🎼🎧Как организовать слушание музыки с детьми 2 – 4 лет (советы для воспитателей и родителей)
Данная консультация предназначена для родителей детей 2-4 лет. Так же ею могут воспользоваться воспитатели для проведения слушания музыки в группе ДОУ.
Материалы подготовил(а): Малинина Ольга Владимировна.
Библиотека материалов Дум Думыча
Советы для воспитателей и родителей.
Как организовать слушание музыки с детьми 2 – 4 лет.
Можно
выделить несколько видов слушания на
занятиях с детьми данного возраста:
1.
пение взрослых для малышей;
2. слушание
инструментальной музыки;
3. сказка,
иллюстрируемая музыкой;
4. двигательные
упражнения под музыку;
5. слушание
музыки в игровой форме.
1. Пение взрослых.
Пение
взрослых может быть как с сопровождением,
так и без него.
Если текст и мелодия
детям понятны, а интонация сложна для
пения, то песню поют взрослые (педагог
и мамы), а малыши слушают. Выбор песен
для слушания достаточно велик во многих
музыкальных сборниках и пособиях. Прежде
всего адресуем вас к золотому фонду
дошкольного музыкального репертуара
– детским песням М. Красева, Т. Бабаджан,
Е. Тиличеевой, Ю. Слонова, Т. Попатенко,
которые и по сей день не потеряли своей
актуальности. Пользуется популярностью
репертуар из программ «Малыш» В. Петровой,
песни Железновых и других современных
авторов.
Многие педагоги считают,
что пение взрослого для детей младшего
возраста чуть ли не единственный вид
слушания музыки. Это безусловно, ошибочное
мнение. Помимо песен, малыши с удовольствием
слушают инструментальную музыку. Очень
любят слушать уже знакомые мелодии, с
радостью узнают их, называют, проявляя
заинтересованность. Поэтому следующий
вид восприятия музыки – это слушание
инструментальной музыки.
2.
Слушание инструментальной музыки.
Дети
очень любят слушать инструментальную
музыку и ансамбли. Например, фортепиано
и коробочка в пьесе «Лошадки», разные
ударные инструменты с фортепиано в
«Веселом марше» и т.д. Слушание
инструментальной музыки является первой
ступенью к исполнительской деятельности
детей. Хорошим подспорьем в выборе
нужного репертуара станет обращение
педагога и родителей к народным песенкам,
потешкам. Например, «Заинька», «Журавель»,
«Сорока» и др.
3.
Сказка, иллюстрируемая музыкой.
Когда
малыши уже научились слушать короткие
инструментальные программные пьесы с
вниманием и интересом и узнавать их,
педагог может перейти к сказке,
иллюстрируемой музыкой.
В сказку
включаются 2 – 3 инструментальные пьесы.
Практика показывает, что пьесы, тематически
объединенные сказкой, могут впервые
исполняться на занятии, т.е. быть новыми
для восприятия детьми.
Музыка,
включенная в сказку должна быть
программной, выразительной, короткой.
Сказка,
предлагаемая для «исполнения» должна
быть соответствующей возрасту ребенка.
Каждое слово, интонацию, паузу в сказке
необходимо хорошо продумать. Во время
«исполнения» сказки взрослый не должен
отвлекаться на подробные описания и не
задавать «лишних» вопросов.
Сказку,
иллюстрируемую музыкой лучше предлагать
в первой половине занятия, когда внимание
детей устойчиво, лучше после ритмической
разминки на круге. Предшествовать сказке
должна маленькая ритуальная песенка,
движение или стихи, например:
«На
полянке дом стоит, ну а к дому путь
закрыт.
Мы ворота открываем, в гости
сказку приглашаем.
Ротик закрывается,
сказка начинается» ( пальчиковая песенка
на круге)
4.
Двигательные упражнения под музыку.
Интерактивный
способ слушания музыки, когда ребенок
и взрослый сопровождают слушание уже
известного (!) музыкального произведения
определенными движениями корпуса, рук,
мимики. Участвуя в слушании таким
образом, дети проживают музыку телесно,
выстраивают пластический вариант
художественного образа музыкального
произведения. Например: в произведении
«Котик» гладят «лапкой» свой животик
или баюкают-качают воображаемую куклу
в «Колыбельной».
5.
Слушание музыки в игровой форме.
Слушать
музыку можно и в игровой форме. Как
правило в таком виде работы участвует
какой-либо кукольный персонаж (мягкая
игрушка, кукла би-ба-бо, игрушечная
машина и т.д.) Такое слушание по силам
даже самым маленьким или
непоседливым.
Например: Мишка
приехал в гости.
Перед детьми появляется
Мишка и приветствует их. Мишка рассказывает,
что долго добирался к детям.
- А на
чем я ехал, - добавляет Мишка,- вы сейчас
услышите в музыке.
Педагог исполняет
музыкальные отрывки. Дети слушают и
отвечают.
Можно исполнить: «Поезд»
Н.Метлова, «Самолет» Е.Тиличеевой, «На
лодочке» Е.Макшанцевой и т.д.
Еще
несколько советов:
*
Не пренебрегайте возможностью
использования разных тембров, инструментов
при слушании и повторном исполнении
пьес. Одну и туже пьесу можно исполнить
на разных музыкальных инструментах.
*
Шире используйте детские музыкальные
инструменты, на которых в скором будущем
будут играть ваши подросшие воспитанники.
* Используйте шумы и звуки природы,
природные музыкальные инструменты,
ищите звуки в окружающем пространстве,
включайте их в ваши сказки.
*
Ритуализируйте вход и выход в процесс
слушания музыки. Большое значение в
этом процессе имеет работа с тишиной.
* Рекомендуемое время для проведения
слушания – первая треть занятия.
Продолжительность – 2-4 минуты (включая,
например, сказку).
уважаемые взрослые,
в совместном творчестве с детьми.
Материалы подготовил(а): Малинина Ольга Владимировна
Мне нравится | 0