Дикорастущие и культурные растения

Урок окружающего мира 2 класс
Цели урока:
 формировать понятия «культурные» и «дикорастущие» растения;
 показать разнообразие растений;
 раскрыть значение культурных растений в жизни человека.

Библиотека материалов Дум Думыча

Тема урока: «Дикорастущие и культурные растения».

Тип урока: урок открытия нового знания.

Формы обучения: индивидуальная, фронтальная, работа в парах.

Цели урока:

  • формировать понятия «культурные» и «дикорастущие» растения;

  • показать разнообразие растений;

  • раскрыть значение культурных растений в жизни человека.


Планируемые результаты обучения

Предметные

  • Сравнивать и различать дикорастущие и культурные растения; приводить примеры.

Метапредметные

Регулятивные УУД:

- развивать умение принимать и сохранять задачу, планируя свои действия в соответствии с ней;

- учить само- и взаимоконтролю, самооценке.

Познавательные УУД:

- формировать умение понимать информацию, представленную в виде текста, таблиц, схем, иллюстраций;

- выделять новые понятия, определять их существенные признаки;

- развивать умение строить речевые высказывания, формулировать выводы.

Коммуникативные УУД:

- способствовать формированию собственного мнения по обсуждаемым вопросам;

- развивать умение работать в паре.

Личностные

  • Развивать умение слушать и слышать одноклассника и учителя.

  • Закрепить положительную мотивацию к учению посредством организации самостоятельной работы и самооценки деятельности на уроке.







Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

I.Организационный момент

Цель: создание условий для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс

Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку,

Организация внимания детей.

Чтение стихотворения, как настрой на работу.

Прозвенел и смолк звонок.

Собрались все на урок,

Что-то новое узнать,

Громко, чётко отвечать

И друг другу помогать.

Улыбнитесь друг другу и начинаем работать.

У вас на столах есть смайлики, выберите тот, который показывает ваше настроение.

Зелёный, Жёлтый, Красный.


Настраиваются на работу. Показывают смайлики.

Регулятивные УУД:

контролируют и оценивают свою готовность к уроку.

Познавательные УУД:

выделяют необходимую информацию.

Коммуникативные УУД:

умеют слышать, слушать.

Личностные УУД:

выражают положительное отношение к процессу познания, проявляют желание

узнать новое.

II.Актуализация знаний.

Цель: активизировать опорные знания

Сейчас мы проверим ваши знания, изученные ранее. И начну я с загадки.

Дышит, растёт, а ходить не может. (растение) Слово на доску

Давайте вспомним, что мы уже знаем о растениях.

Прочитайте названия растений (берёза, яблоня, крыжовник , сирень, помидор, дуб, калина, сосна, одуванчик)

На какие группы вы бы их разделили?

Игра «Каждому растению своё место»

Необходимо расставить названия к своей группе.

Разгадывают загадку.

Выполняют условия игры

РУУД: принимают и сохраняют учебную задачу, осуществляют контроль и оценивание своей деятельности, при необходимости корректируют собственную деятельность и деятельность одноклассников.

ПУУД: осознано и произвольно строят речевое высказывание, анализируют и делают обобщения.

КУУД: учатся слушать и слышать, обосновывать свою точку зрения.

ЛУУД: мотивация к учебной деятельности, стремление развивать наблюдательность, логическое мышление.

III.Самоопределение к деятельности

Цель: подготовка к восприятию нового материала

Посмотрите, мы уже немного знаем о растениях!

Как вы думаете, разве можно их ещё на какие-то группы разделить?

Оказывается можно, давайте попробуем это сделать.

А я разделила растения вот так:

Яблоня береза

Крыжовник дуб

Помидор сосна

сирень

калина

одуванчик


По какому признаку?

Подумайте, на какие 2 группы можно разделить эти растения?


Отвечают на вопросы.

ПУУД: строят осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о растениях, осуществляют поиск необходимой информации
(из рассказа учителя, из собственного жизненного опыта).

Коммуникативные: используют речь для регуляции своего действия; принимают другое мнение и позицию; допускают существование различных точек зрения

IV. Определение темы и постановка учебных задач.

Цель: развитие познавательной деятельности посредством определения темы урока и предмета изучения.

Предположите, о чем мы будем говорить сегодня на уроке?

(Тема открывается на слайде)

Тема нашего сегодняшнего урока «Дикорастущие и культурные растения»

Итак, сегодня мы узнаем, почему одни растения относят к дикорастущим, а других к культурным растениям. Узнаем, какие бывают культурные растения и для чего они нам нужны.

Слушают и обсуждают тему урока

ПУУД: самостоятельно выделяют и формулируют тему и цели урока

РУУД: целеполагание

V. Открытие новых знаний.

Цель: обеспечить восприятие, осмысление и запоминание детьми изученного.

На какие группы можно разделить все растения? На доске от слова растение отходят две стрелочки: дикорастущие и культурные.


Р

Дикорастущие и культурные растения - Рисунок 1
Дикорастущие и культурные растения - Рисунок 2
астения



Дикорастущие Культурные


А теперь откроем учебник на странице 74 и прочитаем, какие растения называются дикорастущими, а какие культурными.


Задание: найти признаки по которым растения делятся на дикорастущие и культурные.

Объясните, как вы понимаете значение слов «дикорастущие» и «культурные». Какие существенные признаки относятся к дикорастущим растениям? Какие к культурным?

Какой вывод можно сделать?

Теперь выполним задание под красным кружочком.

Взаимопроверка.

Рабочая тетрадь с.48 №1


Работают с текстом.

Выполняют задания.

Отвечают на вопросы. Делают вывод.

Работают по учебнику.

Выполняют взаимопроверку.

Приводят свои примеры.


ПУУД: добывают новые знания, находят ответы на вопросы, используя информацию, учебник, жизненный опыт, решают проблемы, рассуждают, анализируют, доказывают, делают вывод.

КУУД: оформляют свою мысль в устной форме, слушают и понимают речь других, определяют основную и второстепенную информацию, выполняя задания, сотрудничать с одноклассниками и учителем, ставить вопросы, высказывать свое мнение

РУУД: учатся планировать, прогнозировать, оценивать

VI.Физкультминутка

Цель: воспитывать ценностное отношение к своему здоровью, обеспечить активный отдых учащихся, снять утомление.

А сейчас немного отдохнем.

Ветер тихо клен качает,

Вправо, влево наклоняет:

Раз - наклон и два - наклон,

Зашумел листвою клен.

Молодцы!

Присаживаемся и продолжаем работать.


Выполняют упражнения

РУУД: контролируют свои действия.




VII.Продолжение работы по теме урока.

Цель:обеспечить восприятие, осмысление, первичное запоминание детьми изученной темы






Подумайте, для чего люди выращивают культурные растения (высказывания детей).На какие группы их можно разделить?

Каждый день мы едим хлеб. Его пекут из муки, а муку получают из зёрен пшеницы, ржи, ячменя, овса. Они называются0;зерновыми растениями. Из пшеницы изготавливают белый хлеб, из ржаной - чёрный хлеб. Какие ещё зерновые культурные растения вы знаете?

Груша - слива. В садах люди выращивают деревья- слива, груша; кустарники- смородина, малина, крыжовник; травы - земляника, клубника, дающие нам плоды.

Это - плодовые растения.

Лук - картофель. Они растут на полях и огородах.

Это - овощные растения.

Лён- хлопок. Из них делают ткань. Такие растения называют0;Это очень ценные растения, дающие прекрасное волокно, из которого вырабатывают ткани: ситец, сатин, бязь…

Пион, георгин – это… Правильно! Их выращиваем на клумбах для красоты. Они называются - декоративными растениями.

На доске появляются стрелочки от культурных растений: плодовые, овощные, зерновые, прядильные, декоративные.

Приведите примеры. « Это я…» /лук, груша, пшеница, роза, лен, хлопок, картофель, чеснок, яблоня, рожь, ирис, пионы, георгины/

Вывод: Культурные растения делятся на группы: плодовые, овощные, зерновые, прядильные, декоративные.

Высказывают свои мысли.

Отвечают «Это я…», у которых совпадает название и группа культурных растений.

Делают вывод.

ПУУД: добывают новые знания, находят ответы на вопросы, используя информацию, учебник, жизненный опыт, решают проблемы, рассуждают, анализируют, доказывают, делают вывод.

КУУД: оформляют свою мысль в устной форме, слушают и понимают речь других, определяют основную и второстепенную информацию, выполняя задания, сотрудничать с одноклассниками и учителем, ставить вопросы, высказывать свое мнение

РУУД: учатся планировать, прогнозировать. контролируют свои действия.

VIII. Закрепление изученного материала

Цель: отработка полученных знаний


- Для закрепления пройденного материала мы проведем игру “Что здесь лишнее?” (слайд 6)

1. клевер, астра, роза, гладиолус
2. береза, василек, репа, осина
3. огурец, лук, лен, чеснок
4. груша, слива, малина, яблоня
5. пшеница, рожь, ячмень, картофель

А сейчас вернемся к учебнику на странице 75 и посмотрим на какие группы Сережа разделил культурные растения.

Игра «Отгадай и найди свою группу» Условие игры: Разгадав загадку, ученик подходит к своей группе: дикорастущие и культурные.

В огороде у дорожки
Стоит солнышко на ножке.
Только желтые лучи у него не горячи. (подсолнух)

Какую траву и слепой узнает? (крапива)

Весною зеленела,
летом загорала,
осенью надела
красные кораллы. (рябина)

Была зеленой, маленькой,

потом я стала аленькой.

На солнце почернела я,

и вот теперь я спелая. (вишня)

Как надела сто рубах,
Захрустела на зубах.
(капуста)

В поле росла,
Под жерновом была,
Из печки на стол
Караваем пришла.
(Пшеница) 

Низок, да колюч,
Сладок, да не пахуч.
Ягоду сорвешь – 
Всю руку обдерешь.
(Крыжовник) 

Желтые головки,
Белые ресницы,
Все они похожи, 
Будто бы сестрицы.
Я надеюсь, знаешь ты
Эти скромные цветы.
(Ромашки)

Растут на грядке зеленые ветки, 
а на них красные детки. (Помидор)

Вот чудесные цветы 
небывалой красоты.
Яркие, пахучие – 
Ай – ай – ай! Колючие! (Розы)

Из земли вырастаю –

весь мир одеваю. (Лен)

Выполняют условия игры.

Разгадывают загадки

РУУД: прогнозируют результаты собственной деятельности.

ПУУД: строят логическую цепочку рассуждений, доказывают свое мнение.

КУУД: полно выражают свои мысли.

IX.Итог урока.

Цель: обобщение полученных знаний на уроке


Итак, ребята, что нового о растениях мы узнали сегодня на уроке? На какие 2 группы делятся растения?

А культурные растения на какие группы делятся? Молодцы.

Отвечают на вопросы

РУУД: осознают важность полученных знаний.




X.Рефлексия учебной деятельности

Цель: инициирование рефлексии по поводу психоэмоциональ-

ного состояния

Оцените свою работу на уроке. Довольны ли вы собою? Хорошо ли вы усвоили материал урока?

Покажите, пожалуйста, смайлики с соответствующим цветом. Изменилось ли ваше настроение в конце урока

- зеленый – Я легко справился со всеми заданиями.

- желтый – Справился с некоторыми затруднениями.

- красный – Задания не выполнил.


Определяют свое эмоциональное состояние на уроке

ПУУД: рефлексия способов и условий действий,.

КУУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

РУУД: умение оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки.

ЛУУД: самооценка на основе критерия успешности учебной деятельности.

XI.Домашнее задание

Цель: обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

По выбору выполнить одно из заданий.

1.Выполнить задания в рабочей тетради на стр.48-50.

2.Подготовить сообщение о каком-либо культурном растении (на выбор).

3. Прочитать легенду о растениях на стр. 70-71 и подготовить пересказ.

Хочется закончить урок следующими пожеланиями: любите, берегите, изучайте и охраняйте родную природу и любовь эта возвратится к вам.

Спасибо за урок! Можете прибрать свое рабочее место.


Записывают домашнее задание




Материалы подготовил(а): Щёлкина Елена Александровна

Скачать

Чтобы добавить отзыв, войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь на сайте – легко и быстро.

Регистрация

Обратная связь

ОБЖ и ЗОЖ

Тесты окр мир 2-4 класс

написать письмо

Отправить нам сообщение