Характеристика монологической речи детей дошкольного возраста

Речь является непременным условием и необходимым компонентом осуществления любой деятельности – теоретической и практической, коллективной и индивидуальной, она является важнейшим средством овладения знаниями, необходимой предпосылкой обучения и развития ребенка.

Библиотека материалов Дум Думыча

Характеристика монологической речи детей дошкольного возраста

Речь является непременным условием и необходимым компонентом осуществления любой деятельности – теоретической и практической, коллективной и индивидуальной, она является важнейшим средством овладения знаниями, необходимой предпосылкой обучения и развития ребенка. Речь сопровождает практически все виды деятельности ребёнка. Чем богаче и правильнее речь ребёнка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности познать действительность, наладить полноценные взаимоотношения с детьми и взрослыми. Наша задача – воспитание личности, способной к полноценному общению. Говорить – значит пользоваться устной речью, выражать свои мысли словами. Чтобы говорить, ребёнок должен владеть определённым запасом слов, активно пользоваться им, уметь строить высказывания, формулировать свою мысль.

Речь человека - показатель его интеллекта и культуры. Сама по себе она не возникает, а является составной частью общения. В связной речи понятие - монологическая речь является центральной.

Овладение монологической речью — необходимая ступень развития речи дошкольников, поскольку именно при построении монолога в наибольшей степени проявляются их речевые умения.

Монологическая речь — это развернутый вид речи. Эта речь в большей степени произвольна: говорящий имеет намерение выразить содержание и должен выбрать для этого содержания адекватную языковую форму и построить на его основе высказывание. Монологическая речь — это организованный вид речи. Говорящий программирует не только каждое отдельное высказывание, но и всю свою речь, весь монолог как целое.

Выделяются три основных вида монологической речи:

  1. Описание — это модель монологического сообщения в виде перечисления одновременных или постоянных признаков предмета в широком понимании, имеющая для этого определенную языковую структуру. Можно выделить ряд особенностей описания, которые отличают его от других типов монолога.

  1. Наличие объекта речи, или объекта описания. Объект описания, как правило, называется в начале описания. Объектом описания могут быть предметы окружающего мира, игрушки, явления живой и неживой природы, люди, животные.

  2. Описание отличается специфичными функциями, которые заключаются либо в перечислении внешних признаков объектов (жанры описания — портрет, интерьер, пейзаж), либо в перечислении внутренних признаков объектов: качеств человека, особенностей его поведения, свойств материала, признаков сезона, повадок и мест обитания животных и т.д. (жанр описания — характеристика).

  3. Еще одной особенностью описания является статичность, выражающаяся в едином временном плане. Признаки объекта описания наблюдались или наблюдаются в определенный момент, поэтому в описании, как правило, используются глаголы одного времени, смешение времен не допускается. Нередко описание сравнивают с фотографией предметов, явлений, запечатленных в какой-то определенный по времени момент.

  4. Структура описания соответствует его функциям. Его композиционная схема (структура) включает:

  • общую характеристику объекта, передающую впечатления от объекта или его основные признаки;

  • последовательное перечисление отдельных признаков;

  • оценочное суждение, вывод.

д) Особенностью описания является использование специфических для него речевых средств. Чаще всего в описании встречаются:

  • существительные, называющие части или детали объектов;

  • прилагательные, характеризующие особенности объекта описания;

  • тропы (эпитеты, сравнения, метафоры и др.);

  • синонимы, антонимы, многозначные слова;

  • глаголы в описании применяются реже: они нужны для определения временных признаков объекта описания.

  1. Повествование — тип речи со значением сообщения о развивающихся действиях или состоянии предметов или явлений. Повествование - это другой тип монолога — существует как самостоятельный тип речи и как интегрированный тип, который может включать в себя описания и рассуждения. Повествование определяется как тип речи со значением сообщения о развивающихся действиях или состоянии предметов или явлений.

Признаки, или особенности повествования как типа речи, вытекающие из анализа работ ученых, занимавшихся проблемами языка, и в частности, речевого развития дошкольников О. А. Нечаевой, О. М. Казарцевой, Е. Н. Судаковой:

  1. Каждое повествование имеет тему сообщения, ядро рассказа, его обобщенное содержание. Тема обобщенно представлена в названиях повествований: «Курочка Ряба», «Живая шляпа» и другие;

  2. В повествованиях о развивающихся действиях присутствуют действующие лица;

  3. Повествование как один из типов монологической речи выполняет специфические функции. Главная его особенность заключается в его целевом предназначении — изложить события во временной последовательности, передать развитие действий героев или состояний предмета;

  4. Яркой отличительной чертой повествования является его композиционная схема, структурное построение. Структура повествования характеризуется жесткостью, невозможностью изменения последовательности каждой из частей. Сообщение о развивающихся событиях требует определенной последовательности в презентации действующих лиц, места действия, самих действий, поэтому структура повествования такова:

  • Экспозиция (знакомит слушателей или читателей с героями с местом и временем действия.);

  • Завязка (начало действия или причина события);

  • последовательное развитие событий (наиболее длительная часть повествования);

  • кульминация (момент наивысшего эмоционального напряжения в изложении событий);

  • развязка (завершающее действие).

  1. Рассуждение — это тип монологической речи в форме доказательства, это «особый тип речи, опирающийся в логическом плане на умозаключение и имеющий свою структурно-языковую характеристику». Рассуждение отличается от описания и повествования тем, что в нем отражаются не факты и явления, а мысли, суждения о фактах и явлениях, объяснение причинно-следственных связей какого-либо факта или явления.

  2. Как «особый тип речи» рассуждение имеет специфические признаки, которые касаются его функций, композиции и речевых средств. Функции рассуждения заключаются в том, чтобы объяснить какой-либо факт или аргументировано доказать свое мнение, свою гипотезу, свою точку зрения. Рассуждения нельзя увидеть, их можно только понять.

В построении рассуждения выделяются три части:

  1. тезис (утверждение или отрицание чего-либо);

  2. подтверждение (доказательство тезиса путем аргументации);

  3. вывод-заключение.

Речь-рассуждение отличается от других типов монолога специфическими функциями, структурой и языковыми средствами.


Для успешного освоения программы обучения в школе у выпускника детского сада должны быть сформированы умения связно высказывать свои мысли, строить диалог и составлять небольшой рассказ на определенную тему. Но чтобы этому научить, необходимо развивать и другие стороны речи: расширять словарный запас, воспитывать звуковую культуру речи и формировать грамматический строй.

В образовательной работе с дошкольниками картина является важным средством обучения. Изучая педагогический опыт в западных странах, К. Д. Ушинский описал девять видов занятий с детьми в малолетней школе Фрелиха. Характеризуя занятие «Рассказы по картинам», он оценивал картины как «превосходное пособие при начальном обучении», как «самый лучший предмет для первых бесед, знакомый учителю, знакомый и интересный для детей и необыкновенно обильный по содержанию». При этом он отмечал необходимость создания специальных картин для первоначального обучения языку. В практику дошкольного образования картина внесена благодаря Е. И. Тихеевой. Основное предназначение картины Е. И. Тихеева видела в развитии словаря детей. Это отчетливо видно из анализа видов занятий по картинам, предлагаемых ей. Почти все виды занятий она связывала с развитием словаря детей.

Ребенок дошкольного возраста любит рассматривать картины и рассказывает о них живо и заинтересованно. Велико его желание поделиться своими впечатлениями с окружающими о том, что он видит. Рассматривая картину, маленький ребенок все время говорит. Педагог должен поддерживать этот детский разговор, должен сам говорить с детьми, путем наводящих вопросов руководить их вниманием и языком».

Процесс обучения дошкольников составлению описаний при использовании картин предполагает:

  • Описание предметной картины (это связное последовательное описание изображенных на картине предметов или животных, их качеств, свойств, действий);

  • описание сюжетной картины (то описание изображенной на картине ситуации, не выходящей за пределы содержания картины.);

  • описание отдельных объектов сюжетной картины;

  • описание пейзажной картины (Пример описания картины И. Левитана «Весна. Большая вода» ребенком 6, 5 лет: «Растаял снег, и затопило все кругом. Деревья стоят в воде, а на горке домики. Их не затопило. В домиках живут рыбаки, они ловят рыбу»).

При обучении детей построению повествовательных монологов на основе картин можно выделить:

  • рассказы по сюжетной картине (рассказы с придумыванием событий, предшествующих событиям, изображенным на картине, и последующих);

  • рассказы по серии сюжетных картин;

  • рассказы по пейзажной картине.

В процессе рассматривания любой из картин постоянно возникает возможность стимулирования детей к созданию элементарных рассуждений. В процессе беседы, углубляя, детализируя восприятие картины, можно побуждать детей не только к узнаванию объектов или героев картины, но и к установлению времени и места действия на картине, причинно-следственных связей.



Материалы подготовил(а): воспитатель Казакова Екатерина Николаевна

Скачать

Чтобы добавить отзыв, войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь на сайте – легко и быстро.

Регистрация

Обратная связь

ОБЖ и ЗОЖ

Тесты окр мир 2-4 класс

написать письмо

Отправить нам сообщение