Внеклассное мероприятие «Мы за чаем не скучаем!»

Данное мероприятие знакомит учащихся с историей чая, с правилами заварки его, полезными свойствами этого напитка; с народными традициями, связанными с чаепитием.
Цель:
познакомить учащихся с историей чая, с правилами заварки его, полезными свойствами этого напитка;
с народными традициями, связанными с чаепитием.

Библиотека материалов Дум Думыча


М

Внеклассное мероприятие «Мы за чаем не скучаем!» - Рисунок 1
Внеклассное мероприятие «Мы за чаем не скучаем!» - Рисунок 2
ОУ «СОШ с. Ново – Захаркино

Духовницкого района Саратовской области»







МЫ ЗА ЧАЕМ НЕ СКУЧАЕМ!








КАЗАКОВА НАТАЛЬЯ АЛЕКСАНДРОВНА

учитель начальных классов I квалификации

МОУ «СОШ с. Ново – Захаркино

Духовницкого района Саратовской области»



Внеклассное мероприятие «Мы за чаем не скучаем!»

Цель:

  • познакомить учащихся с историей чая, с правилами заварки его, полезными свойствами этого напитка;

  • с народными традициями, связанными с чаепитием.



Ход мероприятия

Звучит русская народная музыка. Входят девочка и мальчик в русских народных костюмах.

Девочка:

  • делу время, потехе час!

Приглашаем в горницу вас!

Приглашаем заглянуть –

Потрудитесь отдохнуть!

Посиделки ждут гостей –

Приходите поскорей.

Мальчик:

  • Начинается программа,

Не простая – игровая!

Ведь семейные вечёрки

Привезли мы к вам, друзья!

Здесь мы пляшем, и играем,

И конечно же поём.

Девочка:

  • Встряхнитесь, улыбнитесь!

Да с гармошкой подружитесь.

Мальчик:

  • Сегодня в представлении звучат

Музыкальные шутки, баламутки.

Девочка:

  • Пословицы, поговорки.

Мальчик:

  • Будем вспомнить рады

Обычаи и обряды.

Скоморох:

  • Раз прислал мне барин чаю

И велел его сварить…

Взял тогда, налил водички,

Всыпал чай я весь в горшок

И приправил луку, перцу

Да петрушки корешок.

Разлил варево по плошкам,

Хорошенько размешал,

Остудил его немножко,

На господский стол подал.

Гости с барином плевались,

Сам он сильно озверел

И, отправив на конюшню,

Меня выпороть велел.

Долго думал, удивлялся,

Чем же мог не угодить?

А потом – то догадался,

Что забыл я посолить.

  • Сегодня мы будем говорить на нашем празднике о чае.

Хозяйка:

  • Добро пожаловать! Проходите!

Будем мы сегодня играть.

Хлеб – соль кушать, песни слушать!

Хорошему гостю мы всегда рады.

Гостю – почёт, хозяину – честь!

Гость доволен – хозяин рад!

Девочка:

  • Чай любят все на свете,

И взрослые, и дети.

С древних лет доныне

Напиток всем знаком,

Богатый витаминами,

На вкус приятен он.

Мальчик:

  • Посидеть в кругу семьи

Как без чая можем мы?

Как гостей встречать мы будем,

Если чая вдруг не будет?

Хозяйка:

  • На Руси чай стали пить в 1638 году. А самовары, в которых можно было кипятить воду для чая, появились в 1679 году.

  • Полюбили этот напиток на Руси. И недаром! Ведь в чае присутствуют чуть ли не все витамины, известные людям. Благодаря им, человек чувствует себя бодрым.

  • Только пить чай нужно свежезаваренным. Восточная мудрость гласит: «Свежий чай подобен бальзаму. Чай, простоявший ночь, подобен змее».

Девочка:

  • Я хочу открыть секрет

И полезный дать совет:

Если хворь с кем приключится,

Чаем можете лечиться.

Чай всех снадобий полезней,

Помогает от болезней.

Мальчик:

  • Чай в жару нас освежает,

А в морозы согревает.

И сонливость переборет,

И с усталостью поспорит,

Сокрушит любой недуг,

Чай здоровью – лучший друг!

Девочка:

  • Горсть шиповника возьмём

И водичкою зальём.

Вскипятим, потом пропарим

И лимончика добавим.

Нет ангины, свежесть есть!

Благодарность нам и честь!

Мальчик:

  • Мы чай лечебный заварили:

Клюкву с мятой положили,

Земляникой подбодрили.

Ароматным стал наш чай.

Быстро в чашки наливай!

Скоморох:

  • Чай заваривать – искусство! Проверим, знаете ли вы, как правильно заваривать чай?

  • На столе разложены карточки, на которых написаны операции, выполняемые при заварке чая. Задача – собрать карточки в той последовательности, в какой должны выполняться эти операции:

  • вскипятить воду

  • сполоснуть заварочный чайник горячей водой

  • положить чай в заварочный чайник

  • залить чай на 2/3 кипятком

  • накрыть чайник и дать постоять 3 – 5 минут

  • налить чай в чашки

Хозяйка:

  • Заваривать чай следует свежевскипячённой водой, однако кипяток не должен бурно кипеть – такая вода способна убить аромат самого лучшего чая! Воду следует снимать с огня в тот момент, когда со дна начнут подниматься пузырьки и она побелеет – закипит белым ключом.

  • Водопроводной хлорированной воде лучше дать отстояться несколько часов. Если заваривать чай вторично вскипячённой водой, он будет невкусен.

  • Заваривают чай в фарфоровом чайнике, предварительно ополоснув его кипятком; всыпав чай, заливают его водой на две трети, закрывают крышкой, настаивают 3 – 5 минут, затем чайник доливают кипятком.

  • Если при заварке выделяется пена, значит, чай заварен правильно. Снимать пенку не следует – такой чай самый ароматный.

  • Чтобы чай был ароматнее, в чайник можно добавить несколько листочков мяты, мелиссы, смородины, душицы.

  • Теперь вы знаете, как правильно заваривать чай. Давайте это сделаем.

Скоморох:

  • А пока чай заваривается, проведём конкурс загадок. Кстати, многие отгадки вы сможете найти на столе.

  • Вырос в поле колоском,

На столе лежу куском. / Хлеб/

  • На соломенке дом –

Сто ребяток в нём. /Колосок/

  • Был листок зелёным –

Чёрным стал, томлёным.

Был листочек зубчатым,

Стал листочек трубчатым.

Был он на лозине,

Стал он в магазине. /Чай/

  • Бел, как снег,

В чести у всех.

В рот попал –

Там и пропал. /Сахар/

  • Кольцо не простое,

Кольцо золотое,

Блестящее, хрустящее,

Всем на загляденье…

Ну и объеденье! /Бублик, баранка/

  • Из горячего колодца

Через нос водица льётся. /Чайник/

  • Бурлит, пыхтит, шипит, кипит,

К столу приглашает

Да всех угощает. /Самовар/

Скоморох:

  • А сейчас конкурс «Чай, ароматный чай»

В чайниках заварено несколько видов чая. Определите по цвету, вкусу, запаху, какой чай в каждом чайнике.

Скоморох:

  • Чаепитие давно стало традицией русского гостеприимства. Изменилась посуда, блюда для стола, но не менялись заповеди гостеприимства – во все времена гостей встречали хлебом – солью и добрым отношением.

Какие вы знаете пословицы и поговорки о чае и русском гостеприимстве?

  • «Конкурс поговорок о чае»

Ваша задача – сложить правильно поговорки о чае.

Чай пьёшь здоровье бережёшь

Пей чай беду не знай

Чай пить приятно жить

Угощай гостей чайком будешь лучшим дружком.

С чая лиха не бывает.

Чай не пьёшь, какая сила чай попил – совсем ослаб.

Скоморох:

  • Согласно древнему обычаю, не полагалось расспрашивать гостя даже об имени, не накормив его. Это видно из русских народных сказок.

  • Вы все знаете вредную Бабу – Ягу. Но даже она вынуждена была подчиниться правилам гостеприимства. В одной из сказок Иван – царевич, зайдя в дремучие леса, встречает избушку на курьих ножках, в которой сидит Баба – Яга – костяная нога.

  • Инсценировка фрагмента встречи с Бабой – Ягой.

Баба – Яга:

Что, добрый молодец, от дела лытаешь или дела пытаешь?

Иван – царевич:

Не ты бы говорила, не я бы слушал. Ты прежде меня напои – накорми, да тогда и спрашивай.

Скоморох:

  • И Баба – Яга повинуется: накормила – напоила его, вести выспросила. После этого смягчилась и даёт своего крылатого коня для дальнейшего путешествия. Как вы думаете, почему Баба – Яга стала добрее?

Все:

  • Выпив чаю, невозможно оставаться злым!

Скоморох:

  • В Японии во время чаепития не разговаривают – размышляют о смысле жизни, а в России за чаем общаются, поют частушки.

Хозяйка:

  • Пляски, песни, хороводы

Никогда не выходят из моды.

Веселье и смех

Доступны для всех!

Вот и мы, как говорится.

Будем петь и веселиться!

Скоморох:

  • Без народной старой шутки

Не прожить и двух минут.

Говорят: врачи частушки

Как лекарство выдают!

  • Конкурс частушек

На столе стоит пирог,

Пышки да ватрушки.

Так споём же пол чаёк

Чайные частушки!

В пляске не жалей ботинки!

Предлагай – ка чай друзьям.

Если в чашке есть чаинки –

Значит, письма пишут нам.

Самовар кипит, блестя,

Чай в нём так и пенится!

Погляди – ка на себя –

Ну и отраженьице!

Очень любим мы с сестрёнкой

Посидеть в кругу семьи.

Выпиваем по две кружки,

Как без чая можем мы?

Очень вкусен чай из трав:

Целебный и полезный.

Витаминов много в нём,

Это всем известно!

Скоморох:

  • Молодцы! Хорошо исполнили частушки. Теперь посмотрим, какие вы художники.

  • Конкурс «Художники»

Нужно расписать чайные приборы определённой росписью.

Каждый выбирает карточку, на которой написаны названия росписи: городец, хохлома, гжель, полхов – майдан, - и приступают к работе

Во время работы звучит русская народная музыка.

По окончании работы проходит выставка чайных приборов.

  • Конкурс – викторина о чае.

1.Где у нас на территории бывшего СССР выращивают чай? /Грузия, Краснодарский край, Азербайджан/

2.Какой вопрос задавали гостям в прежние времена, когда наливали заварку? /Вам чайно или нечайно/

3.Какой самый распространенный чай? /Зелёный, чёрный, байховый/

4.Как ставили раньше самовар? /В конце стола, на подносе, на левую сторону от хозяйки. Разливали чай только хозяйка или её дочь/

5.Какая страна является родиной чая? /Китай/

6.С какого растения собирают чай? /С чайного куста/

Скоморох:

  • Мы с вами познакомились с историей чая. Узнали, как проходили чаепития на Руси, как надо заваривать чай.

  • А сейчас приглашаем всех на чаепитие.

Хозяйка:

  • Правильно. Столы накрыты, чай вскипел и заварен. Приглашаем всех к столу.






Материалы подготовил(а): Казакова Наталья Александровна

Скачать

Чтобы добавить отзыв, войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь на сайте – легко и быстро.

Регистрация

Обратная связь

ОБЖ и ЗОЖ

Тесты окр мир 2-4 класс

написать письмо

Отправить нам сообщение