Экологический проект по защите и охране животного мира среди школьников и студентов

Цель работы: выявить общее в поведении птиц и людей.
Задачи:
Обобщить информацию о синицах за 2 года исследования;
Выявить особенности поведения синиц;
Выделить правила поведения, которые можно перенять у птиц;
Разработать памятку «Как подкармливать птиц зимой», изготовить ЭКОкормушки, провести конкурс рисунков «Что за птица синица?»;
Провести экологический праздник «Синичкин день»;
Организовать общешкольную акцию «Покормите птиц зимой!»
Материалы подготовил(а): Побережная Наталья Викторовна.

Библиотека материалов Дум Думыча

Содержание



1. Введение…………………………………………………….2-3

2. Основная часть……………………………………………...3-8

а) Поиск информации

б) Опрос

в) Наблюдение на кормушке

3. Выводы……………………………………………………....8-9

4. Список источников…………………………………………10

  1. Приложения………………………………………………..11-13






























Введение


Слышу я: звенит синица

Средь желтеющих ветвей;

Здравствуй, маленькая птица,

Вестница осенних дней!


В первом классе проходил конкурс кормушек «Покормите птиц зимой!». С большим удовольствием взялись за работу, и вот уже школьный парк пестрит нарядными кормушками. Это очень удобное место. Местные жители часто подкармливают птичек. По пути в школу удобно подсыпать корм и наблюдать за пернатыми гостями.

Нас заинтересовало: как синицы ведут себя в группе? Есть ли вожак? Дружные синички или драчуны? Обижают сильные слабых? На каком языке общаются между собой синицы? А как ведут себя с птицами других видов? Можно ли чему-то научиться у них?

Цель работы: выявить общее в поведении птиц и людей.

Задачи:

Обобщить информацию о синицах за 2 года исследования;

Выявить особенности поведения синиц;

Выделить правила поведения, которые можно перенять у птиц;

Разработать памятку «Как подкармливать птиц зимой», изготовить ЭКОкормушки, провести конкурс рисунков «Что за птица синица?»;

Провести экологический праздник «Синичкин день»;

Организовать общешкольную акцию «Покормите птиц зимой!»

Предмет исследования: синицы на кормушке.

Актуальность: Наблюдение за птицами, их поведением, помогает устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями, жизнью птиц и жизнью людей, и, поможет научиться преодолевать трудности, развиваться и лучше общаться с другими детьми, а также будет способствовать воспитанию желания заботиться о птицах зимой.

Гипотеза: если изучать повадки птиц, то можно перенять у них некоторые

правила поведения.

Методы исследования:

-поиск информации о синицах в книгах и на сайтах о природе;

-анализ собранной информации;

-опрос сверстников, родителей, случайных прохожих о сходстве в поведении человека и птицы;

-наблюдение за поведением синиц на кормушке.

Основная часть

Синицы - небольшие красивые птички с желтой грудкой, они живут в нашем посёлке, быстро летают, ищут корм, поют. В 2020-2021 г., мы наблюдали поведение синиц на кормушке, научились подбирать корм, помогали синицам выжить в морозные дни. В 2021-2022 году продолжили наблюдение. Чтобы расширить знания о синицах, обитающих в наших краях, обратились к учителю и руководителю экологического кружка, Побережной Наталье Викторовне. И вот что узнали: в наших краях обитает большая синица. Самая крупная из синиц – белощёкая, желтогрудая птичка с чёрной дорожкой, разделяющей грудку на равные части. Почему же этих птиц люди назвали синицами – ведь синих перьев у них нет? Когда внимательно прислушаешься к голосам этих озорниц, то услышишь «Си-си-си-зинь-зинь». Птица тихонько попискивает, будто сама себя называет. Ну, раз так, стоит ли людям спорить? Наверное, поэтому их и назвали синицами. За размеры называют – большаком. Проделывать разнообразные акробатические трюки в поисках насекомых синицам позволяют острые цепкие коготки, про которые даже сложена пословица: «Мала синичка, да коготок остёр». С заморозками эти бойкие, крикливые птички прилетают к людям поближе. Синички вездесущи и любопытны, как дети. Ничто не ускользает от их цепкого взгляда. Чем ближе зима и холоднее становится погода, тем больше синиц является в город, в посёлок, в деревню. Синицу можно встретить в любом месте нашей планеты. Синица – осёдлая птица. Холодно и голодно птицам зимой. Трудно пернатым добывать себе корм. Голодные и ослабевшие птицы быстро замерзают. В суровую зиму из 10 птичек выживает только одна. Ведь голодную птичку может погубить даже самый маленький морозец. А вот сытой птице и сильный мороз не страшен. Вот и летят птицы поближе к жилью человека. Для незнающих, но готовых помочь людей: зимой насекомоядные синицы при отсутствии насекомых и заменяющей их пищи массово гибнут. Зимняя подкормка резко увеличивает количество птиц в окрестностях. Вот почему так важно подкармливать птиц зимой. Учитель биологии, Шугурова Валерия Васильевна, предложила прочитать книги о птицах (из своей личной библиотеки), из них узнали много интересного о синицах: из книги "Тайны живой природы", узнали, что синицы заботливые родители. Когда синицы вскармливают птенцов, то прилетают к гнезду до 500 раз в день и приносят более 100 г насекомых и личинок. Из книги "Энциклопедический словарь юного натуралиста", узнали, что в природе большая синица живет 10 лет. (Это определено кольцеванием птиц). Из книги "Биология. Справочник школьника" узнали, что в морозные зимние ночи стайки синиц забираются в укрытия (дупла и щели) и спят, тесно прижавшись друг к другу, образовав пушистый шарик с торчащими из него хвостиками. Такая ночевка помогает синицам экономить тепло и выживать.

С давних пор на Руси в ноябре 12 числа отмечается Синичкин день, т. е., день встречи зимующих птиц. Люди готовили кормушки, читали стихи про птиц, загадывали загадки, играли и просто любовались зимними птахами. Почему именно Синичкин день? Да потому что синица – божья птица, так считали на Руси. В старину на неё гадали: бросали крошки хлеба, кусочки сала и наблюдали: если синичка сначала станет клевать сало, то в доме будет вестись живность, если станет клевать крошки хлеба, то будет в доме достаток. На сайте «Факты о птицах», нашли интересную информацию. Традиция помогать пичугам в морозы на Руси имеет давние корни. Мало того, и в Европе в 1328 году Людвигом Баварским был выпущен указ: «Тяжкий штраф ждёт того, кто поймает синицу, усердного ловца насекомых».

А есть ли общее в поведении птиц и людей? На занятии кружка обсуждали поведение синиц. Некоторые из нас думают, что в поведении птиц и людей, возможно, есть общее. Ребята -наблюдатели установили проблемный вопрос: что общего в поведении птиц и людей? Есть ли правила, законы в птичьем мире? Мнения были разные. Результаты опроса одноклассников, друзей, родителей, случайных прохожих обобщили в таблице.


У птиц есть свои законы

Птицы живут как придется

Заботятся о младших и слабых

Умеют перенимать опыт, учатся у старших

Все синицы одинаковые

У птиц ничему научиться нельзя

Одноклассники

12

15

14

22

4

18

Родители

8

2

13

12

2

4

Друзья

10

24

14

21

7

21

Случайные прохожие

5

4

6

8

8

5



Обобщив результаты опроса, поняли - мнения разделились. Обратились за помощью к школьному психологу. Вот, что она сообщила. На поведение человека и птиц влияют три основополагающих фактора:

1.Врожденные инстинкты то, что заложено природой (питание, самосохранение, размножение, забота о потомстве).

2.Среда обитания - это окружение, которое влияет на развитие.

3.Воспитание - передача знаний о жизни, поведении.

Ученые (из Оксфордского университета) изучили поведение больших синиц и разделили птиц на смелых и робких. Ученые утверждают, что личность птиц влияет на общения между собой, что важно для естественного отбора. Именно так и скромные, и агрессивные птицы занимают своё место для питания и размножения. Робкие птицы лучше выживают и размножаются в условиях постоянной угрозы хищников, а смелые и агрессивные синицы получают явное преимущество в питании. У птиц наиболее развиты врожденные инстинкты: инстинкт добычи пищи, защитный инстинкт, инстинкт самосохранения, инстинкт размножения и инстинкт заботы о потомстве. Инстинкт - врожденная программа поведения. А в новых условиях жизни появляются новые навыки поведения. Значит, поведением птиц управляют инстинкты, а на поведение человека влияет воспитание.

Наблюдение на кормушке.

Цель наблюдения:

-выявить особенности поведения на кормушке;

-выяснить, как контактируют с птицами других видов.

Наблюдение за поведением птиц проводилось во время кормления. Тип корма: сало несоленое, масло сливочное, семя подсолнечника, пшеница, корм для рыбок, волнистых попугайчиков.

Виды птиц

Количество птиц

Посещение кормушек птицами (время суток)

Посещение кормушек птицам по временам года

Поведение в присутствии людей

Воробьи

От 2-3 до 12

В течении дня

Воробьи в течении года

Пугливы и осторожны

Голуби


В течении дня

Голуби в течении года

Не боятся

Синицы

От 1до 7

С 8:00 до 17:00

С наступлением холодов

Проявляют любопытство, осторожные, бесстрашные



Заметили: воробьи прилетают в течении всего года, а вот синицы появляются только с наступлением холодов. Синицы оказались смелыми: они не улетали, увидев нас, а продолжали с писком перелетать с ветки на ветку, с дерева на дерево. Синицы в стае ведут себя по-разному. Вначале прилетает синица разведчик, выясняет, есть ли опасность? Проявляет внимательность, быстро осматривает территорию кормушки, берет зернышко и улетает. Она разносит информацию. Затем прилетают уже 2- 3 синицы, внимательно и осторожно кормятся и улетают. А потом прилетает небольшая стая до 5 - 7 синиц в среднем. Синицы в стае сплоченные и дружные. По характеру синицы разные: активные, стеснительные и слабые. При общении синицы открывают клюв, словно шипят, расправляют крылья в стороны, лапы вперед выставляют. Кроме синиц на кормушку прилетали воробьи и голуби. Из наблюдений было понятно, что синицы держатся дружно своей стаей, охраняют свою территорию, не подпускают чужаков до тех пор, пока сами не наедятся. Воробьи сидели отдельно, ждали своей очереди. Иногда синицы с воробьями "выясняли отношения", ссорились. Воробьи понимали, что их время еще не настало. Когда синицы насыщались, к кормушке был доступ воробьям и уже никто не ссорился, все кормились по очереди и мирно. Интересно наблюдать за этими непоседами: они подвижны: подвешивались к веткам вниз головой, качались, держась на самых тонких веточках. Грудка у нее лимонно-желтая, а посередине – черный галстук. Спинка зеленая, на голове бархатная шапочка. Щечки белые, хвост короткий, ровный с небольшой вырезкой. Крылья и хвост серого цвета. Красивая птица- синица!



Заключение

Расширили представление о синицах, обитающих в наших краях. Нашли ответы на вопросы научного поиска. Птицы живут по законам природы. В зимнее время, чтобы выжить, проживают возле людей. Умеют защищать свои позиции. Не обижают слабых. Синицы живут стайками. Отличаются по характеру, охраняют свою территорию, общаются между собой звуками и жестам. Проявляют осторожность и внимательность в поисках пищи. Воробьи в стае синиц не побеждают, ждут своей очереди. Синицы прилетают с восходом солнца и с закатом улетают на ночлег.

Наблюдая за синицами, выделили правила поведения:

Быть трудолюбивым и старательным, преодолевать трудности.

Быть осторожным и внимательным во время опасности.

Защищать слабых.

Учиться правильно себя вести у более опытных и старших.

Гипотеза о том, что если изучать повадки птиц, то можно перенять у них некоторые правила поведения подтвердилась.2

Подготовили и провели в своем классе, в 1 и 4-х класса экологический праздник «Синичкин день».

Обобщив наблюдения, с помощью учителя подготовили общешкольную акцию «Покормите птиц зимой!», создали презентацию и поделились своими знаниями с учениками 4-х, 1-х классов, призывая всех помогать зимующим птичкам, пережить зиму.

Углубили знания о зимующих птицах: подготовили и провели в своем классе викторину, записали в словарь пословицы и поговорки о птицах, обсудили народные приметы.

На уроке ОКМ, работая группами, создали памятку «Как подкармливать птиц зимой».

На занятиях экологического кружка научились выполнять ЭКОкормушки. Провели мастер - классы для учеников начальных классов. Это несложное, увлекательное и очень нужное дело!

Провели конкурс рисунков «Что за птица синица?».

Запланировали поделиться своими знаниями, наблюдениями и приобретенным опытом с ребятами в детском саду. Думаем вместе с учителем подготовить познавательное занятие «Пернатые друзья».

1 апреля - Международный день птиц. Материалы научного поиска пригодятся при подготовке к экологическому празднику.

Исследование продолжалось 2 года: Мы кормим птиц давно, но, оказывается, многого не знали о них. Наблюдая за синицами, нам открылся удивительный мир. Не за горами весна и наши друзья улетят подальше от жилья человека. А мы будем ждать их и готовиться к встрече.




Список литературы

Бабенко В.Г. Птицы. Науч.-поп. изд. для детей.-М.: РОСМЕН,2016.-96с.: ил.-(Детская энциклопедия РОСМЕН).

Биология. Справочник школьника. Научная разработка и составление Власовой З.А. М.:1995.-573с.

Дольник В.Р.Непослушное дитя биосферы. Беседы о человеке в компании птиц и зверей. Науч.-поп. изд. для детей.-М.: Педагогика-пресс,1996.-209с.ил.

Тайны живой природы. Рик Моррис. Научно познавательная литература для младшего и среднего школьного возраста. М.: РОСМЕН,2007.- 200с.: ил.

Энциклопедический словарь юного натуралиста. Сост.Рогожкин А.Г. М.: Педагогика, 1981.-200с.

Интернет - ресурсы.

Сайт "Факты о птицах" режим доступа http://facty.by/ptitsy/170-fakty-o-sinitsakh















Приложение


Памятка «Как подкармливать птиц зимой»


Сделайте кормушку для птиц. Ее можно изготовить и по специальным схемам, а можно – из подручных материалов.

Развешивать кормушки надо в местах, спокойных для птиц и доступных для человека.

Укрепляя кормушку, не обламывайте ветки, не повреждайте стволы деревьев.

Следите, чтобы в кормушке был постоянно корм.

Не бросайте возле кормушки пакеты, банки, в которых приносите корм.

Следите, чтобы в кормушке не было снега.

Не кладите в кормушку конфеты, яблоки, апельсины. Этот корм птицы не едят.

Помните, что птицы любят крошки хлеба, кусочки несоленого сала, кусочки мяса, семена подсолнечника и арбуза.

Викторина о птицах

Почему снегирю дали снежное имя? (Снегири прилетают к нам с первым снегом, а весной улетают на север в родные края.)

Почему весной грачи прилетают первыми? (Грачам достаточно первой проталины, чтобы достать клювом корм – личинки.)

У какой птицы птенцы насиживают яйца? (У северной белой совы. Совята вылупляются в разное время.)

У какой птицы нет гнезда, а птенцы лежат прямо на голой земле? (У козодоя.)

Почему клёст зимой гнезда вьет? (Зимой много еловых семян для птенцов, а весной нет.)

Кто носом деревья сажает? (Кедровка – кедровые орехи, сойка – желуди.)

Какое дерево дятла поит? (Береза своим соком.)

У какой птицы самая большая семья? (У серой куропатки 26 – 28 птенцов.)

Какая перелетная стая обещает снег? (Стая перелетных гусей. Через 2 -3 дня жди снегопада.)

Кто ни разу шага не сделал? (Воробей.)

Какая птица умеет дразниться? (Попугай.)

Какая птица хвостом разноцветным гордится? (Павлин.)

Какая птица летает в «очках» на носу? (Филин.)

Какая птица поет только высоко в небе? (Жаворонок)

Какая птица может летать хвостом вперед? (Колибри)

Какую птичку зовут так же, как и мальчишку? (Славка)

Какую утку зовут так же, как и известного русского писателя? (Гоголь)

Имя, какой птицы связано с лошадью? (Конёк)

Какие птицы называются так же, как и грибы? (Поганки)

Приметы и птицы

Вороны устроили в небе хоровод — к снегопаду, на земле сидят — к оттепели, расселись на нижних ветках деревьев — к ветру.

Если зимой воробьи начинают гнезда вить — через два-три дня будет большой мороз.

Если мухи проснулись среди зимы — к продолжительной оттепели.

Курица то и дело ощипывается — к снегопаду.

Садится ворона всегда клювом к ветру.

Сорока летает близ жилья, лезет под стреху — к вьюге.

Пословицы и поговорки про птиц

Будет в голубятне корм, голуби слетятся

Видна птица по полету.

Всякая птица свои песни поет.

Всякая птица своим клювом сыта (кормится).

Всякая птица своим пером красуется.

Всякая птица тепло ищет.

Где птица не летает, а свое гнездо знает.

Дружные чайки и ястреба одолеют.

Знает сорока, где зиму зимовать.

И птица, выкормив птенца, его летать учит.

И птицы весною парочками летают.

Изба без детей, что гнездо без птиц.

Красна птица пером, а человек умом.

Где ласточке ни летать, а к весне опять прибывать.

Кукушка- на- радость в бору, ребенок на радость в дому.

Курица по зернышку клюет, да сыта бывает.

Ласточка день починает, а соловей кончает.

Не будь петуха, разве утро настанет.

Не велика синичка, да та же птичка.



13


Материалы подготовил(а): учитель начальных классов Побережная Наталья Викторовна

Скачать

Чтобы добавить отзыв, войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь на сайте – легко и быстро.

Регистрация

Обратная связь

ОБЖ и ЗОЖ

Тесты окр мир 2-4 класс

написать письмо

Отправить нам сообщение