Интеллектуальный марафон 3-4 классы «Пернатые друзья»🦜

Цель: формирование представления о птицах.
Задачи: знакомство с полезной деятельностью птиц в природе; развитие познавательного интереса к птицам; воспитание бережного отношения к птицам и ответственности за все живое.
Материалы подготовил(а): ЕЛЕНА ПАВЛОВНА СКРИПКИНА

Библиотека материалов Дум Думыча

Интеллектуальный марафон. III–IV классы

Е.П.Скрипкина учитель начальных классов, МОУ «СОШ №7», г. Железногорск, Курская область

Цель: формирование представления о птицах.

Задачи: знакомство с полезной деятельностью птиц в природе; развитие познавательного интереса к птицам; воспитание бережного отношения к птицам и ответственности за все живое.

Форма проведения: интеллектуальный марафон.

Оборудование: слайды и рисунки «Пернатые друзья»; выставка рисунков «Берегите птиц!»; запись голосов птиц.

Ход занятия.

I. Организационный момент.

Представление судей и помощницы (помощница вручает карточки за правильный ответ).

II. Отборочный тур (показ слайдов).

Викторина «Угадайте птицу по описанию».

Эта птица символ весны. По народным поверьям, где она строит гнездо, там будет счастье. Поэтому крестьяне прибивали под окна планки для птиц. (Ласточка)

По народным приметам, если эта птица устроилась на нижних ветвях деревьев — ожидай ветра. В русских сказках эта птица самая мудрая из всех птиц. (Ворона)

На многих европейских гербах птица обозначает бдительность в борьбе с врагами. Считается, что эта птица предвещает добрую судьбу и рождение детей. (Аист)

В египетской мифологии эта птица —священная. На Русском Севере на избах и по сей день ее изображают, веря, что она убережет хозяев от бед. (Гусь)

Эта птица считается на Восточном Урале священной. Нередко на крышах домов устанавливали деревянные коньки, напоминавшие эту птицу. В русской народной поэзии образ птицы означает невесту. (Утка)

По повадкам этих птиц определяют погоду: птица ныряет — к дождю, стоит на одной ноге или прячет голову под крыло — к стуже. (Гусь)

Эта птица символ красоты и верности. Считается, что птица предвещает дождь, когда роняет на воду капли или при купании погружается в воду по плечи. (Лебедь)

Эти птицы из семейства воробьиных, прекрасные летуны. На землю они спускаются неохотно, предпочитая садиться на ветви деревьев, провода. Их пение — негромкое, приятное щебетание. (Ласточки)

Это крупная птица. Окраска яркая: преобладает белый цвет, часть перьев черные, клюв и ноги красные. Живет в зоне лесов и степей. (Аист)

Пища этих птиц растительная — различные водяные растения. Добывает еду, погружая свою длинную шею в воду, обрывая растения и обшаривая ил. (Лебедь)

Есть такая легенда, что эта птица была премьер министром, она хотела царствовать над животными и поэтому строила козни против Льва. Стриж предупредил об этом Льва, и он сослал ее на озеро Байкал.

(Цапля)

Сверху она вся черная, только над самым хвостом белое пятнышко. Грудка и брюшко белые. Хвост короткий, немного раздвоенный, будто рогатина. (Ласточка)

Эта птица всеядная. Она поедает различных насекомых, грызунов, ящериц, рыб, молодняк домашней птицы. Зимой питается в основном отбросами. Поедая грызунов и вредных насекомых, приносит большую пользу людям. (Ворона)

У этих птиц есть своя группа разведки. Разведчики — самые внимательные птицы, отвечающие за сохранение вида. Пока основная масса щиплет траву, отдыхает, над полем обязательно летает несколько птиц. (Гуси)

Эта птица из отряда голенастых. Спина серая, низ белый, полоса над глазом, хохол и полоска из пятен на шее черные. Голова узкая, с длинным, прямым, сжатым с боков желтоватым клювом. Ноги длинные. (Цапля)

III. Конкурс красноречия.

По итогам отборочного тура выбираются три участника. Они по очереди рассказывают, почему нужно охранять птиц. Время ответа одна минута. Жюри определяет лучший ответ и распределяет места в конкурсе. По месту в конкурсе определяется порядок ответа в последующих этапах игры. Пер-вое — выбирает дорожку и отвечает первым, второе — вторым, третье — третьим.

IV. Основная игра.

Первый этап (показ слайдов).

1. Кочующие.

2. Вестники весны.

3. Водоплавающие.

1. Кочующие.

Из района гнездования часть птиц перемещается к югу, а на их место прилетают птицы из северных мест. Большими стаями скапливаются в крупных городах. (Показ рисунка вороны.)

2. Вестники весны.

Одна из наиболее популярных птиц в России. Издавна спасала людей от набегов саранчи. Селится в специальных домиках.(Показ рисунка скворца.)

3. Водоплавающие.

Прилетают весной раньше других водоплавающих птиц. Гнезда вьют из сухой травы в каком-нибудь не мокром, болотистом месте, поросшем кустами.(Показ рисунка утки.)

Второй этап (показ слайдов).

1. Семейство утиных.

2. Семейство вороновых.

3. Отряд голенастых.

1. Семейство утиных.

Птицы осторожные и умные. Плохо уживаются с другими птицами. Живут в пресных водоемах. Птицы поздно становятся взрослыми. Они надевают белоснежный наряд на третьем году жизни.(Показ рисунка лебедя).

2. Семейство вороновых.

Этих птиц считают предсказателями погоды. Если усаживаются на высоком дереве близко друг к другу и клювом к ветру, жди плохой погоды. Если строят гнезда высоко,лето будет хорошим, если низко — холодным и сырым.(Показ рисунка грача.)

3. Отряд голенастых.

Гнездятся эти птицы в европейской части России, а зимуют в Африке. За сутки эта птица пролетает в среднем 200 км. Преодолевает за время полета до 9000 км. Живут до 70 лет.(Показ рисунка аиста.)

Третий этап (показ слайдов).

1. Растительноядные.

2. Насекомоядные.

3. Всеядные.

1. Растительноядные.

Для гнезда им достаточно найти ямку в земле, утеплить ее мхом, травой или пухом. Пока самка высиживает птенцов, самец охраняет потомство от врагов. Питаются травой, листьями, плодами и семенами. Это чуткие, умные и очень смелые птицы.(Показ рисунка гуся.)

2. Насекомоядные.

Пища этих птиц состоит исключительно из насекомых, добываемых на лету. Даже пьют они на лету. Гнезда строят в обрывах, на строениях, реже на деревьях.(Показ рисунка ласточки.)

3. Всеядные.

Питаются эти птицы разнообразной пищей. Добывая пищу, они подолгу неподвижно стоят на мелководье или у норки полевки, суслика. В России водится 16 видов этих птиц.(Показ рисунка цапли.)

Четвертый этап (показ слайдов).

Вопросы для теоретиков. Загадки-шутки.

Каким гребнем голову не расчешешь?(Петушиным.)

Петух снес яйцо. Кому достанется оно?(Петухи яйца не несут.)

Может ли страус назвать себя птицей?(Нет, он не умеет говорить.)

Что будет делать ворона, прожив три года? (Будет жить четвертый.)

Какой город носит название птицы?(Орел.)

От чего гусь плавает? (От берега.)

По чему птицы летают? (По воздуху.)

По чему утка плавает? (По воде.)

Сколько раз нужно написать букву

«а», чтобы получить птицу? (Сорок «а» — сорока.)

Почему петух, когда поет, закрывает глаза?

(Хочет показать, что поет наизусть.)

На какое дерево садится ворона во время проливного дождя? (На мокрое.)

V. Ученики читают стихотворение «Берегите птиц».

1_й ученик.

О птицах много знаем мы

И в то же время мало,

И нужно всем: и вам, и нам, —

Чтоб их побольше стало.

2_й ученик.

Для этого побережем

Своих друзей пернатых,

Иначе мы к нулю сведем

Певцов наших крылатых.

3_й ученик.

Съедят деревья и плоды

Личинки насекомых,

И поредеют все сады

Без наших птиц знакомых.

4_й ученик.

Зимой поставь кормушку им,

Синицам дай ты сала;

Пшено едят все воробьи,

Подсыпь, как станет мало.

5_й ученик.

Они вознаградят труды,

И зацветут кругом сады.

Среди зеленой той листвы

Их песенку услышишь ты.

VI. Итог занятия.

Жюри подводит итоги конкурса, награждает победителей.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

Вохринцева С.В. Перелетные птицы. Екатеринбург, 2006.

Дьячкова Г.Т. Окружающий мир. II–IV классы: Олимпиадные задания. Волгоград, 2006.

Материалы подготовил(а): учитель начальных классов ЕЛЕНА ПАВЛОВНА СКРИПКИНА

Скачать

Чтобы добавить отзыв, войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь на сайте – легко и быстро.

Регистрация

Обратная связь

ОБЖ и ЗОЖ

Тесты окр мир 2-4 класс

написать письмо

Отправить нам сообщение