👨‍👩‍👧Программа по взаимодействию с родителями (ДОУ)

Разработка целостного образовательного пространства ДОУ и семьи, установление конфиденциальных отношений между родителями, педагогами и детьми, объединение их в одну команду.
Материалы подготовил(а): Смирнова Марина Николаевна.

Библиотека материалов Дум Думыча

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА РЯЗАНИ

ДЕТСКИЙ САД № 148



390039 г. Рязань, ул. Бирюзова, дом 22-а, телефон: 36-40-82, 36-73-60 (факс)







Программа по взаимодействию с родителями









Подготовила воспитатель

высшей квалификационной категории

Смирнова Марина Николаевна










Рязань 2020 г.



Введение

Семья – один из единственных социальный институт, в котором начинается комплектование всесторонних ориентиров и закладывается основа развития личности. В настоящее время политика государства в сфере воспитания детей направлена на улучшение позиции семьи как института социализации. В этой связи перед российским педагогическим объединением встаёт задача поиска новых подходов к организации взаимодействия между семьями своих воспитанников и детского образовательного учреждения. Поэтому в основе этого взаимодействия семьи и дошкольного учреждения стоит идея о том, что за воспитание детей в первую очередь несут ответственность родители или их законные представители, а все другие социальные институты призваны только для того, чтобы поддержать, направить, помочь, дополнить их воспитательную деятельность. Признание преимущества семейного воспитания, требует и новых взаимосвязей семьи и дошкольного учреждения. Дошкольное учреждение в развитии и воспитании ребенка играет немаловажную роль: здесь он накапливает навыки общения с другими детьми и взрослыми, приобретает свои первые знания, учится организовывать собственную деятельность. Насколько результативно ребёнок будет постигать эти навыки, зависит от взаимоотношения семьи с дошкольным учреждением. Всестороннее развитие детей - дошкольников без активной причастности его родителей в образовательном процессе практически невозможно. Установление взаимопонимания между ними – одно из главных условий успешного воспитания ребенка дошкольного возраста.

Пояснительная записка

Современные условия функционирования ДОУ выдвигают взаимодействие с семьёй на одно из первых мест. Общение педагогов и родителей основываются на принципах открытости, взаимопонимания и доверия. В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка». Для гарантирования целенаправленных условий жизни и воспитания ребёнка, формирования основ значительной, гармоничной личности необходимо укрепление и развитие близкой связи и взаимодействия детского сада и семьи. Поэтому необходимо создание единого пространства развития ребёнка, как в семье, так и в ДОУ.

Актуальность

Детство – неизгладимое время в жизни каждого человека. Она наполнена заботливыми и любящими руками родителей и добротой воспитателей. Родительская любовь даёт человеку «запас прочности», вырабатывает чувство психологической защищённости. Кто помогает родителям в воспитании детей? Воспитатели – первые помощники родителей, в их руках дети становятся активными, любознательными, творческими личностями. Современная политика в развитии дошкольного образования интегрирована одним важнейшим и актуальным критерием - его качеством, которое напрямую зависит от показателя профессиональной компетентности педагогов и педагогической культуры родителей. Осуществить высокое качество образования воспитанников, полностью удовлетворить запросы и потребность родителей, интересы детей, создать для ребенка единое целое образовательное пространство можно только при полном взаимодействии ДОУ и семьи. Совместная деятельность педагогов, родителей и детей благоприятно влияет на воспитанников. Дети инициативных родителей становятся увереннее в себе, задают много вопросов об окружающем мире, семье, живой и неживой природе, проявляют активность в тех вопросах, где видят интерес и активность своих родителей. Ребенок чувствует себя более комфортно психологически по отношению к воспитателю, так как видит близкое общение педагога и его родителей, патетический подъем, желание быть в группе в центре всех занятий и игр. И как результат, новое основательное отношение родителей к ДОУ, хорошая оценка его деятельности. Поэтому одно из важнейших условием модернизации системы дошкольного воспитания является инициатива педагогов, направленная на освоение новых форм взаимодействия с родителями.

Данная программа направлена на преобразование самой философии взаимодействия детского сада и семьи: с одной стороны, ДОУ оказывается учреждением сопряженной поддержки и участия развития родительской осведомленности, с другой стороны, пособничество между дошкольным учреждением и родителями расценивается как обязательное условие гарантированного полновесного развития ребенка. В процессе реализации программы происходит переход от понятия «работа с родителями» к понятию «взаимодействие», идет поиск общего языка контакта и единодушия, расценивание слабых и сильных сторон друг друга.

Цель:

Разработка целостного образовательного пространства ДОУ и семьи, установление конфиденциальных отношений между родителями, педагогами и детьми, объединение их в одну команду.

Задачи:

- разработать условия для развития детей в совместной деятельности с педагогами ДОУ и родителями, установить естественные отношения между субъектами образовательного процесса: педагогами ДОУ, родителями и детьми;

- повысить уровень профессиональной грамотности педагогов ДОУ по вопросам взаимодействия с семьей, увеличить уровень воспитательных умений и навыков педагогической культуры родителей;

- распространить достойный опыт семейного воспитания, здоровый образ жизни, лучших семейных традиций, учредить мероприятия по привлечению родителей в деятельность ДОУ, как равноправных участников образовательного процесса.

Предполагаемый результат

-разработка целостного образовательного пространства в рамках социального партнерства ДОУ и семьи;

- формирование педагогической грамотности родителей в вопросах воспитания и развития дошкольников посредством информационной и дидактической поддержки семьи;

- повышение мотивации родителей к регулярному сотрудничеству с педагогическим коллективом ДОУ, а также участию в образовательном процессе ДОУ;

- налаживание единства устремлений и взглядов на процесс воспитания и обучения дошкольников между семьей и детским садом.

Гипотеза: коллегиальная прогрессивная работа по дошкольному воспитанию детей позволит создать цельное образовательное пространство дошкольного образовательного учреждения и семьи, а также послужит гарантией высокого качества дошкольного образования.

М. Д. Маханева определяет основные принципы при работе с семьей.

1. Единство, которое достигается в том случае, если цели и задачи воспитания здорового ребенка хорошо поняты не только воспитателями, но и родителями, а педагоги используют лучший опыт семейного воспитания. 2. Системность и последовательность работы. 3. Индивидуальный подход к каждому ребенку и к каждой семье. 4. Взаимное доверие и взаимопомощь педагогов и родителей.

Д. Б. Филоновым была выделена и раскрыта методика контактного взаимодействия с родителями. Суть ее заключается в следующем:

Доверительное общение не может быть навязано, оно должно возникнуть как естественное желание другой стороны.

Процесс контактирования проходит в своем развитии определенные этапы. Задержка или попытка проскочить тот или иной этап может разрушить взаимодействие.

Процесс взаимодействия должен развиваться последовательно, а переход в другую стадию возможен только при наличии определенных промежуточных результатов.

Все это указывает на переосмысливание и преобразование содержания и форм работы с семьей. Из перечисленного выше можно сделать вывод, что оказание действительной помощи родителям становится возможным только при условии взаимодействия, введении доверительных отношений.

Основные направления реализации программы.

Структурно-функциональная модель взаимодействия ДОУ и семьи по вопросам развития ребенка

Информационно-аналитический блок

Цель: Обнаружение интересов, запросов родителей, потребностей, уровня их педагогической компетентности.

Задачи, которые необходимо решать в этом блоке, определяют формы и методы предстоящей работы педагогов. К этим методам относятся: опрос, наблюдение, патронаж, анкетирование, интервьюирование, изучение медицинских карт и специальные диагностические методики, используемые в основном психологами.

Практический блок

Цель: решение определенных задач, связанных со здоровьем детей и их онтогинеза.

Нетрадиционные формы взаимодействия педагогов и родителей

Досуговые формы взаимодействия

С какой целью используется эта форма? Налаживание патетического контакта между педагогами, родителями, детьми.

Формы проведения общения: совместные праздники, досуги, участие родителей и детей в конкурсах, выставках, детские театрализованные представления с участием родителей.

Познавательные формы взаимодействия

С какой целью используется эта форма? Ознакомление родителей с психологическими и возрастными особенностями детей дошкольного возраста. Образовывание у родителей практических навыков воспитания детей.

Формы проведения общения: семинары-практикумы, проведение традиционных и нетрадиционных собраний, педагогический брифинг, педагогическая гостиная, папки – передвижки, консультаций в нетрадиционной форме, экскурсии, устные педагогические журналы, игры с педагогическим содержанием, педагогическая библиотека для родителей, видеотека, аудиотека, семейные проекты.

Наглядно-информационные: информационно-ознакомительные и информационно-просветительские формы взаимодействия.

С какой целью используется эта форма? Приобщение родителей с работой дошкольного учреждения, специфики воспитания детей. Формирование у родителей знаний о развитии и воспитании детей.

Формы проведения общения: организация дней открытых дверей, информационные проспекты для родителей, просмотров открытых занятий и других видов деятельности детей, библиотека игр и упражнений, паспорт здоровья, выпуск газет, организация мини-библиотек, листы-памятки, выставка пособий, информационные стенды.

В течение учебного года проводился опрос родителей на тему: «Какие формы работы с семьей вы считаете для себя наиболее интересными?»

По результатам опроса самой популярной оказалась досуговая форма – 55% на начало учебного года, а к концу учебного года она снизилась до 43%, т.к. родители определили, что досуговая форма работы хоть и значимая (проводились совместные праздники и развлечения, театрализованные представления, выставки поделок и др.), но помимо нее есть и другие формы, в которых можно почерпнуть много интересного.

Познавательную форму общения родители оценили следующим образом: на начало учебного года – 21%, на конец – 28%. Родители принимали участие в семинарах – практикумах, совместных проектах, традиционных и нетрадиционных родительских собраниях, педагогических брифингах. На протяжение года давались консультации на различные темы.

Наглядно - информационная форма общения дала следующие результаты: на начало учебного года 24%, а на конец – 29%. На протяжении года осуществлялись показы открытых занятий, два раза в год – дни открытых дверей, выпускались стенгазеты на различную тематику, оформлялись выставки пособий, информационные стенды, буклеты. Родители с большим интересом принимали участие во всех мероприятиях.

Оценка эффективности программы

Таким образом, исходя из вышесказанного, использование различных форм работы с семьями воспитанников детского сада даёт конкретные устойчивые положительные результаты. Своей педагогической деятельностью сотрудники ДОУ доказывают, что привлечение родителей к участию в воспитательно-образовательном процессе важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это нужно в первую очередь для развития их собственного ребенка. Повысилась мотивация родителей к регулярному сотрудничеству с педагогическим коллективом ДОУ, к участию в образовательном процессе ДОУ. Введение новых федеральных государственных образовательных стандартов дает возможность организовать совместную деятельность детского сада и семьи эффективно, на новом инновационном уровне, а значит разработать целостное образовательное пространство в рамках социального партнерства ДОУ и семьи.



Материалы подготовил(а): учитель начальных классов Смирнова Марина Николаевна

Скачать

Чтобы добавить отзыв, войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь на сайте – легко и быстро.

Регистрация

Обратная связь

ОБЖ и ЗОЖ

Тесты окр мир 2-4 класс

написать письмо

Отправить нам сообщение