Информационно-коммуникационные технологии как средство достижения качества дошкольного образования

Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовательном процессе — это одна из самых актуальных проблем в дошкольном образовании в настоящее время.При планировании деятельности нужно учитывать условия и требования, применяемые к использованию информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе и не допустить следующие ошибки

Библиотека материалов Дум Думыча

Информационно-коммуникационные технологии как средство достижения качества дошкольного образования



Методическая разработка для педагогов

Косенкова Инна Ивановна,

Заместитель заведующего

по основной деятельности

ГУО«Ясли-сад № 7 г.Кричева»,

г.Кричев, Беларусь



Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовательном процессе — это одна из самых актуальных проблем в дошкольном образовании в настоящее время.

Современные технологии передачи информации открывают перед нами совершенно новые возможности в области образования. Вхождение детей в мир знаний начинается в дошкольном возрасте. Они сравнивают предметы по величине, устанавливают количественные отношения, знакомятся с геометрическими фигурами, учатся рисовать, получают первые знания об окружающем мире.

Специфика введения персонального компьютера в процесс воспитания детей дошкольного возраста заключается в использовании компьютера как средства воспитания и развития творческих способностей ребенка, формирования его личности, обогащения интеллектуальной сферы воспитанников и существенно позволяет расширить возможности педагога. Использование информационно-коммуникационных технологий является одним из перспективных средств обучения 5-7 летних детей.

Где же ИКТ могут помочь современному педагогу в его работе?

  1. Подбор иллюстративного материала к специально организованной деятельности педагога с детьми и для оформления стендов, группы, кабинетов (сканирование, Интернет; принтер, презентация).

  2. Подбор дополнительного познавательного материала.

  3. Обмен опытом, знакомство с методическими материалами, наработками других педагогов.

  4. Оформление групповой документации, отчётов.

  5. Создание презентаций в программе РowerРoint для повышения эффективности совместной деятельности с детьми и педагогической компетенции родителей в процессе проведения родительских собраний.

При создании единой базы методических и демонстрационных материалов у педагога появляется больше свободного времени.

Использование ИКТ не предусматривает обучение детей основам информатики и вычислительной техники.

Это, прежде всего: преобразование предметно-развивающей среды,

использование новой наглядности.

В работе с детьми дошкольного возраста можно выделить следующие доступные направления использования ИКТ:

создание презентаций;

работа с ресурсами Интернет;

использование готовых обучающих программ;

разработка и использование собственных авторских программ.

Использование информационно-коммуникационных технологий в дошкольном образовании позволяет расширить творческие возможности педагога и оказывает положительное влияние на различные стороны психического развития воспитанников. Познавательные занятия с  использованием ИКТ становятся намного ярче и динамичнее. Применение компьютерной техники позволяет сделать занятие привлекательным и по-настоящему современным, решать познавательные и творческие задачи с опорой на наглядность.

В результате работы по внедрению информационных технологий можно отметить преимущества перед традиционными средствами обучения:

ИКТ даёт возможность расширения использования электронных средств обучения, так как они передают информацию быстрее;

движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание детей и способствует повышению у них интереса к изучаемому материалу. Высокая динамика занятия способствует эффективному усвоению материала, развитию памяти, воображения, творчества детей;

обеспечивает нагляд­ность, которая способствует восприятию и лучшему запоминанию материала, что очень важно, учитывая наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста. При этом включаются три вида памяти: зрительная, слуховая, моторная;

слайд-шоу и видеофрагменты позволяют показать те моменты из окружающего мира, наблюдение которых вызывает затруднения;

также можно смоделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя или сложно показать и увидеть в повсе­дневной жизни;

использование информационных технологий побуждает детей к поисковой исследовательской деятельности, включая и поиск в сети Интернет самостоятельно или вместе с родителями.

ИКТ могут быть использованы на любом этапе регламентированной деятельности:

в начале для обозначения темы с помощью вопросов по изучаемой теме, создавая проблемную ситуацию;

как сопровождение объяснения педагога (презентации, схемы, рисунки);

как информационно-обучающее пособие;

для анализа усвоения материала детьми.

Признавая, что компьютер – новое мощное средство для развития детей, необходимо помнить заповедь «Не навреди!». Использование ИКТ в дошкольных учреждениях требует особой подготовки как самих занятий, так и всего распорядка дня в целом в соответствии с возрастом детей и требованиями Санитарных правил.

При планировании деятельности нужно учитывать условия и требования, применяемые к использованию информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе и не допустить следующие ошибки:

несоблюдение санитарных правил;

неправильное определение дидактической роли и места ИКТ в образовательной деятельности;

бесплановость, случайность применения ИКТ;

перенасыщение анимацией, слайдами, рисунками;

несоответствие возрасту детей.

Спектр использования ИКТ в образовательном процессе достаточно широк. Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления учебного материала к организованной деятельности в дошкольном учреждении - это создание мультимедийных презентаций. Она облегчает процесс восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов, т.к. сочетает в себе динамику, звук и изображение, т.е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка. Одновременное воздействие на два важнейших органа восприятия (слух и зрение) позволяют достичь гораздо большего эффекта.

Таким образом, в условиях учреждения дошкольного образования необходимо целесообразно использовать ИКТ в различных видах деятельности. Специально организованная деятельность педагога с детьми имеет свою специфику, она должна быть эмоциональной, яркой, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием определенной наглядности. Всё это может обеспечить нам компьютерная техника с её мультимедийными возможностями. Использование информационных технологий позволит сделать процесс обучения и развития воспитанника достаточно эффективным, откроет новые возможности образования не только для самого ребёнка, но и для педагога.

Однако, каким бы положительным, огромным потенциалом не обладали информационно-коммуникационные технологии, но заменить живого общения педагога с воспитанником они не могут и не должны.

Список используемых источников

Интернет – ресурсы системы образования

Белорусский национальный образовательный интернет-портал

http://www.edu.by

Министерство образования Республики Беларусь

http://minedu.unibel.by

НМУ «Национальный институт образования» Министерства образования Республики Беларусь

http://adu.by

ГУО «Академия последипломного образования»

http://academy.edu.by

ГУО «Минский областной институт развития образования»

http://moipk.minsk-region.edu.by

УО «Могилевский государственный областной институт развития образования»

http://mogileviro.by



  1. Кузнецов А. А., Хеннер Е. К., Имакаев В. Р. и др. «Информационно-коммуникационная компетентность современного учителя». — Информатика и образование. 2010. № 4. 2.      Захарова И. Г. Информационные технологии в образовании. — М.: Издательский центр «Академия», 2010. —192 с.5.              Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е. С. Полат. — М., 2011.



4


Материалы подготовил(а): Косенкова Инна Ивановна

Скачать

Чтобы добавить отзыв, войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь на сайте – легко и быстро.

Регистрация

Обратная связь

ОБЖ и ЗОЖ

Тесты окр мир 2-4 класс

написать письмо

Отправить нам сообщение