг-к: Посмотрите на меня: противоположные стороны мои равны, углы все прямые.

Фигуры: - Как же зовут тебя?

Прямоуг-к :0;(Прямоугольник)  

Автор : - Ходил прямоугольник по свету, и стало тяготить его одиночество.

Прямоуг-к : Какое ж веселье одному? Пойду искать родственников. Если встречу родственника, то я его сразу узнаю, ведь он на меня должен быть чем-то похож.

Автор : Однажды встречает он на пути такую фигуруСтал к ней приглядываться. Что-то знакомое, родное увидел он в этой фигуре. И спросил тогда:

Прямоуг-к : А мы не родственники с тобой? Как зовут тебя?

Квадрат: Я бы тоже был рад узнать об этом. Если у нас найдется четыре признака, по которым мы похожи, значит, мы с тобой близкие родственники и у нас может быть одна фамилия. 

Автор : Давайте поможем фигурам найти такие признаки, обобщим полученные знания. 

У фигур четыре угла, все углы прямые, у них по четыре стороны, противоположные стороны равны.)

Автор :  А какая же у них общая фамилия? (Прямоугольники)

Автор :  Обрадовались фигуры, что нашли друг друга. Стали они теперь вдвоем жить- поживать, вместе трудиться, вместе веселиться, вместе по белу свету шагать.


- Исследование острова подходит к концу. Сыграем в игру «Да-нет»: если я говорю правильно, вы ставите плюс, если нет – минус. Понятно? Покажите свой прогноз.

- Прямоугольник и квадрат:

  • геометрические фигуры   (да)

  • четырёхугольники  (да)              

  • имеют по четыре стороны  (да)

  • имеют по 4 угла  (да)

  • все углы прямые  (да)

  • прямоугольник – тоже квадрат. (нет). Почему?

  • квадрат – тоже прямоугольник? (да)

- Играем в учителей. Обменялись тетрадями. Проверим . На экране ответ.(сл.10)

- Покажите на карточках, как справились: зелёная – всё правильно, синяя – 1 ошибка, красная – более 1 ошибки.


Итог

- Чтоб отправиться обратно, нужно подвести итог. Готовы?

1. Что такое квадрат?

2. Что общего у прямоугольника и квадрата?

3.Все стороны равны. Почему эти фигуры не являются квадратом? (сл.11)

Урок математики по теме Квадрат 2 класс - Рисунок 2

- Мы покидаем остров Геометрии.

Рефлексия

- Продолжите фразу …(сл.13)

- Покажите на карточках : зелёный – справились со всеми заданиями; синий – были иногда ошибки; красный – было трудно.

- Встаньте те, у кого совпало представление и результат работы.

Д.з.

Домашнее задание будет задача №3, с.44.Там написано решить разными способами, но вы запишите только один способ решения.


Материалы подготовил(а): учитель начальных классов Дуденко Ирина Сергеевна

Скачать

2020-04-28

Чтобы добавить отзыв, войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь на сайте – легко и быстро.

Регистрация

Обратная связь

ОБЖ и ЗОЖ

Тесты окр мир 2-4 класс

написать письмо

Отправить нам сообщение