Влияние фольклора на развитие связной речи детей дошкольного возраста

В данной статье рассматривается проблема развития связной речи детей средствами малых форм фольклора, её актуальность и значимость.
Материалы подготовил(а): Шевченко Алена Валентиновна.

Библиотека материалов Дум Думыча

Влияние фольклора на развитие связной речи детей дошкольного возраста

   В данной  статье рассматривается проблема развития связной речи детей средствами малых форм фольклора, её актуальность и значимость.

Ключевые слова: фольклор, компетенция, развитие речи, ребенок, педагог.

В раннем детстве ребенок овладевает величайшим достижением человечества – речью. Этот бурный процесс не происходит сам собой. Маленький ребенок многое усваивает путем непосредственного подражания. Самостоятельно добытый опыт имеет большое воспитательное значение: будит любопытство, умственную активность, доставляет много конкретных впечатлений. 

Для речевого развития ребенка возраст от 1,5 до 3 лет имеет особое значение. Задача педагога, развивая речь детей младшего дошкольного возраста, состоит в помощи по освоению разговорной речи, родного языка. Источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, заклички, потешки, прибаутки, песенки, скороговорки, пословицы, поговорки, считалки, колыбельные). Познавательное, воспитательное, и эстетическое значение фольклора велико, ведь он расширяет знания ребенка об окружающем мире, развивает чувство художественной формы, ритма родного языка. Фольклор - это создаваемая народом и бытующая в народных массах поэзия, в которой он отражает свой труд, бытовой уклад, знание жизни, природы, культы и верования. В фольклоре воплощены, стремления народа, его фантазия, мир мыслей, чувств, переживаний, протест против эксплуатации, мечты о справедливости и счастье. Это устное, словесное художественное творчество, которое возникло в процессе формирования человеческой речи. Таким образом, фольклор – это опыт народа, и использование фольклорных произведений формирует познавательные интересы ребенка. Впервые серьезное внимание на детский фольклор обратил  русский педагог К. Д. Ушинский. А.П. Усова считает, что потешки, сказки, загадки и пословицы являются богатейшим материалом для развития культуры речи.

 Возможность использования устного народного творчества в дошкольном учреждении для развития речи детей дошкольного возраста обусловлена спецификой содержания и форм произведений словесного творчества русского народа, характером знакомства с ними и речевым развитием дошкольников.

Знакомство с народным творчеством обогащает чувства детей, формирует отношение к окружающему миру, играет важную роль во всестороннем развитии. По мнению Павловой Л.Н., кандидата психологических наук, ведущего научного сотрудника центра «Дошкольное детство» им. А.В. Запорожца, фольклор является действенным методом  воспитания с первых лет жизни ребёнка, так как содержит множество ступеней педагогического воздействия на детей с учётом их возрастных возможностей.

Многие фольклорные жанры связаны с игрой, в которой находит отражение жизнь и труд старших, поэтому здесь ярко выражены моральные установки народа, национальные черты, особенности хозяйственной деятельности. Познания ребёнка об окружающем мире тесно связаны с его познаниями о человеке и человеческой деятельности, в связи с этим в народных произведениях все животные действуют как люди, поступки их оцениваются с точки зрения человеческой логики и  морали.

Почему наши дети плохо говорят? Потому что мы разучились с ними разговаривать. При этом общаясь со своими детьми, родители редко используют поговорки и пословицы, а ведь в них заключается суть разрешения любого конфликта. Устное народное творчество (УНТ) обладает способностью пробуждать в людях доброе начало. Работа с детьми с использованием УНТ создает уникальные условия для развития речи, мышления детей, мотивации поведения, накопления положительного морального опыта в межличностных отношениях. Отсутствие эпитетов, сравнений, образных выражений обедняет, упрощает речь, превращает её в маловыразительную, скучную однообразную и малоприятную. Без яркости и красочности речь бледнеет, тускнеет. Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям. Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Через УНТ ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней. На занятиях уделяется большое значение знакомству детей с загадками, считалками и потешками, колыбельными. Материал отбирается в соответствии с возрастными возможностями детей. Потешки обогащают словарь детей, развивают воображение, слуховое восприятие. Потешка – одна из малых форм УНТ, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений [1, с.29].  Знакомство с потешками начинается с рассматривания картинок, иллюстраций, игрушек. В предварительной беседе объясняется значения слов, которые дети услышат в потешке. Перед сном дети слушают колыбельные в записи. Детство и колыбельные песни неразлучны. Они наряду с другими жанрами заключают в себе могучую силу, позволяющую развивать речь детей дошкольного возраста. Колыбельные песни обогащают словарь детей за счет того, что содержат широкий круг сведений об окружающем мире, прежде всего о тех предметах, которые близки опыту людей и привлекают своим внешним видом. Чистоговорки, скороговорки формируют правильное звукопроизношение. Очень много произведений УНТ объясняют явления природы, поступки людей. Ребенок через фольклор учится понимать причину и следствие, отгадывая загадки, или слушая потешки и другие жанры фольклора. В ФГОСе указаны ориентиры, которым должен следовать воспитатель и к ним стремиться. На этапе завершения дошкольного образования ребенок должен достаточно хорошо владеть устной речью, уметь выражать свои мысли и желания, уметь использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, уметь выделять звуки в словах, и у ребенка складываются предпосылки грамотности. Ребенок должен проявлять любознательность, задавать вопросы взрослым и сверстникам, пытаться самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей, наблюдать, экспериментировать. Владеть начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; быть знакомым с произведениями детской литературы, иметь представления о живой природе, естествознании, математике, истории и т. п. [3, с.9]. Фольклор помогает овладевать устной речи. Таким образом, можно сделать вывод, что использование малых форм фольклора помогает реализовывать принципы, направления и целевые ориентиры стандарта.

Список литературы

1. Бабаева, Т.И. Использование элементов национальной культуры в воспитании и подготовке дошкольников к школе и в детском саду [Текст] / Т.И. Бабаева. – Сыктывкар, 1991. – 60с.

2. Бабунова, Е.С. Организационно-педагогические условия реализации региональной образовательной программы воспитания и развития детей дошкольного возраста на идеях народной педагогики [Текст] / Е.С. Бабунова // Актуальные проблемы дошкольного образования : сб. научн. тр. всерос. межвуз. науч.-практ. конф. – Челябинск : Изд-во ЧГПУ, 2003. – С. 274- 277.

3.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. от 17.10.2013 г. №1155 [Электронный ресурс] URL: https://docviewer.yandex.ru/



Материалы подготовил(а): воспитатель Шевченко Алена Валентиновна

Скачать

2021-04-23

Чтобы добавить отзыв, войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь на сайте – легко и быстро.

Регистрация

Обратная связь

ОБЖ и ЗОЖ

Тесты окр мир 2-4 класс

написать письмо

Отправить нам сообщение