Внеклассное мероприятие посвященное создателям азбуки Кириллу и Мефодию.

Познакомить учащихся с возникновением славянской письменности.
Углубить знания обучающихся по истории создания славянской азбуки и ее создателях равноапостольных братьях Кирилле и Мефодии.
Привить любовь к родному языку.
Цели:
1. Расширить знания и представления учащихся об истории возникновения славянской письменности.
2. Пробудить интерес к истории письменности и культуры своего народа.
3. Воспитывать уважение и понимание русской культуры, славянских традиций.

Библиотека материалов Дум Думыча

Мероприятие ко Дню славянской письменности и культуры

для 3-5 классов.

Цели:

  1. Расширить знания и представления учащихся об истории возникновения славянской письменности.

  2. Пробудить интерес к истории письменности и культуры своего народа.

  3. Воспитывать уважение и понимание русской культуры, славянских традиций.



ХОД МЕРОПРИЯТИЯ



Ведущий 1: Мы живем в стране, которая называется Россия

Россияне, русские, русичи…

Каждый человек должен знать и помнить,

откуда родом, кто его предки.

Род, родился ,Родина, родословная –

все эти слова родственные, однокоренные.



Ведущий 2: Своею статью все пригожие,

Все разные и все похожие,

Зоветесь ныне – россияне,

Издревле, кто вы?



Вместе: Мы - славяне!



Ведущий 1: Оглянись на предков наших,

На героев прошлых дней,

Вспоминай их добрым словом

Слава им борцам суровым!

Слава русской старине!

И про эту старину

Я рассказывать начну,

Чтобы люди знать могли

О делах родной земли…



Ведущий 2: Начинаем наш вечер, посвященный Дню славянской культуры и письменности.

Часть 1 - Открытие мероприятия


Ведущий 1:
Не каждый знает, что 24 мая
Мы отмечаем день Кирилла и Мефодия.
Для тех, кто слышит имена их в первый раз,
Начнем, пожалуй, этот длинный сказ…



Ведущий 2:

В многочисленной и благочинной семье

У военного знатного грека

Было семеро славных детей - сыновей,

На восходе девятого века.

Проживали они в безмятежных краях

Византийской далекой провинции

В небольшом городке Салоники,

На просторной земле македонских славян,

Уважали их дух и традиции.

Старший брат - Михаил,

Младший брат - Константин,

Так в миру их тогда называли,

С детства слышали старославянский язык,

И болгарский язык понимали.

...Шел девятый век, шел девятый вал,

Европейский мир перемены ждал,

Азиатский мир перемены ждал,

А славянский мир это предвещал.


Ведущий 1:

...Старший брат Михаил по следам отца

Поступил на службу военную;

Прослужив много лет, он решил уйти

От житейских дел и от суеты -

В монастырь на Олимп, прославлять Творца,

Созидать красоту нетленную.

Там он принял святой монашеский сан

И с тех пор называться Мефодием стал,

Приступил к своей службе немедленно:

Впереди его подвиг пожизненный ждал!

...Младший брат Константин, не спеша, подрастал,

С детства умные книги запоем читал,

Христианских церковных отцов почитал,

Трепетал от великого Слова,

От Григория Богослова!

Он был рано замечен и взят ко двору,

К императору в Константинополь,

Где наставников много высоких.

Там учился; учеба пришлась по нутру;

Не умел отдыхать, не витал в облаках -

Говорил он уже на пяти языках!

Разбирался в искусствах, имея талант;

Говорили, что он - недурной музыкант,

Астроном, математик, оратор, мудрец, -

Все постиг, обучился всему, наконец,

Дабы знания с пользою употребить

И в дальнейшем по миру их распространить.

Ни карьера, ни брак юный ум не прельщали -

И уже не заманят вовеки.

Так обителью странного юноши стали

Византийские библиотеки.


Ведущий 2:

...Удивлялся весь Константинополь,

Вслед за ним удивится Европа,

Императоры и патриархи,

И чиновные высшие лица:

"Как его выступления ярки,

Как широк его дар полемиста!

Не боится труднейших вопросов!"

Так его и прозвали0;.

Жил - с собою в согласии строгом,

Добродетель старался стяжать,

Чтоб всегда пребывать вместе с Богом,

Честь и славу Ему воздавать!

Изучал христианские книги

И догматы писал о святых;

Посещая различные страны.

Размышлял о народах других,

О славянах, соседях своих.

                       

Ведущий 1:

...Константин не однажды в Болгарии был,

Македонию с Сербией он посетил,

А случалось, и в Сирию тоже ходил,

К агарянам и  сарацинам -

Уж запомнили те Константина:

Он своею ученостью их покорил,

В состязаниях всех победил!

...Очень скоро, по просьбе хазарских послов,

Патриарх и правитель послали его

Совершить и к хазарам поездку.

А "философ" взял старшего брата с собой -

Для солидности и для поддержки.

Так отправились братья в великий поход,

Продолжая делам замечательный счет,

И охватывая пространство,

Проповедовали христианство

У неверных угров и мадьяр,

Отличавшихся дикими нравами,

У евреев и самарян,

Слывших хитрыми и лукавыми,  -

Так добрались они до хазар,

Бывших дерзкими, разудалыми!


Ведущий 2:

...В Херсонесе однажды по воле судьбы

Братьям в руки случайно попались

Незнакомые, странные книги;

Интересными показались:

Запись русско-славянской речи,

Откликающейся далече.

Это были Евангелие и Псалтирь -

Письменами славянскими писаны,

Из далекого прошлого присланы.

Оказавшийся рядом простой славянин,

Сын привольных степей и широких равнин,

На таком же наречии  сам говорил,

Так, беседуя с ним, Константин изучил

Эту самую речь - письмена разделил

На согласные буквы и гласные,

И пришли к нему мысли ясные!

...Прочитав необычные книги в тиши,

Призадумался крепко, а после решил:

"Не годится отжившая форма

Для удобства вмещения мысли.

Здесь система нужна и реформа

В начертании букв яко чисел!

...Ни по-гречески, ни по латыни,

Ничего не понять славянину -

Не дойдет до него Божье Слово,

Значит, дело за азбукой новой!

Прочь ошибки, что сделаны ране!

Пусть себя осознают славяне

Через новую письменность - с самых азов,

И забудут мозаику "черт и резов!""


Ведущий 1:

...Обладая изрядными знаниями,

Получив одобрение брата,

Обратившись к молитве Отеческой,

Вскоре он приступил к созданию

Настоящей славянской азбуки,

Руководствовался при этом

Образцом и подобием - греческой,

Руководствовался при этом

Не каким-либо авторитетом,

Не беспечной, минутной прихотью,

Не прикрытием благовидным,

А законами геометрии,

Ритмом, логикой, интуицией

И своей непреложной традицией -

Быть дотошным  и дальновидным...

Получилось ли? - Получилось -

Помогала Господня милость!

...Эта азбука - совершенна,

Ею пользуемся сегодня

И считаем обыкновенной

И привычной - в порядке вещей,

И представить себе не можем,

1



Часть 2 - Знакомство с алфавитом

Ведущий 2:

После смерти великих братьев их ученики претерпели гонения. Папа Римский запретил изучение славянского языка. Дело Кирилла и Мефодия, несмотря на упорную и длительную борьбу в течение многих лет, претерпело неудачу у западных славян, которые по-прежнему используют латинскую азбуку,  но зато новая азбука для славян прочно утвердилось в Болгарии, а оттуда была перенесена в Сербию, Румынию и на Русь.


Ведущий 1: Ученики Кирилла и Мефодия открывают свои школы, и к концу IХ века уже тысячи людей читают и пишут на старославянском языке.

Каждая буква кириллицы была особенной. Она имела имя: А – аз, Б – буки, В – веди, Г – глаголь, Д – добро, Е – есте, Ж – живете, З – зело, земля, Л – люди,

М – мыслете, П – покой, Р – рцы, речь, С – слово, Т – твёрдо…

Ведущий 2: Некоторые названия букв старославянской азбуки до сих пор используются в устойчивых оборотах – фразеологизмах:

Знать на ять – знать досконально, на отлично.

Прописать ижицу – проучить как следует, высечь, наказать.

Стоять фертом  - стоять руки в боки, как буква Ф

Сперва аз да буки, а потом и науки – т.е. сначала азбуку надо выучить, а потом заниматься науками.




Ведущий 2:

Аз, Боги, Веди– переводим: Я Бога ведаю, Глаголь, Добро, Есть, Живот- Говорить (творит) добро есть жизнь, Како, Люди, Мыслите, Есть, Наш, Покой– как люди мыслят – таков есть наш мир.

Вот какая древняя мудрость зашифрована в славянской азбуке, вот какое важнейшее послание получили мы сегодня от наших предков !!!

Ведь вы теперь знаете, ЧТО СЛАЯНСКАЯ АЗБУКА – ЭТО ОБРАЗНАЯ АЗБУКА, а европейские языки – языки символов.




Часть 3 - О красоте русского языка
Ведущий:
"Более 700 лет славянский язык и письменность просуществовали в неизменном виде. Лишь при Петре I изменили количество букв, внесли новые (Ё и Й).
В 1918 г была проведена реформа русского языка - алфавит упростили: в нем оставили лишь 33 буквы, которыми мы все пользуемся и по сей день.
До сих пор русский язык считается одним из красивейших в мире и вызывает восхищение у большинства великих людей".


В качестве примера ведущие приводят высказывания:


1. А.Ахматовой (отрывок из стихотворения "Мужество"):
Не страшно под пулями мертвыми лечь,
Не горько остаться без крова,-
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
2
. Ч.Айтматова: "Бессмертие народа0;.

3. А.Куприна: "Язык - это история народа. Язык - это путь цивилизации и культуры. Поэтому-то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью".
4. Нам дан во владение самый богатый, меткий, могу­чий и поистине волшебный русский язык.                К. Г. Паустовский


Часть 4 - Викторина

1.Кто создал славянскую азбуку?  (Кирилл и Мефодий)

2.Какой год считается годом возникновения славянского письма и книжного дела?   (863)

3.Почему Кирилла и Мефодия называют «Солунскими братьями»? (Место рождения братьев-просветителей город Солунь в Македонии)

4.Какое имя в миру до монашеского пострига  носил Кирилл?(Константин)

5.Кто был старшим братом: Кирилл или Мефодий?  (Мефодий)

6.Кто из братьев был библиотекарем, а кто воином?  (Кирилл – библиотекарь, Мефодий – военачальник, как и его отец)

7.Как называли Кирилла за ум и прилежание?  (Философ)

8.Какой город на Руси стал центром славянского книгопечатания и местом основания Кирилло-Мефодиевского общества?  (Киев)

9.Каким письмом были написаны первые славянские письменные памятники?  (Глаголицей)

10.Какой язык является древнейшим литературным языком?  (Славянский)

11.Назовите произведения Древней Руси, написанные на древнерусском            языке.  ( «Повесть временных лет»,  «Русская правда»0;«Слово о полку Игореве», «Поучение Владимира Мономаха» и др.)

12.В чьё царствование славянская азбука была заменена «гражданской»

(По Указу Петра Первого)

13.Сколько букв в кириллице было до Петра Первого? (43 буквы)

14.Сколько букв стало в современной азбуке после революции? (33 буквы)

15.Кто был первопечатником на Руси?    (Иван Фёдоров)

16.Когда вышла его первая книга и как она называлась?(в 16в.,«Апостол»)

17.Какая азбука старше: кириллица или глаголица? (Глаголица)

18.Какие буквы придумали в 18 веке для звуков, не существовавших в старославянском языке?  (ё, й)

19.Какой греческий император отправил просветителей Кирилла и Мефодия в Моравию?   (Михаил -III)

20.Назовите великого русского учёного, создавшего «теорию 3-х штилей»  (Ломоносов)


Часть 5- Юмористическая сценка


На сцене появляются два старца (Кирилл и Мефодий). Их изображают ученики"Старцы" с удивлением осматривают зал, в котором проводится праздник, плакаты с буквами кириллицы и говорят:
Сценка

Кирилл:
Посмотри сюда, Мефодий -
Это ж наши с тобой буквы,
Говорил тебе - в народе
Наши буквы помнить будут!
Знать, трудились не напрасно,
Видишь - торжество какое,
Посмотри-ка, жизнь - прекрасна!
Видно, празднество большое.
Мефодий:
Слышал, гимн пропели и тебе и мне,
Значит, мы прославили Россию на Земле.
Такой язык красивый создали не зря,
Ты видишь - все славяне нас благодарят.
Однако, кто это кричит,
А речь мне не понятна?

"
Старцы" отходят в сторонку. На сцене появляются мальчик и девочка (в очках), ведущие между собой диалог (громко):
Мальчик: "Эй, прикинь - учительница по физ-ре мне пару вкатила за то, что я с пол-урока сорвался. Мне теперь предки на Макдональдс бабки не дадут!"
Девочка: "А мой фазер запретил мне купить прикид от Дольче и Габанна. В чем мне теперь на тусовку подрулить?"

Мальчик и девочка, оживленно жестикулируя, удаляются.
Снова на сцену выходят "старцы":
Кирилл:
Видать заморские слова
Проникли в речь на Русь
И трудно будет их изжить, боюсь…
Мефодий:
Да нет, ведь это отроки младые,
Не выучили все они слова красивые, простые,
А как прочтут Толстого, Пушкина все книжки,
То враз их головы наполнятся умишком,
Поймут они, что никогда нельзя предать
Язык родной, как Родину и Мать!

Часть6 – Заключительная


Ведущий 1:
24 мая считают праздником славянской письменности и культуры. Все мы, россияне, славяне, должны помнить наши корни, помнить наши традиции.
Ведущий 2: И каждый человек, изучающий русский язык, должен знать и хранить в своей памяти святые имена первых славянских просветителей - братьев Кирилла и Мефодия. Память великих братьев чтят великими словами:



Ведущий 1

По широкой Руси – нашей матушке

Колокольный звон разливается.

Ныне братья святые Кирилл и Мефодий

За труды свои прославляются.



Ведущий 2

Вспоминают Кирилла с Мефодием,

Братьев славных, равноапостольных,

В Белоруссии, Македонии,

В Польше, Чехии и Словакии.

Хвалят братьев премудрых в Болгарии,

В Украине, Хорватии, Сербии!



Ведущий 1

Все народы, что пишут кириллицей,

Что зовутся издревле славянскими,

Славят подвиг первоучителей,

Христианских своих просветителей



Звучит гимн, посвященный Святым Кириллу и Мефодию, просветителям славян.




Использованная литература:

  1. Байбурова Р. Как появилась письменность у древних славян // Наука и жизнь. - 2009.-№5.

  2. Бородина А.В. История религиозной культуры: Основы православной культуры: Учебное пособие для основной и старшей ступеней общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. – М.: Издательский дом «Покров», 2009.

  3. Никитин О.В. Славянские языки, письменность и культура : исторические и современные тенденции развития науки и образования// Русский язык в школе.- 2009.

  4. Половинкин А.И. Православная духовная культура, - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2010.

  5. Смирнов П., протоиерей. История христианской православной Церкви. – М. 1998.

  6. Энциклопедический словарь юного филолога (языкознание)/Сост. М.В. Панов.- М. : Педагогика, 2010.













9



Материалы подготовил(а): Беркут Татьяна Витальевна

Скачать

2019-11-14

Мне нравится | 0


Ещё по данной теме:


- 24 мая День славянской письменности и культуры (День святых Кирилла и Мефодия) ─ описание праздника, кратко с картинками + детская игра.


Чтобы добавить отзыв, войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь на сайте – легко и быстро.

Регистрация

Обратная связь

Отправить нам сообщение