урок музыки
Тема:"Музыкальное путешествие по Европе"
Библиотека материалов Дум Думыча
Составила и провела
студентка 315 группы
Хмель Л. В.
Обобщающий урок по теме "Музыкальное путешествие по Европе" (4-й класс)
Цели:
Развивающие:
развивать музыкальный кругозор, интерес к музыке;
совершенствовать музыкальное восприятие, умение анализировать, сравнивать, выделять главное;
развивать ладотональный, тембровый слух, музыкальную память; чувство ритма;
Образовательные:
в опоре на музыкальный опыт учащихся обобщить знания о народной и композиторской музыке Европы;
Воспитательные:
пробуждать интерес к музыкальным традициям и культуре народов мира;
воспитывать эмоциональное восприятие к музыке.
Тип урока: урок-путешествие
Оборудование: магнитофон, иллюстрированный материал, музыкальная викторина в аудиозаписи; музыкальные инструменты: треугольник, маракасы, бубен, румб, рубель, баян. фортепиано; карты – задания; портреты композиторов: И.С. Бах, Л.В.Бетховен, Э.Григ, И. Штраус, Ф.Лист, нарисованный поезд, карта путешествия, мультимедийная установка
План урока
Организационный момент
Музыкальное приветствие
Введение в тему урока. Сообщение целей урока
Путешествие по станциям
- «Мелодическая»
- «Ритмическая»
- «Музыкальные загадки»
-«Композиторская»
-«Слушательская»
-«Исполнительская»
5. Итог урока. Рефлексия.
ХОД УРОКА
Организационный момент
Под песню «Вместе весело шагать» дети входят в класс.
Музыкальное приветствие:
– Я очень рада новой встрече с вами. Несмотря на то, что за окном по – зимнему холодно, у нас в классе тепло и уютно, светло от ваших лучистых глаз. Ребята, сегодня вновь нас всех вместе собрала у себя Волшебница Музыка!
Всё
в мире хочется познать
Всё хочется
увидеть в мире:
В стране мелодий
погулять
И поиграть на струнной
лире
Нас поезд ждёт
Пора нам в
путь
Нам музыка всего дороже
Фантазий
сказочная нить
Не заблудиться нам
поможет.
Введение в тему урока. Сообщение целей урока. Работа по теме урока.
– Сегодня
у нас будет необычный урок. Мы будем с
вами путешествовать по Европе. Успеем
побывать во всех странах Европы, с
которыми познакомились на предыдущих
уроках. Назовите мне эти государства?
–
Как вы считаете, на чём можно путешествовать?
(На самолёте, пароходе, поезде…)
–
Правильно! Но мы отправимся в путешествие
на поезде. Для этого нам необходимо
выбрать «машиниста», а все остальные
ребята будут путешественниками. А я ваш
экскурсовод, буду «отправлять» вас в
дорогу, называть станции, объяснять
задания, оценивать вашу работу и только
справившись с заданием, мы сможем
отправиться на другую станцию.
–
Итак, урок-путешествие начинается:
машинист даёт гудок (свистулька), и поезд
отправляется в путь. (Под
звучание песни «Голубой вагон»
путешественники имитируют движение
поезда согнутыми в локтях руками.)
Первая станция «Мелодическая»
– На этой станции вы должны узнать по нотной записи мелодии, написанные на плакате и исполнить их с названием нот. Но прежде разогреем голосовые связки и исполним распевку.
На доске написаны 4 фразы мелодии «Братец Яков».
– Молодцы ребята! С первым заданием вы справились хорошо. Станция мелодическая покорена и прикрепляем первый победный флажок.
Машинист даёт гудок, звучит 2 куплет песни.
Музыкальный поезд останавливается на второй станции «Ритмической»
– На этой станции вам предстоит выполнить 4 задания:
1. Исполнить ритмический рисунок. Назовите страну с которой эти ритмы тесно связаны. (Италия)
2. К доске выходят двое ребят.
А)
Разобрать партитуру
Б) Исполнение
3. Исполнить ритмический рисунок по партитуре.
4. У доски работают двое ребят, один в партитуре подчёркивает триоли, а другой синкопы.
Машинист даёт гудок, звучит 3 куплет песни.
Третья станция – станция «Музыкальных загадок»
– Каждому из вас предстоит выполнить работу на карточке самостоятельно.
1. Карточка (для сильных учащихся)
Вспомни авторов этих популярных музыкальных пьес:
«Венгерская рапсодия №2» Ф. Лист
«Халлинг» Э. Григ
«Баркарола из цикла «Времена года» П.И. Чайковский
«Болеро» М. Равель
2. Карточка (сильные) работают у доски.
К предложенным рисункам, подписать названия произведений и к какой музыкальной культуре они принадлежат.
3. Карточка (для средних учеников)
Прочитать названия народных жанров песен и танцев, переставив слоги по горизонтальным рядам и назвать государство, к которому они принадлежат.
Рапсодия
Сиртаки
Баркарола
Халлинг
Тарантелла
4.Карточка (для средних учеников)
Объяснить значение терминов:
Молдовеняска –
молдавский народный танец.
Хардигфёле –
норвежская народная скрипка украшенная
серебром и меньше размером.
Миф –
фантастическое сказание древних
греков.
Дифирамбы – хвалебные
гимны у греков.
Хабанера –
испанский танец.
Орган – клавишный
инструмент.
5.Карточка (слабые)
Дописать слово, означающее инстумент
Клаве…син
Каста…ньеты
Ги…..тара
Ор…
Ав….лос
– Проверяем карточки. Молодцы, с заданием все справились отлично.
Физкультминутка
– Машинист оповещает всех «путешественников» об отправлении поезда и мы спешим с вами на следующую станцию.
Машинист даёт гудок, звучит куплет песни.
Четвёртая станция – «Композиторская»
На этой станции у вас состоится встреча с композиторами. Я вам показываю портрет, а вы называете его имя и произведение, которое он сочинил. (Ф. Лист «Рапсодия», И.С. Бах «Фуга», Л.В, Бетховен «Симфония», М.Равель «Болеро», Э.Григ «Халлинг», И. Штраус «Вальс», «Весенние голоса».)
– Хорошо ребята, музыкальное путешествие продолжается и поезд прибывает на пятую станцию – «Слушательскую»
– Сейчас мы с вами сыграем в игру под названием «Угадай мелодию». Прослушав фрагмент произведения, вы должны назвать его и композитора, который его сочинил. Сели все в позицию слушателя.
«Санта Лючия»
М. Глинка романс «Венецианская ночь»
З. Кодай «Чардаш»
– Молодцы ребята, все мелодии вы отгадали. И наш поезд отправляется на шестую станцию.
Машинист даёт гудок, звучит куплет песни.
Шестая станция «Исполнительская»
– На этой станции заканчивается наше музыкальное путешествие и завершаем мы его исполнением песен.
Чешская полька
Французская народная «Пастушья песня»
Ослик мой, шагай быстрей.
Итог урока
– Ребята, понравилось вам путешествовать на нашем музыкальном поезде? А теперь обратим внимание на самое главное:
1.
С какой музыкой мы знакомились? (Народной
и композиторской)
2.
У каждой музыкальной культуры есть
свои особенности. Кто является
распространителем венгерской народной
культуры? (Цыгане)
3.
А в чём особенность австрийской
музыкальной культуры?(Австрийская
музыкальная культура развивалась по
пути объединения разных национальных
культур – австрийской, чешской,
венгерской, цыганской, украинской,
немецкой, итальянской.)
– Ребята, мы с вами изучили музыкальную культуру разных народов, а что же нам помогло понять музыку этих народов, ведь мы с вами не знаем языка этих культур? (Понять музыку разных народов нам помогли элементы музыкальной речи: мелодия, лад, ритм, темп, динамика, инструменты, звуковедение).
– На этом наше увлекательное путешествие завершилось.
Все ребята на уроке работали активно, поэтому вы можете оценить себя в тетрадях самооценки. А я вам желаю любить не только русскую музыкальную культуру, но и интересоваться музыкой разных народов.
Рефлексия.
- Ребята, у каждого из вас есть маленькие колокольчики, но все они разного цвета. А вы возьмите тот, который подходит вам и прикрепите на доске к большому колоколу:
- красный - на уроке было скучно, ничего нового на уроке не узнал;
- жёлтый – на уроке было интересно, узнал много нового;
- зелёный – на уроке было интересно, но запомнить весь материал не удалось.
Материалы подготовил(а): Хмель Людмила Викторовна
Мне нравится | 1