урок трудового обучения
Тема "Моделирование из полосок бумаги"
Библиотека материалов Дум Думыча
Урок по трудовому обучению
4 класс 3 четверть
Тема урока
« Моделирование из полосок бумаги»
Составила и провела
студентка 315 группы
Хмель Л. В.
Тема урока: Моделирование из полосок бумаги. Квиллинг.
Форма урока: практическая работа с элементами учебного исследования.
Планируемый
результат: выполнение учащимися
коллективного панно в
технике квиллинг.
Задачи урока: -
организовать работу учащихся по изучению
и сравнению
свойств бумаги и
картона, овладению простейшими
навыками работы в технике квиллинг;
-
создать условия для формирования у
учащихся умений
проводить
простейшие учебные исследования,
анализировать, устанавливать
причинно-следственные
связи,
обобщать;
-
содействовать развитию у учащихся
умений работать в
парах, группе,
воспитанию доброжелательности и
взаимопомощи;
- способствовать
расширению кругозора детей, стимуляции
их познавательной активности;
-
создать условия для осознания учащимися
практической
значимости выполнения
изделий из бумаги в различных
техниках.
Оборудование: - компьютерная презентация;
образец изделия;
листы бумаги и картона для индивидуального
исследования;образцы бумаги и картона для опытов;
- наборы деталей для изготовления изделий;
основа для коллективного коллажа;
карточки - сигналы;
План урока
Организационный момент
Наблюдения и опыты
Инструктаж
Физкультминутка
Практическая работа
Итог урока. Рефлексия
Ход урока:
1. Вводно – мотивационный этап.
Вступительное слово учителя:
- « Добрый день! Доброе утро! Доброго здоровья!». Когда мы произносим эти слова, то искренне желаем тому, с кем встречаемся, добра и радости. Я хочу, чтобы сегодня на уроке каждому из вас было тепло и уютно,
и для начала я приглашаю всех вас в небольшое путешествие в сказку. (Компьютерная презентация «Путешествие в сказку»).
2. Беседа
Учитель:
- Понравилось ли вам увиденное?
Что вы почувствовали, путешествуя в сказку? (Радость, удивление).
Что вас удивило? (Красота и разнообразие увиденного).
Я думаю, вы удивитесь ещё больше, когда узнаете, что всё увиденное нами сделано обычными человеческими руками, но, конечно, руками умелыми. А вы хотели бы научиться такому искусству?
- Сегодня на уроке мы научимся изготавливать изделие в той же технике, как и те, которые мы только что видели, но оно будет не таким сложным.
(Демонстрируется образец изделия).
- Есть у всех этих работ и общее название – квиллинг. Слово очень необычное, и мы обязательно узнаем сегодня на уроке, что оно обозначает. Но для этого попробуйте догадаться, из какого материала выполнены эти работы? ( Из бумаги, из картона).
- Предлагаю исследовать свойства названных материалов (бумаги и картона) и определить, какой же из них больше подойдёт для нашего изделия. А для этого я предлагаю вам проделать несколько научных экспериментов, и их результаты занести в настоящие «Дневники наблюдений», как это обычно делают учёные.
3. Оперативно – познавательный этап.
Наблюдения и опыты:
Опыт 1. Сравнение толщины бумаги и картона.
Как вы думаете, как мы будем сравнивать их толщину? (Наощупь).
Что толще? (Записываем в «Дневники наблюдений»: бумага тоньше, картон толще).
- Как вы думаете, можно ли узнать, во сколько раз лист картона толще листа бумаги? (Показываю пачку листов картона и пачку листов бумаги).
-Как? (Сосчитать количество листов в пачке бумаги и сосчитать количество листов в пачке картона; узнать, во сколько раз больше листов бумаги, чем картона в пачке такой же толщины).
- Тогда мы попросим двух научных сотрудников произвести необходимые расчёты, а потом рассказать нам о результатах своего исследования. (Двоим ученикам предлагается индивидуальное задание – выполнить микроисследование по сравнению толщины бумаги и картона).
Опыт 2. Исследование прочности бумаги и картона на разрыв.
- Попробуем разорвать бумажную полоску и полоску из картона. Что вы почувствовали? (Записываем в «Дневники наблюдений»: бумага рвётся легче, картон - труднее).
Опыт 3. Строение бумаги и картона.
Рассмотрим бумагу и картон по линии разрыва. Что вы видите? (Отмечается сходство: и бумага, и картон состоят из волокон).
Отличаются ли между собой волокна бумаги и картона? (В картоне волокна значительно крупнее и грубее, чем в бумаге).
- Действительно, для изготовления бумаги на специальных комбинатах древесная масса очень тщательно измельчается. Может быть, вы знаете, где у нас в Беларуси есть такие комбинаты? (В городе Добруше Гомельской области). Для изготовления картона используются более грубые и дешёвые материалы, чем дерево.
Опыт 4. Сгибание бумаги и картона.
Прежде, чем продолжить эксперимент, предлагаю подумать над результатами предыдущего опыта и высказать свои предположения по вопросу: какой материал — бумага или картон — будет сгибаться легче? (Бумага будет сгибаться легче).
Почему вы так думаете? (Бумага состоит из более мелких и нежных волокон, чем картон).
Проверим наше предположение, выполнив опыт. (Сгибаем бумажную полоску, затем сгибаем полоску картона).
Какой можно сделать вывод? ( Бумага сгибается легче, чем картон, её проще заставить принять нужную форму, она более пластична).
А теперь выслушаем результаты опыта, который проводили наши научные сотрудники. (В пачке бумаги оказалось 30 листов, а в такой же по толщине пачке картона – 10; разделив 30 на 10, мы узнали, что лист бумаги в 3 раза тоньше листа картона).
Опыт 5. Исследование прочности мятой бумаги.
- Сомнём одну часть бумажной полоски, а вторую оставим немятой. Попробуем разорвать каждую из частей. Что вы почувствовали? (Мятую часть полоски было разорвать легче).
Какой можно сделать вывод? (Мятая бумага теряет часть своей прочности).
Вот почему нужно стараться не мять бумагу, если хотим, чтобы изделие из неё было прочным и долго служило. И поэтому же нельзя загибать уголки у книжных страниц.
Что мы узнали из наших опытов о картоне? (Обобщаются его свойства: картон толще, чем бумага, труднее рвётся, состоит из крупных, грубых волокон, сгибается труднее, чем бумага).
О бумаге? (Обобщаются свойства бумаги: бумага тоньше, чем картон, легче рвётся, состоит из более мелких и нежных волокон, чем картон, более пластична, чем картон).
БУМАГА |
КАРТОН |
тоньше |
толще |
рвётся легче |
рвётся труднее |
волокна мелкие |
волокна более грубые, крупные |
сгибается легче, более пластична |
сгибается труднее |
Анализируя исследованные свойства, можем ли мы ответить на вопрос, какой материал мы выберем для изготовления изделия в технике квиллинг? (Бумагу).
Мы правильно определили материал для изготовления нашего изделия. И подтверждение тому - сам термин «квиллинг», что в переводе на русский язык означает бумагокручение.
3. Инструктаж по выполнению изделия.
Учитель:
- Вернёмся к образцу нашего изделия. На что же мы будем накручивать бумагу? В этом нам поможет самый обычный школьный карандаш. (Учитель показывает приёмы работы по изготовлению элемента декоративного панно – цветка ):
накручивание бумажной полоски на карандаш;
приклеивание конца бумажной полоски;
сплющивание;
намазывание клеем картонной основы;
• приклеивание лепестков цветка.
Одновременно на компьютере даётся графическая последовательность действий).
- Теперь мы приступим к изготовлению изделия. Просьба к помощникам – раздать комплекты деталей для работы.( Помощники раздают наборы деталей для изготовления изделия: картонная основа для изготовления цветка, полоски цветной бумаги).
5. Физкультминутка (разминка для рук перед работой: выполняются упражнения «Паучок», «Послушные пальчики»).
6. Практическая работа:
- Прошу вас во время работы с клеем быть опрятными, соблюдать правила товарищества и если вашему другу необходима ваша помощь, своевременно оказывать её. Если вам потребуется помощь учителя, просьба сигнализировать специальной карточкой. ( У учащихся на столах имеются сигнальные карточки красного и зелёного цвета. Красный цвет сигнализирует о просьбе оказать помощь. Зелёный цвет означает, что работа идёт благополучно).
(Звучит тихая музыка. Когда работа подходит к концу, к доске прикрепляется лист ватмана с изображением вазы.)
- Ребята, изготовленные вами цветы предлагаю собрать в букет и поставить его в вазу. ( Изготовленные детьми цветочки прикрепляются к ватману).
7. Контрольно – коррекционный и рефлексивный этапы.
Учитель:
- Что у нас получилось? (Букет цветов).
Какой он? (Яркий, красочный, красивый, необыкновенный…)
Как его можно назвать? («Улыбка лета», « Волшебный букет»).
Кому бы вы хотели подарить этот букет? (Мамам).
- Мы обязательно это сделаем: украсим нашим коллективным панно свой класс к празднику Матери.
- Как вы старались работать сегодня на уроке? (Аккуратно, старательно, дружно).
Учитель:
- Да, действительно, работали вы старательно и слаженно, и букет у нас получился необыкновенно нарядный и красивый. За такую работу каждый из вас получает сегодня высшую школьную отметку – 10. А теперь прошу внимание – на экран.
(Детям показывается компьютерная презентация «Бумажное чудо»).
Слайд 1:
-Что это? (Бумага).
- Просто бумага? Но в руках мастера с ней может произойти настоящее чудо!
Слайд 2:
- Вам знакома техника, в которой выполнено это изделие? (Оригами).
Слайд 3:
-А это - киригами. При выполнении таких изделий бумагу не только складывают. Здесь допускается использование ножниц.
Слайд 4:
- Изделия, выполненные в стиле бумажной пластики.
Слайд 5:
А вот - настоящие бумажные кружева. Как они называются? (Вытинанка).
И ещё одно маленькое чудо, которое сегодня сотворили вы своими руками - квиллинг.
8. - Если вы заинтересовались увиденным, то в будущем сможете научиться изготавливать изделия в любой из этих техник и продолжать творить чудеса своими собственными руками. Благодарю всех за сегодняшнюю работу. Урок окончен.
Материалы подготовил(а): Хмель Людмила Викторовна
Мне нравится | 0