♟Шахматы и развитие интеллекта у детей дошкольного возраста

Благодаря занятиям в шахматном кружке «Удивительный мир Шахматенка», дети учатся быть терпеливыми, усидчивыми, настойчивыми в достижении поставленной цели, вырабатывают в себе работоспособность, умение решать логические задачи в условиях дефицита времени, тренируют память, учатся самодисциплине.
Совершенствованию в шахматах нет предела, всегда есть чему учиться и чему удивляться. Их глубина и красота неисчерпаемы, и потому они могут стать их спутником на всю жизнь.
Материалы подготовил(а): Москвина Людмила Владимировна, Лыскова Татьяна Николаевна.

Библиотека материалов Дум Думыча

Москвина Людмила Владимировна, воспитатель

Лыскова Татьяна Николаевна, воспитатель

МАДОУ города Новосибирска «Детский сад N° 165»



Шахматы и развитие интеллекта у детей дошкольного возраста.


Современная концепция дошкольного образования и требования ФГОС ДО во главу угла, ставят идею развития личности ребенка, формирования его творческих способностей, воспитания важных личностных качеств. Всему этому и многому другому в значительной степени способствует обучение игре в шахматы.

Идея использования игры в шахматы в формировании развития интеллекта у детей научно и практически давно апробирована и реализуется во многих странах.

Шахматы – это не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и действенное, эффективное средство их умственного развития. Ведь еще В.А. Сухомлинский говорил: «Без шахмат нельзя представить полноценное воспитание умственных способностей и памяти».

Шахматная игра - увлекательное занятие для детей. На шахматной доске сражаются два войска - белые и чёрные. В этом войске есть главный - Король. Его помощники - Ферзь (учёный, мудрец в переводе с арабского). Ладья - башня, слоны, кони и маленькие пешки, которые в награду за их храбрость и терпеливость могут превращаться в другие фигуры. Дети погружаются в особый мир, где они сами командуют своим шахматным войском. Но вместе с тем ребёнок начинает понимать, что от его умения зависит результат игры, что делает его более ответственным к своим действиям.

Раннее обучение детей дошкольного возраста игре в шахматы позволяет обеспечить более комфортное вхождение ребенка в учебный процесс начальной школы, позволяет снизить уровень стресса, благотворно влияет как на процесс обучения, так и на развитие личности ребенка, повышение продуктивности его мышления. Шахматы для детей дошкольного возраста становятся посылом к дальнейшему развитию гармоничной личности.

Начальный курс по обучению игре в шахматы максимально прост и доступен дошкольникам. Важное значение, при изучении шахматного курса имеет специально организованная игровая деятельность: на занятиях используется прием обыгрывания учебных заданий, создание игровых ситуаций. На первых занятиях дети знакомятся с шахматной доской, шахматными фигурами, изучают правила игры, затем учатся решать шахматные задачи, играют партии между собой, участвуют в шахматных соревнованиях.

В нашем ДОУ в рамках осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам с 2018 учебного года начал свою работу шахматный кружок «Удивительный мир Шахматенка». Авторами одноимённой методики обучения стали Карпова Елена Сиреньевна и Громыко Любовь Николаевна. Занятия кружка проходят в специально отведённом помещении для дополнительных занятий с детьми, 2 раза в неделю с подгруппой детей, начиная со среднего дошкольного возраста (с 4 до 7 лет).

Интерес к игре в шахматы у одних детей проявляется самостоятельно, под некоторым влиянием родных и близких, друзей, телевизионных передач, у других его можно вызвать, сформировать незаметно для ребенка. И то и другое приемлемо. Шахматы должны постепенно стать продолжением детских игр и забав.

Обучение игре в шахматы начинаем с игры, но не в шахматы, а в знакомство с шахматными фигурами. Ни в коем случае нельзя ставить перед ребенком начальную позицию шахматной партии и тут же объяснять, как ходят фигуры. Дети в этом возрасте редко понимают смысл объяснения и теряют интерес к шахматам. При ознакомлении с шахматными фигурами детям рассказываем о них сказку, показываем на шахматной доске, где ее «домик». При обучении помогает художественное слово (стихи, сказки). Например, при расстановке фигур в начальное положение на шахматной доске воспитатель читает стихи, помогающие усвоить урок.

Ввод фигур в игру происходит постепенно – ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король. Эффект игрового метода изучения шахмат «по частям» велик. Главное, чтобы все эти игры шли непринужденно, ребенок не должен замечать, что его обучают. Оказывать помощь в игре детям следует тактично, не назойливо. Очень важно в процессе обучения игре воспитывать привычку к преодолению трудностей, строя занятия по дидактическим принципам: от простого к сложному, время от времени внося в занятия элементы занимательности, новизны.

При обучении дошкольников игре в шахматы необходимо учитывать особенности детского восприятия. Ребенок не устанет и интерес его не угаснет, если будет в полной мере задействован сенсорный аппарат. Для этого в работе применяем демонстрационную магнитную доску, и стандартную шахматную доску и шахматные фигурки, которые можно ощупывать, переставлять, учиться играть индивидуально.

Для проведения индивидуальных занятий наиболее эффективны дидактические игры-задания: “Волшебный мешочек”, “Шахматный теремок”, “Шахматный колобок”, “Шахматная репка”, “Запретная фигура”, “Угадай-ка”, “Пирамида”, “Прятки”, “Догонялки”, “Школа”, и др.

Применение компьютерных технологий так же позволяют разнообразить занятия. Мы рекомендуем родителям для более глубокого изучения компьютерную игру «Динозавры учат шахматам». Игра разработана специально для дошкольников.

При проведении групповых занятий используем игры-задания: “Кто быстрее?”, “На стуле”, “Над головой”, “Ряд”, “Белые и чёрные”, “Что общего?”, “Большая и маленькая”, “Запретная фигура”, “Волшебный мешочек”, “Шахматный теремок”, “Шахматный колобок”, “Шахматная репка”.

Благодаря занятиям в шахматном кружке «Удивительный мир Шахматенка», дети учатся быть терпеливыми, усидчивыми, настойчивыми в достижении поставленной цели, вырабатывают в себе работоспособность, умение решать логические задачи в условиях дефицита времени, тренируют память, учатся самодисциплине.

Совершенствованию в шахматах нет предела, всегда есть чему учиться и чему удивляться. Их глубина и красота неисчерпаемы, и потому они могут стать их спутником на всю жизнь.

Литература:

1. Барский В.Л. Шахматная школа. Первый год обучения: учебник для общеобразовательных организаций. – 2-е изд., перераб – М.: ВАКО, 2018. – 96 с.: ил.

2. Гришин В.Г. Малыши играют в шахматы.- М. «Просвещение» 1991г.

3. Карпова Е.С., Громыко Л.Н. Увлекательный мир Шахматёнка: рабочая тетрадь для детей дошкольного возраста – Новосибирск, 2019. – 92 с.

4. Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для А.Кузнецова «Лучшие развивающие игры для детей от 3-х до 7 лет. - Москва «Дом ХХI» 2006

5. Сухин И. Шахматы для самых маленьких. – М.: Астрель, АСТ, 2000



Материалы подготовил(а): воспитатель Москвина Людмила Владимировна, Лыскова Татьяна Николаевна

Скачать

Чтобы добавить отзыв, войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь на сайте – легко и быстро.

Регистрация

Обратная связь

ОБЖ и ЗОЖ

Тесты окр мир 2-4 класс

написать письмо

Отправить нам сообщение