Исследовательская работа на тему "Влияние посторонних звуков на работоспособность учащихся во время уроков"

Данная работа посвящена проблеме определения влияния посторонних звуков на работоспособность учащихся начальных классов во время уроков. Мне удалось доказать в своей работе, что делая уроки под посторонние звуки (телевизор, под громкую музыку, шум перемены) учащиеся сбиваются и не могут сосредоточиться на работе, а значит допускают ошибки и тратят больше времени на выполнение заданий. Убедила ребят, что лучше выполнять задания в тишине.
В работе объясняется, каким образом мы слышим. Приведены материалы практической работы «Влияние посторонних звуков на работоспособность учащихся во время уроков».

Библиотека материалов Дум Думыча

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области

средняя общеобразовательная школа с. Подстепки

муниципального района Ставропольский Самарской области

445143, Российская Федерация, Самарская область, муниципальный район Ставропольский,

сельское поселение Подстепки, село Подстепки, ул. Набережная, д.71-А,

тел./факс. (8482) 23-11-42; podstepki@mail.ru





Исследовательская работа

на тему:

«ВЛИЯНИЕ ПОСТОРОННИХ ЗВУКОВ НА РАБОТОСПОСОБНОСТЬ УЧАЩИХСЯ ВО ВРЕМЯ УРОКОВ»






Работу выполнил:

ученик 3 «А» класса

Руководитель:

Норкина Наталья Алексеевна

учитель начальных классов








2018

Содержание стр.

Аннотация …………………………………………………………………............................... 3

1. Введение……………………………………………………………………………………… 4 - 5

2. Теоретическая часть

2.1. Понятие звука. Каким образом мы слышим звуки?.................................................... 5

2.2. Типологии шумов школьного урока по В. А. Рахматшаевой…….. ………………… 5 - 6

2.3. Результаты исследований. Влияние посторонних звуков на

работоспособность учащихся начальных классов во время уроков………………… 6 - 9

3. Заключение…………………………………………………………………………………… 9 - 10

4. Список литературы……………………………………………………….............................. 10

5. Приложения

Приложение 1. Результаты анкетирования………………………………………………… 11

Приложение 2. Результаты практической работы: «Влияние посторонних звуков на

работоспособность учащихся начальных классов во время уроков»….. 12

Приложение 3. Диаграмма результатов опыта №1. Как влияет громкая музыка

в 65 дБ на выполнение письменных работ………………………………. 13

Приложение 4. Диаграмма результатов опыта №2. Как музыкальный клип

по телевизору громкостью 70 дБ влияет на темп чтения и понимание

содержания текста…………………………………………………………. . 14

Приложение 5. Диаграмма результатов опыта №3. Как шум на перемене громкостью

80 дБ мешает решению примеров…………………………………………… 15

Приложение 6. Рекомендации для родителей «Правильная подготовка домашнего

задания»…………………………………………………………………….. . 16













Аннотация


Данная работа посвящена проблеме определения влияния посторонних звуков на работоспособность учащихся начальных классов во время уроков. Мне удалось доказать в своей работе, что делая уроки под посторонние звуки (телевизор, под громкую музыку, шум перемены) учащиеся сбиваются и не могут сосредоточиться на работе, а значит допускают ошибки и тратят больше времени на выполнение заданий. Убедила ребят, что лучше выполнять задания в тишине.

В работе объясняется, каким образом мы слышим. Приведены материалы практической работы «Влияние посторонних звуков на работоспособность учащихся во время уроков».


План исследования.

  1. Постановка вопроса, подлежащего исследованию. Гипотеза.

  2. Постановка целей и задач исследования.

  3. Описание методов работы.

  4. Предполагаемые результаты.

  5. Список литературы.













  1. Введение

Школа – место, где дети проводят большую часть дня. В школе мы учимся, общаемся, развиваем свои творческие способности. Основной труд в школе — умственный, в котором принимают активное участие внимание, восприятие, память, мышление, воображение. Отрицательное действие посторонних звуков на их функционирование бесспорно.

Актуальность:

В последнее время учащиеся не могут оторваться от телевизора, телефонов. Даже письменные и устные уроки выполняют под звуки громкой музыки или под включенный телевизор. После проверки тетрадей учитель отмечает большое количество ошибок и исправлений из-за невнимательности. С чем же это связано? Мы заинтересовались этой проблемой: нас волнует вопрос – «Могут ли посторонние звуки влиять на работоспособность учащихся начальных классов во время уроков?»

Объект исследования:

учащихся начальных классов

Предмет исследования:

действие разных звуков на работоспособность учащихся 4 класса

Цель исследования:

выяснить, как влияют посторонние звуки на работоспособность учащихся начальных классов во время уроков.

Задачи исследования:

  • Узнать, каким образом мы слышим звуки.

  • Изучить типологии шумов школьного урока по В. А. Рахматшаевой.

  • Изучить и проанализировать литературу по теме работы.

  • Определить уровень звука громкой музыки, телевизора, шум на перемене с помощью модульной системы экспериментов PROLog.

  • Выявить влияние посторонних звуков на работоспособность учащихся начальных классов во время уроков.

  • Провести социологический опрос и проанализировать полученные результаты.

Гипотеза:

Мы считаем, что одна из причин ошибок - это невнимательность учащихся. Связано это с тем, что дети пытаются выполнять письменные и устные уроки под музыку и телевизор, посторонние звуки мешают детям сконцентрироваться и, следовательно, ребята допускают много ошибок. Мы считаем, если выполнять уроки в тишине, не включая телевизор или музыку, то можно повысить работоспособность учащихся во время уроков.


Методы исследования:

  1. Работа с источниками информации.

  2. Анкетирование.

  3. Сравнительный анализ.

  4. Работа с модульной системой экспериментов PROLog.

  5. Практическая работа по определению влияния телевизора, громкой музыки, шума на перемене на работоспособность учащихся во время уроков математики, русского языка, чтения.

  6. Наблюдение.


2. Теоретическая часть.

2.1. Понятие звука. Каким образом мы слышим звуки?

Каждый день,  просыпаясь  утром  от  звонка  будильника, спеша  по  делам  в  общественном  транспорте,  смотря вечером  телевизор  или  слушая  музыку,  мы подвергаемся  воздействию  звуковых  волн  различных  частот.  И  это  воздействие,  даже  если мы  не  придаем  ему  значения,  не  остается  безразличным для  нашего  организма.

Так  что  же  собой  представляет  звук? В научной литературе дается понятие звука как механические колебания внешней среды, которые воспринимаются слуховым аппаратом человека (от 16 до 20 000 колебаний в секунду). Колебания большей частоты называют ультразвуком, меньшей - инфразвуком.

Сила звука измеряется в децибелах (дБ). Белл в переводе с английского означает колокольчик, а деци значит десять. Получается, что один децибел равен звуку десяти колокольчиков. Мы узнали, что единица измерения силы звука была названа в честь учёного Белла. Он изобрёл телефон. Благодаря этому ученому люди научились передавать звук на расстояние.

Каким образом мы слышим звуки.

Мы узнали, как работают наши уши. Звуковые колебания проходят по находящейся в ухе трубке, так называемому слуховому каналу. Они ударяют по тонкой кожаной барабанной перепонке, которая расположена в конце слухового канала. От этого перепонка начинает вибрировать. В среднем ухе колебания барабанной перепонки усиливаются и передаются во внутреннее ухо. Там они преобразуются в электрические сигналы. По нервам эти сигналы попадают в мозг, который сообщает, что именно мы слышим в настоящий момент.


2.2. Типология шумов школьного урока по В. А. Рахматшаевой

Из дополнительной литературы мы узнали, что шум школьного урока имеет разную типологию.

Незаметный шум (40—45 дБ) создает ощущение полной тишины, благоприятной для умственного труда. Этот шум не утомляет. Его можно сравнить с шумом тихого радио, легкой радио-музыки в квартире, с шумовым фоном в городе ночью. Незаметный шум не превышает допустимых уровней шума для умственного труда и речевого шума, не снижает внимания, работоспособности, не оказывает вредного воздействия на центральную нервную систему, не вызывает отрицательных эмоций.

Тихий рабочий приятный шум (46—58 дБ) ощущается субъективно приятным. Это шум умеренного разговора. Он сам по себе также не утомляет. Его можно сравнить с шумом спокойной улицы днем, с шумной квартирой. Тихий рабочий приятный шум не превышает допустимых норм для умственного труда, не снижает внимания, умственной работоспособности, не оказывает вредного воздействия на центральную нервную систему, не вызывает отрицательных эмоций.

Громкий рабочий неприятный шум (59—65 дБ) ощущается неприятным, мешающим умственному труду, раздражающим. Это шум громкого разговора. Он заметно утомляет. Его можно сравнить с громкой речью по радио, с шумной улицей (без трамвая). Громкий шум снижает внимание, работоспособность, оказывает нагрузку на центральную нервную систему, вызывает неприятные эмоции.

Интенсивный нормативный шум (65—75 дБ) — это шум, неприемлемый для умственного труда. Заглушает повышенный голос учителя, голоса детей. Этот шум быстро утомляет. Его можно сравнить с громкой музыкой по радио, с шумом очень оживленной городской улицы. Он снижает внимание, развивает утомление, оказывает значительную нагрузку на центральную нервную систему, вызывает отрицательные эмоции.

Вредный импульсный шум (76—88 дБ) — это шум крика, резкого стука, удара. По интенсивности можно сравнить с громкой музыкой в ресторане, с шумом очень большого водопада. Он вреден не только для умственного труда, центральной нервной системы, внимания и работоспособности, но и для слухового анализатора. Этот шум быстро утомляет, вызывает чувство страха, неустойчивое эмоциональное состояние, отрицательные эмоции, вызываемые им, сохраняются надолго.


2.3. Результаты исследований.

1. Проведение социологического опроса.

Среди обучающихся 3 классов было проведено анкетирование, с помощью которого я попыталась выяснить мешает ли учащимся шум при выполнении уроков. Для проведения социологического опроса я разработал анкету. (Результаты анкетирования в Приложении 1).

В анкетировании приняли участие 17 чел. Учащиеся отвечали на вопросы:

1. Как вы делаете домашнее задание?

2. Мешает ли вам телевизор или громкая музыка при выполнении домашних заданий?

3. Знаете ли вы, что прослушивание громкой музыки оказывает негативное воздействие на ваш слух и внимание?

4. Шум на уроках мешает тебе сосредоточиться?

5. Шум на переменах мешает тебе отдыхать?


Вывод:

Результаты социологического опроса показали, что 55% учащихся слышали и согласны с мнением о том, что прослушивание громкой музыки негативно влияет на слух.

50% опрошенных, выполняют домашнее задание в тишине, а 50% учащихся - под включенный телевизор.

80% учащихся отметили, что музыка и включенный телевизор мешают им выполнять уроки. 60% ребят отметили, что им мешает шум на уроке, 40% одноклассников раздражает шум на перемене, объясняя это тем, что от громких звуков у них болит голова.

Шумовая нагрузка возрастает с каждым годом. Ученики усиливают её, когда включают громкую музыку или телевизор, при этом пытаются выполнить качественно домашнее задание. Учителя и родители говорят детям, что они допускают ошибки из-за невнимательности.

Мы решили исследовать влияние посторонних звуков (звуки по телевизору, громкая современная музыка, шум на перемене) на работу учащихся во время выполнения письменных и устных уроков.

Цель: изучить влияние посторонних звуков на работоспособность учащихся.

Объект исследования: работоспособность учащихся начальных классов.

Оборудование: запись музыкальной композиции, музыкальный клип по телевизору, шум на перемене, секундомер, ручка, модульная система экспериментов PROLog.

Сроки выполнения работы:


Вид деятельности

Кол-во дней на выполнение

1

Работа с источниками информации.

5 дней

2

Анкетирование.

1 день

3

Выбор оборудования для практической работы

1 день

4

Работа с модульной системой экспериментов PROLog.

1 день

5

Практическая работа по определению влияния телевизора, громкой музыки, шума на перемене на работоспособность учащихся во время уроков математики, русского языка, чтения.

5 дней

6

Изучение результатов. Сравнительный анализ. Составление в программе Excel таблиц и диаграмм

2 дня

7

Оформление исследовательской работы

7 дней

8

Подготовка и защита исследовательской работы перед одноклассниками

2 дня


Итого

24 дня


Свою исследовательскую работу проводили в течение 24 дня. Из них в течение 5 дней занималась непосредственно практической работой. С помощью модульной системы экспериментов PROLog мы замеряли уровень звука громкой музыки, уровень звука музыкального клипа под телевизор, шум на перемене в децибелах.

Результаты практической работы:

«Влияние посторонних звуков на работоспособность учащихся начальных классов во время уроков» оформила в таблицу (Приложение 2).


Опыт № 1.

Как влияет прослушивание громкой музыки в 65 дБ на выполнение письменных работ.

Ход исследования:

1 день

Учащимся предложили списать текст под громкую современную музыку в 65 дБ

2 день

Учащимся предложили списать текст, но уже в тишине.

Результаты опыта №1 показаны в диаграмме. (Приложение 3).

Вывод.

Наблюдая за ребятами, мы увидели, что они не могли сосредоточиться на работе, звуки громкой современной музыки их отвлекали, некоторые дети выполняли танцевальные движения. Выполняя списывание под громкую современную музыку, у учащихся увеличилось количество ошибок с 10 до 27. Количество исправлений увеличилось с 13 до 22.

Учащиеся начальных классов не могут выполнять два дела одновременно, это большая нагрузка на мозг.


Опыт №2.

Как музыкальный клип по телевизору громкостью в 75 дБ влияет на темп чтения и понимание содержания текста.

Ход исследования:

3 день.

Учащиеся за 1 минуту должны прочитать текст «про себя» и ответить на вопросы по содержанию.

Задание усложняется тем, что читать нужно под музыкальный клип, который идет по телевизору громкостью в 75 дБ .

4 день.

Учащиеся читают похожий текст «про себя» за 1 минуту и отвечают на вопросы по содержанию, но уже в тишине, без всяких посторонних звуков.

Результаты опыта №2 показаны в диаграмме. (Приложение 4).

Вывод.

Во время выполнения чтения под музыкальный клип по телевизору дети краем глаза смотрели на экран. Это негативно отразилось на качестве выполнения заданий. Ребята перечитывали целый текст или его отрывок снова и снова. Когда внимание отвлечено посторонними звуками и музыкой, теряется мотивация чтения, затрудняется понимание прочитанного. У 59% учащихся замедлился темп чтения, не поняли содержание текста 65%. В тишине темп чтения повысился у 41%, а смогли ответить на вопросы по содержанию текста 94% учащихся. Если вы желаете добиться ускорения темпов чтения, очень важно тренировать внимание и создавать условия, которые снизят или устранят объекты, отвлекающие внимание, в том числе и музыка.


Опыт №3.

Как шум на перемене в 85 дБ мешает решению примеров.

5 день

Учащиеся решали четыре примера на разные действия сначала на уроке в тишине, а потом аналогичные примеры при шуме на перемене.

Результаты опыта №3 показаны в диаграмме. (Приложение 5).

Вывод.

Решение арифметических примеров требует при шуме в 85дБ больше времени, чем до воздействия шума. Во время решения ребята нервничали, не могли сосредоточиться и правильно решить примеры, допускали много исправлений. В результате в тишине допустили 9 ошибок на вычисление, а в шуме 17 ошибок. Количество исправлений почти одинаковое.

3. Заключение.

Громкие посторонние звуки рассеивают внимание, мешает сосредоточиться, понижают работоспособность.

Гипотеза, выдвинутая мной, что выполняя уроки под включенный телевизор или музыку, под шум на перемене, приводит к снижению работоспособности учащихся, оказалась верной.

Проведенные исследования и обзор литературы позволили мне сделать правильные выводы по моей теме. В результате исследовательской работы:

  • Я узнал, каким образом мы слышим.

  • Я научился с помощью модульной системы экспериментов PROLog самостоятельно определять уровень звуков в децибелах.

  • С помощью программы Excel научилась строить таблицы и диаграммы.

  • С помощью программы Word закрепил навыки печатания и редактирования текста.

  • Приобрел опыт выступления перед аудиторией. Доказал своим одноклассникам, что посторонние звуки отрицательно влияют на качество выполнения работ. Составил рекомендации для родителей «Правильная подготовка домашнего задания» (Приложение 6).

Планы на будущее:

Составить рекомендации для обучающихся по защите от вредного воздействия звуков и шума.


4. Список литературы.

Для того чтобы ответить на вопрос, что такое шум и как с ним бороться мною были прочитаны книги и журнальные статьи, относящиеся к предмету исследования.

  1. Большая энциклопедия знаний/ Пер. с немецкого Л.С.Беловой, Е.В.-М: «Эксмо», 2010.- -344 с.

  2. Все обо всем. – М., АСТ, 2000г.

  3. Журнал «Наука и жизнь» № 7, 2006 год, статья Н.Б. Вильсона «Сила звука – польза и вред».

  4. Интернет – ресурсы:

http://e-ar.ru/1500717/

http://happydoctor.ru/info/1378

http://nsportal.ru/shkola/fizika/library/2013/03/18/vliyanie-shkolnogo-shuma-na-rabotosposobnost-uchashchikhsya







5. Приложения.

Приложение 1.


Результаты анкетирования


1. Как вы делаете домашнее задание?

1.Под телевизор 50% 10чел.

2.В тишине 50% 10чел.


2. Мешает ли вам телевизор или громкая музыка при выполнении домашних заданий?

1. Да. 80% 14чел.

2. Нет. 20% 6чел.


3. Знаете ли вы, что прослушивание громкой музыки оказывает негативное воздействие на ваш слух и внимание?

1. Нет. 20% 4чел.

2. Слышал, но так не считаю. 25 % 5чел.

3. Полностью соглашаюсь. 55% 11чел.


4. Шум на уроках мешает тебе сосредоточиться?

1. Да, очень 60% 12чел.

2. Не знаю, не обращаю внимания 40% 8чел.


5. Шум на переменах мешает тебе отдыхать?

1. Да, он меня очень раздражает 40% 8чел.

3. Иногда 40% 8чел.

2. Нет 20% 4чел.













Приложение 2.



Результаты практической работы:

«Влияние посторонних звуков

на работоспособность учащихся начальных классов во время уроков»



Опыт №1

Опыт №2

Опыт №3

Современная быстрая музыка

65 дБ

В тишине

Музыкальный клип

70 дБ

В тишине

Перемена

85дБ

В тишине

письмо

Чтение

математика

Допущено ошибок

Допущено исправлений

Допущено ошибок

Допущено исправлений

Темп чтения сл/мин

Понимание текста

Темп чтения сл/мин

Понимание текста

Допущено ошибок

Допущено исправлений

Допущено ошибок

Допущено исправлений

Андрей С.

++++++

++



67


70


++


+

++

Андрей Б.

++++

+++

++

+++

88


88

+

+++


++

+

Вика М.

++

+

++


140

+

158

+

++


+


Даниил З.




++

140

+

160

+





Даша Б.

+

+

+

+

128


124

+

+



+

Вика К.

+

+++

+


115

+

127

+


+



Иван А.


+



132


158

+

++


+


Иван Б.

++

+++

+


100


120

+

++

+

+

+

Иван В.

+

+

+

++

124

+

108

+

++

+

+


Дима Д.

+



+

131


158

+


++



Настя И.


+

++

+

136


139

+

+




Наташа


++



164

+

163

+





Лиза Н.





137


134

+





Никита

+++++

++


+

108


145

+

++

+

+


Оля Т.





135


147

+





Марина В.

+




115

+

108

+

+




Сергей Р.

+++

++


++

164


125

+

++

+

+



Всего ошибок

Общее кол-во

Всего ошибок


27

22

10

13

125

6

131

16

17

7

9

5










Приложение 3.


Диаграмма результатов опыта №1.

Как влияет громкая музыка в 65 дБ на выполнение письменных работ.


Исследовательская работа на тему




















Приложение 4.


Диаграмма результатов опыта №2.

Как музыкальный клип по телевизору громкостью 70 дБ

влияет на темп чтения и понимание содержания текста.


Исследовательская работа на тему



Исследовательская работа на тему


Приложение 5.


Диаграмма результатов опыта №3.

Как шум на перемене громкостью 80 дБ мешает решению примеров.



Исследовательская работа на тему














Приложение 6.

Рекомендации для родителей

«Правильная подготовка домашнего задания».

1. Не включайте телевизор в фоновом режиме, когда ребенок выполняет домашнее задание. Фоновый режим отвлекает ребенка, и он не может полностью сосредоточится на выполнении заданий.

2. Если во время выполнения домашнего задания телевизор работает в фоновом режиме и ребенок краем глаза смотрит развлекательную программу,  - это негативно отразиться на качестве выполнения заданий и на учебе в целом.

3.  Ребятам младшего школьного возраста не следует делать сразу два дела: учить уроки и слушать музыку, или смотреть телевизор. У них очень легко возникает так называемый ориентировочный рефлекс на любой внешний раздражитель.

4. Если вы желаете добиться ускорения темпов чтения, очень важно тренировать внимание и создавать условия, которые снизят или устранят объекты, отвлекающие внимание, в том числе и музыка.

5. Младшим школьникам лучше готовить уроки в тишине. 




















17


Материалы подготовил(а): Норкина Наталья Алексеевна

Скачать

2019-11-14

Мне нравится | 1

Чтобы добавить отзыв, войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь у нас на сайте.

Регистрация

Обратная связь

Отправить нам сообщение