Комплексное интегрированное занятие для учащихся начальных классов «Во саду ли, в огороде»

Это занятие является:
 комплексным, так как направлено на раскрытие целостной сущности
определенной темы средствами разных видов деятельности, которые
объединяются в широком информационном поле занятия через взаимное
проникновение и обогащение.
 интегрированным, потому что направленно на разностороннее раскрытие
сущности определенной темы средствами разных видов деятельности,
организованных разными специалистами(логопедом, дефектологом,
психологом) и эти виды деятельности последовательно меняют друг друга.
 инклюзивным, потому что в рамках одного коррекционного занятия каждому
учащемуся, независимо от имеющихся физических, интеллектуальных,
социальных, эмоциональных, языковых и других особенностей,
предоставляется возможность обучаться и усваивать программный материал на
доступном для него уровне.
Материалы подготовил(а): Зульфия Алимжантовна Коренюгина, Нилова Татьяна Ивановна.

Библиотека материалов Дум Думыча

Комплексное интегрированное занятие «ВО САДУ ЛИ, В ОГОРОДЕ»

для учащихся начальных классов (вариант 1, вариант 2).

Творческая группа ОГКОУ «Школа №19»,

методическое объединение учителей – логопедов,

дефектологов, педагогов – психологов:

Коренюгина З.А.(учитель – логопед, высшая квалификационная категория),

Нилова Т.И.(учитель – дефектолог, высшая квалификационная категория),



Цель: Актуализация знаний детей по лексическим темам «Овощи», «Фрукты».

Минимальный и достаточный уровни усвоения программного материала.

Минимальный уровень:

  • выражать свои просьбы, желания, используя этикетные слова и выражения;

  • уметь отвечать на вопросы с опорой на иллюстративный материал;

  • отвечать на вопросы учителя;

  • иметь представления о назначении объектов изучения;

  • узнавать и называть изученные объекты на иллюстрациях, фотографиях;

  • относить изученные объекты к определенным группам (видо0;

  • называть сходные объекты, отнесенные к одной и той же изучаемой группе.

Достаточный уровень:

  • принимать активное участие в диалогах по темам речевых ситуаций;

  • высказывать свои просьбы и желания;

  • относить изученные объекты к определенным группам с учетом различных оснований для классификации;

  • отвечать и задавать вопросы учителю по содержанию изученного, проявлять желание рассказать о предмете изучения или наблюдения, заинтересовавшем объекте;

  • проявлять активность в организации совместной деятельности и ситуативного общения с детьми; адекватно взаимодействовать с объектами окружающего мира.

Базовые учебные действия

Личностные учебные действия:

  • самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей.

Коммуникативные учебные действия:

  • обращаться за помощью и принимать помощь;

  • слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту.

Регулятивные учебные действия:

  • принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе.

Познавательные учебные действия:

  • выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;

  • делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале.

Программные задачи:

1. Развитие познавательной деятельности, наглядно – образного мышления, формирование операции обобщения, анализа и синтеза.

2. Формирование устойчивости, концентрации и переключения зрительного внимания, развитие зрительно-моторных навыков.

3. Закрепление сенсорных эталонов.

4. Актуализация словаря по лексическим темам «Овощи», «Фрукты».

5. Закрепление начальных навыков звукового анализа.

6. Формирование коммуникативных навыков.

Пояснительная записка.

Это занятие является:

  • комплексным, так как направлено на раскрытие целостной сущности определенной темы средствами разных видов деятельности, которые объединяются в широком информационном поле занятия через взаимное проникновение и обогащение.

  • интегрированным, потому что направленно на разностороннее раскрытие сущности определенной темы средствами разных видов деятельности, организованных разными специалистами(логопедом, дефектологом, психологом) и эти виды деятельности последовательно меняют друг друга.

  • инклюзивным, потому что в рамках одного коррекционного занятия каждому учащемуся, независимо от имеющихся физических, интеллектуальных, социальных, эмоциональных, языковых и других особенностей, предоставляется возможность обучаться и усваивать программный материал на доступном для него уровне.



При выполнении дидактической задачи учитывается разный уровень речевого развития учащихся. Дети, владеющие фразовой речью, выполняют вербальную часть задания в виде самостоятельной развернутой фразы. Если ребенок использует в речи простые аграмматичные фразы из 1-2 слов, то выполнение на уровне самостоятельного называния слова или повтора образца фразы. При становлении речи на уровне искаженных слов, слова произносятся сопряженно под отхлопывание слогового ритма. При отсутствии речи используются альтернативные способы коммуникации (мимика, жесты, звукоподражание и др.).


Оборудование и дидактический материал: Интерактивная доска, презентация урока, интерактивная онлайн игра «Играемся», разрезные картинки, кубики, набор предметных картинок (овощи, фрукты).


Ход занятия:

Слышатся голоса.

Стёпа: У меня вкуснее!

Стеша: Нет, у меня!

Стёпа: Нет, у меня! (на экране появляются изображения зайцев).

Ведущий: Вы кто такие и почему шумите?!

Стёпа: Я Стёпа, я говорю, что вкуснее овощей ничего быть не может!

Стеша: А меня зовут Стеша. Я считаю, что самое вкусное на свете - это фрукты! Вот мы и спорим.

Ведущий: Давайте не будем спорить и шуметь, а ребята помогут вам разобраться.

Задание 1: «Что это?» (Назови фрукты/овощи).

На экране Стеша, последовательно появляются картинки фруктов. На следующем слайде Степа, появляются картинки овощей.

Дидактическая задача: уточнение пассивного и активного словаря по теме.

Выполнение (вариант 1):назвать фрукт/овощ, обозначить обобщающим словом всплывающие изображения на интерактивной доске.

Выполнение (вариант 2):найти такую же картинку у себя.

Задание 2: «Что спрятано на картинке?» (Наложенные изображения).

Дидактическая задача: узнавание и называние контурных наложенных изображений.

Выполнение (вариант 1): назвать (5 изображений).

Выполнение (вариант 2): найти у себя такую же (3 изображения).

Задание 3: «Чего не стало?».

На экране ряд картинок, дети запоминают их и отворачиваются. Одна исчезает, а дети должны её вспомнить.

Дидактическая задача: восстановить по памяти целостность ряда.

Выполнение (вариант 1): от 4 до 6 элементов.

Выполнение (вариант 2): 3-4 элемента.

Задание 4: «Чем нас зайки угощали?».

На доске картинки зайка с графином, другой с пирогом. Появляются картинки овощей и фруктов, нужно образовать прилагательное (какой сок? какой пирог?)

Дидактическая задача: словообразование на уровне активного или пассивного словаря.

Выполнение (вариант 1): образование прилагательного от существительного, полный ответ (У зайки капустный пирог).

Выполнение (вариант 2): по прилагательному определить существительное, показать картинку (Для капустного пирога что нужно?).

Динамическая пауза.

Подвижная игра «Веселые поварята». Магнитная доска, на разных половинках изображения кастрюли и салатника. Распределить картинки овощей и фруктов (находящихся на столах) так, чтобы овощи были в салатнике (готовим салат), а фрукты в кастрюле (варим компот).Каждый ребенок берет 1 картинку и бежит к доске, возвращается к столу, передает очередь следующему.


Пальчиковая гимнастика «Варим, варим мы компот»

Будем мы варить компот0;Левую ладонь держат «ковшиком»,
Фруктов нужно много. Вот.                    указательным пальцем правой руки
                                                                         «мешают».
Будем яблоки крошить,                          Загибают пальцы по одному, начиная 

Грушу будем мы рубить,                        с большого.
Отожмём лимонный сок,
Слив положим и песок.
Варим, варим мы компот,                      Опять «варят» и «мешают».
Угостим честной народ.
                                  


Задание 5: Разрезные картинки и кубики.

Дидактическая задача: собрать изображение.

Выполнение (вариант 1): от 4 до 9 элементов.

Выполнение (вариант 2): от3 до 5элементов.

Задание 6: «Назови ласково».

Дидактическая задача: словообразование существительных префиксальным способом.

Выполнение (вариант 1): образование существительных уменьшительно – ласкательной формы.

Выполнение (вариант 2): различение слов, обозначающих объекты разной величины(помидор, помидорчик).

Задание 7: «Угадай что это?»

На экране всплывают опорные картинки, обозначающие обобщающее слово, форму, цвет, вкус.

Дидактическая задача: отгадывание фрукта/овоща по набору опорных картинок.

Выполнение (вариант 1): называние фрукта и проговаривание обобщающего слова и описание (форма, цвет, вкус).

Выполнение (вариант 2): показать предметную картинку – ответ и подобрать к ней опорные картинки из раздаточного материала с изображением цвета и формы.

Задание 8: «Волшебное колесо» (интерактивная онлайн игра).

На экране вращается колесо, поделенное на 12 секторов, в каждом изображение фрукта или овоща. Когда круг остановится, нужно назвать картинку напротив стрелки и нажать соответствующую кнопку со словом «фрукт» или «овощ» в правой половине экрана. Не читающие дети ориентируются на разный цвет кнопок (шрифт слова фрукт красным, овощ – зелёным).

Дидактическая задача: дифференциация «овощи – фрукты».

Выполнение (вариант 1): назвать, определить к чему относится картинка в секторе со стрелкой, нажать соответствующую кнопку со словом «овощи» или «фрукты».

Выполнение (вариант 2): определить к чему относится картинка в секторе со стрелкой, поднять соответствующую картинку с деревом или грядкой или нажать кнопку соответствующего цвета.


Заключительная чисть:

Ведущий: Ребята, а вы любите овощи? (Да!) А фрукты? (Да!). Правильно, потому что и фрукты и овощи одинаково вкусные и полезные!

Чтобы быть здоровым, сильным быть,

Нужно фрукты, овощи любить.

Все без исключенья!

В этом нет сомненья.

В каждом польза есть и вкус,

И решить я не берусь,

Что из них вкуснее,

Что из них нужнее.

Стёпа и Стеша: Спасибо за интересное занятие и за то, что нас помирили!


Список литературы

  1. Андреева, Н.Г. Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников. В 3 частях. Часть 2 / Н.Г. Андреева. - М.: Книга по Требованию, 2014. - 248 c.

  2. Солодянкина, О. В. Воспитание ребенка с ограниченными возможностями здоровья в семье / О.В. Солодянкина.0;2019. - 802 c.

  3. Воронкова, В.В. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Сборник 1 / В.В. Воронкова. - М.: Книга по Требованию, 2017. - 224 c.

  4. Обучение детей с ОВЗ в соответствии с ФГОС НОО. Локальные нормативные акты. Л.В. Боброва и др.0;c.








Материалы подготовил(а): учитель начальных классов Зульфия Алимжантовна Коренюгина, Нилова Татьяна Ивановна

Скачать

Чтобы добавить отзыв, войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь на сайте – легко и быстро.

Регистрация

Обратная связь

ОБЖ и ЗОЖ

Тесты окр мир 2-4 класс

написать письмо

Отправить нам сообщение