Внеурочное занятие в начальной школе 1 класс «Слово о родителях» 👨👩👧👦
Занятие по курсу «Социокультурные истоки».
1. Выяснить, какие значения имеет слово «родители»
2. Формирование потребности в вежливом общении в семье и в коллективе
3. Воспитание стремления совершать добрые поступки, способствовать развитию у детей ответственности за свои поступки
Библиотека материалов Дум Думыча
ТЕМА ЗАНЯТИЯ «Слово о родителях»
форма занятия – внеурочное занятие
группа / класс___1___
возраст обучающихся__7 лет_
Цель для педагога: |
Формирование социокультурного представления о родителях, семейных ценностях, развитие социокультурного опыта обучающихся. |
Цель для обучающихся: |
Решение проблемного вопроса: «Что включает в себя понятие «родители»?» |
||||||
Задачи для педагога: |
|
Задачи для обучающихся: |
|
||||||
Термины, понятия |
Родители, родительский дом, семья,очаг, традиции, слово. |
||||||||
Планируемые результаты:
|
Формируемые компетентности |
Универсальные учебные действия (для школ и дополнительного образования) |
|||||||
Знать: определения слова «родители», «семейные ценности» Уметь: решать проблемные ситуации, давать определение, делать сообщение, выделять главную информацию, представлять информацию в схематическом виде (генеалогическое дерево), открыто высказывать свои мысли, оценивать свою работу и работу других на уроке. Владеть навыками анализа, обобщения, работы в парах/ группах, коммуникативными навыками. |
Личностные: устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом; адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности; нравственно-этическая ориентация, формирование этических и эстетических чувств.
Регулятивные: формулировать вопрос, цель урока; высказывать свое предположение на основе учебного материала; осуществлять само- и взаимоконтроль, самооценивание.
Познавательные: проводить наблюдение, анализ, выдвигать предположения; выделять главное, свёртывать информацию до ключевых понятий, ставить проблему и искать пути ее решения, строить логически обоснованные рассуждения.
Коммуникативные: учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, умение формулировать и аргументировать собственное мнение и позицию, с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли, слушать и понимать речь других.
|
||||||||
Организация пространства |
|||||||||
Межпредметные связи |
Формы организации, методы, приёмы работы |
Ресурсы |
|||||||
Связь с литературой, историей, фольклором. |
Формы организации: беседа, работа в парах, работа в группах, ресурсный круг. Методы и приёмы: анализ, обобщение, проблемный диалог, сообщение, самоконтроль, самооценка. |
Оборудование: компьютер, проектор, акустические колонки, игрушка (сердечко) для ресурсного круга, лепестки ромашки(по количеству обучающихся), конверты с пословицами. Наглядно-демонстрационный материал: презентация. |
|||||||
I этап. Целеполагание |
|||||||||
Цель этапа: |
Деятельность педагога |
Деятельность обучающихся |
стр. книги |
||||||
Включение обучающихся в деятельность. Формулирование темы, проблемы, целей и задач урока. |
Формирует позитивный настрой на работу, повышает мотивацию и интерес к предстоящей деятельности. Помогает понять тему урока. Создает проблемную ситуацию. Активизирует обучающихся на понимание и формулирование проблемы, целей, путей решения проблемы.
Звучит запись песни «Родительский дом» в исполнении Л. Лещенко. - О чем поётся в песне, которую вы только прослушали? -А что такое родительский дом? -Как вы понимаете это выражение? ( Это своя улица, свой город. Место, где человек родился и вырос. Это семья. В доме мы делаем первые шаги, учимся жить и преодолевать трудности, отсюда уходим во взрослую жизнь.) Действительно, ребята, дом – это очаг. Это начало всех начал. Самое дорогое, что есть у человека - это его семья. Это близкие и родные люди, те, кого мы любим, с кого берём пример, о ком заботимся, кому желаем добра и счастья. Здоровая, крепкая, дружная семья – это, прежде всего, залог успеха. Успеха во всём: работе, учёбе, отдыхе. Семья сильна любовью, уважением, традициями. -О чем мы будем говорить на уроке? Тема занятия «Слово о родителях» - Ребята, что означает слово «родители»? А всегда ли родителями мы называем маму и папу? Есть ли иное значение этого слова? Приведите примеры выражений со словом «родители». - Так какую проблему мы должны решить, на какие вопросы ответить? (Имеет ли слово «родители» другие значения?)
|
Участвуют в проблемном диалоге, определяют тему урока. Формулируют проблему, цели и задачи урока. |
|
||||||
II этап. Актуализация опорных знаний и умений |
|||||||||
Воспроизведение обучающимися знаний, умений и навыков, необходимых для «открытия» нового знания. Полноценное формулирование темы. |
Предлагает проанализировать группы уже известных обучающимся выражений для того, чтобы определить значения слова «родители». Организует работу обучающихся в парах, помогает определить значения. Полностью формулирует тему.
Загадки
о домочадцах. В волосах видны седины. Этот домоседушка —
Наш
любимый...(дедушка) А
в глазах родных лучится -Скажите отгадав загадки, можете ли вы дополнить свое определение понятию «родители»? (Родители — ближайшие родственники человека, составляющие основу его семьи) |
Отгадывая загадки, анализируют и определяют значения слова «родители». |
|
||||||
III этап. Основной этап |
|||||||||
Формирование представления о семейных ценностях |
Организует изучение темы. Устанавливает осознанность восприятия.
1. Беседа - Что же такое «семья»? (Семья – это группа живущих вместе родственников (муж, жена, родители, дети) Семья – это круг людей, которые тебя любят и уважают и никогда не оставят в беде, будут с тобой в радости и горести всегда. Семья – самое главное в жизни для каждого человека) - Кто стоит у истоков создания семьи? (У истоков стоят родители. В семье начинает формироваться культура поведения и культура общения. У каждого из вас есть дом, семья, родня. Семьи все разные. У кого-то семья большая, а у кого-то маленькая. В традициях русской семьи большое количество детей.) - А чем семьи отличаются? (В каждой семье – особая атмосфера, свои семейные привычки, увлечения и традиции. (привычками, укладом, атмосферой, традициями, которые передаются из поколения в поколение.)
2. Презентация работ, выполненных совместно с родителями. Дома вы с родителями приготовили работы для нашей Первой книги на тему «Моя семья», расскажите о них. (работы обучающихся размещаются в книгу № 1)
3. Сообщение ученика «Мое генеалогическое дерево»
Физминутка «Моя семья»
4. Работа в группах-игра Ромашка «Самые-самые» - Сколько красивых слов и стихотворений сказано в адрес родителей. Ребята, а вы знаете ласковые и добрые слова о родителях? Игра «Ромашка» Скажи доброе слово родителям! (Детям выдаются лепестки «ромашки» - ладошки, вырезанные из бумаги. Затем каждый называет слово, оформляется ромашка)
5. Работа с пословицами и поговорками: *работа с учебником - Кроме сказанных вами, существует очень много слов о родителях в устном народном творчестве, в том числе в пословицах и поговорках. Давайте прочитаем в учебнике пословицу и объясним, что она означает?( Мир и лад- доброй семьи клад) *работа в парах Вам необходимо их «собрать» и объяснить смысл В дружной семье и в холод тепло. Дом согревает не печь, а любовь и согласие. Кто свою мать уважает, тот и чужую не обидит. Земля без воды мертва, человек без семьи — пустоцвет. Кто родителей почитает, тот вовеки не погибает.
4.Инсценировка сказки «Репка» - Ребята, сейчас мы с вами попробуем роль актеров, инсценируем сказку «Репка». Делать это будем необычным способом - я включу вам сказку, а вы должны показывать только движения и эмоции. (детям раздаются роли, проводится инсценировка) - Как вы думаете, почему я выбрала именно эту сказку на сегодняшнее занятие? (Потому что в сказке объединились все члены семьи, только их совместный труд помог общему делу)
5. Ресурсный круг «Родители» (дети встают в круг и передают друг другу игрушку – символ детства): предлагается описать зрительные образы, услышанные звуки, рассказать о своих чувствах, связанных с выражением «родители», «семья»: «Я вижу…» «Я слышу…» «Я чувствую…» |
Участвуют в беседе, слушают сообщение, работают по группам, парами. Каждая группа создает свой цветок, ромашки размещаются на доске.
Участвуют в ресурсном круге. Учащиеся должны назвать визуально, аудиально и кинестетически воспринимаемые образы. Для этого в каждом новом круге, если его начинает один и тот же ученик, необходимо изменить последовательность называемых образов. Так, если первый ученик, начиная первый круг, говорит о том, что он видит, то в начале второго круга он говорит о том, что слышит, в третьем – что чувствует. Соответственно меняются воспроизводимые образы и у других участников круга.
Участвуют в инсценировке сказки.
|
Стр.66 |
||||||
IV этап. Итоги занятия. Рефлексия |
|||||||||
Подведение итогов. Установление связи между целью деятельности и результатом. Самооценка деятельности на уроке. |
Организует подведение итогов, рефлексию. - Так как можно ответить на вопрос «Всегда ли родители это только папа и мама»? Какие еще значения имеет это слово? - Как вы думаете, чем отличаются семьи? ( количеством родственников, традициями) - Выберите 2 высказывания и закончите их:
Ресурсный круг:
За
что бы вы хотели поблагодарить
родителей, близких людей? |
Подводят итоги. Определяют решение поставленной в начале урока проблемы. Оценивают свою работу на уроке. |
|
Используемая литература:
Давыдова Е.Ю., Кузьмины И.А. Азбука истоков. Золотое сердечко. Учебное пособие для 1 класса общеобразовательных учебных заведений._М.: Издательский дом «Истоки», 2009.-96 с.
Давыдова Е.Ю. Тетрадь по чтению для 1 класса общеобразовательных учебных заведений._М.: Издательский дом «Истоки», 2010.-40 с.
Интернет-ресурсы:
http://tayny-yazyka.ru/poslovicy_i_pogovorki/poslovitsy_o_rodityelyah
Приложение
Материалы подготовил(а): учитель начальных классов Макарова Наталья Владимировна
Мне нравится | 0