🎼🎧Как организовать слушание музыки с детьми 2 – 4 лет (советы для воспитателей и родителей)

Данная консультация предназначена для родителей детей 2-4 лет. Так же ею могут воспользоваться воспитатели для проведения слушания музыки в группе ДОУ.
Материалы подготовил(а): Малинина Ольга Владимировна.

Библиотека материалов Дум Думыча

Советы для воспитателей и родителей.

Как организовать слушание музыки с детьми 2 – 4 лет.


Можно выделить несколько видов слушания на занятиях с детьми данного возраста:


1. пение взрослых для малышей;
2. слушание инструментальной музыки;
3. сказка, иллюстрируемая музыкой;
4. двигательные упражнения под музыку;
5. слушание музыки в игровой форме.

1. Пение взрослых.


Пение взрослых может быть как с сопровождением, так и без него.
Если текст и мелодия детям понятны, а интонация сложна для пения, то песню поют взрослые (педагог и мамы), а малыши слушают. Выбор песен для слушания достаточно велик во многих музыкальных сборниках и пособиях. Прежде всего адресуем вас к золотому фонду дошкольного музыкального репертуара – детским песням М. Красева, Т. Бабаджан, Е. Тиличеевой, Ю. Слонова, Т. Попатенко, которые и по сей день не потеряли своей актуальности. Пользуется популярностью репертуар из программ «Малыш» В. Петровой, песни Железновых и других современных авторов.

Многие педагоги считают, что пение взрослого для детей младшего возраста чуть ли не единственный вид слушания музыки. Это безусловно, ошибочное мнение. Помимо песен, малыши с удовольствием слушают инструментальную музыку. Очень любят слушать уже знакомые мелодии, с радостью узнают их, называют, проявляя заинтересованность. Поэтому следующий вид восприятия музыки – это слушание инструментальной музыки.

2. Слушание инструментальной музыки.

Дети очень любят слушать инструментальную музыку и ансамбли. Например, фортепиано и коробочка в пьесе «Лошадки», разные ударные инструменты с фортепиано в «Веселом марше» и т.д. Слушание инструментальной музыки является первой ступенью к исполнительской деятельности детей. Хорошим подспорьем в выборе нужного репертуара станет обращение педагога и родителей к народным песенкам, потешкам. Например, «Заинька», «Журавель», «Сорока» и др.


3. Сказка, иллюстрируемая музыкой.

Когда малыши уже научились слушать короткие инструментальные программные пьесы с вниманием и интересом и узнавать их, педагог может перейти к сказке, иллюстрируемой музыкой.
В сказку включаются 2 – 3 инструментальные пьесы. Практика показывает, что пьесы, тематически объединенные сказкой, могут впервые исполняться на занятии, т.е. быть новыми для восприятия детьми.
Музыка, включенная в сказку должна быть программной, выразительной, короткой.
Сказка, предлагаемая для «исполнения» должна быть соответствующей возрасту ребенка. Каждое слово, интонацию, паузу в сказке необходимо хорошо продумать. Во время «исполнения» сказки взрослый не должен отвлекаться на подробные описания и не задавать «лишних» вопросов.
Сказку, иллюстрируемую музыкой лучше предлагать в первой половине занятия, когда внимание детей устойчиво, лучше после ритмической разминки на круге. Предшествовать сказке должна маленькая ритуальная песенка, движение или стихи, например:

«На полянке дом стоит, ну а к дому путь закрыт.
Мы ворота открываем, в гости сказку приглашаем.
Ротик закрывается, сказка начинается» ( пальчиковая песенка на круге)

4. Двигательные упражнения под музыку.


Интерактивный способ слушания музыки, когда ребенок и взрослый сопровождают слушание уже известного (!) музыкального произведения определенными движениями корпуса, рук, мимики. Участвуя в слушании таким образом, дети проживают музыку телесно, выстраивают пластический вариант художественного образа музыкального произведения. Например: в произведении «Котик» гладят «лапкой» свой животик или баюкают-качают воображаемую куклу в «Колыбельной».

5. Слушание музыки в игровой форме.


Слушать музыку можно и в игровой форме. Как правило в таком виде работы участвует какой-либо кукольный персонаж (мягкая игрушка, кукла би-ба-бо, игрушечная машина и т.д.) Такое слушание по силам даже самым маленьким или непоседливым.

Например: Мишка приехал в гости.
Перед детьми появляется Мишка и приветствует их. Мишка рассказывает, что долго добирался к детям.
- А на чем я ехал, - добавляет Мишка,- вы сейчас услышите в музыке.
Педагог исполняет музыкальные отрывки. Дети слушают и отвечают.
Можно исполнить: «Поезд» Н.Метлова, «Самолет» Е.Тиличеевой, «На лодочке» Е.Макшанцевой и т.д.

Еще несколько советов:

* Не пренебрегайте возможностью использования разных тембров, инструментов при слушании и повторном исполнении пьес. Одну и туже пьесу можно исполнить на разных музыкальных инструментах.

* Шире используйте детские музыкальные инструменты, на которых в скором будущем будут играть ваши подросшие воспитанники.

* Используйте шумы и звуки природы, природные музыкальные инструменты, ищите звуки в окружающем пространстве, включайте их в ваши сказки.

* Ритуализируйте вход и выход в процесс слушания музыки. Большое значение в этом процессе имеет работа с тишиной.

* Рекомендуемое время для проведения слушания – первая треть занятия. Продолжительность – 2-4 минуты (включая, например, сказку).





Удачи вам,

уважаемые взрослые,

в совместном творчестве с детьми.

Материалы подготовил(а): Малинина Ольга Владимировна

Скачать

Чтобы добавить отзыв, войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь на сайте – легко и быстро.

Регистрация

Обратная связь

ОБЖ и ЗОЖ

Тесты окр мир 2-4 класс

написать письмо

Отправить нам сообщение