Исследовательская работа "Влияние цвета на работоспособность школьников"

Исследовательская работа была выполнена учащимся 4 класса. В ходе работы были изученные теоретические аспекты данной темы. В практической части описываются исследования, проведённые учащимся, выполнены графики и диаграммы.

Библиотека материалов Дум Думыча

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 198»

города Новосибирска










Исследовательская работа


«Влияние цвета на работоспособность школьников»


(секция «Здоровый образ жизни»)









Автор: Зоркин Кирилл Сергеевич,

ученик 4 «А» класса

Руководитель: Казакова Жанна Александровна,

учитель начальных классов















г.Новосибирск, 2018 год

Содержание Стр.


Введение------------------------------------------------------------------- 1 - 2


Глава I. Теоретические основы о влиянии цвета

на работоспособность школьников

    1. Цвет и его характеристики----------------------------------------- 3

    2. Влияние основных цветов на работоспособность------------ 3 - 4


Глава II. Исследовательская работа по определению

влияния цвета на работоспособность школьников

2.1 Описание диагностических методик----------------------------- 5

2.2 Сравнительный анализ результатов исследовательской

работы----------------------------------------------------------------------- 5 - 6


Заключение---------------------------------------------------------------- 8


Список источников информации------------------------------------ 9


Приложения--------------------------------------------------------------- 10 - 12

























Введение

«Цвета действуют на душу, они могут вызывать чувства, пробуждать эмоции и мысль» - так сказал когда-то великий Иоганн Вольфганг Гёте.

В жизни каждого человека цвет играет значительную роль. Он способен радовать и огорчать, может влиять на наше самочувствие и трудоспособность.

В младшем школьном возрасте дети очень невнимательны. Они легко и быстро отвлекаются. Внимание учащихся зависит как от содержания материала, так и от его подачи. Живое, яркое преподнесение материала в младших классах – важная форма управления работоспособностью.

Влияние цвета на человека в повседневной жизни неоднократно привлекало внимание исследователей. Силу воздействия цвета на человека, на его здоровье и сознание давно заметили представители самых разных наук: многие философы и физики, физиологи и врачи. Цветом интересовались Аристотель, Леонардо да Винчи, Ньютон, Гёте, а в наше время – И.П. Павлов, С.Н. Вавилов и многие другие.

Однако, как вполне справедливо утверждает известный американский психолог искусства Рудольф Арнхейм, воздействие цвета оказывается довольно сильным и самопроизвольным только в том случае, если он является результатом интеллектуального истолкования.

Актуальность исследовательской работы состоит в том, что знание значения цвета в жизни каждого человека необходимо, так как цвет оказывает воздействие на настроение, на чувства, мысли и, в целом, на здоровье человека.

Я заметил, что мне нравятся некоторые цвета (зеленый, голубой, желтый) больше остальных. Они вызывают у меня радость, подъём настроения! А другие цвета (красный, фиолетовый) вызывают тревогу и грусть! Мне стало интересно: какие цвета помогают мне учиться в школе и какие мешают?

Стремление найти ответ на этот вопрос определило тему моего исследования: «Влияние цвета на работоспособность школьников».

Объект исследования: цветовая гамма.

Предмет исследования: влияние цвета на работоспособность учащихся.

Гипотеза исследования. Проблема изучения влияния цвета на работоспособность учащихся является значимой, потому что современное поколение владеет минимумом информации о цветовой гамме, которая окружает нас в школе. Проблема в том, что в зависимости от того, насколько мы осознаём её влияние, настолько определяется и благополучие нашего учебного процесса. От решения этой проблемы во многом зависит успешность восприятия учебного материала.

Цель исследования: изучить влияние цвета как фактора, воздействующего на умственную работоспособность школьников.


1



Для реализации цели исследования необходимо выполнить следующие задачи:

1.Рассмотреть различные источники информации для изучения цвета и его характеристика.

2.Определить свойства цветов.

3.Провести исследования, доказывающие влияние цвета на работоспособность школьников.

Методы исследования: теоретический анализ литературы, наблюдение, исследование, анкетирование, сравнение.

Практическая значимость: материал моей исследовательской работы может быть использован на уроках окружающего мира, классных часах, олимпиадах, предметных неделях.








































2

Глава I. Теоретические основы о влиянии цвета на работоспособность школьников

    1. Цвет и его характеристики

Огромную роль в рассмотрении учения о цвете оказали Попов Г.В., Дженис Линдси, Миронов А.В., Цойгнер Герхард и др. В настоящее время актуальными являются учения о влиянии цвета на работоспособность учащихся Ж. Агостона, Г. Клара, Г. Фрилинга и К. Ауэра.

Эта проблема была и остается одной из самых актуальных, поэтому ей посвящены сотни книг и статей.

Для того, чтобы изучить влияние цвета на человека, необходимо разобраться каким образом он возникает. Свет, излучаемый Солнцем, называется белым цветом. Но в действительности белый цвет – это смесь разных цветов. Это можно обнаружить, если посмотреть через стеклянную призму. Свет, проходя через нее, распадается на различные цвета: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.

В 1666 году английский ученый Исаак Ньютон доказал, что обычный белый цвет – это смесь лучей разного цвета. «Я затемнил мою комнату, - писал он, - и сделал очень маленькое отверстие для пропуска солнечного света».

На пути солнечного луча ученый поставил особое трехгранное стеклышко - призму. На противоположной стене он увидел разноцветную полоску – спектр. Ньютон объяснил это тем, что призма разложила белый цвет на составляющие его цвета. Ньютон первый разгадал, что солнечный луч многоцветный.

Если заглянуть в словарь С.И.Ожегова, то цвет - это один из видов красочного радужного свечения – от красного до фиолетового, а также их сочетаний или оттенков.

Восприятие цветов и оттенков можно сравнить с музыкантом, настраивающим свой инструмент. Все оттенки способны вызывать в душе человека неуловимые отклики и настроения, поэтому он и ищет резонанс колебаний цветовых волн с внутренними отголосками своей души.

Существует две основные группы, на которые делятся цвета. Это цвета Теплой гаммы (красный, желтый, оранжевый, коричневый и все их оттенки) и цвета Холодной гаммы (все оттенки синего, голубого, зеленого, фиолетового, серого).

1.2 Влияние основных цветов на работоспособность

Еще в Древнем Египте существовали храмы, где воздействовали на людей с помощью цвета (в культовых целях и для излечения). Храмы строились по отношению к солнцу таким образом, чтобы солнечный свет, попадая внутрь, распадался на семь цветов радужного спектра. Это позволяло людям принимать солнечные ванны и исцеляться!

3

Специальная краска, наносимая на тело воина и его доспехи, внушала противнику страх. Цвета, которые подбирали для одежды царей и жрецов, говорили об их могуществе, вызывали восторг и трепет. (Приложение 1)

Цветотерапия (хромотерапия) - воздействие цветом с целью восстановления деятельности организма. Она применяется для профилактики и комплексного лечения стрессовых состояний, головных болей, нарушений сна, неврозов, заболеваний органов дыхания, опорно-двигательного аппарата, желудочно-кишечного тракта, сердечно-сосудистых и глазных заболеваний, а также других заболеваний. 

В Древнем Риме использовался такой способ цветотерапии, как насыщение воды цветом. В сосуд с водой клали драгоценные и полудрагоценные камни определенного цвета. А потом прописывали эту воду пить. Для разных недугов использовали разные драгоценные камни. Например, от простуды лечили бирюзой.

Для своего эксперимента я брал красный, зелёный, белый цвета.

Красный цвет – наиболее активно влияет на человека, пробуждает его физическую силу, энергию, жизнелюбие. Но действует он так кратковременно, а затем подавляет, угнетает, приводит к утомлению и перегрузке, раздражает, снижает работоспособность.

Зеленый цвет – нейтральный, мягкий, успокаивающий. 
Недаром человек расслабляется в лесу, среди зелени деревьев, гуляя по ковру шелковистой травы. 
Зеленый цвет благотворно влияет на зрение, снимает умственное и физическое перенапряжение, делает человека терпеливым, дисциплинирует ум и тело.

Белый цвет - символизирует чистоту намерений, совершенство, очищение и силу. Укрепляет и очищает весь организм. 

















4

Глава II. Исследовательская работа по определению влияния цвета на работоспособность школьников


2.1 Описание диагностических методик

Исследовательская работа, направленная на выявление влияния цвета на работоспособность школьников проводилась на базе МБОУ СОШ № 198 города Новосибирска.

1. Влияние цвета на умственную продуктивность (внимания).

Исследование 1.

Учащимся 4 класса (47 человек) были даны карточки трех цветов: красного, зеленого и белого, на которых были напечатаны примеры по математике, которые им нужно было решить.

Предполагается, что в карточках зеленого цвета положительных отметок будет больше, так как зеленый цвет успокаивает, расслабляет, снимает умственное напряжение и помогает сосредоточиться.

Исследование 2

Одноклассникам (28 человек) были даны разные тексты, напечатанные на красной, зелёной и белой бумаге. Им нужно было прочитать текст и устно ответить на вопросы.

Исследование 3

Три группы ребят (по12 человек) писали диктант на листах разного цвета (белом, зелёном и красном).

2. Влияние возрастного уровня (предпочтение определённого цвета).

Анкетирование 1

Каждый возрастной уровень имеет предпочтение определённого цвета. Чтобы доказать или опровергнуть данную гипотезу - было проведено анкетирование среди одноклассников и их родителей, где предлагалось ответить на вопрос: Какой цвет вам нравится?

Анкетирование 2

Учащимся 4 класса, в количестве 27 человек, была предложена анкета. Ребята должны были ответить на два вопроса: С каким цветом ты себя ассоциируешь? С каким цветом ты ассоциируешь своего друга?


2.2 Сравнительный анализ результатов исследовательской работы.

1. Влияние цвета на умственную продуктивность (внимание)

Исследование 1. (Приложение 2)

Результат

Одинаковое количество положительных отметок было получено за работы, выполненные на бумаге белого и зелёного цветов. Больше отрицательных отметок получено за работы, выполненные на бумаге красного цвета.



5

Исследование 2. (Приложение 3)

Результат

Больше неправильных ответов было к текстам, напечатанным на красной бумаге. На втором месте тексты на зелёной бумаге. Два неверных ответа к тексту на белой бумаге.

Исследование 3 (Приложение 4)

Результат

Больше орфографических ошибок было допущено на листах красного цвета.

Вывод: мои исследования показали, что белый и зелёный цвета способствовали получению более высоких отметок, а красный цвет негативно повлиял на результаты.

2. Влияние возрастного уровня (предпочтение определённого цвета)

Анкетирование1.

Исследование проведено с помощью метода анкетирования среди одноклассников и их родителей.

Исходя из полученных данных можно сделать вывод:

Одноклассники (опрошено 27 человек) предпочитают красный, жёлтый, оранжевый цвета. Красный цвет повышает тонус, оранжевый цвет улучшает настроение, жёлтый цвет согревает.

Родители (опрошено 32 человека) предпочитают сине-голубые цвета. Синий цвет устанавливает доверительные отношения, голубой цвет оказывает релаксирующее действие.

Вывод: каждый возрастной уровень имеет предпочтение определённого цвета и характеристика цвета это подтверждает. (Приложение 5)

Анкетирование 2.

Учащимся 4 класса, в количестве 27 человек, была предложена анкета в которой было два вопроса: С каким цветом ты себя ассоциируешь? С каким цветом ты ассоциируешь своего друга?

После проведения исследования и изучения полученных результатов, выявилось, что ученики, которые ассоциируют себя с теплыми оттенками цветов, при ассоциации цвета друга выбирали так же теплые цвета. Аналогичная ситуация с холодными цветами.

Из чего следует вывод, что энергичные, активные, быстро принимающие решения дети, склонны к общению с такими же детьми. А более спокойные, уравновешенные,

вдумчивые, но склонные к сомнению дети поступают аналогично при выборе

друга.

Некоторые личностные характеристики цветов:

Синий — честный, справедливый, невозмутимый, добросовестный, добрый, спокойный.

Зеленый — черствый, самостоятельный, невозмутимый.

Красный — отзывчивый, решительный, энергичный, напряженный,

дружелюбный, уверенный, общительный, раздражительный, сильный,

6

обаятельный, деятельный.

Желтый — разговорчивый, открытый, общительный, энергичный, напряженный.

Фиолетовый — несправедливый, неискренний, эгоистичный, самостоятельный.

Дети, ассоциирующие себя с определенным цветом, дружат с детьми, выбирающими такой же цвет или сочетающийся с ним. (Приложение 6)






































7

Заключение

Фундамент здоровья человека закладывается в детском возрасте, в период обучения в школе. Поэтому проведение мероприятий, направленных на сохранение здоровья школьников является важным делом. Цвет – мощное средство воздействия на психику человека. Соответственно современный человек должен знать и понимать, как цвет воздействует на его организм и психику, чтобы лучше ориентироваться в окружающем мире. Цвет может привлекать и отталкивать, вселять чувство спокойствия и комфорта или возбуждать и тревожить. Цвета обращаются к чувствам, а не к логике человека.

Мной установлено, что каждый цвет имеет свою символику и свои психологические особенности. Так же установлено, что уравновешенная в цветовом отношении среда привлекает, создает творческую атмосферу, успокаивает и улучшает работоспособность школьников. Цвет существенно влияет на состояние ученика, на поведение, самочувствие, работоспособность.

 Изучение соответствующей литературы показало, что каждый цвет имеет свою символику и свои психологические особенности. 

  Внимание учащихся при выполнении умственной работы зависит от цвета бумаги, на которой предлагаются задания. Лучше концентрируется внимание учащихся при выполнении задания на белой и светло-зеленой бумаге.

В зависимости от возраста каждый человек отдаёт предпочтение определённому цвету: учащиеся 4 класса – красный, желтый, оранжевый, что говорит об активности этого возраста и желании добиться успеха; взрослые люди – синий и голубой цвета, что говорит о наличии своей точки зрения на всё, что их окружает, добросовестности и строгости.

 Исследования, проведённый в школе, показали, что цвет действительно влияет на поведение, самочувствие и работоспособность учащихся.

Моя гипотеза относительно того, что цвет оказывает влияние на работоспособность школьников, подтвердилась.














8

Список использованных источников

  1. Дженис Линдси «Все о цвете» Книжный клуб 36.6. 2014

  2. Ж. Агостон «Теория цвета и её применение в дизайне» М. «Мир» 1982 г.

  3. Клар Г. Тест Люшера. Психология цвета. – М.: Изд. «Питер», 1998. – 94 стр.

  4. Люшер М. Оценка личности посредством выбора цвета. – М.: Изд. «ЭКСМО-Пресс», 1998. – 156 стр.

  5. Миронов А. В. «Цветоведение», 1984

  6. Попов Г.В. Спектроскопия и цвета тел в курсе физики средней школы Пособие для учителей, М., Просвещение,   1971.

  7. Фрилинг Г., Ауэр К. Человек – цвет – пространство. – М.: Изд. «Питер», 2001. – 76 стр.

  8. Цойгнер Герхард Учение о цвете. М, «Стройиздат», 1971.

  9. http://mikhalkevich.narod.ru/kyrs/Cvetovedenie/main6.html

  10. http://www.docload.ru/Basesdoc/10/10760/index.htm#i91474





























9

Приложения

Приложение 1


Исследовательская работа



Приложение 2

Отметки, полученные при решении математических примеров


Исследовательская работа

10

Приложение 3



Исследовательская работа


Приложение 4



Исследовательская работа


11


Приложение 5

Показатели влияния возрастного уровня

(предпочтение определённого цвета)


Цвет

Одноклассники

Родители

красный

10 ч.

5 ч.

синий, голубой

3 ч.

20 ч.

черный

-

1 ч.

желтый

6 ч.

-

зеленый

2 ч.

2 ч.

белый

1 ч.

1 ч.

оранжевый

5 ч.

1 ч.

коричневый

-

2 ч.

серый

-

-




Приложение 6


Показатели ассоциации цвета


Цвет

С каким цветом ты себя ассоциируешь?

С каким цветом ты ассоциируешь своего друга?

Красный

15

8

Оранжевый

3

5

Желтый

5

4

Зеленый

1

2

Голубой

1

4

Синий

1

2

Фиолетовый

1

2















12

Материалы подготовил(а): Казакова Жанна Александровна

Скачать

Чтобы добавить отзыв, войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь на сайте – легко и быстро.

Регистрация

Обратная связь

ОБЖ и ЗОЖ

Тесты окр мир 2-4 класс

написать письмо

Отправить нам сообщение