Вологодское кружево

Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе.
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие».
«Русское кружево»
Цель:
Продолжать знакомить детей с кружевоплетением – русским народным промыслом. Закреплять знания о вологодском кружеве.

Библиотека материалов Дум Думыча

7


Конспект

образовательной деятельности

в подготовительной группе.

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие».

«Русское кружево»


Цель:

Продолжать знакомить детей с кружевоплетением – русским народным промыслом. Закреплять знания о вологодском кружеве.

Задачи:

-формировать основы музыкальной и художественной культуры

-обучать приемам нетрадиционной техники рисования – рисованию манной крупой;

-развивать творчество, фантазию, самостоятельность в составлении композиций из знакомых элементов;

-воспитывать любовь к родной земле; уважение к традициям своего народа; доброжелательное отношение к окружающим;

-воспитывать эстетическое отношение к изделиям народных мастеров;

-развивать чувство ритма, умение передавать через движение характер музыки, ее эмоционально-образное содержание

Материал: выставка кружевных изделий, выполненных родителями. Мультимедиа.

У детей: пластмассовые палочки, имитирующие коклюшки, клеенки, салфетки, круги диаметром 20см, манная крупа в розетках, клей ПВА.

Предварительная работа: чтение сказки «Семь Катерин», «Волшебное кружево» из книги Елены Триновой «Кружевные сказки», прорисовывание элементов на доске, на бумаге, составление узоров на круге, квадрате.

Словарная работа: волнистая линия, зигзаг, «волна», «горка», «петелька», «пружинка», коклюшки, кружевницы, кутуз, «кОзлы», сколок.

Ход деятельности

В зале оформлена русская изба, на ширме развешаны кружевные изделия и салфетки. Дети входят в зал.

Воспитатель: Доброе утро, ребята!

Сегодня на улице морозно, а в нашем зале тепло, светло и весело. А весело нам от ваших улыбок, ведь каждая улыбка – это маленькое солнышко, от которого становится тепло и хорошо. Поэтому давайте улыбнемся друг другу, нашим гостям и подарим всем хорошее настроение.

(Дети встают в круг, держась за руки и пожимают друг другу руки)

Воспитатель:

- Ребята, а вы любите сказки? Почему они вам нравятся? (чудеса, приключения, добро побеждает зло)

Сегодня мы приглашаем вас в красивую кружевную сказку.

Почему она так называется? Сейчас вы поймете это сами.

  • (играет тихая спокойная музыка, дети вместе с воспитателем подходят к выставке).

Что я вижу! Что за диво!

Сколько радости вокруг!

Правда, дети, тут красиво?

Аж захватывает дух!

Посмотрите, эти вещи

Нынче в гости к нам пришли,

Чтоб поведать нам секреты

Древней, чудной красоты.

Чтоб ввести нас в мир России,

Мир преданий и добра.

Чтоб сказать, что есть в России

Чудо-люди – мастера!



Воспитатель: Из чего сделаны эти вещи? Чем связаны?

Дети: Вещи связаны из ниток, крючком.

Воспитатель: А как называют мастериц, которые плетут кружева?

Дети: Кружевницами

Воспитатель: И мы сейчас послушаем песню «Кружевницы» в исполнении девочек

  • «Кружевница» (Муз. Н.Куликовой)

Воспитатель: Какие изделия можно связать крючком?

Дети: салфетки, платки, шапочки, шляпки, жилеты, кофточки, платья, покрывала, скатерти и т.д.

Воспитатель: (обращает внимание детей на вещи)

Эти изделия сделаны руками человека. А вы в природе встречали похожие узоры?

Сейчас я вам расскажу кружевную сказку. Давным-давно жила в лесной деревеньке бабушка Веретена. И умела она такие изделия создать, что были не сшиты, не тканы, а прямо из воздуха сплетены.Передала она свое мастерство кружевоплетения детям и внукам. Начинали учить девочку плести кружева с пяти лет. Сначала она выплетала простую тесьму. После плела небольшие узоры, а каждый новый узор становился все сложнее и сложнее.

Обр-ся к детям Где кружевницы находили образцы для составления узоров?

Правильно-в природе-в лесу, в поле, на реке. И появлялись на кружевах «елочки», «рыбки», «цветочки», «паутинки». Со старанием приходило и умение. Вырастала девица и становились настоящей мастерицей.



Воспитатель: Ребята, как называется старинный русский город, который славится своими кружевами?

Дети: Вологда

И сейчас мы с вами отправимся в этот старинный северный город.

Предлагаю поехать в город Вологду на поезде «хорошего настроения».

К отправлению готовы?

Дети: Готовы!



  • Песня «Паровозик Букашка»

Воспитатель: Как настроение?

Дети: Веселое, радостное!

Воспитатель: Ну вот мы и в Вологде.

Просмотр фильма о Вологде

Воспитатель: Да, именно в этом городе мастерицы плетут кружева, вот только не крючком, а на чем?

Деревянные подружки

Все похожи друг на дружку.

Ниточку плетут,

Узор создают (коклюшки)

Да, на палочках-коклюшках. А что еще необходимо мастерицам в работе?

Деревянная подставка

Держит валик на себе.

Мастерице-кружевнице

Они могут пригодиться («козлы»)


Набит соломой , сеном

Покрытый сколком я.

Пузатый, как арбуз,

А зовусь…(кутуз)


Рисунок для кружева

Булавкой приколот.

Мастерице нужен,

Зовется он… (сколок)


Воспитатель: Ребята, вологодские кружевницы прислали нам письмо, давайте его прочитаем.

«Здравствуйте, ребята! Обращаемся к вам с большой просьбой: мы готовим изделия на ярмарку. Ярмарка скоро, а работы еще много. Не поможете ли нам? Как на Руси водится – вместе дело спорится, а врозь хоть брось».

-Ребята, поможем кружевницам-мастерицам?

Дети: Да! Конечно!

Воспитатель: Давайте настроимся на работу.

Воспитатель: Но как же нам быть? Коклюшек у нас нет, да и крючком вы вязать пока не научились.

Поэтому я предлагаю вам сплести кружева очень необычным способом – с помощью манной крупы (Воспитатель показывает 2-3 образца, дети рассматривают элементы, их расположение).

Какие элементы вы узнали на салфетках?

Дети: Зигзаг, волнистая линия, петельки, пружинка (прорисовывают в воздухе).

Воспитатель: С чего мы начнем работу? Чем мы будем рисовать сначала?

Дети: Клеем.

Воспитатель: Затем?

Дети: Засыпаем манкой весь рисунок, а лишнюю крупу ссыпаем.

Воспитатель: Правильно. Скажите, ребята, а откуда надо начать плетение?

Дети: Из центра.

(показ воспитателя и использует показ ребенка).

Воспитатель: Давайте еще раз подготовимся к работе, разработаем наши ручки, пальчики

  • Ритмический оркестр «Вологодские кружева» Г.Лаптева (простукивание ритма на палочках «коклюшках»)



Приступайте к работе. Вы должны сплести свою неповторимую, оригинальную салфетку.



Самостоятельная работа детей.

  • Звучит музыка, воспитатель ведет индивидуальную работу

Воспитатель: Какие молодцы! Ай да умельцы! Какие красивые у вас получились салфетки!

Все разные, нет ни одной одинаковой. Хорошо потрудились!

А на Руси издавна умели не только работать, но и веселиться. А какое же веселье без игры? Давайте поиграем в русскую народную игру «Гори-гори ясно».


  • Игра «Гори-гори ясно»


(Звучит русская народная песня «Коробейники»).


  • Входит Коробейник: А сейчас у нас торг пойдет. Да не на денежки, а на конфетки-бараночки. У кого какой товар, приносите мне, а в обмен получите сладости.


(дети приносят коробейнику свои салфетки, а он вручает всем сладости)

Воспитатель: Ну как, ребята, понравилось вам наше путешествие в кружевную сказку?

А теперь нам пора возвращаться в детский сад.


  • «Паровозик Букашка»


До свидания! До следующего путешествия в удивительный мир красоты!




Материалы подготовил(а): воспитатель Наталья Анатольевна Ручьева

Скачать

Чтобы добавить отзыв, войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь на сайте – легко и быстро.

Регистрация

Обратная связь

ОБЖ и ЗОЖ

Тесты окр мир 2-4 класс

написать письмо

Отправить нам сообщение