Внеклассное мероприятие для 6 класса в рамках недели рус. яз. и лит. – «Литературное ассорти»

Привитие ученикам любви к русскому языку и литературе.
Материалы подготовил(а): Мухаметшина Раиля Разяповна, учитель русского языка и литературы.

Библиотека материалов Дум Думыча

   «Литературное ассорти» (внеклассное мероприятие для 6 классов в рамках недели русского языка и литературы)

Мухаметшина Раиля Разяповна,

учитель русского языка и литературы

Цель проведения внеклассного мероприятия:

- формирование у учащихся на базе усвоения ими определенной сис­темы знаний о языке умений и навыков полноцен­но, грамотно (в широком значении этого слова) пользоваться богатыми ресурсами родного языка в своей речевой практике;

- стремления к самосовершенство­ванию в области языковой подготовки и культуры речевого общения;

- воспитание бережного от­ношения к языку;

- пропаганда нормативного русского языка среди учащихся школы;

- вовлечение учащихся во внеклассную работу по русскому языку и литературе;

- развитие у школьников интереса к самостоятельному изучению различных разделов   русского языка и литературы;

- развитие творческих способностей, познавательных интересов;

- развитие общей эрудиции участников.

Участники: ученики 6 классов

Число команд: 2 команды по 14 человек во главе с капитаном.

Оборудование: плакат «Турнир знатоков русского языка», плакаты с высказываниями о русском языке, карточки с заданиями для команд и болельщиков, секундомер, призы для участников и для болельщиков, на игровых столах – листочки бумаги, ручки, карандаши.

Ход внеклассного мероприятия:

О, бедный мой язык родной,                                 Ну, ладно б только бюрократ-
О прелесть русской речи чистой.

Кто не глумится над тобой0;                          Но журналист, но депутат
Шпана, чиновники. лингвисты...                           Язык недавно исказили.
Кто бедолагу не ломал,
Не выворачивал, не мучил:                                   От сердца я хочу воззвать
"ОблЕгчить, нАчать, взад, принЯл,                      Ко всем, кто сын России верный:
ПравЫ, сочуЙствовать, подклЮчил".                  Пора не начать , а начать
Ну, ладно б жулик, или вор,                                  Язык наш очищать от скверны.
                                      Друзья, следите за собой,
Но педагог, но прокурор,                                        Когда по- русски говорите.
Но дикторы с телеэкрана!..                                    Ведь это наш язык родной,
Рабочий и интеллигент                                           Его для внуков сохраните!
Родную речь, как шавку лупят:
"ОсУжденный и инцеНдент,
БлагА, сочуЙствовать, оглУпят".
Учитель:

- Здравствуйте, все присутствующие! Вы  услышали слова Евгения Весника, которые очень точно, правильно отражают его отношение к такому удивительному явлению в жизни человека, как язык.

- Язык сопровождает нас везде.  С помощью его мы передаем чувства, опыт, общаемся  друг с другом.  Не зря давно существует выражение « Язык мой – друг мой»  а иногда можно услышать следующее выражение: «язык мой – враг мой». Все зависит от того, как мы обращаемся с нашим языком.

 - Сегодняшнее наше внеклассное мероприятие необычное, оно будет состоять из фрагментов разных игр, но связывать их будет, конечно же, русский язык и литература, и это: «Супер Блиц», «За семью печатями», «Звёздный час», «Умники и умницы», «Что? Где? Когда?», «Джунгли зовут». Все вопросы, задания соответствуют программе 6 класса. За игрой будет следить компетентное жюри, которое будет оценивать ваши знания по русскому языку и литературе. Я желаю всем успеха в игре, как говорится: «Ни пуха, ни пера».

- 1-ый фрагмент из игры «Умники и умницы». Я буду задавать по 11 вопросов каждой команде, за каждый правильный ответ вы будете получать по одному баллу. А наше уважаемое жюри будут внимательно подсчитывать ваши баллы.

Вопросы 1-ой команде:

1.Что находится между рекой и берегом? (Союз “и”)

2.Какой русский город летает по воздуху? (Орёл)

3Что стоит посредине Земли (Буква “М”)

4.Какой город у моря состоит из одного мужского и ста женских имён? (Севастополь)

5.Какие четыре моря носят название цвета? (Черное, Красное, Желтое, Белое)

6.Четыре брата бегут, друг друга не догонят. (Колёса)

7.Какой год продолжается один день? (Новый)

8.С помощью наречий перечислите по порядку пять дней недели. (Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра)

9.У семи братьев по одной сестрице. Много ли сестер? (Одна)

10.Шли рядком: сын с отцом, да дед с внуком. Сколько их? (Трое)

11.Один льёт, второй пьёт, третий зеленеет да растёт (Дождь, земля, рожь)

Вопросы 2-ой команде:

12.Земля белая, а птицы на ней чёрные. (Бумага и буквы)

13.Чёрные, кривые, от рождения немые, станут в ряд – сразу заговорят. (Буквы )

14.Какие два местоимения мешают транспорту? (Я - Мы)

15.Какую часть слова можно в земле найти? (Корень)

16.Точка с хвостиком. (Запятая)

17.В каком слове сорок “а”? (Сорока)

18.В каких словах по сто согласных? (Стол, стог, сток)

19.Что надо делать со звуком в слове кость, чтобы оно стало обозначать желанного в доме человека? (Кость - гость)

20.Как можно превратить слово семя в слово семья? (С помощью мягкого знака)

21.В названии, какого дня надели есть удвоенная согласная? (Суббота)

22.В каком глаголе “нет” слышится 100 раз? (Стон)

Учитель:

- А теперь уважаемое жюри скажет, какая команда победила в этом конкурсе! Спасибо большое!

Учитель:

- 2-ой фрагмент из игры «За семью печатями». “Консультируемся со словарями”.

 - Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.

1-ой команде:

К…нтракт, кр…дитор, пр…дюсер, т..варооб..рот.

об_учить ремеслу, об_явить тревогу, поют солов_и.

Аб…нент, люб_шь, та_т, стро_т, смотр_шь.

2-ой команде:

чудес_ный, капус_ный, блес_нуть, приоритет, с…ртификат,

барт…рные сделки, инфляц…я, громк__ голосом,

в син__ тетради, вид_т, ве_т, т…раж.

Учитель:

- 3-ий конкурс из фрагмента игры «Звездный час», а вернее несколько конкурсов. Я буду загадывать загадки каждой команде, а отгадку вы должны будете назвать хором, жюри будет учитывать не только правильность ответа, но и насколько все вместе хором вы его произнесли, готовы? За каждый правильный ответ вы будете получать по одному баллу.

  1. Дружнее этих двух ребят
    На свете не найдёшь.
    О них обычно говорят
    Водой … (не разольёшь).

  2. И так устали мы в дороге,
    Что еле … (волочили ноги).

  3. Товарищ твой просит украдкой
    Ответы списать из тетрадки
    Не надо! Ведь этим ты другу
    Окажешь …(медвежью услугу).

  4. Фальшивят, путают слова,
    Поют кто в лес, … (кто по дрова)

  5. Ребята слушать их не станут:
    От этой песни уши … (вянут).

  6. Простое слово промежуток:

В театре несколько минуток,
Пока начнётся новый акт,
Мы называем всё… (антракт).

  1. На время что-то прекратив, 
    Мы объявляем … (перерыв).



  1. В борьбе, в труде устали слишком –
    Дают уставшим … (передышку).



  1. После уроков непременно
    Нужна ребятам… (перемена).





  1. Я антоним к слову зной

Я в реке, в тени густой,
Я в бутылке лимонада
А зовут меня… (прохлада).

  1. Не бываю без начала,

Близкий родственник причала,
Делу всякому венец,
Называюсь я … (конец).

  1. Я антоним шума, стука,

Без меня вам ночью мука,
Я для отдыха, для сна,
Да и в школе я нужна
Называюсь… (тишина).

Учитель:

- До сих пор от капитанов ни словечка мы не услышали. Сердечко у них трепещет. Вы готовы? Дадим же капитанам слово. КОНКУРС КАПИТАНОВ.

- Вам нужно прочитать стихотворение А. Барто “Идет бычок, качается…”, но не так, как вы обычно читали в детстве, а словно:
- Вы оправдываетесь перед товарищем,
- Вы рассердились на младшего брата,
- Вы хвастаетесь перед ребятами,
- Вы испугались собаки…

- Ай, капитаны! Браво, браво!

В хитросплетенье слов они

Себе завоевали славу,

Командам – лишние очки!

Учитель:

- 3-ИЙ последний конкурс из игры «Звездный час», Вам нужно решить задачу–шутку:

Шел по дороге старик, а навстречу ему боец. “ Здравствуй, отец”, - говорит боец. А старик ему отвечает: “Здорово, служивый! Только зовут меня не отец, а так, что с любого конца читай – всё значение одинаковое. И живу я в таком домике, что можно как угодно читать. А имя у моей бабки с тем же свойством”. Задумался боец. Помогите отгадать ему эти слова.

(Дед, шалаш, Анна, Алла и т.д.)

Учитель:

- Кто-нибудь из вас смотрел игру «Что? Где? Когда?»?

-И так чайная пауза, вернее угощайтесь напитком МОГУЧИЙ РУССКИЙ ЯЗЫК, МОГУЧИЙ РУССКИЙ ЯЗЫК – СПОНСОР НАШЕГО МЕРОПРИЯТИЯ!

Учитель:

- 4-ый фрагмент из игры «Джунгли зовут».

- Кто из вас самый ловкий? Одному из участников команды самому ловкому, нужно будет встать лицом друг к другу, и прочитать слово на спине у товарища, но только без помощи рук. Кто полностью и быстрее всего прочитает то, что написано на спине у товарища, жюри будет следить, чтобы участники обеих команд не подсказывали своим товарищам, за каждую подсказку жюри снимает балл. (Наречие, глагол, число, падеж).

Учитель:

- 5-ый фрагмент из игры «Что? Где? Когда?», «Супер Блиц». Я буду задавать вопросы каждой команде, за каждый правильный ответ вы будете получать по одному баллу. А наше уважаемое жюри будут внимательно подсчитывать ваши баллы.

- Вопросы 1 команде:

  • Какими видами искусства, помимо литературы, увлекался М.Ю.Лермонтов в юности? (Живописью, лепкой, музыкой)

  • Самое лучшее привидение в мире. (Карлсон)

  • Как звали внука сына Абрама Петровича Ганнибала? (А.Пушкин)

  • Имя подлого труса. (Леопольд)

  • Виды сказок перечислите (волшебные, бытовые, сказки о животных)

  • Синоним преувеличения (Гипербола)

  • Возраст Тараса Бульбы (60 лет)

  • В кого превратился гадкий утенок? (В лебедя)

  • Автор стихотворения “Тучи” (М.Ю.Лермонтов)

  • Как звали собачку Герасима? (Муму)

  • Кто написал рассказ «Бежин луг» (Тургенев)

  • В каком слове 40 гласных? (Сорока)

  • Какое слово жалуется, что ему не хватает до сотни? (Станет)

  • Кто воспитывал М.Ю.Лермонтова в детские годы? (Бабушка Елизавета Арсеньева)

  • В какой деревне жили дядя Фёдор и кот Матроскин? (Простаквашино)

  • Назовите два слова, начинающиеся с четырёх согласных.
    (всплеск, взгляд, встреча)

  • Какое слово принадлежит только каждому из вас, а употребляют его чаще всего ваши друзья, родные?(имя)

  • О чём ведётся разговор?
    -Это чёрная?
    -Нет, это красная.
    -А почему она белая?
    -Потому что ещё зелёная.
    (разговор ведётся о смородине)

  • Найдите в тексте слово, образованное путём перехода одной части речи в другую.
    Я смотрю – в избе мой брат,
    У него шинель до пят.
    Он с запиской отпускной
    К нам пришёл на выходной.
    (выходной)

  • Как большой дом превратить в маленький?
    (с помощью суффикса -ик: дом – домик)

- Вопросы 2 команде:

  • Город, в котором родился Пушкин (Москва)

  • Что мы слышим в начале урока? (звук [у])

  • В каком слове пять о? (о-пять)

  • Что стоит посреди земли? (звук [м])

  • Что в огурцах и арбузах есть, а в дыне и тыкве нет? (звук [р])

  • В каких словах 100 согласных? (сто-г, сто-л, сто-п …)

  • Какую букву надо спрятать за местоимение, чтобы получилось название животного? (за-я-ц)

  • Какой алфавит состоит из 6 букв? (азбука)

  • Чем кончается день и ночь? (мягким знаком)

  • Кто ходит в гости по утрам? (Винни-Пух)

  • Какое местоимение превратится в союз, если прочесть его справа налево? (Он-но)

  • Автор стихотворения “Узник” (А.С.Пушкин)

  • Из какого мультфильма строки: «Я водяной, я водяной,никто не водится со мной » («Летучий корабль»)

  • Перечислите Бременских музыкантов. (Кот, Пёс, Петух, Осёл, Трубадур)

  • Как погибли А.С.Пушкин и М.Ю.Лермонтов? (На дуэли)

  • О какой части речи это стихотворение?
    Определяю я предметы,
    Они со мной весьма приметны.
    Я украшаю вашу речь,
    Меня вам надо знать, беречь!
    (о прилагательном)

  • Какую букву и на какую нужно заменить в существительном «пенал», чтобы оно стало глаголом? (Букву «е» на «и»: пенал – пинал)... 

  • Из какой части слова можно кашу сварить? (Из пРИСтавок, ведь в них есть крупа рис)... 

  • Какая приставка, попав в ЛОСЯ, превращает его в рыбу? (Приставка СО: лось – лосось)... 

  • Какая приставка (вместе с ударением) может превратить мальчиков в девочек? (Приставка ПО: дружки – подружки)... 

Учитель:

- Подведение итогов. Награждение победителей!

Команды славно постарались,

Я думаю, что не остались

В обиде зрители, и всех

Нас сотрясал здоровый смех.

Учитель:

- Нас всех объединяет чудо языка. В нем наш труд и заботы, шум лесов и цветенье поля, волны народного горя и радости. В нем разум народа, его кровь и воля. В нем живет, негодует, верит, смеется сам народ. Язык окрашен переживаниями людей и не внимает равнодушно добру и злу. Именно язык не дает народу забыть себя. Все плохое приходит и уходит, народ и его язык бессмертны. Желаем вам успехов в мире слов, в мире знаний. Выигравшей команде каждому пятерки по русскому языку и литературе! Всем огромное спасибо, до новых встреч!






8


Материалы подготовил(а): Мухаметшина Раиля Разяповна

Скачать

2020-09-27

Чтобы добавить отзыв, войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь на сайте – легко и быстро.

Регистрация

Обратная связь

Отправить нам сообщение