Занятие на тему «Жизнь слова в фразеологизме»

Цель факультативного занятия:
Обучающая:
знать: понятие «фразеологизм», «фразеологический оборот», синонимы, антонимы, лексическое значение слов;
уметь: отличать фразеологизмы от нефразеологизмов, находить фразеологизмы в тексте и в толковом словаре.
Развивающая: содействовать развитию умения воспринимать фразеологизмы, грамотно и свободно употреблять фразеологизмы в устной и письменной речи, повседневной жизни; способствовать формированию навыков логического мышления, развитию творческого мышления; содействовать формированию у школьников личностной позиции в определении характера и результата своей познавательной деятельности.
Воспитательная: средствами материала занятия оказать влияние на формирование внутреннего мира учащихся и на воспитание культуры речи; способствовать развитию умений слушать друг друга и анализировать результаты своей деятельности.
Вид факультативного занятия: комбинированный.
Форма факультативного занятия: развивающая игра.

Библиотека материалов Дум Думыча

Занятие на тему «Жизнь слова в фразеологизме»








Автор: Шаманова Елена Михайловна,

ГУО «Молятичский учебно-педагогический комплекс детский сад - средняя школа»,
































Актуальность

Урок как важнейшее звено образовательного процесса не может охватить все виды деятельности учащихся. Параллельно с уроком, в рамках классно-урочной системы существуют внеурочные формы организации образовательного процесса. В современном мире для удовлетворения потребности учащихся в получении знаний по интересам, формировании читательской грамотности, а также с целью профориентации, в учреждении образования существуют факультативные занятия, которые направлены на развитие у школьников умений самостоятельной деятельности, стимулируют потребность в самообразовании.

Цель факультативов по русскому языку и литературе — развитие интересов, способностей учащихся, любви к чтению художественной литературы; расширение знаний о языке и литературе, других видах искусства, расширение кругозора, знаний о людях, о мире; совершенствование читательских, орфографических и речевых умений; воспитание нравственных качеств, эстетического вкуса, художественного мышления. Следует заметить, что факультатив не идентичен лингвистическому и литературному объединению по интересам, который более свободен и в своей программе, и в организации. Тема, избранная для факультатива, изучается планомерно и основательно. Отличительные черты факультативов по языку и литературе — их творческий характер и практическая направленность.

Факультативные занятия по русскому языку должны строиться так, чтобы быть для учащихся интересными, увлекательными, а подчас и занимательными. Необходимо использовать естественную любознательность школьника для формирования устойчивого интереса к своему предмету, однако учителю не следует отдавать предпочтение какой-либо одной форме или методу изложения самостоятельная работа учащихся должна занять ведущее положение.

Как показывает практика, наиболее эффективной формой ведения факультативных занятий по русскому языку является разделение каждого занятия на две части. Первая часть посвящается изучению нового материала, вторая самостоятельной работе учащихся по заданиям теоретического характера. Выполняя задания последовательно и самостоятельно или при незначительной помощи учителя, школьники постепенно изучают курс при большом личном участии, проявляя активность и самостоятельность, овладевая читательской грамотностью, техникой мышления.

Безусловно, на факультатив можно и нужно перенести те виды и приёмы анализа, которые применяются на уроке, но всё-таки здесь должно быть больше вариативности: учащиеся получают возможность проявлять индивидуальные интересы, склонности. Преимущество факультатива — сочетание индивидуальной самостоятельной работы (репродуктивной или творческой) и коллективной познавательной деятельности учащихся. Здесь немыслимы часовые лекции, преобладание учительских монологов.

Факультатив по русскому языку — это система увлекательных, живых, творческих занятий, но в то же время обеспечивающих пополнение знаниями практического характера.





















Методическая разработка

Тема: Жизнь слова в фразеологизме.

Цель факультативного занятия:

Обучающая:

знать: понятие «фразеологизм», «фразеологический оборот», синонимы, антонимы, лексическое значение слов;

уметь: отличать фразеологизмы от нефразеологизмов, находить фразеологизмы в тексте и в толковом словаре.

Развивающая: содействовать развитию умения воспринимать фразеологизмы, грамотно и свободно употреблять фразеологизмы в устной и письменной речи, повседневной жизни; способствовать формированию навыков логического мышления, развитию творческого мышления; содействовать формированию у школьников личностной позиции в определении характера и результата своей познавательной деятельности.

Воспитательная: средствами материала занятия оказать влияние на формирование внутреннего мира учащихся и на воспитание культуры речи; способствовать развитию умений слушать друг друга и анализировать результаты своей деятельности.

Вид факультативного занятия: комбинированный.

Форма факультативного занятия: развивающая игра.











Русский язык чрезвычайно богат крылатыми выражениями. В них отразилась история нашего народа.

Н.Н.Ушаков



Ход факультативного занятия:

  1. Ориентировочно-мотивационный этап занятия:

Начало занятия направлено на то, чтобы активизировать внимание учащихся и «погрузить» их в учебную работу.

Учитель: Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть сегодня! Посмотрите, какая чудесная погода за окном! На улице – зима! А мы с вами сегодня на занятии постараемся сами открывать новые знания.

Коля и Саша, сегодня я смотрю, вы снова вместе за одной партой. Ребята, а ведь действительно:

Дружнее этих двух ребят

На свете не найдёшь.

О них обычно говорят:

Водой ………(не разольёшь).

Вы видимо сегодня все устали?

Мы исходили за уроки

Всю школу вдоль и ………(поперёк)

И так устали мы в дороге,

Что еле………(ноги мы несём).

Учитель: «Водой не разольёшь, вдоль и поперёк, еле несём ноги». Что это за словосочетания? Кто даст ответ?

Идёт фронтальная беседа с классом.

Учитель:

Это не простые словосочетания, в их составе нельзя заменять слова по своему желанию, так как они теряют свою смысловую самостоятельность и требуют запоминания. Это фразеологизмы.

А кто же мне напомнит, что такое словосочетание?

Идёт фронтальная беседа, в ходе которой учащиеся повторяют лексическое значение слова, словосочетания. Перед учащимися ставятся следующие вопросы:

Для чего служат слова в языке?

Что такое лексическое значение слова?

Что называется словосочетанием?

Что называется синонимами?

Что называется антонимами?

Учитель:

Что мы, ребята, не знаем о фразеологизмах? В чём заключается наше незнание?

Ученики: Что такое фразеологизмы? Как обнаружить их в тексте? Как отличить их от нефразеологизмов?

Учитель:

Верно! Поиск наших ответов на эти вопросы и будет целью нашей работы на занятии. А поможет нам ваша любознательность, желание, стремление.

II. Операционно – деятельностный этап занятия.

Учитель:

Сегодня мы изучаем одну из самых интересных тем в русском языке – фразеологизмы. Для этого перенесемся с вами в царство фразеологии. Само слово «фразеология» произошло от греческих слов «фразис» - выражение и «логос» - учение, т.е. фразеология – это наука, изучающая устойчивые образные выражения.

Фразеологизм – это устойчивое сочетание слов, т.е. в их составе нельзя заменить ни слово, ни порядок слов. Слова теряют свою самостоятельность. Фразеологический оборот равен по значению одному слову, в речи используется в том виде, в котором закрепился в языке.

Учитель:

Запишите данное понятие в тетради.

Посмотрите на рисунки, которые вы видите на доске. Какие фразеологизмы мы можем подобрать к данным картинкам на плакате? (Приложение 1)

Учащиеся, пользуясь словарем, находят ответ на поставленный вопрос и по мере определения фразеологизмов обозначают их на плакате, записывают в тетради:

Идёт фронтальная беседа.

Учитель:

А сейчас, ответьте на вопросы:

Что обозначают данные фразеологизмы?

Были ли затруднения при определении значения фразеологизмов?

Учитель:

Когда возникают затруднения при определении лексического значения фразеологизмов, следует обращаться к фразеологическому словарю русского языка. Сегодня на занятии мы будем пользоваться «Фразеологическим словарем русского языка» по редакцией А.И.Молоткова. В нём собрано свыше 4 000 фразеологических оборотов, показаны различные формы употребления фразеологизмов, определены истолкования разных значений фразеологизмов. Мы не только получим ответы на вопросы о том, какие формы имеет тот или иной фразеологизм, что он значит, но и увидим, как фразеологизм употребляется в речи. Каждое значение фразеологизма проиллюстрировано в словаре цитатами из художественных произведений XIX-XX вв.

III. Контрольно – коррекционный этап.

3.1. Учитель:

Спасибо, ребята за работу на занятии! У меня для вас ещё одно задание:

Определите лексическое значение фразеологизмов и запишите в тетради: точить лясы, капля в море, вылететь в трубу, сесть в калошу, сидеть под замком, стоять на часах.

3.2.Физкультминутка.

3.3.Шуточное задание.

1. Есть ли у земли лицо? (стереть с лица земли)

2. Может ли вопрос ….заболеть? (в фразеологизме – больной вопрос)

3. Есть ли у него ребро? (поставить вопрос ребром)

3.4. Учитель:

Мы с вами уже знаем о словах – синонимах и словах – антонимах. Вспомните, какие слова называется антонимами? Какие слова называются синонимами? (идёт фронтальная беседа). Существуют и фразеологические антонимы и синонимы. Обратим внимание на доску:

Фразеологизмы – синонимы: Фразеологизмы – антонимы:

за тридевять земель – далеко кот наплакал – очень мало

на край света - далеко куры не клюют – очень много

3.5. В гости к словарю: учащиеся выполняют упражнение 163,164,165 Кладовая слов русского языка : пособие для уч-ся общеобразоват. учреждений с белорус. и рус. яз. обучения/ Л. А. Худенко) (Приложение 2).

    1. Работа по индивидуальным карточкам (Приложение 3).

    2. Работа с учебником

Русский язык, Л.А.Мурина, Ф.М.Литвиненко. – Минск: Нац. Ин-т образования, 2009.

Упражнение - 231 (письменно), 232 (устно).

    1. Игра «Кто быстрее?»

Закончите фразеологизм:

Как снег на _____________

Душа в пятки ___________

И в ус не _______________

Без ___________ в голове

Хоть шаром ___________

За тридевять _________

Семи пядей во _________

Как сыр в _____________

Промокнуть до ________

Мчаться на всех _______

Чужими руками _______

    1. Игра «Кто больше?»

Вспомните и запишите фразеологические обороты со следующими словами:

а) со словом рука (1 вариант)

б) с числительным три (2 вариант)

в) со словом нос (3 вариант)

г) со словом Бог (4 вариант)

IV. Рефлексивный этап.

Учитель:

А сейчас каждому из вас предлагается возможность оценить себя на занятии. Для этого вам следует ответить на вопрос:

«Мне на занятии было:

легко. Почему?

тяжело. Почему?

столкнулся с небольшими трудностями. Почему?»

Идёт фронтальная беседа, в ходе которой учитель обращает внимание на каждый ответ учащихся.

V. Этап определения и формулировки домашнего задания.

Учитель:

Вот и подходит к концу наше факультативное занятие. Но с фразеологизмами мы не прощаемся, нам предстоит встретиться с ними на уроке русского языка. Предлагаю каждому на выбор проявить своё творчество:

1. Написать сочинение с использованием фразеологических оборотов.

2. Нарисовать рисунок по фразеологическому обороту.

А какое домашнее задание вы предложите мне?

Спасибо, я постараюсь справиться с трудным, но интересным домашним заданием.

На следующем занятии вы проверите меня. Спасибо за занятие, до свидания!















Список используемой литературы:

  1. Баранов М.Т. Методика лексики и фразеологии на уроках русского языка: пособие для учителя/ М.Т.Баранов. М.: Просвещение, 1988.191 с.

  2. Баханьков А. Е., Гайдукевич И.М., Шуба П. п. Толковый словарь русского языка. Для средней школы. Мн., «Нар.асвета», 1975 - 280с.

3. Григорян, Л.Т. Язык мой друг мой: материалы для внеклассной работы по рус. Яз.: пособие для учителя / Л.Т. Григорян. М. : Просвещение, 1988. 207 с.

4. Норман, Б.Ю. Русский язык в задачах и ответах / Б.Ю. Норман. Минск: Бел.ассоц. «Конкурс», 2009.

5. Мурина, Л. А. Русский язык: учебник для учреждений общ.сре.образования с белорус. И рус.яз. обучения: в 2 ч./ Л.А.Мурина, Ф.М. Литвиненко, Г.И. Николаенко. – 2-е изд., испр и доп. – Минск: Нац. ин-т образования, 2014. – Ч.2.- 144 с.: ил.




















Приложение 1

Занятие на тему «Жизнь слова в фразеологизме» - Рисунок 1


Приложение 2

Упражнение 163:

Прочитайте фразеологизмы-сравнения. Расскажите, используя фразеологический словарь, что они обозначают.

Образец: как рыба в воде — совершенно свободно, непринуждённо, естественно чувствовать себя где-либо, ориентироваться в чём-либо.

Лить как из ведра; как грибы после дождя; как на ладони (видно); как на иголках (сидеть); как белка в колесе (вертеться).

Упражнение 164:

Прочитайте. Объясните значение фразеологизма ухом не ведёт.

Когда-то, по весне, зверями

В надсмотрщики Медведь был выбран над ульями,

Хоть можно б выбрать тут другого поверней…

Ан вышел грех:

Мой Мишка потаскал весь мёд в свою берлогу.

Узнали, подняли тревогу,

По форме нарядили суд,

Отставку Мишке дали

И приказали,

Чтоб зиму пролежал в берлоге старый плут.

Решили, справили, скрепили;

Но мёду всё не воротили.

А Мишенька и ухом не ведёт… (И. Крылов)

Разъясните с помощью словаря значение фразеологизмов со словом ухо (уши): ухо режет, уши вянут, ушки на макушке.

Упражнение 165:

Прочитайте фразеологизмы с названиями животных. Составьте с ними предложения.

Заячья душа — о робком, трусливом человеке.

Медвежья услуга — неумелая услуга, создающая вместо помощи неудобства, неприятности.

Волчий аппетит — сильный аппетит.

Конь не валялся — ничего ещё не сделано.

Как курица лапой — о плохом почерке.

Куриная память — плохая, слабая память.

Собачий холод — сильный холод.

Приложение 3


Карточка №1

Подберите фразеологизмы – антонимы и запишите в тетради:

Заварить кашу - ___________________________________

Наставить на путь истинный - ______________________

Тяжёл на подъём - _________________________________

За чужой счет - ___________________________________

Для справок: сбиться с пути, расхлебывать кашу, за свой счет, легок на подъём.


Карточка №2

Подберите фразеологизмы – синонимы:

Не по вкусу - ____________________________________

На всех парах - _________________________________

Дать дубу - ____________________________________

Ни рыба ни мясо - ______________________________

Тертый калач - ________________________________

Для справок: ни то ни сё, стреляный воробей, не по душе, во весь дух, сыграть в ящик.



Материалы подготовил(а): Шаманова Елена Михайловна

Скачать

Чтобы добавить отзыв, войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь на сайте – легко и быстро.

Регистрация

Обратная связь

ОБЖ и ЗОЖ

Тесты окр мир 2-4 класс

написать письмо

Отправить нам сообщение