🥁ТВОРЧЕСКИЙ ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ ИГРЕ НА ДЕТСКИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ

Методическая разработка

Библиотека материалов Дум Думыча

ТВОРЧЕСКИЙ ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ ИГРЕ

НА ДЕТСКИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ.


Киселева О.Г.

МБДОУ ДС № 12 «Ёлочка» Старооскольского городского округа,

Россия, г. Старый Оскол


В своей работе по музыкальному воспитанию я ставлю перед собой задачу: стремление к раскрытию творческого потенциала дошкольника. Об этом в своих статьях о музыкальном просвещении и образовании музыкант, композитор и педагог академик Б. Асафьев писал, что необходимо пройти путь «от пассивного слушания к осознанному восприятию и активному участию в работе над музыкальным материалом». Этот принцип является определяющим в приобщении детей к основам инструментального музицирования.

Значение инструментального музицирования для музыкального и общего развития детей трудно переоценить. В процессе игры на инструментах развиваются музыкальные способности и прежде всего все виды музыкального слуха: звуковысотный, метроритмический, ладогармонический, тембровый, динамический и архетонический, или чувство музыкальной формы. Кроме этого, инструментальное музицирование является важным источником постижения системы средств музыкальной выразительности, познания музыкальных явлений и закономерностей. Оно способствует развитию тонкости и эмоциональности чувств. Дети открывают для себя мир музыкальных звуков, различают красоту звучания разных инструментов, совершенствуются в выразительности исполнения. У них активизируются музыкальная память и творческое воображение. Помимо музыкальных способностей развиваются волевые качества, сосредоточенность, внимание. Вот почему музицирование входит во все программы по дошкольному музыкальному воспитанию.

Наблюдая детей на организованной образовательной деятельности, в играх, мы заметили, что они очень интересуются звуковыми, шумовыми игрушками, с помощью барабана, бубна, звоночков, погремушек, кастаньет, трещоток выполняют несложные ритмы.

Требования к инструментам:

Детские музыкальные инструменты должны звучать чисто, иметь определённый тембр, быть доступными детям по своему размеру и весу, простыми по конструкции, достаточно прочными.

Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах является первой ступенью коллективного инструментального музицирования в детском саду. Под термином «коллективное инструментальное музицирование» подразумевается музыкально – исполнительская деятельность в оркестре, которая позволяет предельно удовлетворить музыкальные интересы и раскрыть творческие возможности детей.

Яркий, неподдельный интерес детей к музицированию отмечают все без исключения исследователи и педагоги, работающие по этой проблеме. Интерес усиливается по мере того, как дети овладевают инструментами и начинают чувствовать себя увереннее при исполнении произведений.

Руководствуясь в своей работе программой «От рождения до школы» Н.Е. Вераксы, я строю свою работу следующим образом. На каждом музыкальном занятии уделяю несколько минут знакомству детей с музыкальными инструментами, обучению игре на них, развитию музыкально-сенсорных способностей. В каждом виде музыкальной деятельности решаем эти задачи. Во время слушания происходит непосредственное восприятие музыки, развивается эмоциональная отзывчивость на музыку, что является основой музыкальности. Во время пения также учу детей различать 4 свойства музыкального звука: высоту, тембр, динамику и ритм. Например, развивая ритмический слух, учу распевку, прохлопываем её ритм, а затем даю детям палочки, кубики, орешки, коробочки и прошу пропеть и отстучать заданный рисунок. А также большое место уделяю дидактическим играм, связанным с определением ритма и музыкальных инструментов. Например, игры «Определи инструмент» и «В лесу» даёт возможность детям сравнить звучание различных инструментов, развивает не только тембровый, но и ритмический слух.

Для малышей провожу развлечениедидактическую игру «Весёлые музыканты», где вместе закрепляем в игровой форме знания, полученные на занятиях, дети отгадывают загадки о музыкальных инструментах, а потом и сами становятся участниками спонтанно организованного оркестра.

Мною создана картотека и множество музыкально-дидактических игр, которые, развивая музыкально-сенсорные способности детей, помогают обучению игре на ДМИ.

Внешняя привлекательность и необычность инструмента – главное, что определяет интерес к нему и желание взять его в руки. Детей привлекают не только звучание и вид инструментов, но и то, что они могут сами, без чьей-либо помощи извлекать из них звуки. Лёгкость самостоятельных действий с шумовыми инструментами, возможность манипуляций являются основными факторами педагогического успеха в работе с ними.

Техническая лёгкость игры на шумовых инструментах располагает и побуждает детей к звукокрасочной игре, а через неё – к простейшей импровизации. Поэтому шумовые инструменты позволяют всем детям, независимо от способностей, участвовать в музицировании.

Коллективное музицирование у меня на занятиях является одной из форм познания детских музыкальных инструментов. Дети очень любят подыгрывать на ДМИ, одновременно слушая инструментальную музыку. У детей появляются ответственность за правильное исполнение своей партии, собранность, сосредоточенность. Оркестр объединяет детей, воспитывает волю, упорство в достижении поставленной задачи, помогает преодолеть нерешительность, робость, неуверенность в своих силах.

Работа с оркестром формирует коллектив, дети учатся вместе переживать, радоваться успехам, у них появляется чувство ответственности, дисциплинированности. Участие в оркестре развивает организованность, сплочённость, взаимопонимание. Игра на детских музыкальных инструментах – очень разносторонняя форма музыкальной деятельности. Это и самостоятельное индивидуальное музицирование в часы игр, и коллективный оркестр, выступающий со своими номерами перед сотрудниками и родителями на праздниках и концертах.




Материалы подготовил(а): Киселева Ольга Григорьевна

Скачать

2019-09-17

Чтобы добавить отзыв, войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь на сайте – легко и быстро.

Регистрация

Обратная связь

ОБЖ и ЗОЖ

Тесты окр мир 2-4 класс

написать письмо

Отправить нам сообщение