Урок по русскому языку 3 класс

Цели и задачи урока:упражнять детей в распознавании главных и второстепенных членов предложения ; работать над развитием речи творческих способностей и кругозора учащихся; развивать умение слушать музыкальные произведения; воспитывать бережное отношение к природе.

Библиотека материалов Дум Думыча

Русский язык

Урок - путешествие


Тема: Главные и второстепенные члены предложения

Цель: упражнять детей в распознавании главных и второстепенных членов предложения ; работать над развитием речи творческих способностей и кругозора учащихся; развивать умение слушать музыкальные произведения; воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: рисунки, грамзапись музыки П.И.Чайковского, карточки.


Ход урока


I. Организационный момент

Учитель. Ребята, вы любите путешествовать? А в какое путешествие вы бы хотели отправиться сегодня? Сегодня у нас урок- путешествие в лес. Во время нашей прогулки мы будем любоваться красотой осеннего леса и вспоминать правила русского языка.

(На доске – картина леса.)

-Мы на вокзале. Нам надо приобрести билеты. Это смогут сделать те , кто красиво и правильно выполнит задание по чистописанию.

II. Минутка чистописания.

Учитель. Какая буква соответствует первому звуку в слове лес?

(Дети записывают.)

Учитель.- Что объединяет слова: лес, лесок, лесной, лесник? (Корень ,

общий смысл.)

Учитель. Какое слово является проверочным для всех слов? (Слово « лес»)

Все ли слова являются одной частью речи?(Нет.)

Учитель. Найдите «лишнее» слово. (Слово «лесной»).

Учитель. Почему оно «лишнее»? (Все имена существительные, а это имя прилагательное)

Учитель. Вы справились. Молодцы!

III. Актуализация опорных знаний.

Учитель. Подъезжаем к станции «Словарная». Здесь к нам присоединяются друзья. Но чтобы узнать, кто это ,вам нужно вставить буквы.


ЗА…Ц

П…ТУХ

К…РОВА

В…РОНА

Л…СИЦА

М…ДВЕ… …

В…Р…БЕЙ

Учитель. Как назвать их одним словом? (Животные) . На какие две группы их можно разделить? (Птицы и звери).

Учитель. В пути нам надо уметь разговаривать с пассажирами. Какой должна быть наша речь? (Правильной, красивой, живой, раскованной, интересной, грамотной.

Учитель. Из чего она будет состоять? (Из предложений).

Учитель. Что такое предложение?( Предложение выражает законченную мысль. В предложении слова связаны между собой. Начало предложения пишем с большой буквы, в конце ставим точку).

Учитель. Что является грамматической основой предложения? (Подлежащее и сказуемое).

Учитель. Что такое подлежащее?

- Что такое сказуемое?

- Как называются другие слова в предложении?

-Для чего служат второстепенные члены предложения?

IV. Работа над новым материалом.

Сегодня мы на уроке будем находить главные члены предложения. Посмотрите в окошко поезда. Что вы видите?

Дети. В поле работают машины.

Учитель. Ребята, лисичка, которая едет снами, составила вот такое предложение: «Машины убирают». Посмотрите в другое окошко, что вы там видите?

(Ответы детей)

Учитель. А вот медведь составил нам такое предложение: «Ежик готовится». Вам нравятся эти предложения?

Дети. Нет.

Учитель Сейчас вы будете работать парами и, используя грамматическую основу, придумаете свои предложения.

(Дети предлагают свои варианты, учитель записывает некоторые из них на доске.)

Запись на доске:

Умные машины убирают урожай пшеницы.

Ежик готовится к зимней стуже.

Какие члены предложения помогли вам более точно выразится ?

Дети. Второстепенные члены предложения.

Учитель. Давайте запишем эти предложения и найдем их основу.

(Дети выполняют задание по вариантам, два ученика у доски.)

Учитель. Какие члены предложения помогают улучшить, украсить высказывание?

Дети. Второстепенные члены.

Физкультминутка для глаз


Учитель. Подъезжаем к станции «Книжная». Давайте откроем учебник.

(Учащиеся открывают учебники на стр.29 и выполняют упр. 43.)

Учитель. А теперь едем на станцию «Лесная». Чтобы мы в дороге не скучали , нам прислали письмо гномы.

(На доске- изображения гномов. Учитель читает письмо.)

«Ребята , мы тоже едем на станцию «Лесная».Чтобы вы не скучали, даем вам задание: послушайте звуки осеннего леса…»

Учитель .Слушайте внимательно и подумайте , какую картину можно представить, слушая эту музыку.

(Учитель включает запись пьесы П.и.Чайковского «Октябрь» из альбома «Времена года».)

(Ответы детей.)

Учитель. -Что произошло с листвой?(Нужно назвать глаголы.)

Дети. Листья опали, осыпались, облетели, разлетелись, сменили окраску…

Деревья сбросили , скинули, надели, переоделись…

Учитель. Какой убор надели деревья? (Нужно назвать прилагательные.)

Дети. Разноцветный, золотой, красный, багряный, желтый…

Учитель. Составьте с этими словами предложения и запишите их в тетради.

(Дети записывают предложения:

1) Деревья надели золотой наряд;

2) Листья разноцветным ковром легли на землю.)

Учитель. Вот мы и подъехали к станции «Лесная».Прежде чем сойти с поезда. давайте вспомним, какую пользу приносит лес.

Дети. Лес-это всегда красота. В нем растут ягоды и грибы. В нем живут звери и птицы.

Учитель. Что нужно делать .чтобы лес радовал нас?

Дети. Беречь его.

Учитель. Давайте выйдем из поезда и немного разомнемся.

В окошко мы увидели

И речку, и цветы.

Узнали много нового

И я, и ты, и мы.

(Повороты головой.)

А в рощице нам встретятся

И мыши, и ерши,

И ландыши, и белочки,

Чижи, ежи, ужи.

(Приседания.)

Зарядкино!Зарядкино!

Довольно, детвора,

Скорей всем из вагонов-

Нам дальше в путь пора.

(Упражнения для рук.)

V. Закрепление приобретенных знаний.

Учитель. Лес хочет проверить , чему вы научились в пути.

(Учитель раздает разноуровневые карточки. Задание: списать предложения, подчеркнуть подлежащее и сказуемое.)

I уровень

1.Яблоки падали на землю.

2. Моросил мелкий дождь.

3. Бежит ручей к реке.

II уровень

1.Кружаться в воздухе первые снежинки.

2. Девочка пела веселую песенку.

3.Земля дает замечательный урожай хлеба.

III уровень

1.В воздухе кружатся снежинки первые.

2.Замечательный земля дает хлеба урожай.

VI. Рефлексия.


- Оцените свою работу на уроке.

-  Карточки со смайлами вложите в свои тетради.







VII. Домашнее задание






VIII. Итоги урока.

-Как называются главные члены предложения?

-Для чего служат второстепенные члены предложения?

Материалы подготовил(а): учитель начальных классов Пометун Елена Григорьевна

Скачать

Чтобы добавить отзыв, войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь на сайте – легко и быстро.

Регистрация

Обратная связь

ОБЖ и ЗОЖ

Тесты окр мир 2-4 класс

написать письмо

Отправить нам сообщение