"ЗНАТОКИ" (итоговое занятие в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи, второй год обучения)

Занятие по обучению грамоте, проводится в игровой форме "ЧТО? ГДЕ? КОГДА?"
В занятии использован разнообразный дидактический материал, цветные иллюстрации, задания.
Задачи:
1. Совершенствовать навык звуко-слогового анализа и синтеза слов.
2. Способствовать обогащению и активизации словарного запаса, использованию в речи предлогов.
3. Упражнять детей угадывать буквы по основным составляющим их элементам, складывать из букв слова, прививать осознанное чтения.
4. Учить выделять звуки из состава слова, складывать по первоначальным звукам слова.
5. Воспитывать интерес к занятиям по обучению грамоте, хотению научиться читать.
6. Развивать мелкую моторику пальцев рук.
Оборудование: пакеты с заданиями, волчок, стол с секторами, детские стулья (по количеству детей), стоят вокруг стола с секторами, скрипичный ключ, картинки: Золушка, филин, цапля, страус, пингвин; ребусы (волк, бар-сук, дятел), музыка из передачи «Что? Где? Когда?», ребус пословицы, буквы: Д,Р,У,Ж,Б,А; картинка Кот-рыболов с заданием; наглядный и раздаточный материл для составления звуко-слоговой схемы слова; танец маленьких утят. (Можно использовать в ходе занятия презентацию с заданиями.)
Предварительная работа: пригласительные билеты для родителей (законных представителей), чтение: сказка «Золушка», К.И. Чуковский «Айболит», «Федорино горе», «Путаница», «Муха-цокотуха»; потешки, загадки. Рассматривание птиц: страус, пингвин, филин, цапля; загадки о буквах.

Библиотека материалов Дум Думыча

Захарова Галина Вениаминовна,

учитель-логопед,

МАДОУ «Детский сад № 1» СП «Детский сад № 31», г. Краснокамск


Как сделать занятие по обучению грамоте интересным для детей дошкольного возраста, имеющих нарушения речи? Как непринужденно научить их грамоте, как привить вкус к занятиям? В этом поможет игровая форма проведения занятия, которое я предлагаю педагогам для использования в своей практической деятельности.

«ЗНАТОКИ»

итоговое занятие

(подготовительная к школе группа компенсирующей направленности

для детей с тяжелыми нарушениями речи, второй год обучения)

Задачи:

  1. Совершенствовать навык звуко-слогового анализа и синтеза слов.

  2. Способствовать обогащению и активизации словарного запаса, использованию в речи предлогов.

  3. Упражнять детей угадывать буквы по основным составляющим их элементам, складывать из букв слова, прививать осознанное чтения.

  4. Учить выделять звуки из состава слова, складывать по первоначальным звукам слова.

  5. Воспитывать интерес к занятиям по обучению грамоте, хотению научиться читать.

  6. Развивать мелкую моторику пальцев рук.

Оборудование: пакеты с заданиями, волчок, стол с секторами, детские стулья (по количеству детей), стоят вокруг стола с секторами, скрипичный ключ, картинки: Золушка, филин, цапля, страус, пингвин; ребусы (волк, барсук, дятел), музыка из передачи «Что? Где? Когда?», ребус пословицы, буквы: Д,Р,У,Ж,Б,А; картинка Кот-рыболов с заданием; наглядный и раздаточный материл для составления звуко-слоговой схемы слова; танец маленьких утят. (Можно использовать в ходе занятия презентацию с заданиями.)

Предварительная работа: пригласительные билеты для родителей (законных представителей), чтение: сказка «Золушка», К.И. Чуковский «Айболит», «Федорино горе», «Путаница», «Муха-цокотуха»; потешки, загадки. Рассматривание птиц: страус, пингвин, филин, цапля; загадки о буквах.

Ход занятия.

В групповой комнате или музыкальном зале расставлены: стол, разделенный на секторы, волчок, стоящий на середине стола, в каждом секторе пакеты с заданиями, детские стулья по количеству детей, стол поделен на 9 секторов по количеству пакетов и один сектор «Музыкальная пауза». На занятии присутствуют родители (законные представители).

  1. Организационный момент

З

вучит музыка из передачи «Что? Где? Когда?», дети входят в групповую комнату (зал), рассаживаются на места. Учитель-логопед крутит волчок после каждого выполненного задания. Задания могут выпадать не по порядку.

  1. Начало игры-занятия

Пакет № 1. «Как меня зовут?»

Скорей бы приблизился вечер.

И час долгожданный настал,

Чтоб мне в золоченой карете

Поехать на праздничный бал.

Никто во дворце не узнает

Откуда я, как я зовусь,

Но только лишь полночь настанет,

К себе на чердак я вернусь. (Золушка)

Задание: составить звуко-слоговую схему слова.

Беседа по схеме: Сколько слогов? Почему? Назовите 1-й (2-й, 3-й) слог (можно называть слоги непоследовательно. Например, назовите 2-й слог (1-й, 3-й) и т.п.)

Пакет № 2. «Озорные буквы».

Задание: составить и прочитать слово: ДРУЖБА.

Загадки.

Добротный дом,

Уютный дом.

Что за буква хозяйничает в нем? (Д)

*

Дрожу от страха до сих пор –

Воскликнуло полено.

Похожа буква на топор,

Расколет непременно. (Р)

*

Удобная буква,

Удобно в ней то,

Что можно на букву

Повесить пальто (У)

*

Это буква широка

И похожа на жука.

Да при этом точно жук

Издает жужжащий звук. (Ж).

*

Эта буква с большим брюшком,

В кепке с длинным козырьком. (б)

*

Буква первая, друзья,

В алфавите — это… (а)



Пакет № 3 «Реши ребус, прочитай пословицу»

«Без труда – нет добра»

Домашнее задание: почему так говорят.













Пакет № 4. «Страпифица»

Дети называют птиц, из которых составлена Страпифица.

Страус. Пингвин, Филин, Цапля.













Пакет № 5. «Шаловливые предлог».

Задание: добавьте предлоги.

Веник пол подметал, веник очень устал,

Он чихнул, он зевнул

И тихонько лег (ПОД) стул.

*

И сел (НА) кита Айболит…

*

Вот и чайник (ЗА) кофейником бежит.

Тут букашки и козявки

Выползают (ИЗ-ПОД) лавки.

акет № 6. «Веселые пальчики» (развитие мелкой моторики пальцев рук)

«Дом и ворота»

На поляне дом стоит (дом),

Ну, а к дому путь закрыт (ворота).

Мы ворота открываем

(ладони разворачиваются параллельно

друг другу)

В этот домик приглашаем (дом).


Пакет № 7. «Кто в лесу живет?» (ребусы)

Б

арсук. Дятел. Волк.









акет № 8. «Кот-рыболов».

Задание:

Наложить сетку на таблицу

И тогда прочтете без труда,

Сколько я сегодня изловчился

Выудить рыбешек из пруда.

(Ни одной).


Пакет № 9 «Скрипичный ключ»

Дети танцуют танец «Маленьких утят»

  1. Итог занятия (рефлексия)

Вот и закончилось наше необычное занятие. Поблагодарим героев, которые подготовили для вас различные задания. Какие задания вам понравились? Почему? Что вы считаете необычным в этом занятии?

Список литературы:

  1. Бугрименко Е.А., Цукерман Г.А. – Чтение без принуждения /Педагогический факультет. – 1987. – № 3

  2. Цукеран Г.А., Школяренко Е.К. – Как Винни-Пух и все-все-все научились читать – в 2-х томах. – 1997 г.


Материалы подготовил(а): Захарова Галина Вениаминовна

Скачать

2019-11-05

Мне нравится | 0

Чтобы добавить отзыв, войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь у нас на сайте.

Регистрация

Обратная связь

Отправить нам сообщение