«Дифференциация букв и-ш» конспект фронтального логопедического занятия
Конспект предназначен для детей младшего школьного возраста.
Цель: учить детей обозначать заданный звук буквой, удерживать образ буквы, закреплять умение анализировать, выделять элементы букв, воспитывать желание работать в едином темпе с группой.
Задачи:
- развитие умения выделять заданный звук, определять место звука в слове, обозначать заданный звук соответствующей буквой;
- развитие слухового восприятия, внимания, памяти, мышления;
- воспитание умения выполнять задания по инструкции;
- воспитания желания приходить товарищу на помощь.
Материалы подготовил(а): Семенова Анастасия Александровна.
Библиотека материалов Дум Думыча
Конспект
фронтального логопедического занятия
Тема: Дифференциация букв и-ш.
Цель: учить детей обозначать заданный звук буквой, удерживать образ буквы, закреплять умение анализировать, выделять элементы букв, воспитывать желание работать в едином темпе с группой.
Задачи:
1.Коррекционно – обучающие:
- развитие умения выделять заданный звук, определять место звука в слове, обозначать заданный звук соответствующей буквой;
- совершенствование навыка выделять элементы букв, сравнивать их и обозначать условными знаками;
- развитие зрительно – пространственных ориентаций.
2.Коррекционно – развивающие:
- развитие слухового восприятия, внимания, памяти, мышления;
- расширение и уточнение словаря;
- повышение уровня осведомленности;
- развитие координации, общей и мелкой моторики.
3.Коррекционно – воспитательные:
- воспитание умения выполнять задания по инструкции;
- воспитание воли самоконтроля;
- воспитания желания приходить товарищу на помощь.
Оборудование: мячи, предметные картинки, карточки – буквы, цифровые ряды, карточки – схемы.
Словарная работа: шакал, пилотка, пирс, ирис, кушетка, каштан, шпала, галоши.
План занятия:
Организационный момент.
Игровое упражнение «Подбрось – поймай».
Игровое упражнение «Сквозняк».
Работа с доской.
Сообщение темы занятия.
Уточнение артикуяции заданных звуков, соотнесение с буквами.
Различение букв на ощупь игра «Угадай букву»
Игра «Шифровальщики». Дифференциация на буквенном уровне.
Дифференциация на уровне слога.
Дифференциация на уровне слова и словосочетания.
Составление предложения с одним из слов.
Физкультминутка.
Работа в тетрадях.
Записать слова в две колонки (по наличию и, ш):
Работа с предложением.
5. Итог занятия.
Игра «Поле чудес»
Ход
занятия:
1. Организационный момент.
Игровое упражнение «Подбрось-Поймай» с мячом и синхронным проговариванием стихотворения «Наша Таня». Выделение букв Ш; И. Проверка внимания детей.
Игровое упражнение «Сквозняк». Выделение заданных звуков из названия картинок: школа - [ш1]; шакал - [ш1]; швабра - [ш2], [и6].
Логопед: дети, с каким звуком было больше слов? А какой 2 звук в слове «пирс»? Какой звук повторяется дважды в слове «пироги»?
Работа с доской. Соедините на доске элементы по цвету. (на доске ᶩ ᶩ ᶩ ᶩ ᶩ) Какие буквы получились? Дети, а как вы думаете, какова тема сегодняшнего занятия?
2. Сообщение темы занятия (название темы занятия дети формулируют самостоятельно).
Ребята, а вы знаете, что некоторые дети путают буквы И и Ш? А что мы делаем со звуками, а с буквами? А люди могут видеть И, а писать Ш. Сегодня на уроке мы поработаем с этими буквами, но сначала поработаем со звуками.
• Уточнение артикуляции звуков, соотнесение их с буквами, сравнение и их соотнесение начертания букв:
[и]- гласный
[ш] - щелевой, согласный, всегда твёрдый, глухой, парный.
|
и |
ш |
Губы |
В улыбке |
рупором |
Язык |
|
«чашечкой» |
Воздушная струя |
Не встречает преграды на своем пути |
теплая |
Логопед даёт образ строчных букв.
Логопед: Ребята, а давайте представим, что наша стена это огромная строка, давайте напишем на ней наши буквы? А теперь представим, что наша строка это доска и напишем наши буквы поменьше. А теперь возьмем листок бумаги и попробуем на нем написать наши буквы. (Дети в воздухе пишут буквы)
Логопед: Дети, из каких элементов состоят письменные буквы И, Ш? Чем они похожи? Чем отличаются? Из скольких элементов состоят эти буквы?
- Что у них общее? (Палочки с закругление внизу?)
-Чем отличаются буквы И и Ш на письме? ( У буквы И две палочки с закруглением внизу, а у буквы Ш – три палочки с закруглением внизу).
- Буква И состоит из 2 элементов, Ш- из 3
Ребята, а как вы думаете, почему некоторые дети путают эти буквы?
Различение букв на ощупь игра «Угадай букву» (ребёнку даётся буква под салфеточкой и он на ощупь отгадывает какая буква спрятана у него)
Дифференциация на буквенном уровне.
Логопед: дети, давайте поиграем с вами в шифровальщиков? Игра «Шифровальщики» (Логопед выставляет на доску карточку и предлагает детям самостоятельно заменить зашифрованные буквы на настоящие. Задание выполняется сначала устно, дети обосновывают свой выбор.)
Дифференциация на уровне слога.
Логопед раздает детям карточки со схематичным изображением слогов и просит детей прочесть.
Логопед: ребята, назовите только те слоги, в которых есть буква Ш, только те слоги, в которых есть буква И, те слоги в которых есть обе буквы. Логопед выставляет на доску карточки со словами, где есть эти звуки или части слов.
Дифференциация на уровне слова и словосочетания.
Логопед раздаёт детям каточки с зашифрованными словами.
Логопед: дети, вы так хорошо справляетесь с заданиями, а теперь будет очень сложное задание. Нужно расшифровать слова.
Ж//ЗНЬ, КАРАНДА///, КА///ТАНЫ, КН//ГА, ВЕ///АЛКА, П//ЛА, БАБУ///КА, А//СТ.
Логопед: Ребята, а давайте придумаем словосочетания с этими словами?
После успешного выполнения первой части задания, логопед предлагает детям расшифровать слова с двумя искаженными буквами.
КУ///ЕТК//, У/// //, ВЕ///АЛК//, /// //НА, КО///К//, М// ///К//, МА/// //НА, В// ///НЯ.
Составление предложения с одним из слов: (устно).
• Физкультминутка «Хома, хома, хомячок». Кто самый внимательный? Называние слов с заданными буквами из текста, использованного в физкультминутке.
3. Работа в тетрадях.
Записать слова в две колонки (по наличию и, ш):
(1 класс- по 3 слова; 2класс- по 5 слов)
дедушка, аист, шпалы, стихи, карандаш, малина, рубашка, игла, шар, кит, галоши.
Повторить правила написания слогов: -жи, -ши.
• Работа с предложением.
На доске написано закодированное предложение.
Логопед: Ребята, давайте вместе раскодирует предложение, которое написано, прочитаем и запишем его.
На///а бабу///ка нос//т очк//.
4. Итог.
Какое задание понравилось?
Какое задание показалось трудным (почему)?
Что общего и в чем отличие в написании букв, которые мы сегодня различали?
Игра «Поле чудес»
Материалы подготовил(а): учитель начальных классов Семенова Анастасия Александровна
Мне нравится | 0