«Дифференциация букв и-ш» конспект фронтального логопедического занятия

Конспект предназначен для детей младшего школьного возраста.
Цель: учить детей обозначать заданный звук буквой, удерживать образ буквы, закреплять умение анализировать, выделять элементы букв, воспитывать желание работать в едином темпе с группой.
Задачи:
- развитие умения выделять заданный звук, определять место звука в слове, обозначать заданный звук соответствующей буквой;
- развитие слухового восприятия, внимания, памяти, мышления;
- воспитание умения выполнять задания по инструкции;
- воспитания желания приходить товарищу на помощь.
Материалы подготовил(а): Семенова Анастасия Александровна.

Библиотека материалов Дум Думыча

Конспект

фронтального логопедического занятия


Тема: Дифференциация букв и-ш.

Цель: учить детей обозначать заданный звук буквой, удерживать образ буквы, закреплять умение анализировать, выделять элементы букв, воспитывать желание работать в едином темпе с группой.

Задачи:

1.Коррекционно – обучающие:

- развитие умения выделять заданный звук, определять место звука в слове, обозначать заданный звук соответствующей буквой;

- совершенствование навыка выделять элементы букв, сравнивать их и обозначать условными знаками;

- развитие зрительно – пространственных ориентаций.

2.Коррекционно – развивающие:

- развитие слухового восприятия, внимания, памяти, мышления;

- расширение и уточнение словаря;

- повышение уровня осведомленности;

- развитие координации, общей и мелкой моторики.

3.Коррекционно – воспитательные:

- воспитание умения выполнять задания по инструкции;

- воспитание воли самоконтроля;

- воспитания желания приходить товарищу на помощь.

Оборудование: мячи, предметные картинки, карточки – буквы, цифровые ряды, карточки – схемы.

Словарная работа: шакал, пилотка, пирс, ирис, кушетка, каштан, шпала, галоши.

План занятия:

  1. Организационный момент.

  • Игровое упражнение «Подбрось – поймай».

  • Игровое упражнение «Сквозняк».

  • Работа с доской.

  1. Сообщение темы занятия.

  • Уточнение артикуяции заданных звуков, соотнесение с буквами.

  • Различение букв на ощупь игра «Угадай букву»

  • Игра «Шифровальщики». Дифференциация на буквенном уровне.

  • Дифференциация на уровне слога.

  • Дифференциация на уровне слова и словосочетания.

  • Составление предложения с одним из слов.

  1. Физкультминутка.

  2. Работа в тетрадях.

  • Записать слова в две колонки (по наличию и, ш):

  • Работа с предложением.

5. Итог занятия.

  • Игра «Поле чудес»


Ход занятия:

1. Организационный момент.

  • Игровое упражнение «Подбрось-Поймай» с мячом и синхронным проговариванием стихотворения «Наша Таня». Выделение букв Ш; И. Проверка внимания детей.

  • Игровое упражнение «Сквозняк». Выделение заданных звуков из названия картинок: школа - [ш1]; шакал - [ш1]; швабра - [ш2], [и6].

Логопед: дети, с каким звуком было больше слов? А какой 2 звук в слове «пирс»? Какой звук повторяется дважды в слове «пироги»?

  • Работа с доской. Соедините на доске элементы по цвету. (на доске ᶩ ᶩ ᶩ ᶩ ᶩ) Какие буквы получились? Дети, а как вы думаете, какова тема сегодняшнего занятия?

2. Сообщение темы занятия (название темы занятия дети формулируют самостоятельно).

Ребята, а вы знаете, что некоторые дети путают буквы И и Ш? А что мы делаем со звуками, а с буквами? А люди могут видеть И, а писать Ш. Сегодня на уроке мы поработаем с этими буквами, но сначала поработаем со звуками.

Уточнение артикуляции звуков, соотнесение их с буквами, сравнение и их соотнесение начертания букв:

[и]- гласный

[ш] - щелевой, согласный, всегда твёрдый, глухой, парный.



и

ш

Губы

В улыбке

рупором

Язык


«чашечкой»

Воздушная струя

Не встречает преграды на своем пути

теплая









Логопед даёт образ строчных букв.

Логопед: Ребята, а давайте представим, что наша стена это огромная строка, давайте напишем на ней наши буквы? А теперь представим, что наша строка это доска и напишем наши буквы поменьше. А теперь возьмем листок бумаги и попробуем на нем написать наши буквы. (Дети в воздухе пишут буквы)

Логопед: Дети, из каких элементов состоят письменные буквы И, Ш? Чем они похожи? Чем отличаются? Из скольких элементов состоят эти буквы?

- Что у них общее? (Палочки с закругление внизу?)

-Чем отличаются буквы И и Ш на письме? ( У буквы И две палочки с закруглением внизу, а у буквы Ш – три палочки с закруглением внизу).

- Буква И состоит из 2 элементов, Ш- из 3

Ребята, а как вы думаете, почему некоторые дети путают эти буквы?


  • Различение букв на ощупь игра «Угадай букву» (ребёнку даётся буква под салфеточкой и он на ощупь отгадывает какая буква спрятана у него)


  • Дифференциация на буквенном уровне.

Логопед: дети, давайте поиграем с вами в шифровальщиков? Игра «Шифровальщики» (Логопед выставляет на доску карточку и предлагает детям самостоятельно заменить зашифрованные буквы на настоящие. Задание выполняется сначала устно, дети обосновывают свой выбор.)

«Дифференциация букв и-ш» конспект фронтального логопедического занятия - Рисунок 1


  • Дифференциация на уровне слога.

Логопед раздает детям карточки со схематичным изображением слогов и просит детей прочесть. 

Логопед: ребята, назовите только те слоги, в которых есть буква Ш, только те слоги, в которых есть буква И, те слоги в которых есть обе буквы. Логопед выставляет на доску карточки со словами, где есть эти звуки или части слов.

«Дифференциация букв и-ш» конспект фронтального логопедического занятия - Рисунок 2


  • Дифференциация на уровне слова и словосочетания.

Логопед раздаёт детям каточки с зашифрованными словами.

Логопед: дети, вы так хорошо справляетесь с заданиями, а теперь будет очень сложное задание. Нужно расшифровать слова.

Ж//ЗНЬ, КАРАНДА///, КА///ТАНЫ, КН//ГА, ВЕ///АЛКА, П//ЛА, БАБУ///КА, А//СТ.

Логопед: Ребята, а давайте придумаем словосочетания с этими словами?

После успешного выполнения первой части задания, логопед предлагает детям расшифровать слова с двумя искаженными буквами.

КУ///ЕТК//, У/// //, ВЕ///АЛК//, /// //НА, КО///К//, М// ///К//, МА/// //НА, В// ///НЯ.

  • Составление предложения с одним из слов: (устно).

Физкультминутка «Хома, хома, хомячок». Кто самый внимательный? Называние слов с заданными буквами из текста, использованного в физкультминутке.

3. Работа в тетрадях.

Записать слова в две колонки (по наличию и, ш):

(1 класс- по 3 слова; 2класс- по 5 слов)

дедушка, аист, шпалы, стихи, карандаш, малина, рубашка, игла, шар, кит, галоши.

Повторить правила написания слогов: -жи, -ши.

Работа с предложением.

На доске написано закодированное предложение.

Логопед: Ребята, давайте вместе раскодирует предложение, которое написано, прочитаем и запишем его.

На///а бабу///ка нос//т очк//.

4. Итог.

Какое задание понравилось?

Какое задание показалось трудным (почему)?

Что общего и в чем отличие в написании букв, которые мы сегодня различали?

  • Игра «Поле чудес»


Материалы подготовил(а): учитель начальных классов Семенова Анастасия Александровна

Скачать

Чтобы добавить отзыв, войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь на сайте – легко и быстро.

Регистрация

Обратная связь

ОБЖ и ЗОЖ

Тесты окр мир 2-4 класс

написать письмо

Отправить нам сообщение