Времена года в лирике Сергея Есенина

Конспект НОД в старшей группе.
Цели и задачи: организовать образовательную деятельность детей, направленную на усвоение знаний о творчестве С. А. Есенина, посвященной временам года; создать условия для развития у детей умения отвечать на вопросы полным ответом; способствовать воспитанию у детей чувства любви к родному краю и к природе.
Материалы подготовил(а): Смирнова Марина Николаевна.

Библиотека материалов Дум Думыча



Муниципальное автономное

дошкольное образовательное учреждение

города Рязани «Детский сад № 148»

Времена года в лирике Сергея Есенина - Рисунок 1

390039 г. Рязань, ул. Бирюзова, дом 22-А, телефон: 36-40-82, 36-73-60 (факс), ИНН 6229024997





Конспект НОД в старшей группе

«Времена года в лирике Сергея Есенина»









Подготовила воспитатель

высшей квалификационной категории

Смирнова Марина Николаевна







Рязань, 2020 г.

Цель:

Организовать образовательную деятельность детей, направленную на усвоение знаний о творчестве С. А. Есенина, посвященной временам года; создать условия для развития у детей умения отвечать на вопросы полным ответом; способствовать воспитанию у детей чувства любви к родному краю и к природе.

Задачи:

- Организовать:

1.Продолжение знакомства детей с творчеством С. А. Есенина, посвященной временам года.

2.Представление о чувстве любви к родному краю и природе.

3.Развивать связную речь, активизировать словарный запас.

4.Рефлексивную оценку результатов образовательной деятельности детей на занятии.



Демонстрационный материал: фото Сергея Есенина, картины, изображающие природу в разное время года, презентация.

Предварительная работа: чтение стихов С. Есенина о родном крае и природе в разное время года, наблюдение на участке детского сада о сезонных изменениях, рассматривание иллюстраций на тему «Времена года».

Ход занятия

Звучит песня «Отговорила роща золотая» (сл. С. Есенина, муз. Г. Пономаренко).

Ребята, на сегодняшнем занятии мы с вами продолжаем знакомиться с творчеством нашего земляка – поэтом Сергеем Александровичем Есениным.

Как вы уже знаете, он родился 3 октября 1895 года на просторах реки Оки в селе Константиново Рязанской губернии в крестьянской семье. Воспитывали его в основном дедушка – Титов Федор Андреевич, прививший ему любовь к книгам и бабушка – Титова Наталья Евтихиевна, которая с ранних лет рассказывала ему сказки и увлекательные истории.

В зимний вечер по задворкам

Разухабистой гурьбой

По сугробам, по пригоркам

Мы идем, бредем домой.


Опостылеют салазки,

И садимся в два рядка

Слушать бабушкины сказки

Про Ивана - дурака…


Сергей Есенин очень рано начал писать стихи – в 8-ми летнем возрасте, а любовь к природе он почерпнул, конечно же, благодаря своей бабушке и жизни с детских лет в сельской местности.

В своем творчестве Сергей Есенин очень много места уделил стихам, воспевая красоту природы во все времена года, будь то зима или лето, весна или осень.

Послушайте отрывок из стихотворения «Поет зима – аукает».

Поет зима - аукает,
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далекую
Седые облака…
Егор, какой лес зима баюкает? (ответ ребенка) Как ты понимаешь слово мохнатый?

Молодец! Зима баюкает мохнатый лес. Мохнатый лес, значит с густой растительностью, с густой хвоей.

Ребята, обратите внимание: зима в стихотворении поэта не просто заморозила лес, а она по сказочному его баюкает, напевая волшебные песни стозвоном сосняка, а облака у него не серые, а седые, которые не просто плывут по небу, подгоняемые холодным ветром, а плывут в страну далекую!

А вот Сергей Есенин уже прославляет пробуждение природы в другом стихотворении:

Черемуха душистая
С весною расцвела
И ветки золотистые,
Что кудри, завила.
Кругом роса медвяная
Сползает по коре,
Под нею зелень пряная
Сияет в серебре.
А рядом, у проталинки,
В траве, между корней,
Бежит, струится маленький
Серебряный ручей…

Полина, что черемуха, по словам Есенина, сделала с весною? (ответ ребенка)

Посмотрите, ребята, черемуха у Есенина не просто с весною расцвела, а еще он сравнивает ветки золотистые с кудрями.

А как вы думаете, почему? (ответы детей)

Зелень пряная у него сияет в серебре. Пряный – это значит острый и ароматный запах.

Почему зелень сияет в серебре? (ответы детей)

Ребята, давайте немного отдохнем!

Физминутка Весенняя

Чтобы ровной была спинка, очень нам нужна разминка,

Ну-ка, встань, не зевай и за нами повторяй!

(Дети встают, разводят руками)

Здравствуй, солнышко, привет, без тебя нам жизни нет!

(Кружатся вокруг себя, руками показывают лучи)

Землю солнышко пригрело, (Разводят вокруг себя руками)

Птичка радостно запела, (Руками изображают взмах крыльями)

Зажурчали ручейки, (Ладошки сложить вместе, волнообразными движениями изобразить ручеек)

Зацвели вокруг цветы небывалой красоты! (Приседают и снова встают, руки поднимают вверх)

Отдохнули? Продолжим нашу беседу.

А вот уже и лето на подходе! И опять не перестает удивлять нас поэт своими красочными выражениями. Послушайте его стихотворение «С добрым утром!»



Задремали звезды золотые,

Задрожало зеркало затона,

Брезжит свет на заводи речные

И румянит сетку небосклона.


Улыбнулись сонные березки,

Растрепали шелковые косы.

Шелестят зеленые сережки,

И горят серебряные росы.


У плетня заросшая крапива

Обрядилась ярким перламутром

И, качаясь, шепчет шаловливо:

"С добрым утром!"


Ребята, какие в этом стихотворении вам больше всего понравились слова и выражения поэта? (ответы детей)

Какое время суток описывает поэт? (ответы детей)

Небольшая беседа по этому стихотворению.

Пролетело теплое, солнечное лето, и вот уже шелестит золотая осень! Больше всего стихов о временах года Есенин посвятил именно этому времени года – осени. Он очень любил осень, как раннюю с ее золотыми красками, так и позднюю с ее дождями и печальными образами.

Закружилась листва золотая.
В розоватой воде на пруду
Словно бабочек лёгкая стая
С замираньем летит на звезду…

Богдан, почему Есенин называет листву золотой? (ответ ребенка)

Лиля, как ты думаешь, почему поэт сравнивает листья в стихотворении с легкой бабочек стаи? (ответ ребенка)

Ребята, какие красивые стихи на нашем занятии мы сегодня с вами прочитали, не правда ли?

Стихи Сергея Александровича Есенина будто не написаны пером, а рождены самой русской природой! Люди, животные, растения, стихии и предметы – все они, по Есенину, дети единой матери – природы.

Какое бы время года не описывал в своих стихах поэт, везде в них дышит любовь к природе и родному краю!

Ребята, давайте вспомним, с творчеством какого поэта мы сегодня с вами продолжали знакомиться? (ответы детей)

В каком селе родился Сергей Есенин? (ответы детей)

О чем рассказывал в своих стихах Сергей Есенин? (ответы детей)

Что вам больше всего понравилось или запомнилось? (ответы детей)

Кому мы можем рассказать о творчестве С. Есенине? (ответы детей)

На этом наше занятие подошло к концу. Спасибо за внимание.





Литература:

  1. Здравствуй, пальчик! Как живешь?: картотека тематических пальчиковых игр / сост. Л.Н. Калмыкова. – Волгоград: Учитель, 2014. – 247с.

  2. С. А. Есенин. Собр. Соч. в 6-ти томах. М., «Художественная литература», 1977-1980 гг.

  3. Интертет – ресурсы.





Материалы подготовил(а): Смирнова Марина Николаевна

Скачать

2020-10-10

Мне нравится | 0

Чтобы добавить отзыв, войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь у нас на сайте.

Регистрация

Обратная связь

Отправить нам сообщение