Внеклассное мероприятие посвященное создателям азбуки Кириллу и Мефодию.
Познакомить учащихся с возникновением славянской письменности.
Углубить знания обучающихся по истории создания славянской азбуки и ее создателях равноапостольных братьях Кирилле и Мефодии.
Привить любовь к родному языку.
Цели:
1. Расширить знания и представления учащихся об истории возникновения славянской письменности.
2. Пробудить интерес к истории письменности и культуры своего народа.
3. Воспитывать уважение и понимание русской культуры, славянских традиций.
Библиотека материалов Дум Думыча
Мероприятие ко Дню славянской письменности и культуры
для 3-5 классов.
Цели:
Расширить знания и представления учащихся об истории возникновения славянской письменности.
Пробудить интерес к истории письменности и культуры своего народа.
Воспитывать уважение и понимание русской культуры, славянских традиций.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
Ведущий 1: Мы живем в стране, которая называется Россия
Россияне, русские, русичи…
Каждый человек должен знать и помнить,
откуда родом, кто его предки.
Род, родился ,Родина, родословная –
все эти слова родственные, однокоренные.
Ведущий 2: Своею статью все пригожие,
Все разные и все похожие,
Зоветесь ныне – россияне,
Издревле, кто вы?
Вместе: Мы - славяне!
Ведущий 1: Оглянись на предков наших,
На героев прошлых дней,
Вспоминай их добрым словом
Слава им борцам суровым!
Слава русской старине!
И про эту старину
Я рассказывать начну,
Чтобы люди знать могли
О делах родной земли…
Ведущий 2: Начинаем наш вечер, посвященный Дню славянской культуры и письменности.
Часть 1 - Открытие мероприятия
Ведущий
1:
Не каждый знает, что 24 мая
Мы
отмечаем день Кирилла и Мефодия.
Для
тех, кто слышит имена их в первый
раз,
Начнем, пожалуй, этот длинный
сказ…
Ведущий 2: В многочисленной и благочинной семье У военного знатного грека Было семеро славных детей - сыновей, На восходе девятого века. Проживали они в безмятежных краях Византийской далекой провинции В небольшом городке Салоники, На просторной земле македонских славян, Уважали их дух и традиции. Старший брат - Михаил, Младший брат - Константин, Так в миру их тогда называли, С детства слышали старославянский язык, И болгарский язык понимали. ...Шел девятый век, шел девятый вал, Европейский мир перемены ждал, Азиатский мир перемены ждал, А славянский мир это предвещал.
Ведущий 1: ...Старший брат Михаил по следам отца Поступил на службу военную; Прослужив много лет, он решил уйти От житейских дел и от суеты - В монастырь на Олимп, прославлять Творца, Созидать красоту нетленную. Там он принял святой монашеский сан И с тех пор называться Мефодием стал, Приступил к своей службе немедленно: Впереди его подвиг пожизненный ждал! ...Младший брат Константин, не спеша, подрастал, С детства умные книги запоем читал, Христианских церковных отцов почитал, Трепетал от великого Слова, От Григория Богослова! Он был рано замечен и взят ко двору, К императору в Константинополь, Где наставников много высоких. Там учился; учеба пришлась по нутру; Не умел отдыхать, не витал в облаках - Говорил он уже на пяти языках! Разбирался в искусствах, имея талант; Говорили, что он - недурной музыкант, Астроном, математик, оратор, мудрец, - Все постиг, обучился всему, наконец, Дабы знания с пользою употребить И в дальнейшем по миру их распространить. Ни карьера, ни брак юный ум не прельщали - И уже не заманят вовеки. Так обителью странного юноши стали Византийские библиотеки.
Ведущий 2: ...Удивлялся весь Константинополь, Вслед за ним удивится Европа, Императоры и патриархи, И чиновные высшие лица: "Как его выступления ярки, Как широк его дар полемиста! Не боится труднейших вопросов!" Так его и прозвали0;. Жил - с собою в согласии строгом, Добродетель старался стяжать, Чтоб всегда пребывать вместе с Богом, Честь и славу Ему воздавать! Изучал христианские книги И догматы писал о святых; Посещая различные страны. Размышлял о народах других, О славянах, соседях своих.
Ведущий 1: ...Константин не однажды в Болгарии был, Македонию с Сербией он посетил, А случалось, и в Сирию тоже ходил, К агарянам и сарацинам - Уж запомнили те Константина: Он своею ученостью их покорил, В состязаниях всех победил! ...Очень скоро, по просьбе хазарских послов, Патриарх и правитель послали его Совершить и к хазарам поездку. А "философ" взял старшего брата с собой - Для солидности и для поддержки. Так отправились братья в великий поход, Продолжая делам замечательный счет, И охватывая пространство, Проповедовали христианство У неверных угров и мадьяр, Отличавшихся дикими нравами, У евреев и самарян, Слывших хитрыми и лукавыми, - Так добрались они до хазар, Бывших дерзкими, разудалыми!
Ведущий 2: ...В Херсонесе однажды по воле судьбы Братьям в руки случайно попались Незнакомые, странные книги; Интересными показались: Запись русско-славянской речи, Откликающейся далече. Это были Евангелие и Псалтирь - Письменами славянскими писаны, Из далекого прошлого присланы. Оказавшийся рядом простой славянин, Сын привольных степей и широких равнин, На таком же наречии сам говорил, Так, беседуя с ним, Константин изучил Эту самую речь - письмена разделил На согласные буквы и гласные, И пришли к нему мысли ясные! ...Прочитав необычные книги в тиши, Призадумался крепко, а после решил: "Не годится отжившая форма Для удобства вмещения мысли. Здесь система нужна и реформа В начертании букв яко чисел! ...Ни по-гречески, ни по латыни, Ничего не понять славянину - Не дойдет до него Божье Слово, Значит, дело за азбукой новой! Прочь ошибки, что сделаны ране! Пусть себя осознают славяне Через новую письменность - с самых азов, И забудут мозаику "черт и резов!""
Ведущий 1: ...Обладая изрядными знаниями, Получив одобрение брата, Обратившись к молитве Отеческой, Вскоре он приступил к созданию Настоящей славянской азбуки, Руководствовался при этом Образцом и подобием - греческой, Руководствовался при этом Не каким-либо авторитетом, Не беспечной, минутной прихотью, Не прикрытием благовидным, А законами геометрии, Ритмом, логикой, интуицией И своей непреложной традицией - Быть дотошным и дальновидным... Получилось ли? - Получилось - Помогала Господня милость! ...Эта азбука - совершенна, Ею пользуемся сегодня И считаем обыкновенной И привычной - в порядке вещей, И представить себе не можем, |
1
Часть
2 - Знакомство с алфавитом
Ведущий 2:
После смерти великих братьев их ученики претерпели гонения. Папа Римский запретил изучение славянского языка. Дело Кирилла и Мефодия, несмотря на упорную и длительную борьбу в течение многих лет, претерпело неудачу у западных славян, которые по-прежнему используют латинскую азбуку, но зато новая азбука для славян прочно утвердилось в Болгарии, а оттуда была перенесена в Сербию, Румынию и на Русь.
Ведущий 1: Ученики Кирилла и Мефодия открывают свои школы, и к концу IХ века уже тысячи людей читают и пишут на старославянском языке.
Каждая буква кириллицы была особенной. Она имела имя: А – аз, Б – буки, В – веди, Г – глаголь, Д – добро, Е – есте, Ж – живете, З – зело, земля, Л – люди,
М – мыслете, П – покой, Р – рцы, речь, С – слово, Т – твёрдо…
Ведущий 2: Некоторые названия букв старославянской азбуки до сих пор используются в устойчивых оборотах – фразеологизмах:
Знать на ять – знать досконально, на отлично.
Прописать ижицу – проучить как следует, высечь, наказать.
Стоять фертом - стоять руки в боки, как буква Ф
Сперва аз да буки, а потом и науки – т.е. сначала азбуку надо выучить, а потом заниматься науками.
Ведущий
2:
Аз, Боги, Веди– переводим: Я Бога ведаю, Глаголь, Добро, Есть, Живот- Говорить (творит) добро есть жизнь, Како, Люди, Мыслите, Есть, Наш, Покой– как люди мыслят – таков есть наш мир.
Вот какая древняя мудрость зашифрована в славянской азбуке, вот какое важнейшее послание получили мы сегодня от наших предков !!!
Ведь вы теперь знаете, ЧТО СЛАЯНСКАЯ АЗБУКА – ЭТО ОБРАЗНАЯ АЗБУКА, а европейские языки – языки символов.
Часть
3 - О красоте русского языка
Ведущий:
"Более
700 лет славянский язык и письменность
просуществовали в неизменном виде. Лишь
при Петре I изменили количество букв,
внесли новые (Ё и Й).
В 1918 г была
проведена реформа русского языка -
алфавит упростили: в нем оставили лишь
33 буквы, которыми мы все пользуемся и
по сей день.
До сих пор русский язык
считается одним из красивейших в мире
и вызывает восхищение у большинства
великих людей".
В
качестве примера ведущие приводят
высказывания:
1.
А.Ахматовой
(отрывок из стихотворения "Мужество"):
Не
страшно под пулями мертвыми лечь,
Не
горько остаться без крова,-
И мы
сохраним тебя, русская речь,
Великое
русское слово.
2.
Ч.Айтматова:
"Бессмертие народа0;.
3.
А.Куприна:
"Язык - это история народа. Язык - это
путь цивилизации и культуры. Поэтому-то
изучение и сбережение русского языка
является не праздным занятием от нечего
делать, но насущной необходимостью".
4.
Нам дан во владение самый богатый,
меткий, могучий и поистине волшебный
русский язык.
К.
Г. Паустовский
Часть
4 - Викторина
1.Кто создал славянскую азбуку? (Кирилл и Мефодий)
2.Какой год считается годом возникновения славянского письма и книжного дела? (863)
3.Почему Кирилла и Мефодия называют «Солунскими братьями»? (Место рождения братьев-просветителей город Солунь в Македонии)
4.Какое имя в миру до монашеского пострига носил Кирилл?(Константин)
5.Кто был старшим братом: Кирилл или Мефодий? (Мефодий)
6.Кто из братьев был библиотекарем, а кто воином? (Кирилл – библиотекарь, Мефодий – военачальник, как и его отец)
7.Как называли Кирилла за ум и прилежание? (Философ)
8.Какой город на Руси стал центром славянского книгопечатания и местом основания Кирилло-Мефодиевского общества? (Киев)
9.Каким письмом были написаны первые славянские письменные памятники? (Глаголицей)
10.Какой язык является древнейшим литературным языком? (Славянский)
11.Назовите произведения Древней Руси, написанные на древнерусском языке. ( «Повесть временных лет», «Русская правда»0;«Слово о полку Игореве», «Поучение Владимира Мономаха» и др.)
12.В чьё царствование славянская азбука была заменена «гражданской»
(По Указу Петра Первого)
13.Сколько букв в кириллице было до Петра Первого? (43 буквы)
14.Сколько букв стало в современной азбуке после революции? (33 буквы)
15.Кто был первопечатником на Руси? (Иван Фёдоров)
16.Когда вышла его первая книга и как она называлась?(в 16в.,«Апостол»)
17.Какая азбука старше: кириллица или глаголица? (Глаголица)
18.Какие буквы придумали в 18 веке для звуков, не существовавших в старославянском языке? (ё, й)
19.Какой греческий император отправил просветителей Кирилла и Мефодия в Моравию? (Михаил -III)
20.Назовите великого русского учёного, создавшего «теорию 3-х штилей» (Ломоносов)
Часть
5- Юмористическая сценка
На
сцене появляются два старца (Кирилл и
Мефодий). Их изображают ученики"Старцы"
с удивлением осматривают зал, в котором
проводится праздник, плакаты с буквами
кириллицы и говорят:
Сценка
Кирилл:
Посмотри
сюда, Мефодий -
Это ж наши с тобой
буквы,
Говорил тебе - в народе
Наши
буквы помнить будут!
Знать, трудились
не напрасно,
Видишь - торжество
какое,
Посмотри-ка, жизнь -
прекрасна!
Видно, празднество
большое.
Мефодий:
Слышал,
гимн пропели и тебе и мне,
Значит, мы
прославили Россию на Земле.
Такой
язык красивый создали не зря,
Ты
видишь - все славяне нас благодарят.
Однако,
кто это кричит,
А речь мне не
понятна?
"Старцы"
отходят в сторонку. На сцене появляются
мальчик и девочка (в очках), ведущие
между собой диалог (громко):
Мальчик:
"Эй, прикинь - учительница по физ-ре
мне пару вкатила за то, что я с пол-урока
сорвался. Мне теперь предки на Макдональдс
бабки не дадут!"
Девочка:
"А
мой фазер запретил мне купить прикид
от Дольче и Габанна. В чем мне теперь на
тусовку подрулить?"
Мальчик
и девочка, оживленно жестикулируя,
удаляются.
Снова на сцену выходят
"старцы":
Кирилл:
Видать
заморские слова
Проникли в речь на
Русь
И трудно будет их изжить,
боюсь…
Мефодий:
Да
нет, ведь это отроки младые,
Не выучили
все они слова красивые, простые,
А
как прочтут Толстого, Пушкина все
книжки,
То враз их головы наполнятся
умишком,
Поймут они, что никогда
нельзя предать
Язык родной, как Родину
и Мать!
Часть6
– Заключительная
Ведущий
1:
24
мая считают праздником славянской
письменности и культуры. Все мы, россияне,
славяне, должны помнить наши корни,
помнить наши традиции.
Ведущий
2:
И каждый человек, изучающий русский
язык, должен знать и хранить в своей
памяти святые имена первых славянских
просветителей - братьев Кирилла и
Мефодия. Память великих братьев чтят
великими словами:
Ведущий 1
По широкой Руси – нашей матушке
Колокольный звон разливается.
Ныне братья святые Кирилл и Мефодий
За труды свои прославляются.
Ведущий 2
Вспоминают Кирилла с Мефодием,
Братьев славных, равноапостольных,
В Белоруссии, Македонии,
В Польше, Чехии и Словакии.
Хвалят братьев премудрых в Болгарии,
В Украине, Хорватии, Сербии!
Ведущий 1
Все народы, что пишут кириллицей,
Что зовутся издревле славянскими,
Славят подвиг первоучителей,
Христианских своих просветителей
Звучит
гимн, посвященный Святым Кириллу и
Мефодию, просветителям славян.
Использованная литература:
Байбурова Р. Как появилась письменность у древних славян // Наука и жизнь. - 2009.-№5.
Бородина А.В. История религиозной культуры: Основы православной культуры: Учебное пособие для основной и старшей ступеней общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. – М.: Издательский дом «Покров», 2009.
Никитин О.В. Славянские языки, письменность и культура : исторические и современные тенденции развития науки и образования// Русский язык в школе.- 2009.
Половинкин А.И. Православная духовная культура, - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2010.
Смирнов П., протоиерей. История христианской православной Церкви. – М. 1998.
Энциклопедический словарь юного филолога (языкознание)/Сост. М.В. Панов.- М. : Педагогика, 2010.
Материалы подготовил(а): Беркут Татьяна Витальевна
Мне нравится | 0