Внеурочное занятие в начальной школе 1 класс «Слово о родителях» 👨‍👩‍👧‍👦

Занятие по курсу «Социокультурные истоки».
1. Выяснить, какие значения имеет слово «родители»
2. Формирование потребности в вежливом общении в семье и в коллективе
3. Воспитание стремления совершать добрые поступки, способствовать развитию у детей ответственности за свои поступки

Библиотека материалов Дум Думыча

ТЕМА ЗАНЯТИЯ «Слово о родителях»

форма занятия – внеурочное занятие

группа / класс___1___

возраст обучающихся__7 лет_


Цель для педагога:

Формирование социокультурного представления о родителях, семейных ценностях, развитие социокультурного опыта обучающихся.

Цель для

обучающихся:

Решение проблемного вопроса:

«Что включает в себя понятие «родители»?»

Задачи для педагога:

  • Помочь обучающимся определить разные значения слова «родители».

  • Подвести обучающихся к прочувствованию значимости семьи, семейных отношений.

  • Воспитание в детях доброты, уважения к родителям, потребности в сохранении доброжелательных отношений в семье, коллективе.

  • Развивать мышление обучающихся, их коммуникативные навыки, навыки само- и взаимоконтроля, адекватной самооценки.

Задачи для

обучающихся:

  • Выяснить, какие значения имеет слово «родители»,

  • Формирование потребности в вежливом общении в семье и в коллективе,

  • Воспитание стремления совершать добрые поступки, способствовать развитию у детей ответственности за свои поступки.

Термины, понятия

Родители, родительский дом, семья,очаг, традиции, слово.

Планируемые

результаты:


Формируемые компетентности

Универсальные учебные действия (для школ и дополнительного образования)

Знать: определения слова «родители», «семейные ценности»

Уметь: решать проблемные ситуации, давать определение, делать сообщение, выделять главную информацию, представлять информацию в схематическом виде (генеалогическое дерево), открыто высказывать свои мысли, оценивать свою работу и работу других на уроке.

Владеть навыками анализа, обобщения, работы в парах/ группах, коммуникативными навыками.

Личностные: устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом; адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности; нравственно-этическая ориентация, формирование этических и эстетических чувств.


Регулятивные: формулировать вопрос, цель урока; высказывать свое предположение на основе учебного материала; осуществлять само- и взаимоконтроль, самооценивание.


Познавательные: проводить наблюдение, анализ, выдвигать предположения; выделять главное, свёртывать информацию до ключевых понятий, ставить проблему и искать пути ее решения, строить логически обоснованные рассуждения.


Коммуникативные: учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, умение формулировать и аргументировать собственное мнение и позицию, с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли, слушать и понимать речь других.


Организация пространства

Межпредметные связи

Формы организации, методы, приёмы работы

Ресурсы

Связь с литературой, историей, фольклором.

Формы организации: беседа, работа в парах, работа в группах, ресурсный круг.

Методы и приёмы: анализ, обобщение, проблемный диалог, сообщение, самоконтроль, самооценка.

Оборудование: компьютер, проектор, акустические колонки, игрушка (сердечко) для ресурсного круга, лепестки ромашки(по количеству обучающихся), конверты с пословицами.

Наглядно-демонстрационный материал: презентация.

I этап. Целеполагание

Цель этапа:

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

стр. книги

Включение обучающихся в деятельность. Формулирование темы, проблемы, целей и задач урока.

Формирует позитивный настрой на работу, повышает мотивацию и интерес к предстоящей деятельности. Помогает понять тему урока. Создает проблемную ситуацию. Активизирует обучающихся на понимание и формулирование проблемы, целей, путей решения проблемы.


Звучит запись песни «Родительский дом» в исполнении Л. Лещенко.

- О чем поётся в песне, которую вы только прослушали?

-А что такое родительский дом?

-Как вы понимаете это выражение? ( Это своя улица, свой город. Место, где человек родился и вырос. Это семья. В доме мы делаем первые шаги, учимся жить и преодолевать трудности, отсюда уходим во взрослую жизнь.)

Действительно, ребята, дом – это очаг. Это начало всех начал. Самое дорогое, что есть у человека - это его семья. Это близкие и родные люди, те, кого мы любим, с кого берём пример, о ком заботимся, кому желаем добра и счастья. Здоровая, крепкая, дружная семья – это, прежде всего, залог успеха. Успеха во всём: работе, учёбе, отдыхе. Семья сильна любовью, уважением, традициями.

-О чем мы будем говорить на уроке?

Тема занятия «Слово о родителях»

- Ребята, что означает слово «родители»? А всегда ли родителями мы называем маму и папу? Есть ли иное значение этого слова? Приведите примеры выражений со словом «родители».

- Так какую проблему мы должны решить, на какие вопросы ответить?

(Имеет ли слово «родители» другие значения?)


Участвуют в проблемном диалоге, определяют тему урока. Формулируют проблему, цели и задачи урока.


II этап. Актуализация опорных знаний и умений

Воспроизведение обучающимися знаний, умений и навыков, необходимых для «открытия» нового знания. Полноценное формулирование темы.

Предлагает проанализировать группы уже известных обучающимся выражений для того, чтобы определить значения слова «родители». Организует работу обучающихся в парах, помогает определить значения. Полностью формулирует тему.


Загадки о домочадцах.
Не молода совсем она,
А как глаза искрятся!
А руки добрые её
Работы не боятся.
Я напишу её портрет,
Оставлю лучших ей конфет,
Скажу, друзья, вам не тая,
Ведь это — …(бабушка моя).
• На его лице морщины,

В волосах видны седины.

Этот домоседушка —

Наш любимый...(дедушка)
• В гараже кто пропадает,
Меры времени не знает?
Говорит: «Приду сейчас!»
Ждём его четвёртый час!
Кто зарплату в дом приносит?
Мусор раз в году выносит? (папа)
• Кто с утра всегда пораньше
Гладит, вяжет, моет, шьёт?
Кто рукой в окно помашет?
Кто от радости поёт?
В парикмахерскую мчится
Этот кто-то иногда.

А в глазах родных лучится
Нежность и любовь всегда. (мама)
• У кого друзья повсюду,
Телевизор тоже друг?
Кто не любит мыть посуду,
Чистить вредный, едкий лук?
Кто, на улице гуляя,
Счёт минутам не ведёт?
Кто параграфа не зная,
Смело на урок идёт? (сын)
• У кого всегда в порядке
Книжки, ручки и тетрадки?
Маме кто всегда поможет?
Кто бельё в комоде сложит?
Кто польёт в горшках цветы?
С телефоном кто на «ты»? (дочь)

-Скажите отгадав загадки, можете ли вы дополнить свое определение понятию «родители»?

(Родители — ближайшие родственники человека, составляющие основу его семьи)


Отгадывая загадки, анализируют и определяют значения слова «родители».



III этап. Основной этап

Формирование представления о семейных ценностях

Организует изучение темы.

Устанавливает осознанность восприятия.


1. Беседа

- Что же такое «семья»?

(Семья – это группа живущих вместе родственников (муж, жена, родители, дети) Семья – это круг людей, которые тебя любят и уважают и никогда не оставят в беде, будут с тобой в радости и горести всегда. Семья – самое главное в жизни для каждого человека)

- Кто стоит у истоков создания семьи?

(У истоков стоят родители. В семье начинает формироваться культура поведения и культура общения. У каждого из вас есть дом, семья, родня. Семьи все разные. У кого-то семья большая, а у кого-то маленькая. В традициях русской семьи большое количество детей.)

- А чем семьи отличаются?

(В каждой семье – особая атмосфера, свои семейные привычки, увлечения и традиции. (привычками, укладом, атмосферой, традициями, которые передаются из поколения в поколение.)


2. Презентация работ, выполненных совместно с родителями.

Дома вы с родителями приготовили работы для нашей Первой книги на тему «Моя семья», расскажите о них. (работы обучающихся размещаются в книгу № 1)


3. Сообщение ученика «Мое генеалогическое дерево»


Физминутка «Моя семья»


4. Работа в группах-игра Ромашка «Самые-самые»

 - Сколько красивых слов и стихотворений сказано в адрес родителей. Ребята, а вы знаете  ласковые и добрые слова о родителях?

Игра «Ромашка» Скажи доброе слово родителям!

(Детям выдаются лепестки «ромашки» - ладошки, вырезанные из бумаги. Затем каждый называет слово, оформляется ромашка)


5. Работа с пословицами и поговорками:

*работа с учебником

- Кроме сказанных вами, существует очень много слов о родителях в устном народном творчестве, в том числе в пословицах и поговорках.

Давайте прочитаем в учебнике пословицу и объясним, что она означает?( Мир и лад- доброй семьи клад)

*работа в парах

Вам необходимо их «собрать» и объяснить смысл

В дружной семье и в холод тепло.

Дом согревает не печь, а любовь и согласие.

Кто свою мать уважает, тот и чужую не обидит.

Земля без воды мертва, человек без семьи — пустоцвет.

Кто родителей почитает, тот вовеки не погибает.


4.Инсценировка сказки «Репка»

- Ребята, сейчас мы с вами попробуем роль актеров, инсценируем сказку «Репка». Делать это будем необычным способом - я включу вам сказку, а вы должны показывать только движения и эмоции. (детям раздаются роли, проводится инсценировка)

- Как вы думаете, почему я выбрала именно эту сказку на сегодняшнее занятие? (Потому что в сказке объединились все члены семьи, только их совместный труд помог общему делу)


5. Ресурсный круг «Родители»

(дети встают в круг и передают друг другу игрушку – символ детства): предлагается описать зрительные образы, услышанные звуки, рассказать о своих чувствах, связанных с выражением «родители», «семья»:

«Я вижу…»

«Я слышу…»

«Я чувствую…»

Участвуют в беседе, слушают сообщение, работают по группам, парами.

Каждая группа создает свой цветок, ромашки размещаются на доске.


Участвуют в ресурсном круге. Учащиеся должны назвать визуально, аудиально и кинестетически воспринимаемые образы. Для этого в каждом новом круге, если его начинает один и тот же ученик, необходимо изменить последовательность называемых образов.

Так, если первый ученик, начиная первый круг, говорит о том, что он видит, то в начале второго круга он говорит о том, что слышит, в третьем – что чувствует. Соответственно меняются воспроизводимые образы и у других участников круга.


Участвуют в инсценировке сказки.









































Стр.66

IV этап. Итоги занятия. Рефлексия

Подведение итогов. Установление связи между целью деятельности и результатом.

Самооценка деятельности на уроке.

Организует подведение итогов, рефлексию.

- Так как можно ответить на вопрос «Всегда ли родители это только папа и мама»? Какие еще значения имеет это слово?

- Как вы думаете, чем отличаются семьи? ( количеством родственников, традициями)

- Выберите 2 высказывания и закончите их:

  • Сегодня я узнал(а)...

  • Было трудно…

  • Я понял(а), что…

  • Я смог(ла)…

  • Было интересно узнать, что…

  • Мне захотелось…


Ресурсный круг:

За что бы вы хотели поблагодарить родителей, близких людей?
Дети по кругу отвечают на вопрос, начиная со слов «Я хочу поблагодарить…»
Дорогие дети, сегодня мы с вами выразили теплые слова благодарности нашим самым близким и родным людям, нашим родителям. Слово – сердечный дар, прокладывающий путь от любящей души к любящей душе. Мне хочется пожелать, чтобы в вашей жизни вы научились очень важному делу — научились благодарить тех, кто для вас делает много добра, — близких и родных людей.

Подводят итоги. Определяют решение поставленной в начале урока проблемы. Оценивают свою работу на уроке.




Используемая литература:


  1. Давыдова Е.Ю., Кузьмины И.А. Азбука истоков. Золотое сердечко. Учебное пособие для 1 класса общеобразовательных учебных заведений._М.: Издательский дом «Истоки», 2009.-96 с.

  2. Давыдова Е.Ю. Тетрадь по чтению для 1 класса общеобразовательных учебных заведений._М.: Издательский дом «Истоки», 2010.-40 с.

Интернет-ресурсы:

  1. http://infourok.ru

  2. http://tayny-yazyka.ru/poslovicy_i_pogovorki/poslovitsy_o_rodityelyah







Приложение

Внеурочное занятие в начальной школе 1 класс «Слово о родителях» 👨‍👩‍👧‍👦 - Рисунок 1
Внеурочное занятие в начальной школе 1 класс «Слово о родителях» 👨‍👩‍👧‍👦 - Рисунок 2
Внеурочное занятие в начальной школе 1 класс «Слово о родителях» 👨‍👩‍👧‍👦 - Рисунок 3
Внеурочное занятие в начальной школе 1 класс «Слово о родителях» 👨‍👩‍👧‍👦 - Рисунок 4
Внеурочное занятие в начальной школе 1 класс «Слово о родителях» 👨‍👩‍👧‍👦 - Рисунок 5
Внеурочное занятие в начальной школе 1 класс «Слово о родителях» 👨‍👩‍👧‍👦 - Рисунок 6


Внеурочное занятие в начальной школе 1 класс «Слово о родителях» 👨‍👩‍👧‍👦 - Рисунок 7
Внеурочное занятие в начальной школе 1 класс «Слово о родителях» 👨‍👩‍👧‍👦 - Рисунок 8
Внеурочное занятие в начальной школе 1 класс «Слово о родителях» 👨‍👩‍👧‍👦 - Рисунок 9
Внеурочное занятие в начальной школе 1 класс «Слово о родителях» 👨‍👩‍👧‍👦 - Рисунок 10
Внеурочное занятие в начальной школе 1 класс «Слово о родителях» 👨‍👩‍👧‍👦 - Рисунок 11
Внеурочное занятие в начальной школе 1 класс «Слово о родителях» 👨‍👩‍👧‍👦 - Рисунок 12


Материалы подготовил(а): учитель начальных классов Макарова Наталья Владимировна

Скачать

Чтобы добавить отзыв, войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь на сайте – легко и быстро.

Регистрация

Обратная связь

ОБЖ и ЗОЖ

Тесты окр мир 2-4 класс

написать письмо

Отправить нам сообщение